Спросить
Войти

Восприятие Холокоста современной молодежью

Автор: указан в статье

для дискуссии:

материалы международной научно-практической конференции

«сабина николаевна шпильрейн:

ее личность и вклад в психоанализ, психологию развития, клиническую психологию»

УДК 159.9.075

восприятие холокоста

современной молодежью

Горенштейн Наталья Ильинична

Данная статья посвящена актуальным вопросам исследования особенностей восприятия современной молодежью трагического события в истории XXв. Акцентируется внимание на переменах в мировоззрении и ценностных ориентациях населения, подвергшихся существенным метаморфозам в результате нового политического и государственного устройства России, которые могут служить одним из основных индикаторов эффективности общественной трансформации в целом.

В статье поднимаются вопросы о кризисе ценностей нашего социума, которые часто противоречат друг другу в современной России, и необходимости создания типа культуры, направленного на формирование гуманного общества. Автор рассматривает определение ценностных ориентаций (индикаторов), отношения к своим традициям и культуре, прошлому и будущему, как насущную потребность сегодняшнего дня, а также один из основных факторов, определяющих выживание общества в целом.

В виде такого индикатора предлагается изучение отношения людей к крупным историческим событиям, ставшим символами той или иной эпохи в истории государства, да и человечества в целом. Особый интерес вызывает реакция граждан России, страны, победившей фашизм в ВОВ, спустя 70 лет после этой победы, т. е. восприятие внуками победителей трагедии Холокоста.

Описываются контент-анализ по данной теме и результаты, полученные автором. Опрос респондентов был направлен на выявление понимания

трагических событий в истории народа, уровня знаний данной темы и отношения к геноциду евреев. В исследовании принимали участие представители молодежи разных этнокультур.

Введение

Современное человечество, общество XXI в., столкнулось с огромным количеством вызовов, требующих зачастую мировоззренческого пересмотра сложившихся веками ценностных ориентиров.

Многие современные авторы отмечают противоречие общественных ценностей, говоря о том, что необходимы анализ и изучение изменений в мировоззрении граждан для выработки нового типа культуры, направленной на формирование гуманного общества, новое образование, сохраняющее все лучшее из накопленных веками традиций народов нашей страны и создающее принципы вхождения молодого поколения в новую эпоху, что в свою очередь невозможно без создания правильных ценностных ориентаций, определяющих поступки людей и ориентирующих их на необходимую деятельность. Отношение человека к традициям своего народа, культуре, прошлому и будущему большого социума, в котором он живет, становится определяющим фактором не только эффективного развития, но и выживания общества в целом. Сегодня это стало особенно актуальным в связи с событиями на Ближнем Востоке и террористическими актами в Европе. По нашему мнению, такими ценностными ориентирами (индикаторами) могут являться крупные исторические события, ставшие символами той или иной эпохи в истории государства, да и человечества в целом. Факт, который со временем приобретает статус символа в истории человечества.

В истории ХХ в. существует множество различных примеров преступлений против человечности. Один из самых ярких примеров - Холокост. Слово «Холокост» происходит от греческого «Ьо!окаи$1:о$» - всесожжение, жертвоприношение с помощью огня. Означает трагедию еврейского народа в период с 1933 г. (приход Адольфа Гитлера к власти в Германии) до 1945 г. (конец Второй мировой войны). Тогда было уничтожено свыше 6 млн. человек лишь потому, что они были евреями. Это было не просто убийство огромного числа людей, а попытка уничтожить еврейство как таковое. Оправданием геноцида стали расовые теории нацистов; евреи были объявлены «антирасой», «недочеловеками». Катастрофа отличается от остальных известных истории случаев массовых убийств людей в первую очередь не

по числу убитых, а по намерению уничтожить всех евреев, по масштабу планирования преступлений, по изощренности убийств [2].

Актуальность исследования

Понять причины современного геноцида, осмыслить мировую историю в ХХ и в начале XXI вв., остановить возрождающийся фашизм и радикальный исламизм террористического толка невозможно без знания истории Холокоста. Ведь Холокост не чисто еврейский вопрос: геноцид, расизм, национализм могут коснуться любого народа в наши дни. Необдуманная политика установления и расширения стран с «демократическими» свободами и методами управления, проводимая рядом мировых держав, привела фактически к развязыванию войн на Ближнем Востоке, созданию так называемого «Исламского государства», по существу являющегося террористической организацией, ставящей основной целью своего развития уничтожение любого инакомыслия и целых этносов, проживающих в этих странах. Поэтому актуальность изучения трагедии Холокоста, постигшей еврейский народ в годы Второй мировой войны, - это разговор и о проблемах современной цивилизации, о ее болезнях, об угрожающей ей опасности [1].

На сегодняшний день во многих странах существуют неонацисты, исламские террористы, всевозможные радикалы разного толка, использующие все те же старые лозунги, все ту же теорию расовой исключительности одних народов над другими. Страшно и опасно то, что у них есть доступ к СМИ, и идет активное зомбирование молодежи. Человечество повторяет свои исторические ошибки, как будто не было прошлых. Проблемы современного общества заключаются не только в расизме, терроризме, а также в том, что идеи гражданственности, прав человека и любого общества жить и развиваться по исторически выбранному ими пути заменяются этническими, национальными, религиозными распрями. Идет жесткое разделение - «мы» и «они», которое входит в основу всех экстремистских идеологий [2].

Одним из наиболее ярких примеров этому можно назвать события на Украине (героизация нацистов из УПА, ОУН (б), разжигание антирусских настроений и воспитание молодежи в данном ключе, развязывание братоубийственной войны на Донбассе) или деятельность так называемого «Исламского государства» на Ближнем Востоке, сопровождающаяся массовыми казнями и уничтожением населения, «чуждого» с их точки зрения их идеалам.

Цель, предмет и объект исследования

Целью нашей работы был анализ отношения в современном российском обществе к исторической памяти о Холокосте в свете формирования толерантного самосознания народов. Предметом исследования явилась

ценностно-смысловая сфера представителей разных этнокультур, проживающих на территории РФ. В качестве объекта исследования выступали представители разных этнокультур (русские, народы Северного Кавказа и евреи). Все испытуемые являются представителями одного поколения в возрасте от 18 до 26 лет и образуют три группы, каждая группа по 50 человек. Дифференцировались группы по этническому признаку. Первую группу составили представители еврейской молодежи Юга России, вторую -представители русской молодежи (этнические русские и те, кто считает себя русским), студенты психологического факультета г. Ростова-на-Дону, третья группа состояла из представителей молодежи народов Северного Кавказа (кабардинцы, балкарцы, чеченцы).

Результаты исследования

Для исследования особенностей ценностно-смыслового восприятия явления Холокоста представителями разных этнокультур был проведен контент-анализ, благодаря которому были получены следующие результаты [9]. На рисунке 1 представлена диаграмма с результатами контент-анализа ответов на вопросы из первой категории «Влияние национального самосознания на определение трагедии в истории своего народа».

Рисунок 1. Влияние национального самосознания на определение трагедии в истории своего народа

Самый высокий результат - по такому показателю, как «наличие национального символа в истории своего народа» у представителей еврейской этнокультуры и этнокультуры народов Северного Кавказа. Скорее всего, это связано с тем, что представители данных этнокультур, несмотря на активное участие их в современной жизни, продолжают до сих пор сохранять свои национальные и религиозные традиции, установленные много лет тому

назад. Возможно, это позволяет им на протяжении длительного периода сохранять свое национальное самосознание и чувствовать себя единым народом - носителем своей исторической памяти - даже проживая в большой многонациональной стране. Именно у представителей данных групп самые высокие показатели по этнической идентичности; исходя из этого, можно говорить о национальной символике. Самый низкий показатель - у третьей этнической группы: это связано с низкой национальной самоидентификацией, а значит и отсутствием национальных норм, традиций и символов. Соответственно, в данной группе самый высокий показатель - по такому параметру, как «отсутствие национального символа в истории своего народа». Скорее всего, это характерно для больших народов, являющихся государствообразующими, по существу объединяющими все остальные «малые» народы в единую страну [9].

На рисунке 2 представлена диаграмма с результатами контент-анализа ответов на вопросы из второй категории «Уровень понимания терминов данной темы».

Кавказские народы

Рисунок 2. Уровень понимания терминов данной темы

Наибольшее количество респондентов с высоким уровнем понимания терминов данной темы относится к представителям еврейского народа. Соответственно, в данной группе минимальные показатели - у респондентов с низким уровнем понимания терминологии. По нашему мнению, это отражает исторический процесс жизни данного народа, его религии и непростые взаимоотношения с религиями других народов. Историческая память данного народа содержит в себе на протяжении всех поколений такие понятия, как «разрушение Храма I и II», «потеря своего государства», «инквизиции» и иные преследования и ограничения на протяжении веков по религиозным мотивам. В связи с этим, тема толерантности очень важна для представителей данной группы респондентов, этим и объясняется высокий уровень знаний по соответствующей тематике.

В группе представителей народов Северного Кавказа - небольшой разброс показателей по уровням понимания данных терминов, в пределах 5 % между группами, что говорит о важности данной тематики для них, наличии непростой исторической памяти этих народов, связанной с множественными войнами, происходившими на Кавказе на протяжении многих столетий, сталинскими репрессиями против целых народов, сложностями, возникающими при взаимодействии с другими культурами. Анализ ответов респондентов третьей группы показывает, что наибольшее количество респондентов с низким уровнем знаний = 40 %, и одинаковыми показателями с высоким и средним уровнем знания и понимания терминологии - по 30 %. Это характеризует относительно индифферентное отношение к данной теме, поскольку в исторической памяти больших народов во многом занижена самоидентификация, т. к. априори все происходящее в жизни страны воспринимается ими как естественные достижения их народа [9].

На рисунке 3 представлена диаграмма с результатами контент-анализа ответов на вопросы из третьей категории «Уровень общей осведомленности о Холокосте».

Кавказские народы

Рисунок 3. Уровень общей осведомленности о Холокосте

Самый высокий показатель уровня общей осведомленности о Холокосте -у представителей еврейского народа, что вполне логично и является доказательством национальной ценности истории своего народа. Соответственно, в данной группе самый маленький процент людей, не знающих о Холокосте. Удивительно то, что самый высокий процент людей, не знающих о Холокосте, относится к этнической группе, идентифицирующей себя как русский народ, т. к. респонденты являются ростовчанами, а именно в Ростове-на-Дону находится самое большое в России захоронение и мемориал жертв Холокоста. Более 50 % респондентов ничего не знают об этом, что говорит об отсутствии интереса не только к общечеловеческим трагедиям, но и истории своего родного города [9].

На рисунке 4 представлена диаграмма с результатами контент-анализа ответов на вопросы из четвертой категории «Отношение к Холокосту».

Кавказские народы

Рисунок 4. Отношение к Холокосту

Самый высокий - 100 % показатель по такому параметру, как «сочувствие», естественно, у представителей еврейской этнокультуры. Данная трагедия коснулась всего народа, и люди, идентифицирующие себя евреями, не могут равнодушно относиться к горю и боли всего народа. На втором месте по показателям находится группа представителей народов Северного Кавказа; для представителей данных народов характерно сочувствие трагедии Холокоста, т. к. за всю историю своего существования им приходилось неоднократно переживать гонения и уничтожение большого количества представителей своего народа. Естественно, что ни в одной, ни в другой группе нет ревизионистов Холокоста. Представители этих групп не сомневаются в том, что существует достаточно большое количество доказательств данной трагедии. Самые низкие показатели по 2 параметрам и даже наличие отрицания - у группы представителей русского народа. По нашему мнению, это связано с тем, что после распада СССР в современной России в силу отсутствия идеологического воспитания, пропаганды памяти - о Великой Отечественной войне, связанной с огромными потерями всех народов страны, и в первую очередь русского народа, об общей Великой Победе над фашизмом и нацизмом - получили развитие течения ревизионизма, а также идеологии с националистической и экстремистской направленностью, привлекающие молодежь своими идеями «сверхчеловека» и «борьбы за чистоту нации». Особую тревогу вызывает тот факт, что респонденты данной группы являются студентами гуманитарных факультетов, которые в ближайшем будущем будут работать с людьми в различных отраслях нашей многонациональной страны [9].

Обсуждение результатов

Сегодня как никогда необходима работа с национальными общинами, проведение семинаров и тренингов толерантности и профилактика экстремизма, особенно среди молодежи, т. к. в стране, победившей нацизм, как это ни парадоксально, становятся популярными идеи национализма и нетерпимости к представителям других этнокультур. Именно от нас зависят дальнейшее развитие нашего общества и возможность остановить современную молодежь от соблазнительной идеи «сверхчеловека»; воспитание граждан нашей страны, готовых жить в мире, дружбе и взаимопонимании со всем нашим многонациональным обществом.

По-видимому, если бы данное исследование проводилось в этом году, то его результаты были бы иными - в связи с подъемом национального самосознания и патриотизма в нашем обществе, доказательством чего явилась такая акция, как «Бессмертный полк», проведенная населением нашей страны в день 70-летия Победы в ВОВ. Когда люди разных национальностей и возрастов прошли по улицам своих городов с портретами отцов, дедов и прадедов, одержавших победу над нацизмом фашистской Германии.

Вышеизложенное требует по-новому взглянуть на систему образования и воспитание подрастающего поколения; ребенок с детства должен понимать, что существует множество разных народов с разными традициями, религиозными верованиями, и жить полноценно в этом многообразии возможно лишь гордясь своей культурой и уважая культуру других. Это предполагает наличие в системе образования уроков истории религий, традиций и обычаев народов, их общих достижений и побед.

Литература

1. АльтманМ. М. Отрицание Холокоста: история и современные тенденции. - М., 2006. - 88 с.
2. Альтман И. А., Прокудин Д. В. Мы не можем молчать: Школьники и студенты о Холокосте. - М.: Центр и Фонд «Холокост»; МИК, 2010. -Вып. 7. - 176 с.
3. Бауэр О. Национальный вопрос и социал-демократия. - СПб., 1909. -С. 130.
4. Белков П. Л. О методе построения теории этноса // Этносы и этнические процессы. - М., 1993. - С. 48-61.
5. ГеллнерЭ. Нации и национализм. - М., 1991. - 322 с.
6. ГеллнерЭ. Условия свободы. - М., 1995. - 240 с.
7. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. - М.: Наука, 1977.
8. ГидденсЭ. Социология. - М.: УРСС, 2005. - 632 с.
9. Горенштейн Н. И. Особенности ценностно-смыслового восприятия исторического события-символа представителями разных этнокультур: дисс. ... канд. психол. наук. - Ростов н/Д, 2012. - С. 83-87.
10. Донцов А. И. Группа: психология и этимология // Вопросы психологии. -1983. - № 4. - С. 132-134.
11. Коршунов Н. Поколение Y. Палка о двух концах // Проза.ру // URL: http: // www.proza.ru / 2009 / 04 / 01 / 540
12. Романенко С. А. История и историки в межэтнических конфликтах в конце XX в. - М., 1997. - 175 с.
13. Финкельштейн Н. Индустрия Холокоста // Русский Вестник. - М.: Москва, 2003. - 150 с.
14. Франкл В. Психотерапия на практике. - СПб.: Речь, 2001. - 256 с.
15. Франкл В. Сказать жизни «Да»: психолог в концлагере. - М.: Смысл,
2004. - 176 с.
16. Фролов С. С. Социология: учебник. - М.: Наука, 1994. - 256 с.
17. Фромм Э. Психоанализ и этика. Человек для самого себя. - М., 2003. -350 с.
18. Фурсова Е. Ф. Этнографические и этнические группы: проблемы их идентификации и методов исследования // Материалы IV научной конференции «Рябининские чтения - 2003». Сборник научных докладов. - Петрозаводск, 2003. - С. 13-17.
19. Циммерман Дж. Отрицание Холокоста // University Press of America. 2005. - 318 с.
20. Шнирельман В. А. Евразийцы и евреи // Итоги. - 1998. - № 9 (94). - С. 17-37.
21. Шнирельман В. А. Постмодернизм и исторические мифы. - М., 2000. -С. 66-71.
22. Alsop R. The Trophy Kids Go to Work // The Wall Street Journal. -2008.
23. Apalategui J. Social psychology of nationalist movements in Southern Europe // URL: http: // www.ucm.es / info / Psyap / 23ICAP / abstract / politica2.html
24. Bar-On D, Chaitin J. Parenthood and the Holocaust // URL: http: // www1. yadvashem.org / odot_pdf / Microsoft%20Word%20-%204961.pdf
25. BasabeN., Paez D., Asun D. Psychological factors of political participation // URL: http: // www.ucm.es / info / Psyap / 23ICAP / abstract / politica2.html
26. BoenkeK., Classen G., Merkens H. Xenophobia and neonazi attitudes among East and West Berlin youth: an explanatory approach // URL: http: // www. ucm.es / info / Psyap / 23ICAP / abstract / politica2.html
27. Yad Vashem. The World Holocaust Remembrance Center // URL: http: // www.yadvashem.org
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ ТОЛЕРАНТНОСТЬ ХОЛОКОСТ РЕВИЗИОНИЗМ ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ГЕНОЦИД ЗОМБИРОВАНИЕ МОЛОДЕЖИ ЭТНОКУЛЬТУРА КОНТЕНТ-АНАЛИЗ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты