Спросить
Войти

Насколько суверенна объединённая Германия в действительности?

Автор: указан в статье

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №6

УДК 327.8

Екатерина ТИМОШЕНКОВА

НАСКОЛЬКО СУВЕРЕННА ОБЪЕДИНЁННАЯ ГЕРМАНИЯ В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ?

Аннотация. В статье анализируется проблема суверенитета Германии после объединения в 1990 г. Автор подробно останавливается на вопросе взаимодействия американских и немецких спецслужб, рассматривает правовую базу данного сотрудничества, опираясь на исследования немецких историков в этой области. Отдельное внимание в работе уделено анализу причинно-следственной связи ярко выраженной проамериканской политики немецкого государства. . Германский суверенитет - следствие непростой истории этой страны, которая потеряла его в результате поражения во Второй мировой войне и была вынуждена восстанавливать, находясь в эпицентре холодной. Членство в ЕС и НАТО, с одной стороны, предоставило ФРГ возможность подняться на один уровень с другими европейскими странами и получить часть прав обратно, с другой - привело к ограничению суверенитета. Двойная стратегия США в отношении послевоенной Германии действует до сих пор: они используют немцев как союзников и контролируют как конкурентов.

Последние несколько лет в Германии и за её пределами обсуждается вопрос: «насколько суверенно современное немецкое государство и почему политики ФРГ часто принимают решения, которые от них ожидают США, ущемляя тем самым интересы своей собственной страны?». Особенно остро этот вопрос обсуждался после скандала, связанного с прослушиванием американскими спецслужбами телефона канцлера ФРГ А. Меркель и нежеланием германского правительства, а по мнению оппозиции, неспособностью, предоставить убежище бывшему сотруднику ЦРУ Э. Сноудену.

21 августа 2013 г. в Штутгарте в период избирательной компании один из участников конференции спросил А. Меркель, существует ли немецкий суверенитет, и можно ли о нём говорить вообще, если Германия до сих пор не заключила мирный договор?1 Почему США продолжают вести себя по отношению к своему союзнику как оккупационная держава? Официально оккупационный статут в ФРГ перестал действовать в 1954 г. В 1990 г. державы - победительницы США, СССР, Франция, Великобритания заключили с Германской Демократической Республикой и Федеративной Республикой Германия договор «2+4», согласно которому объединённая Германия получила полный суверенитет.

А. Меркель ответила, что немецкий суверенитет был полностью восстановлен «Договором 2+4». Однако благодаря заявлениям Э. Сноудена правительство пришло к выводу о

© Тимошенкова Екатерина Петровна - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник, заместитель руководителя Центра германских исследований ИЕ РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail: katerinatim@mail.ru. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran6201813

1 «Договор 2+4» не является мирным договором. Это договор только об окончательном урегулировании Германии (Прим авт.).

том, что были заключены и не отменены другие специальные договоренности с союзниками, которые в определённых случаях не обеспечивали немецким спецслужбам полный суверенитет. Они были найдены. Это договорённости 1968 г., достигнутые между США, Францией, Великобританией и ФРГ (Закон G 10). А. Меркель заверила избирателей, что их действие прекращено. Немецкий МИД направил этим странам вербальные ноты. Тем самым, по мнению канцлерин, права Германии восстановлены и в этом последнем вопросе взаимодействия спецслужб. Проблема суверенитета решена1. Насколько искренна и честна была А. Меркель в своём ответе?

Членство Германии в ЕС, НАТО, заключение международных соглашений привели к тому, что ФРГ делегировала часть своего суверенитета в пользу наднациональных объединений, как и другие государства-члены этих союзов, в обмен на участие в международной политике и возможность определять правила игры. По мнению известного немецкого политика, президента бундестага и бывшего министра финансов ФРГ В. Шойбле, «критики, которые считают, что конкуренция должна существовать на всех уровнях политики, исходят в действительности из монополии национального государства регулировать все вопросы. Это старый порядок, связанный с понятием суверенитета, который давно довёл Европу до абсурда, что выразилось в двух мировых войнах прошедшего столетия. И мы, немцы, начиная с 8 мая 1945 г. никогда не были полностью суверенны (выделено автором). Отсюда попытка с помощью европейского единства создать новую форму правления. И хотя на этом уровне нельзя решить все вопросы, по моему глубокому убеждению, для XXI в. это куда более перспективное начинание, чем возврат к классическому национальному государству прошлого столетия»2.

Разумеется, факт ограничения немецкого суверенитета вызывает недовольство у некоторых общественно-политических групп, которые критикуют современные тенденции по размыванию национального суверенитета в классическом понимании. Национальные государства не умерли, но в значительной степени лишились своей силы и привлекательности. Сегодня Германия и страны - члены Европейского союза далеки от использования абсолютной государственной власти с точки зрения классической интерпретации суверенитета французским философом и юристом XVI в. Жаном Боденом. С одной стороны, по мнению редактора немецкой газеты «Süddeutsche Zeitung» Х. Прантла, «это неплохо с учётом кровавой истории немецкого национального государства, с другой, не объясняет, почему спецслужбы США позволяют себе хозяйничать на немецкой территории»3.

Глобализация, цифровизация, злоупотребления в интернет-пространстве обострили ситуацию. Концепцию т.н. «открытого государства» критикуют и либералы и консерваторы. Представители правящих партий также относятся к ней скептически. Немецкое общество пытается понять: каким образом в современных условиях одно государство может вмешиваться в дела другого, тем самым нарушая его суверенитет; как определить границы такого вмешательства, и какие ответные меры следует применять в подобных случаях; можно ли контролировать процесс десуверинизации? В 2013 г. ХДС/ХСС и СДПГ включили в коалиционный договор положение о стремлении к «технологическому суверенитету», что нашло отражение в последующих избирательных компаниях партий, прежде всего, социал-демократов. В мае 2018

1 StZ im Gespräch mit Angela Merkel. URL: https://www.youtube.com/watch?v=oD5Jgw-kfuc#t=61m44s (дата обращения: 20.11.2018 г.).
2 Schäuble: Deutschland ist kein souveräner Staat. URL: https://www.theintelligence.de/index.php/politik/eu-europa eische-union/3592-schaeuble-deutschland-ist-kein-souveraener-staat.html (дата обращения: 15.11.2018 г.).
3 Heribert Prantl. US-Geheimdiensttätigkeiten. Wie souverän ist Deutschland? 18. November 2013, URL: https://www. sueddeutsche.de/politik/us-geheimdiensttaetigkeiten-wie-souveraen-ist-deutschland-1.1820657 (дата обращения: 15.11.2018 г.).

г. Немецкий институт доверия и безопасности интернета (DIVSI) предложил для обсуждения концепцию «цифрового суверенитета»1.

Немецкий историк, профессор университета г. Фрайбург Йозеф Фошепот (Josef Fosche-poth) сомневается в том, что Германии удалось восстановить полный суверенитет после объединения и, что правительство ФРГ в состоянии прекратить работу американских спецслужб на своей территории. Он приводит следующие аргументы: 1) их деятельность базируется на соответствующих двухсторонних договорённостях между ФРГ и США, которые носят секретный характер и неизвестны немецким гражданам, 2) государственные интересы США плотно включены в немецкую правовую систему, что является следствием оккупации Германии после Второй мировой войны, и стремления американцев сохранить контроль над своим союзником на очень длительный срок; 3) такое положение вещей вытекает из членства ФРГ в НАТО и договорённостей, достигнутых между странами в этом правовом поле; 4) германо-американское сотрудничество в сфере безопасности относится к неотъемлемым и приоритетным государственным интересам ФРГ .

В своих интервью в 2013 г. немецкий историк неоднократно подчёркивал, что американские спецслужбы действуют в Германии легально, опираясь на договоры. В качестве примера он приводит дополнительное соглашение к договору о статусе войск НАТО (Zusatzabkommen zum Nato-Truppenstatut), подписанное с ФРГ 3 августа 1959 г. и регулирующее обеспечение безопасности американских войск на немецкой территории. Этот документ значительно расширил круг лиц, на которых распространяется тесное сотрудничество США и ФРГ в вопросах безопасности. Оно направлено на «(а) поощрение и поддержание безопасности и защиты активов Федеративной Республики Германии, государств-отправителей (Entsendestaaten) и войск; включает в себя сбор, обмен и защиту всех сообщений, имеющих отношение к таким целям; (b) поощрение и поддержание безопасности и защиты имущества немцев, членов войск и гражданской свиты и их иждивенцев, а также граждан государств-отправителей, не принадлежащих к этому кругу лиц»3.

Фактически это соглашение означало полное сотрудничество служб безопасности ФРГ и США и предоставляло американцам возможность легального сбора информации и контроля немецких граждан. По мнению Й. Фошепота, после объединения Германии оно было изменено не в значительной степени и по-прежнему предусматривает тесную кооперацию немецких и американских спецслужб с широкими полномочиями последних4.

Существует ещё один важный документ - нота Министерства иностранных дел от 27 мая 1968 г., в которой подтверждается, что независимо от законодательства НАТО, дополнительного соглашения к договору о статусе войск НАТО, или даже чрезвычайного положения в ФРГ союзники имеют право, в случае непосредственной угрозы для их вооружённых сил, принимать соответствующие защитные меры, необходимые для устранения этой угрозы. Это положение было применено после террористической атаки на США 11 сентября 2001 г., ко1 Die Stärkung der digitalen Souveränität. Wege der Annäherung an ein Ideal im Wandel // Diskussionspapier von iRights.Lab. Autoren: Eike Gräf, Henning Lahmann und Philipp Otto unter Mitwirkung von Wiebke Glässer, Ulrike Thalheim und Julia Schrader. Mai 2018. URL: https://irights-lab.de/wp-content/uploads/2018/05/Themenpapier_ Sou-veraenitaet.pdf.

2 Die USA dürfen Merkel überwachen. URL: www.zeit.de/politik/deutschland/2013-10/nsa-uerberwachung-merkel-in terview-foschepoth/komplettansicht; «Deutschland wird Angriffsziel der US-Dienste bleiben». URL: https://www.sued deutsche.de/politik/historiker-josef-foschepoth-im-gespraech-deutschland-wird-angriffsziel-der-us-dienste-bleiben-1.2 043053; In Deutschland gilt auch US-Recht. URL: https://www.sueddeutsche.de/politik/deutsch-amerikanische-beziehu ngen-in-deutschland-gilt-auch-us-recht-1.2084126 (дата обращения: 15.11.2018 г.).
3 In Deutschland gilt auch US-Recht...
4 Ibid.

гда американский президент объявил войну против террора и призвал членов НАТО выполнить свои союзнические обязательства. Немецкий бундестаг подтвердил 13 декабря 2012 г., что Германия выполняет взятые на себя обязательства1.

В этой связи интересна и показательна речь известного оппозиционного политика, представителя немецкой партии «Левая» Г. Гизи, которая была признана лучшей речью 2013 г. Выступая в бундестаге 18 ноября 2013 г., он призвал правительство объясниться и извиниться перед гражданами. Тесное сотрудничество спецслужб Германии, США и Великобритании существовало до и после 11 сентября 2001 г. Но война против террора превратилась в тотальное слежение. Он понимает, что ситуация 1949 г., когда американские и британские спецслужбы начинали свою деятельность, коренным образом отличалась от современной. Были заключены соответствующие соглашения с державами-победительницами. Но объединение Германии и подписание договора «2+4» должны были привести к их отмене. Сложилась ситуация, когда прекратили действовать только договоры, заключённые с четырьмя союзниками - СССР, США, Великобританией и Францией. Т.е. те соглашения, в которых участвовал Советский Союз, но не те, которые ФРГ заключала с тремя, двумя или одним союзником. Их содержание неизвестно2.

Очевидно, предполагает редактор «Süddeutsche Zeitung» Х. Прантл, в современной Германии до сих пор существуют две формы государственной власти: «первая - немецкая, в той форме, в которой ей позволяют международные договорённости и членство в ЕС, вторая -американская, в какой точно форме неизвестно»3. Неслучайно в июле 2014 г. бывший министр внутренних дел ФРГ Томас де Мезьер, реагируя на очередной скандал, связанный с действиями американской разведки, поручил своему ведомству разработать «План ответных действий». Цель документа - расширить задачи немецких спецслужб и включить США в фокус их действий. По мнению политика, Германии необходимо иметь «представление, которое охватывало бы все 360 градусов»4.

Таким образом, вопрос государственного суверенитета очень сложная и болезненная тема для немецкого общества. Германский суверенитет - следствие непростой истории этой страны, которая потеряла его в результате поражения во Второй мировой войне и была вынуждена восстанавливать, находясь в эпицентре холодной. Членство в ЕС и НАТО, с одной стороны, предоставило ФРГ возможность подняться на один уровень с другими европейскими странами и получить часть прав обратно, с другой - привело к ограничению суверенитета. Двойная стратегия США в отношении послевоенной Германии действует до сих пор: они используют немцев как союзников и контролируют как конкурентов. Объединение Германии и заключение договора «2+4» стало важным этапом на пути к восстановлению суверенитета. Сегодня все немецкие партии, правительственные и оппозиционные, едины во мнении, что ФРГ необходимо начать говорить с США на одном уровне. Однако этот путь ещё предстоит пройти. И главной задачей, которую, на наш взгляд, придётся решать немецкому обществу -это поиск баланса между правовым государством и интересами безопасности.

1 Souveränität in Deutschland. URL: http://de.wikimannia.org/Souver%C3%A4nit%C3%A4t (дата обращения: 15.11. 2018 г.).
2 Gregor Gysi (Die Linke) im Bundestag am 18.11.2013 über Deutschlands Nicht-Souveränität und den NSA-Skandal. URL: https://www.youtube.com/watch?v=hp0FVvpfbFUfeature=youtu.be (дата обращения: 22.11.2018 г.).
3 Heribert Prantl. «US-Geheimdiensttätigkeiten. Wie souverän ist Deutschland?», 18 November 2013. URL: https:// www.sueddeutsche.de/politik/us-geheimdiensttaetigkeiten-wie-souveraen-ist-deutschland-1.1820657.
4 NSA-Affäre: De Maiziere will zurückspionieren. Deutsche Wirtschafts Nachrichten. 07.07.14. URL: http://deutsche-wirtschafts-nachrichten.de/2014/07/07/nsa-affaere-de-maiziere-will-zurueckspionieren/ (дата обращения: 15.11.2018 г.).

Список литературы

С. Дрожжин. Независима ли Германия? Тайные «акты канцлера» и суверенитет ФРГ. 02.05.2012 // Информационно-аналитическое издание Фонда исторической перспективы «Столетие». URL: http://www.stoletie.ru/rossiya_i_mir/nezavisima_li_germanija_452.htm.

Мануел Охзенрайтер. Германия не является суверенным государством». 21.02.2013. URL: https://www.geopolitica.ru/article/germaniya-ne-yavlyaetsya-suverennym-gosudarstvom.

References

S. Drozhzhin. «Nesavisima ly Germanija? Tajnye akty kanzlera I suverenitet FRG», 02.05.2012, Inforamazionno-analiticheskoje isdanie Fonda istoricheskoj perspektivy «Stoletie». URL: http:// www.stoletie.ru/rossiya_i_mir/nezavisima_li_germanija_452.htm.

Manuel Ohsenreiter. «Germanija ne javljaetsja suverennym gosudarstvom», 21.02.2013. URL: https://www.geopolitica.ru/article/germaniya-ne-yavlyaetsya-suverennym-gosudarstvom.

50 Jahre Souveränität // Aus Politik und Zeitgeschichte. 17/2005, 25. April 2005.

Schäuble: Deutschland ist kein souveräner Staat». URL: https://www.theintelligence.de/index. php/politik/eu-europaeische-union/3592-schaeuble-deutschland-ist-kein-souveraener-staat.html.

Heribert Prantl. «US-Geheimdiensttätigkeiten. Wie souverän ist Deutschland?», 18. November 2013. URL: https://www.sueddeutsche.de/politik/us-geheimdiensttaetigkeiten-wie-souveraen-ist-deutschland-1.1820657.

«Die Stärkung der digitalen Souveränität. Wege der Annäherung an ein Ideal im Wandel» Diskussionspapier von iRights.Lab. Autoren: Eike Gräf, Henning Lahmann und Philipp Otto unter Mitwirkung von Wiebke Glässer, Ulrike Thalheim und Julia Schrader. Mai 2018. URL: https://irights-lab.de/wp-content/uploads/2018/05/Themenpapier_Souveraenitaet.pdf.

Historiker Josef Foschepoth im Gespräch «Deutschland wird Angriffsziel der US-Dienste bleiben». URL: https://www.sueddeutsche.de/politik/historiker-josef-foschepoth-im-gespraech-deutsch land-wird-angriffsziel-der-us-dienste-bleiben-1.2043053.

«In Deutschland gilt auch US-Recht». URL: https://www.sueddeutsche.de/politik/deutsch-amerikanische-beziehungen-in-deutschland-gilt-auch-us-recht-1.2084126.

NSA-Affäre: De Maiziere will zurückspionieren. Deutsche Wirtschafts Nachrichten. 07.07.14. URL: http://deutsche-wirtschafts-nachrichten.de/2014/07/07/nsa-affaere-de-maiziere-will-zuruecks pionieren.

How Sovereign is United Germany in Reality?

Author. Ekaterina Timoshenkova, Candidate of Sciences (History), Leading Research Associate, Deputy Head of the Center for German Studies, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: katerinatim@mail.ru.

Abstract. The article analyzes the problem of the sovereignty of Germany after the unification in 1990. The author dwells on the issue of interaction between the USA and German special services, considers the legal basis of this cooperation based on the research of German historians in this field. Special attention is paid to the analysis of the causal relationship of the pronounced pro-American policy of the German state.

DOI: http://dx .doi.org/10.15211/vestnikieran6201813

СУВЕРЕНИТЕТ "ЦИФРОВОЙ СУВЕРЕНИТЕТ" "ВНЕШНИЙ СУВЕРЕНИТЕТ" ОБЪЕДИНЕНИЕ ГЕРМАНИИ НАТО США СССР ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ СОТРУДНИЧЕСТВО СПЕЦСЛУЖБ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты