Спросить
Войти

Социально- культурное развитие городских рабочих-кыргызов в 80-е и начало 90- x гадов xx В.

Автор: указан в статье

УДК63.5 С.Н.ЭРАЛИЕВ

ББК 902.7

СОЦИАЛЬНО- КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ГОРОДСКИХ РАБОЧИХ- КЫРГЫЗОВ

В 80-Е И НАЧАЛО 90- X ГАДОВ XX В.

До советского периода в социально-экономической жизни Кыргызстана, как и в других государствах среднеазиатского региона, господствовали докапиталистические отношения. Хотя за годы советской власти Республика достигла внушительных успехов во всех сферах общественной жизни, этот момент сказывался и сегодня сказывается в социальной структуре кыргызской нации: до сих пор остаются малочисленными национальные кадры рабочего класса. В годы советской власти, например, в прмышленности из 1000 рабочих 226 были кыргызами, в строительстве -210 человек, в транспорте и связи-300 человек (1). Следует отметить, что большинство из них были заняты неквалифицированным трудом.

Промышленность республики медленно пополнялась рабочими кадрами из числа кыргызов. Это было связано с рядом факторов. К Октябрьской революции кыргызы, как мы уже отметили выше, пришли в основном как народ, ведущий кочевой и полукочевой образ жизни. Незначительная часть населения занималась земледелием. Все эти факторы, складывавшиеся веками, формировали культурные традиции и в сфере производства и труда, которые передавались из поколения в поколение. Формы хозяйства - земледелие и скотоводство -играли большую роль в формировании трудовых навыков, умений, психологии и культурной ориентации населения. Ориентация в труде и культуре сохраняется надолго и в следующих поколениях, хотя изменяется тип хозяйства(2).

Миграция из сельской местности в города шла медленно. Лишь менее трети кыргызов проживали в городах. А юноши и девушки, выросшие в городской среде, в основном поступали в высшие учебные заведения и в средние учебные заведения, при этом основная часть - в гуманитарные(З).

В сельской же местности профориентационная работа среди юношей и девушек велась крайне односторонне, т.е. их ориентировали в основном на сельскохозяйственный труд.

Например, в республике 63,8% старшеклассников в школе проходили подготовку по специальностям, пригодным в сельскохозяйственном производстве, лишь 13,5% - по специальностям промышленности(40). Поэтому выпускники сельской школы, не имея рабочей специальности, в городах находили работу на таких участках промышленности, где не требовалась квалификация.

В подготовке квалифицированных рабочих кадров важная роль принадлежала профтехучилищам. Однако они не в достаточной мере выполняли свою миссию. Знания и навыки учащихся сельской местности, обучавшиеся в таких же училищах, не всегда отвечали запросам и потребностям народного хозяйства.

На участках промышленных объектов, где не требовались квалифицированные работники, работали также люди, которые имели высшее или средне-специальное образование не по рабочим специальностям. Они попадали в рабочую среду по различным причинам. Например, 6,2% опрошенных неквалифицированных рабочих имели высшее, образование, а 14,4% - среднеспециальное образование. Об этом ярко свидетельствовали и нижеследующие факты: в республике 39 тыс., человек или каждый десятый дипломированный специалист, занимали должность не требовавшую полученного ими образования. Среди них: 3,6% тыс. инженеров, 1,7% педагогов, 1,6% экономистов. На рабочих местах были 31 тыс. специалистов, из них каждый восьмой был с высшим образованием(5). Как было указано выше, абсолютное большинство рабочих кыргызов были задействованы в таких местах промышленности и строительства, где не требовалась высокая квалификация. Поэтому многие рабочие были не удовлетворены и своей заработной платой и трудом. Ибо, как известно, неквалифицированный труд оплачивался очень низко. Например, 56% опрошенных

были не удовлетворены заработной платой, 44,4% -своей работой. Причинами неудовлетворенности являлись тяжесть работы, ее непрестижность и низкооплачиваемость труда. Это обострялось ещё и нехваткой жилья, необеспеченностью общежитием. Кроме того, и условия в рабочих общежитиях были далеки от удовлетворительных. Такая обстановка создавала текучесть кадров и много проблем экономического, социального, национального характера. 57,3% опрошенных изъявили желание сменить работу. Как отмечалось на научной конференции, состоявшейся 4-5 декабря 1987 года, среди уволившихся рабочих г. Фрунзе 70% составляли кыргызы (6).

Несмотря на такие трудности, рабочие, особенно молодежь, стремились повысить свое образование и культуру, профессиональный уровень, чему способствовалала культурная среда, созданная к этому времени в Кыргызстане. Прежде всего следует отметить широкую сеть образовательных учреждений дневной, вечерней и заочной формами обучения. 17,1 % опрошенных на момент опроса учились в вечерних и заочных школах, а 53,5% - заочно в техникумах и вузах. Многие хотели поступить в вузы, где готовят работников промышленного производства.

Материалы опроса показали, что вслед за интернационализацией в материальной части культуры рабочих -кыргызов расширяется и их духовная культура. Этому процессу в значительной степени способствовала культурная среда. Культурная среда как совокупность социально-культурных институтов включает в себя систему образования и воспитания, массовые средства информации и пропаганды, культурно-просветительные учреждения, систему распространения (в том числе путем торговли) продукции культурного назначения(7). Отдельные элементы культурной среды начали создаваться в городах, образованных во второй половине XIX в. после присоединения края к Российской империи. Однако современная, доступная широкому слою населения, культурная среда была сформирована в советское время. К моменту исследования в городах Кыргызстана в области образования и воспитания была создана целая система, включавшая детские ясли, детские сады, средние школы, средне - специальные, средне -профессиональные и высшие учебные заведения. В названных образовательных учреждениях работали отделения дневного, заочного и вечернего обучения. Образовались и научные учреждения, направлявшие их деятельность и обеспечивавшие методической литературой.

Создание средств массовой информации тоже началось в 20-е гг. XX в. Их система из года в год пополнялась новыми изданиями и новыми средствами. К середине 80-х гг. в Кыргызстане ежегодно издавались 113 газет, 42 журнала. 61 газета и 16 журналов издавались на кыргызском языке(8). Кроме того, в республику поступали центральные газеты и журналы, также как и в других республиках.

В столице первая радиопередача прозвучала в 1927г(9), но постепенно радиус его звучания увеличивался и охватил всю республику.В начале 90-х.гг. XX в. Кыргызское радио имело две программы.

Телевещание - самое влиятельное из всех средств массовой информации того времени - в Кыргызстане началось в конце 50-х гг. К началу 90-х гг. вся территория Кыргызстана была охвачена телевидением, а города имели возможность смотреть несколько программ.

В содержательном проведении досуга горожан, в удовлетворении их растущих духовных потребностей значительную роль играли культурно-просветительные учреждения. По материалам Статкомитета Республики в 1990г. в городах Кыргызстана работали 9 театров, 33 музея, 253 кино установок, 322 библиотеки, 163 клубных учреждения. Однако их размещение в городах осуществлялось неравномерно. Это связано, во-первых, с их типами и стандартами. Самые большие учреждения культуры, имевшие республиканское значение, были сосредоточены в столице и в г.Ош. В столице были размещены 5 из 9 театров, включая единственный в республике, театр оперы и балета.

Кроме того, в столице были: государственная филармония, государственный цирк, 10 музеев, 37 киноустановок, 82 библиотеки, 21 клубное учреждение. Среди музеев были музеи, единственные в своем роде, имевшие республиканское значение. И количеством парков отдыха, по их площади и видам услуг Фрунзе выгодно отличался от других малых и средних городов Кыргызстана.

В г.Нарын существовал музыкальный театр, а в Караколе - в главном городе Иссек-Кульской области - драматический театр. В других городах, где проводились эти социологические исследования, подобные учреждения культуры отсутствовали. Из вышеназванных городов только г.Узген расположен ближе к г.Ош - областному центру, где размещены многие важные культурные учреждения, а такие города, как Джалал-абад, Майли-Сай, Таш-Кумыр расположены далеко от этого центра. Работали историко-краеведчекие музеи в городах Нарын, Джалал-Абад, в г.Узген - археолого- архитектурный музей. Джалал- Абадский историко-краеведческий музей был расположен в тесном помещении, что создавало значительные неудобства для посетителей. По данным отделов культуры городских Советов, в г. Таш-Кумыр работали парк: отдыха, 4 клуба, 5 библиотек, в г. Узген - парк культуры, парк отдыха, домкультуры, 4 кинотеатра, 2 библиотеки. В г. Майли-Сай - парк отдыха, 4 кинотеатра, 4 клуба, 6 библиотек.

Город Ош считается крупным городом, административным, научно-культурным центром юга Кыргызстана. В городе существуют кыргызский драмтеатр, узбекский музыкальный драмтеатр, 2 парка культуры 2 парка отдыха, историко-культурный музей-заповедник, 38 клубных учреждений, 33 киноустановки, городская центральная библиотека и т.д.

В удовлетворении духовных потребностей рабочих кыргызов важную роль кроме культурной среды играл также национально-русское двуязычие. 42,5% опрошенных рабочих свободно владели русским языком, 33,3% - могли объясняться. По материалам переписи 1989 года 37% кыргызов свободно владели им, более 7 тыс. из них даже считали его родным(10).

Через русский язык кыргызы приобщались и приобщаются к достижениям мировой культуры. 31,7% опрошенных выразили, что постоянно читают художественную литературу, 50% - от случая к случаю. 46,2% из них предпочитают читать на обоих языках. Треть опрошенных рабочих кыргызов увлекаются историческими произведениями. Этот жанр занимает первое место среди тех жанров, которыми интересуются рабочие- кыргызы. Интерес к истории и историческим произведениям у рабочих кыргызов постоянно растет. Это было замечено еще в середине 80-х годов, когда впервые были проведены среди них этносоциологические исследования, что говорит о росте национального самосознания рабочих кыргызов.

Вторую, третью позиции занимают детективы и поэзия. Рабочие мало интересуются научной фантастикой, литературой по своей профессии, политической литературой и мемуарами. 10,6% опрошенных рабочих проявили интерес к эпическим произведениям. В качестве любимых назвали писателей и поэтов Кыргызстана, таких как Ч.Айтматов, Т.Касымбеков, А.Осмонов, З.Сооронбаева, А.Токомбаев, Б.Сарногоев и представителей других народов Советского Союза и мировой литературы.

Как видно из вышеуказанных фактов, рабочие кыргызы особый интерес проявляли к исторической литературе.

Рабочие указанного периода интенсивно посещали кино, драмтеатры, музеи, филармонию.

Опросы показали, что рабочие-кыргызы были приобщены к достижениям мировой культуры. Вместе с тем следует отметить, что были еще многие нерешенные проблемы в удовлетворении духовных потребностей рабочих.

Во второй половине 80-х годов резко активизировалась общественно-политическая жизнь в республике. Произошли большие изменения в духовной жизни республики. В частности, этот период характеризуется ростом национального самосознания и повышением политической активности масс. Создаются различные общественные демократические организации. Долгие годы не решалась жилищная проблема в городах, где в основном представители коренной национальности не могли реализовать свои конституционные права на жилье. И первым актом повышения политической активности масс стало разделение земли под строительство жилого дома в явочном порядке. По требованию населения принят закон о государственном статусе кыргызского языка. Далее потребовали переименование столицы, улиц, школ и т.д. Возрождались многие забытые и ранее запрещенные народные традиции, праздники, обычаи. Восстановлены имена многих незаслуженно забытых мыслителей, политических деятелей прошлого. Рабочие - кыргызы городов республики активно

принимали участие в возрождении национальной традиции кыргызов и других национальностей, проживающих на территории Кыргызстана.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Патриотическое и интернациональное воспитание в трудовом коллективе: материалы республиканской научно-практической конференции, состоявшейся 4-5-декабря 1987 года (город Фрунзе) - Фрунзе, 1988. - 258 с.
2. НТР и национальные процессы. - М., 1987.-18 с.
3. Советская Киргизия .-1987. -21 февраля.
4. Патриотическое и интернациональное воспитание в трудовом коллективе. - С.244-245.
5. Советская Киргизия. - 1988.- 22 мая.
6. Советская Киргизия. -1987.- 6 декабря.
7. Русские. Этносоциологические очерки. - М.,1992. - 226 с.
8. Народные хозяйства Киргизской ССР за годы Советской власти: стат. ежегодник -Фрунзе, 1987. - 204 с.
9. Кадыров, Т.Д. История развития радиовещания и телевидения в Республике Кыргызстан(1928-1990гг.) :автореф. диссертации на соискание ученое степени канд.ист.наук/ Т.Д. Кадыров. - Бишкек,1993. - 224 с.
10.Советская Киргизия. -1990.- 22 мая.

REFERENCES:

1. Patriotic and international training in work collective based on materials of practical and scientific conference which was held in December 4th and 5th ( Frunze)- 1988.- 258 р.
2. NTR and national process/ Academy of science of USSR( AS USSR), institute of ethnography named after Yu.V. Bromlei- Moscow : Nauka, 1987-248 р.
3. Soviet Kyrgyzstan- 1988- February 21.
4. Patriotic and in ternational training in work collective. P. 244-255.
5. Soviet Kyrgyzstan 1987- December 6.
6. Russian. Etno and social essays - M: 1992, 226p
7. National economy of Kyrgyzstan in USSR . Static yearbook. Frunze 1987. -204 р.
8. Kadirov T. D. The history of development broadcasting and television in Kyrgyzstan ( 1928-1990) author&s abstract of dissertation for a degree of candidate of historical science. Bishkek 1993.-224 р.
9. Soviet Kyrgyzistan -1990. - May 22.

Социально-культурное развитие городских рабочих - кыргызов в 80-е и начало 90-х годов ХХв.

В статье исследовано социально-культурное состояние рабочих-кыргызов городов Кыргызстана в конце восемьдесятых и начале девяностых годов прошлого века. На основе разнохарактерных источников и, прежде всего, архивных материалов проанализированы вопросы формирования городского рабочего класса из числа кыргызов в первые годы Советской власти и его социально- културное развитие особенно в 80-е и начале 90-х годов ХХ века.

Автор на основе рассмотренных материалов приходит к заключению, что культурный уровень рабочих кыргызов в указанный период не отставал от культурного уровня рабочих других республик Союза. Этому способствовала современная культурная среда кыргызов. Но она не всегда могла удовлетворить растущие духовные потребности рабочих, особенно в области национальной культуры.

Social and cultural development of urban employees of Kyrgyzstan in 80h and the beginning of 90 of XX century

The article deals with social and cultural status of Kyrgyz city employees in the end of 80th and the beginning of 90th of the XX century. The article discusses the problem of the formation of urban working class and from among Kyrgyz during the soviet authority. Analysis is based on diverse sources and archive materials. It also describes social and cultural development of the working class in the 80 th and the beginning of 90th.

The author based on his research concludes that the cultural level of Kyrgyz employees during that period did not fall behind the other employees of soviet republic. It should be noted that Kyrgyz modern culture has assisted on this fact. It should be mentioned that it did not always satisfy the growing intellectual needs, especially in the sphere of national culture.

Сведения об авторе:

Эралиев Салайдин Нуралиевич, старший преподаватель кафедры археологии и этноголии Киргизского национального университета имени Ж.Баласагына(Республика Кыргизыстан, г.Бишкек), E-mail:eralievsalaidin@mail.ru

Information about the author:

Eraliev Salaidin Nuralievich, Senior teacher for the chair of archeology and ethnology of Kyrgyz national University named after Zh. Balasagin( Republic of Kyrgyzstan, Bishkek), E-mail:eralievsalaidin@mail.ru

СОЦИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ КАДРЫ РАБОЧЕГО КЛАССА ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ МАСС РОСТ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА ТРАДИЦИИ ОБЫЧАИ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты