УДК 341.7:299.4(365)+7.033.2
МЕНАНДР ПРОТЕКТОР. ИСТОРИЯ: О ПОСОЛЬСТВАХ ТЮРКОВ К ПЕРСАМ И ВИЗАНТИЙЦАМ В 568 ГОДУ (ПЕРЕВОД И КОММЕНТАРИИ)
Олеся Жданович
(Институт истории Украины Национальной Академии наук Украины)
В статье представлены перевод и комментарии к фрагменту текста ранневизан-тийского историка VI в. Менандра Протектора, в котором описаны посольства тюрков сначала к персам, а затем к византийцам. Этот источник крайне важен для исследования межцивилизационных отношений в период раннего средневековья. Комментируя первоисточник, автор статьи преследовал цель посмотреть на взаимоотношения европейской, византийской и азиатской степной цивилизаций глазами ромеев.
Византийская империя периода раннего средневековья имела активные международные связи: от традиционно непростых отношений с Сасанидским Ираном до нестабильной политики по отношению к варварским племенам на западе. В конце IV в. начался долгий и масштабный конфликт Византии с Персией из-за влияния на Армению. Необходимо отметить, что Иран в то время был достаточно могущественным и сильным государством с правящей династией Сасанидов и по своему величию не уступал Византийской империи. Территориальные амбиции обеих стран дополнялись торговым соперничеством. Персия владела производством шелка, который был очень ценным для ромеев.
Помимо персидского вектора внешней политики Византии существовал еще один, так называемый «варварский» фактор. Еще с конца III в. Римская империя подвергалась вторжениям германских племен на свои территории, а в IV в. к ее границам приблизились кочевые племена гуннов. Они представляли огромную опасность для государства. VI век в истории империи также был сложным периодом. Правление императора Юстиниана (527-565), с одной стороны, подняло Византию на вершину ее могущественности и расцвета, а с другой привело к упадку. Преемник Юстиниана Юстин II (565-572) получил в наследство финансово разоренную страну с разрушенной армией и, как следствие, незащищенность границ и постоянные нападения варваров [10, с. 173].
Византия постепенно теряла свои территории на Западе. Так, в 568 г. лангобарды захватили значительную часть Апеннинского полуострова. В Испании хозяйничали вестготы. На востоке в это время шла война с Персией за влияние на Армению, Лазику и южно-аравийские земли.
В середине VI в. на Алтае появляется новое государство - Великий Тюркский каганат, с которым Византия не могла не считаться по двум причинам. Во-первых, в состав каганата входила Согдиана, жители которой были хорошими купцами и одними из лучших в Центральной Азии посредников в торговле. К тому же у них был шелк, который они могли продавать Византии. Последняя в свою очередь имела возможность таким образом избавиться от персидской зависимости. Во-вторых, тюрки могли стать союзниками ромеев в борьбе с персами и с воинственными кочевыми племенами аваров, которые в 60-х гг. VI в. начали претендовать на приграничные территории империи и представляли угрозу для ее целостности.
Вопросам взаимодействия Византии с варварами уделялось достаточно много внимания в историографии. Следует упомянуть работы Д. Абрамова [1], С. Алексеева [2], О. Каждана и Г. Литаврина [7], З. Удальцовой [15; 16], Дж. Бъюри [17] и др.
Однако, несмотря на актуальность и активную разработку обозначенных вопросов в историографии, исследователи не очень активно обращают свое внимание на проблемы взаимоотношений византийцев с кочевыми народами Великой Степи. Особенно это касается современных отечественных историков. В частности, показательным является то, что, например, один из наиболее ярких и важных источников для исследования византийско-тюркских отношений - произведение Менандра Протектора - существует лишь в единственном переводе на русский язык, сделанном в XIX в. «любителем древностей» С. Дестунисом [4].
Переводы отдельных фрагментов, которые затрагивают историю славян, были сделаны современными российскими исследователями С. Тохтасьевым и И. Левинской [12]. Но полного перевода произведения Менандра с основательными научными комментариями, к сожалению, до сих пор нет. Поэтому мы считаем тему изучения и интерпретации взаимоотношений между Византийской империей и варварами - кочевниками Великой Степи чрезвычайно актуальной и такой, которая требует более широкого использования источников.
Здесь мы представили собственный перевод фрагмента текста Менандра Протектора с древнегреческого языка, проанализировали и прокомментировали некоторые важные аспекты византийско-тюркских отношений в новом ключе восприятия варваров-кочевников в контексте общественной мысли в ранней Византии.
Становление государственности на территории Великой Степи связывают именно с созданием Великого Тюркского каганата. Традиции этого государственного объединения были унаследованы Уйгурским и Хазарским каганатами, государствами киргизов и кипчаков [9, с. 9]. Так, уже с середины VI в. можно говорить о зарождении такого явления, как степные империи. Сам термин «империя» предусматривает формирование государства, которому присуще наличие зависимых от него территорий, полученных в ходе завоеваний (при этом политика завоеваний и подчинений новых земель и народов является одним из традиционных векторов внешнеполитической деятельности любой империи); четкая система государственного управления; сильная армия, единая государственная идеология [18, с. 135; 9, с. 9].
Тюрки почти сразу заявили о себе как об активных игроках на международной арене. Так, одним из их первых внешнеполитических шагов стало посольство в Византию, отправленное в 568 г., которое возглавил известный
тюркский политический деятель согдийского происхождения Маниах. Следует отметить, что представители племени согдийцев служили советниками каганов, многие из них занимали высокие должности. Их уважали в обществе как ловких, умных и расчетливых политиков и хороших купцов. Согдиана располагалась на пересечении важных караванных путей, и ее жители не только хорошо торговали, но и были осведомлены о менталитете, культурных особенностях и обычаях разных народов. Согдийские купцы, как правило, владели иностранными языками и были хорошими дипломатами.
Менандр, очевидно, пользовался отчетами посла Земарха, непосредственного участника первых миссий в Великий Тюркский каганат. С одной стороны, его свидетельства достаточно конкретны, а с другой - не всегда понятны для самого автора, незнакомого с тюркскими традициями и обычаями. Например, описывая банкет в ставке кагана на Алтае в честь посольства, Менандр не может идентифицировать напиток, которым угощали послов. Он пишет, что это было «... вино же не такое, как выжимается у нас из винограда, а напиток их земли какой-то местный, варварский, похожий на молодое сладкое вино» [20, с. 381].
Правитель тюрков Истеми называется у Менандра Дизабулом, что означает титул «ябгу» - военный титул, заимствованный тюрками из кушанской политической традиции, переданной и сохраненной эфталитами, а уже от них попавший к тюркам. В 555 г. тюрки продвигались на запад и завладели Семиречьем и всей степной зоной до Сырдарьи и Приаралья. Именно тогда власть кагана распространилась на Хорезм. Все племена, завоеванные тюрками, были тюркоязычными кочевниками. Часть из тех, кто не хотел подчиняться тюркам, убежали вместе с аварами в степи Юго-Восточной Европы [8, с. 92].
Тюрки имели дипломатические связи с Ираном и Византией. Перед тем, как тюрки разгромили эфталитов, они имели хорошие союзнические отношения с персами. Этот союз был направлен против эфталитов, поэтому, когда не стало объекта экспансии, мирные отношения между двумя государствами перестали быть актуальными. После того как к Тюркскому каганату примкнули согдицы, персы стали воспринимать их как опасных конкурентов в торговле шелком. Византийская империя с этих пор начала рассматриваться тюрками как выгодный торговый партнер для сбыта шелка, а также как союзник против иранцев.
Великий Тюркский каганат и Византийская империя обменялись несколькими посольствами в конце 60-х гг. и в 70-е гг. VI в. Описания некоторых из этих посольств сохранились у Менандра и содержат ценную информацию о жизни, быте тюрков, а также о местности, где они жили. Однако к каким-либо важным политическим изменениям дипломатические отношения между Тюркским каганатом и Византией не привели. В 588 г. Великий Тюркский каганат распался.
В начале четвертого года правления басилевса Юстина1 к Византии прибыло посольство от тюрков2. Могущество тюрков в это время возросло3, согдийцы, которые прежде подчинялись эфталитам4, а затем тюркам, просили своего басилевса отправить посольство5 в Персию6, для того, чтобы согдийцы туда далеко продавали шелк7 мидийцам.
Дизабул8 [тюркский правитель] дал согласие снарядить посольство9. Оно происходило под руководством посла Маниаха. Придя к персидскому баси-левсу, они просили разрешения беспрепятственно торговать шелком10. Персидский басилевс (он был недоволен этим, потому что не хотел, чтобы тюрки безнаказанно пересекали границу Персии), отложил [ответ] до следующего дня. А потом еще откладывал ответ до следующего дня. Под тем или иным поводом дело откладывалось, а согдийцы настаивали. Хосрой11 обдумывал [созыв] собрания12. Катульф, тот эфталит, который из-за изнасилования жены своим басилевсом предал единоплеменных тюрков и действительно переселился и со временем стал на сторону персов, уговорил басилев-са персов никоим образом не отсылать шелк назад, а купить по их цене, а потом сжечь шелк огнем на глазах у посланников, чтобы те не думали, будто [персы] желают пользоваться тюркским шелком13. Итак, шелк сожгли, а те [послы] ушли прочь на свои земли, будучи очень недовольными произошедшим. После того как Дизабулу сообщили о том, что произошло, он немедленно отправил второе посольство к персам, желая сдружить их со своим государством14. Итак, послы тюрков снова прибыли, но басилевс вместе с лучшими персами и Катульфом признали совершенно не выгодным для персов решение о дружбе с тюрками, по причине того, что скифы коварны15. Он приказал отравить некоторых послов, чтобы [другие] отказались туда приходить снова. Многих посланников тюркских, кроме трех или четырех, лишили жизни, добавив в еду отравленное зелье. Персы распространяли слухи о том, что тюркские послы погибли от удушливой персидской жары, ведь земля [тюрков] часто засыпана снегами, и они не могут жить нигде, кроме холодных мест. Но другие [тюркские послы], которым удалось избежать коварства персов, заподозрив их, договорились на родине рассказывать,
(в Константинополе, Бейруте, Тире, Антиохии, Фивах и Александрии) существовали мастерские по изготовлению шелковых тканей и готовой одежды из этого материала.
вслед за персами, неправду. Дизабул (умный и способный) догадался, как на самом деле были коварно убиты послы. Оттуда и произошла неприязнь между персами и тюрками. И пришел Маниах, предводитель согдийцев, и при таких обстоятельствах посоветовал Дизабулу, что для тюрков лучше было бы иметь хорошие [отношения] с ромеями, отвозить им шелк для продажи16, потому что они больше, чем другие люди, его используют. Маниах сообщил, что готов и сам вместе с посланниками идти, чтобы таким образом установилась дружба между ромеями и тюрками. Согласившись, без сомненья, с такими словами, Дизабул отправил его [Маниаха] и некоторых других послами к басилевсу ромеев, отправив в дар большое количество шелка17 и несколько слов18. Такие письма Маниах нес, совершая путешествие. Очень долгий путь подходил к завершению; много стран он прошел, горы высокие и близкие к облакам19, равнины и лесистые долины, озера и реки, после этого перепрыгнул гору Кавказ и, наконец, прибыл в Византию20. Итак, он прибыл к басилевсу и перед басилевсом предстал, проделал все действия, необходимые по закону дружбы, взял письма и дары и передал им, хотел, чтобы его путешествие и работа оказались полезными. Между тем, басилевс, расшифровав посредством переводчика письмо от скифов, с радостью отнесся к посольству, и, следовательно, желал, чтобы послы говорили о тюркских владени-ях21 и землях22. Они же утверждали, что имеют четыре владения, но что власть в целом над народом принадлежит одному Дизабулу. И они говорили, что покорили эфталитов23, и те платили им дань. «Всю ли», - сказал император, - силу эфталитов вы завоевали?» «Всю», - ответили послы. Басилевс: «В городах или в селах вы видели эфталитов?» Послы: «Это городской народ, господин». «Очевидно, - молвил басилевс, - что, без сомнения, ваша власть распространилась над этими городами». «Именно так», - ответили. Басилевс: «Объясните нам, как много аваров убежало из-под тюркской власти и есть ли они еще у вас?»24. «Есть еще, о, басилевс, те, которые поко16 Предложение тюрков было, конечно, выгодным ромеям, ведь теперь у них появились альтернативные пути завоза в шелка страну из Китая суходолом, в обход Персии. Тюрки же преследовали свои цели, кроме выгодных торговых дел, они также стремились заручиться поддержкой византийцев в противостоянии с персами. Но, в конце концов, обе стороны добились только кратковременного союза, следствием которого для Византии стало ухудшение отношений с Персией.
территории Персии. Поэтому они вынуждены были обходить Каспийское море с севера.
« - территории, на которые распространялась тюркская власть.
ряются нам, тех же, которые убежали от нас, очевидно, мы считаем, около двадцати тысяч». Потом послы перечисляли народы, подвластные тюркам, и, наконец, просили самодержца утвердить между ромеями и тюрками мир и военный союз. Они также постановили, что имеют готовность воевать с врагами ромеев, которые паразитируют на их землях. Вместе с этими словами Маниах поднял руку вверх и вместе с другими принял большую присягу, доказывая правдивость сказанного. Они провозгласили проклятия на себя и на Дизабула, и на весь [свой] народ, если кто-то не исполнит искренних обещаний. Таким образом, племя тюрков стало дружественным местным ро-меям и пришло в нашу страну.
A.C. 568 "Oti àpxo^évou той тетартои stouç rrçç &Iouotîvou ßaoi^siag npsoßsia töv TotipKœv афшето év BuZavTÎœ. &Qç yàp та töv TotipKœv éni цеуа oi EoySavcai oi про той ^év &Eф9aAlтöv, r^viKama Sé TotipKœv Kar^Kooi, той oфöv ßaolAéœç SSéovTO npsoßsiav oTsiAai àç népoaç, àç av Sksïos aniovTSç oi EoySaiTai œviov napàoxoiVTo rrçv ^éTa£,av toïç M-rçSoiç. Kai oüv nsi9sTai о AlZàßouAoç, àфínoí ts npsoßsuoo^i:vo^ EoySavcaç. "E^nysÎTai Sé rrçç лpsoßsíaç Maviàx. Äфlöцsvol S^ oüv napà ßaoiA^a nspoöv 8SSovto rrçç ^sTà^nÇ népi, onœç avsuTivoç Kœlu^vnç oûtoîç npoéA9oi 8n& amfi Tà rfiç 8^nopiaç. O Sé nspoöv ßaoiAs^ (ой Sa^ôo yàp айтф ^psoKs Tà ToiàSs, œç av 8v9évSs aSsia soovro Toйpкolç тoíç nspoöv 8^ßaTstisiv ôpíolç) àvsßàAsтo 8ç то aüpiov. Kai ^év oйv ай9ц àvaßoAfi Sxp^to nàAiv STépa. &Qç Sé aAAms aAAœç то napöv àлsкpoйsтo, töv EoySaÏTÔv éK^inapowTœv ts Kai 8yKsi^,évœv, töts Xoopö^ 8KKAnoiàoaç àvsAoyiZsTo. Kai oйv о KàTouA^oç 8ksïvoç о &Eф9aMтnç, oç Sià rrçv 8к той KaT& aÜTÖv ßaolAéœç ysysvnM-évnv ßiaiav ^i£,iv rfi yuvaiKÎ npüS®Ks то äpö^Aov toïç Toйpкolç, oйv о KàTouA^oç 8ksïvoç о &Eф9aMтnç, oç Sià t^v sk той KaT& amöv ßaolAéœç ysysvnM-évnv ßiaiav ^i£,iv rfi yuvaiKÎ npoüS®Ks tö äpö^uAov тotç Тойркоц, oйтoç yoйv (^sTavàornç yàp év тф ^.sTa^ 8ysyövsi той xpövou Kai 8^^SiÇsv ^Sn) nap^vsos ßaoiAsl töv nspçôv t^v ^éTa£,av oйSaцöç anoné^yao9ai, àAAà yàp Kai àv^oao9ai Kai Tà йлép am^ç ^év KaTa9éo9ai Ti^n^ma, 9sœ^,évœv Sé aÜTÖv töv лpéoßsœv Tamnv àфavíoal nupi, àç av ^ts àSiKstv ^ts ^rçv ßoйAso9al xp^o9ai rfi 8к Toüpk®v Kai ^ ^.év
^éTa2,a 8nupnoAn9n aйтoí Sé 8ç Tà nàTpia ^9n àvsxœpnoav, тф ysysvnM-évœ ^KioTa xaípovтsç. &EnsiS^ Sé тф AlZaßoйAф Tà ^uyKup-rçoavTa 8фpaoav, amÎKa о ys Kai éTépa npsoßsia 8xp^To àç népoaç, фlAoлol^o9al rrçv KaTà oфäç noAiTsiav ßouAöцsvoç. Ensi Sé ц Toüpk®v npsoßsia aй9lç аф1кто, о ßaoiAs^ аця тotç 8v TéAsi nspçôv Kai тф KarouA^® 8yvœ^,àTsus, nàvrn à^u^opov sivai népoaiç фШом 9éo9ai àç toüpko^ tö yàp Eku9iköv sivai лaAíцßoAov. Тойт^ то1 Kai napsvsyyunos Sn^nTnpiœ фapцàкф 8víouç Slaф9ap^val töv лpéoßsшv, onœç àлsíлolsv t^ç 8ksïos ^sTénsiTa лapouoíaç. Kai S^ о! лAstoттol töv лpsoßsuoaцévшv Toüpk®v Tfl nspi t^v 8SœS^v ^i^si töv avaipsTiKÖv фapцàкшv aÜToü nou töv ßiov KaTéAuoav, nA^v Tpiôv ^ Tsooàpœv. ©poйç Sé 8фoíтnos népoaiç, àç SiœAovTo тф л^^Ф töv nspçôv aйxцф töv Toüpk®v oi лpéoßslç, aTs t^ç aÜTÖv x®paç 9a^,à vlфsтф naAuvo^évnç, Kai àSwaTov övaйтotç avsu Kpu^œSouç KaTaoT^aToç ßioTsusiv. Тaйт^ toi Kai aAAœç йлoтoлЦoavтsç, oï ys t^v 8nißouA^v Sléфuyov, ойтш 2,uцßàv sîç t^v лaтpфav 8лavsA9övтsç Tà ansp oi népoai Kai oï Sls^l9йploav TaÜTa. Q^œç о AlZàßouAoç (àyxivouç yàp tiç Kai SslVöç) ойк ^yvönos tö npax9év, фц9п Sé, onsp Kai^v, àç 8SoAoфovЦ9noav oi
лрваРец. тогуарош ^ 5иац£уеш ^р£,ато Пер^^г те кaí Toupкюv. Kaí
^аРоцеуо< о Мо^шх, о< тдаг Zoy5aíтюv лроеот^кег, тоюй5е кафой ^¡ицРоиАеиег тф А^аРоиАф, aц8tvov е^аг Тоиркоц аолаоао9аг та &Pюцaíюv, ^ пар& ашои< апога^^е™ т^ ц^та^^, ю< уе кaí ката то лА8ov тг аМ« аv9pюлюv хрю^оид. втогцотата 58 ёхе^ 8фп о Мо^шх кaí аш6< auvaлaípеw тоц лp8oP8ow тг Toupкюv• ^ ю< таит^ фОо 8oovтal &РюцаЮ те кaí Тойрког. Тоитоц 5^пои кaтav8uoa< то!< p&пцaotv о А^аРоиАо< вкл8цл81 auт6v т8 кaí 8т8рои< тггад ю< Раог^8а &Рица^ лр8оР8иооц8уои<, лроор^о81< т8 апоко^о-игта^ кaí 5юра цета£,п<, оик 6Myov и хр"Лца, кaí аи^^аРа< тгга<. Тогао58 тгга< 8пштоМ< 8Л1ф8р6ц8Уо< о Маугах ап^р£,ато 65olлopía<. Kaí 5^ 8< та цаАшта поМ^г 5lavuoa< атpaл6v, хюрои< т8 518^9^ 8оот1 пАештоид, орп т8 ц8ушта кaí аyхwеф&п кaí л85ía кaí vалa<, М^ад т8 кaí лотацои<, ека т6v Kauкaoov auт6v то оро< ■¿лере^^, то те^еитаЮ& афкето 8< Ви^т!^. Kaí тoívuv ец та Рааеш паре^^ кaí пара Раог^8а yеv6цеvo< aлavтa вправе та ооа елетаг тф фШа< 9еоцф, т6, те урацца кaí та 5юра 8v8X8йo8 тоц 8< тойто аv8lц8vol<, кaí 85е1то ц^ аvov^тou< ашф y8v8o9al тои< 65olлopía< !5рюта<. Атар о Рао1^еи< аva^8^ац8vo< 5ш тдаг 8pцnv8юv т6 урацца т6 Zкuтlк6v аoц8v8oтaтa лроо^като т^г лpеoPеíav. Тогуарош црето тои< лр8оРе1< леpí тг Тоиркам ^y8цovía< те ^ хюра<. О! 58 уе 8фaoav т8ттара< аитоц еггаг &Пyецovía<• т6 58 уе крато< той £,uцлavтo< 89vou< аv8ш9al ц6vф тф А^аРоиАф. Пр6< уе 8^8^^, ю< лap8oт^oavтo кaí &Еф9аМта< ц8хрг ^ 8< ф6рои алayюyпv. «Пaoav ош,» 8фп о аитократюр, «т^г тдаг &Eф9oлтшv 8клol^oao9al 5г>vaцtv.» «Пам ц8v ош» 8^8^^ oí лp8oP8l<. Аи9г< о PaoЛ8u<• «ката л6^81< ц пои ара ката кюца< юкош oí &Еф9аНта1;» oí лp8oP8l<• «аoтlкoí, ю 58oлoтa, т6 фй^ov.» «Eй5n^ov ouv,» ^ 58 о Paol^8u<, «ю< 5^пои тюv л6^8юv кирюг
кa9еoт&пкaте.» «Kaí ца^а» 8фaoav. Ю PaoЛеu< ара ^ца< аva5l5а2,aт8 6on т^ &Apаpюv п^п9и< тюv Toupкюv афnvíao8v 8лlкpaт8Ía<, кaí е! тггед ётг пар& uцív;» «8Í0Í ц8v, ю Paol^8u, о&{ уе та ^ц8тера oт8pyouolv ёт^ тои< 58 5^лou98v алo5pаoavтa< oíцal ацфí та< 8Íкouolv 8Íval хг^1а5а<.» Eíтa алapl9цnoац8v oí лp8oP8l< 89vn кат^коо Toupкюv, т6 ^olл6v ^vтlP6^ouv аитократора 8Íp^vnv те 2uv8oтаval кaí 6цalхцíav &Рюцаюц те кaí Тоирког<. Пpoo8тí98oav 58, ю< кaí 8тогц6тата 8хouol кaтaлo^ец^oal &Pюцaíюv 8лlкpaт8Ía< т6 5uoцеv8<, 6л6oov 8< т^v кат& аитои< аy8^аZovтal Цл8lpov. Ълí тоитог< аца тф тю хе^ре и^ой аvaт8Íva< о Мavlах о&{ те аитф 6ркф 8лloтюoavтo цеуштф ^ ц^v
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Сведения об авторе: Олеся Петровна Жданович - научный сотрудник Сектора исследования цивилизаций Причерноморья Отдела исторической регионалистики Института истории Украины Национальной Академии наук Украины, кандидат исторических наук (01001, ул. Грушевского, 4, Киев, Украина); olbio@bk.ru
MENANDER PROTECTOR. HISTORY: ON THE TURKISH EMBASSY TO THE PERSIANS AND BYZANTINES IN 568 A.C.
(TRANSLATION AND COMMENTARY)
Olesia Zhdanovich
(Institute of History of Ukraine, National Academy of Sciences of Ukraine)
The article presents annotated translation from ancient Greek into Russian of the book of Menander Protector. In this text Menander Protector describes first the Turkish embassy to the Persians, and then to the Byzantines. The Great Turkic Khanate was the first Steppe empire in history. The relationship between Turkic Khanate and Byzantine Empire began from the middle of 6th century, parallel to the establishment of the Steppe empire. The purpose of the first Turkish embassies to the Byzantines was conclusion of an alliance against the Persians. Since the end of the 4th century Sassanid Empire and Byzantium challenged each other for the territory of Armenia, part of Georgia and the lands of southern Arabia. At the same time the Byzantine Empire&s relationship with the barbarians in the West were problematic. In addition it was going through a difficult economical and political period inside Empire. Another side of antagonism between Persian and Byzantine Empire was silk trade. Persian Empire had a monopoly on it. Byzantine Empire was in dire need of silk and was forced to buy it overpriced. Turks had silk and proposed it to Byzantines at a bargain price.
This article contains the view of the problems of relationship between European Byzantine and Asian Nomadic civilizations in terms of Byzantine author. Previously the Russian translation of Menander Protector was done in the middle of the 19th century by Spiridon Destunis. However, his translation was fragmented and unprofessional containing many imprecisions. Our versions have many rectifications and important comments to some elements of Nomadic and Byzantine style of life. This research should help to understand some part of life, customs and diplomacy of ancient Turks.
REFERENCES
About the author: Olesia Petrovna Zhdanovich - Research Associate, Sector of civilizations of the Black Sea Region, Department of Regional history, Institute of Historyof Ukraine, National Academy of Sciences of Ukraine, PhD (01001, Grushevsky st., 4, Kiev, Ukraine); olbio@bk.ru