Спросить
Войти

По следам экспедиции Г. Н. Потанина более века спустя

Автор: указан в статье

2011 История №2(14)

УДК 910:39 (5)

Б.О. Бутеев

ПО СЛЕДАМ ЭКСПЕДИЦИИ Г.Н. ПОТАНИНА БОЛЕЕ ВЕКА СПУСТЯ

На основе фактологического материала автор проводит сравнение жизнь тюркского народа сары уйгуров более века спустя с этнографическими наблюдениями Г.Н. Потанина. Г.Н. Потанин является первым ученым, сделавшим записи образцов языка сары уйгуров. Приводится маршрут, по которому были совершены путешествия исследователей 18831886 и 2010 годов. Автор ставит вопрос исследования и сохранения языка сары уйгуров, так как из-за малочисленности этноса, влияния более численных этнических групп идёт процесс исчезновения этого тюркского этноса.

17 июня 2010 г. поезд «Астана-Урумчи» привёз меня в места, где более ста лет тому назад проходил путь экспедиции Г.Н. Потанина.

Имея за плечами большой опыт экспедиций дальнего следования, в 1883 году, по поручению Императорского Русского Географического общества, Г.Н. Потанин отправляется в новую экспедицию, в Срединный Китай, в провинцию Ганьсу, Ордос и окраины Тибета. Из экспедиции, длившейся три года, он возвращается в Петербург лишь в 1886 г. и в течение нескольких лет занимается обработкой громадного материала [4, 145]. Наблюдения ученого-путешественника о Срединном Китае нашли отражение в его книге «Тангут-ско-тибетская окраина Китая и Центральная Монголия». С того времени, когда Г.Н. Потанин осуществил свое путешествие в провинцию Ганьсу, прошло более века. Он является первым исследователем, сделавшим записи образцов языка сары уйгуров. Как признавался сам Г.Н. Потанин, ему не удалось пожить в среде этого народа. Но, по свидетельствам людей, которые сопровождали его в экспедиции, он собрал достаточно большой объём сведений о жизни этого самобытного тюркского этноса. В последующих исследованиях ученые не раз обращались к заметкам Г. Н. Потанина о сары уйгурах.

В книге «Тангутско-тибетская окраина Китая и Центральная Монголия», описывая один из тюркских народов - сары уйгуров, ученый отмечает: «Ёгуры -тюркская народность, частично монголизирована; вероятно тождество, или преемственность, ёгуров и уйгуров; наиболее близки к древнеуйгурскому языку наречия шира-ёгуров» [2. С. 618].

«Кочевья ёгуров начинаются от левого берега Едзина ниже Па-баор-та-сы и простираются до города Карне, лежащего к югу от Сучжоу. Другими словами, кочевья их заключаются в северных долинах Нань-шаня, между меридианами Ганьчжоу и Сучжоу» [2. С. 480]. Г.Н. Пота-

нину из старинных обрядов удалось записать только два. Приведем один из них. «Ёгуры джада-лана, т. е. совершают обряд, привлекающий с неба дождь. Для этого они делают из снадобьев колобок, приносят из ключа в дом воду в ведре, колобок опускают в ведро и читают «ном» [священные книги], когда дождь прольется, воду относят и выливают в тот же ключ, из которого она была взята» [2. С. 482].

Итак, Срединный Китай, провинция Ганьсу сегодня, 100 лет спустя. За это время в жизни сары уйгуров произошли значительные перемены. В 1954 г. в провинции Ганьсу был образован автономный уезд с центром в городе Сунань, и было введено единое наименование для всей народности - «юйгу» [3. С 85]. Введенный искусственный термин «юйгу» навсегда обозначил разграничение преемственности между сары уйгурами и уйгурами. Хотя, описывая народность сары уйгуры (юйгу), Г.Н. Потанин неоднозначно предполагал возможность тождественности, или преемственности ёгуров с уйгурами [2. С 618]. По имеющимся сведениям, тюркоязычные уйгуры - предки ганьсуйских сары уйгуров (юйгу) - переселились в Ганьчжоу и Ляньчжоу из бассейна р. Селенги в УП-УШ вв. н.э. Новый поток хлынул в середине IX в., когда уйгурский каганат в Монголии был разгромлен киргизами. Предания самих сары уйгуров сообщают о том, что они пришли в район Сучжоу с запада, из Сиджи-Хаджи и Цяньфутун в XVII-XVIII вв. [3. С. 89]. С 1958 г. китайский язык и иероглифическая письменность были приняты у сары уйгуров (юйгу) как государственный язык и письменность [3. С 86]. Модернизация общества и межнациональные браки неизбежно вели и ведут к стиранию различий между этническими группами.

Наблюдая за бытом современных нам сары уйгуров начала XXI в., удалось констатировать следующее. Сегодня они используют в повсе-

По следам экспедиции Г.Н. Потанина более века спустя

дневной жизни и профессиональной деятельности современные достижения. Практически у каждого дома имеется собственная ветровая мини-установка или же солнечная батарея, обеспечивающие дома электроэнергией. Дома, в которых я побывал, практически все имеют бетонные полы, а в некоторых бетон имеет деревянное покрытие, в первом случае все домочадцы ходят в обуви. Сегодняшняя сарыуйгурская семья имеет не более двух детей, в то время как во времена экспедиции Г.Н. Потанина в каждой сарыуйгурской семье было не менее десяти детей. Чтобы не быть изгоями, сары уйгурам приходится подстраиваться под нормы китайского общества. Молодежь предпочитает покидать родные дома и переезжать в город, где практически везде используется китайский язык.

Традиционное сарыуйгурское поселение - это аул (агыл сар.), состоящий из пяти-шести домов. Таких поселений довольно много, расстояние между ними составляет от 500 м до нескольких километров. Сунань, который можно увидеть, поднявшись на возвышенность, как на ладони, состоит из двух центральных улиц, на которых

расположены магазины, места общественного питания, гостиницы, воинская часть, Дом культуры, спортивные сооружения, школы, детсады, административные здания, полицейский участок. Остальная часть города распожена так: по

периферии частные дома. Люди живут в них оседло, занимаются земледелием и скотоводством.

Свадебные празднества у сары уйгуров устраиваются осенью, эти традиции не нарушаются испокон веков. Среди других сохранившихся традиций - праздник День стрижки овец, он устраивается в весеннее время, праздник сопровождается большими гуляниями. Для сары уйгуров, как некогда кочевого этноса, овца имеет большое значение. Сегодня она является своеобразным символом провинции Ганьсу. Повсюду, где имеется травостой, овцы пасутся в очень больших количествах. Горы, усеянные отарами овец на фоне зеленых лугов, становятся белыми.

Современные сары уйгуры сохранили свою традиционную кухню. Особыми блюдами, приготовляемыми уважаемым гостям, являются вареное и копченое мясо баранины, чаомянь

Б.О. Бутеев

(варенная нарезанная лапша), айран, творог (сузбе). Безусловным влиянием китайской кухни на сарыуйгурскую является употребление в пищу различных салатов. Сегодня традиционную национальную одежду сары уйгуры надевают по праздникам, и, в принципе, она сохранилась в том виде, в каком была и сто, и двести лет тому назад. Различий в названиях между мужскими и женскими одеяниями нет. Головной убор именуется «порик», рубашка называется «доом», брюки именуется «эм».

В данное время в современном востоковедении наблюдается снижение научно-исследовательского интереса к тюркоязычным народам евразийского пространства. Эти народы в XIX и XX вв. были привлекательны для России, так как входили в круг её государственных политических интересов, и поэтому они изучались. В данное время существует реальная опасность исчезновения народов, подобных сары уйгурам (юйгу), исчезновения их самобытной культуры, языка.

Этническая дисперсия; отсутствие возможности обучения детей на родном языке; разобщение юйгу внутри этноса на четыре группы, каждая из которых говорит на языках, воспринятых ими в результате различных исторических и политических причин - ведет к исчезновению этого уникального народа и его языка. Сегодня время ставит перед нами задачу - продолжить исследования языка и культуры сары уйгуров, начатые экспедицией Г. Н. Потанина в Срединный Китай.

Литература

1. Бессонов Ю.Н., Якубович В.Я. По внутренней Азии (Ч.Ч. Валиханов и Г.Н. Потанин). М., 1947.
2. Потанин Г.Н. Тангутско-тибетская окраина Китая и Центральная Монголия. М., 1950.
3. Тенишев Э.Р. Избранные труды. Книга вторая. Уфа, 2006.
4. Факсимиле страниц книги Справочник. Городъ Томскъ. 1912 г. http://www.siberianclub.rU/Rare_Books/Hero/27/5
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты