Спросить
Войти

Новые страницы отечественной истории библиотечного дела

Автор: указан в статье

БИБЛИОСФЕРА, 2018, № 1, с. 89-90 / ВВиОЭРНЕЯЕ, 2018, по. 1, рр. 89-90

Рецензии

УДК 027.022(47+57)(091 )"1925/1941" ББК 78.33

Глазков М. Н. Государственная библиотечная политика в Советской России в контексте истории массовых библиотек (1925 — май 1941). Москва : Пашков дом, 2016. 271 с. (Отечественная история библиотечного дела).

НОВЫЕ СТРАНИЦЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА

Один из ключевых периодов в развитии отечественного библиотечного дела приходится на 1925-1941 гг., когда были заложены основы массового библиотечного строительства. Исследованию истории этого периода применительно к государственной библиотечной политике в направлении массовых библиотек посвящена монография доктора педагогических наук, профессора Михаила Николаевича Глазкова. Прежде чем перейти к анализу, считаем важным отметить, что рецензируемая монография стала продолжением прежних исследований, посвященных истории начального периода советских библиотек, и подготовлена на основе широкого круга архивных источников и редких, малоизвестных материалов: в библиографию включено около 400 источников, в том числе большой пласт архивных документов из нескольких государственных архивов. Следует также отметить научную оригинальность автора, предлагающего новый взгляд на библиотечную историю России. Несмотря на историко-библиотечную направленность монографии, она насыщена аналогиями с современностью, воспринимается как актуальное исследование.

Монография начинается с введения, в котором анализируется содержание такого достаточно нового для библиотековедения понятия, как библиотечная политика. Опираясь на энциклопедическое понимание библиотечной политики, автор раскрывает ее содержание как бы изнутри, посредством анализа административно-материального развития сети библиотек, состояния кадров массовых библиотек и деятельности органов их руководства, ведущих направлений библиотечного обслуживания читательских масс, а также особенности цензурно-библиотечной политики. Завершает введение краткий историографический обзор, в котором отмечается, что целостно данная проблема исследуется впервые.

Исследуя библиотечную политику в контексте массовых библиотек, автор выделяет два периода, каждому из которых посвящена отдельная глава. Первый период, начавшийся с середины 1 920-х гг. и продолжающийся до 1929 г., рассматривается автором монографии как стабилизирующий. Библиотечная политика была направлена на преодоление негативных последствий, связанных с Первой мировой войной, революцией и Гражданской войной. В этот период, по наблюдениям автора, власти осознали значение массовых библиотек в государственном строительстве, однако их ресурсные возможности для развития были ограничены (с. 227). Несмотря на это, власть смогла не только стабилизировать разрушенную войнами библиотечную сеть, но и создать предпосылки для ее последующего роста, благодаря чему отечественное библиотечное дело вступило в период стабильного развития. В качестве рубежа М. Н. Глазков предлагает рассматривать постановление ЦК ВКП(б) «Об улучшении библиотечной работы» от 30 октября 1929 г. По его мнению, эта стабилизация оказалась возможной благодаря политике государственной поддержки, обращению общественности к нуждам массовых библиотек, которые стали рассматриваться в качестве одного из важных государственных институтов, способствовавших реализации крупных политико-экономических и культурно-образовательных планов в стране. Второй период приходится на ноябрь 1929 - май 1941 г. Он связан с реформированием массовых библиотек. Главные усилия власти направляли на упрочение фундамента библиотечной работы - материально-техническую базу библиотек, что стало реальностью благодаря созданию в СССР устойчивой экономической базы в первую пятилетку. В 1934-1940-х гг. происходит резкий рост финансирования массовых

РЕЦЕНЗИИ / REVIEWS

библиотек, масштабное увеличение их сети и фондов, строительство новых зданий. В свою очередь, это приводит к заметному расширению контингента читателей библиотек и охвату населения библиотечным обслуживанием. М. Н. Глазков особо отмечает положительные изменения, имевшие место в библиотечном образовании, связанные с расширением сети библиотечных техникумов, открытием специализированных библиотечных вузов в Москве и Ленинграде, а также библиотечной аспирантуры.

Однако начавшаяся в 1930-е гг. политика культа личности и развернувшиеся репрессии стали сдерживающим фактором, частично нивелировавшим результаты реформы. В библиотечном деле это проявилось в массовых чистках фондов библиотек, которые оказались заложниками внутриполитической борьбы в СССР.

Периодизация и связанная с ней структура монографии весьма продуманна и логична. Монография снабжена именным указателем и списком сокращений, что существенно повышает ее научную ценность.

Особенностью данного исследования выступает подробный анализ законодательных и нормативно-методических актов, задающих вектор библиотечной политики. В директивах и постановлениях «высоких» инстанций, помимо идеологических составляющих, содержалось множество конкретных и действенных мер по развитию массовых библиотек, что отличает библиотечную политику данного периода от предыдущего этапа библиотечной истории. М. Н. Глазков тщательно анализирует решения властей, отмечая положительную динамику формирования библиотечной политики. Несмотря на разнообразные политические и социально-экономические сложности, о которых говорится в книге, политика государственной власти остается направленной на укрепление сети массовых библиотек и ускоренное развитие массовой библиотечной деятельности.

Особое внимание уделяется библиотечному обслуживанию населения: выделяются политико-идеологическая, культурно-просветительная, образовательная работа, деятельность массовых библиотек в помощь индустриализации и коллективизации, участие во всероссийских мероприятиях по ликвидации безграмотности, военно-патриотическая работа. Рассмотрены различные государственные кампании с активным участием библиотек. Объективно показаны как проблемы и негативные стороны, так и достижения библиотек в обслуживании читателей. Чрезвычайно интересен материал, посвященный цензурно-библиотечной политике 1925-1941 гг.: обобщены сведения, раскрывающие мотивы, характер, содержание и последствия цензуры в советском библиотечном деле. Ряд фактов и сведений приводится автором впервые. На примере истории этого периода показано, что даже в сложных материальных обстоятельствах государство может реализовывать программу по подъему культурно-образовательного уровня народа. Для этого нужна воля высших властей, выраженная не только в декларациях, но и в реальных повседневных конструктивных усилиях.

Подводя итоги библиотечной политики применительно к массовым библиотекам, М. Н. Глазков отмечает, что «подлинное значение осуществленной в середине 1920-х - мае 1941 г. государственной библиотечной политики выявилось в эпоху величайшей из войн» (с. 231). Библиотеки, по его мнению, безусловно, внесли свой (неизмеримый в цифрах) существенный вклад в достижение исторической Победы 1945 г. Исследование подводит нас еще к одному выводу. В условиях послевоенной разрухи, катастрофической нехватки ресурсов, неграмотности подавляющего числа населения библиотечное строительство выходит на новый качественный уровень благодаря наличию государственной библиотечной политики. С определенными противоречиями, временами непоследовательной, но все же целостной, с четко поставленными задачами. Интерполируя этот факт на сегодняшний день, можно сказать, что одной из ключевых проблем современного библиотечного строительства выступает отсутствие такой политики.

В целом рецензируемый труд представляется несомненной творческой и научной удачей автора. Монография написана живым, ярким и в то же время научным языком, ее интересно читать. В ней впервые в отечественном библиотековедении не только тщательно и объективно освещен сложный и запутанный период отечественной истории, но и создана концепция отечественной библиотечной политики середины 1920-х - начала 1940-х гг., учитывающая разнообразные взаимосвязанные события, явления и процессы. Эта концепция может быть экстраполирована на иные периоды российской библиотечной истории.

Е. А. Плешкевич, д-р пед. наук, канд. ист. наук,

г. н. с. ГПНТБ СО РАН

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты