Спросить
Войти

К 110-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ СЕМЁНА АФАНАСЬЕВИЧА КАЛАБАЛИНА УРОКИ КАЛАБАЛИНЫХ

Автор: указан в статье

• С.А. Калабалин • Г.К. Калабалина • педагогика Макаренко • детский коллектив • воспитание • детский дом

Большая семья Калабалиных

-оК 110-летию со дня рождения Семёна Афанасьевича Калабалина

Уроки Калабалиных1

Дмитрий Павлович Барсков,

воспитанник Клемёновского детского дома 1962—1965 годов, член Союза краеведов России, член Союза писателей России, кандидат технических наук

1 Окончание. Начало см.: Социальная педагогика. 2013. № 5, № 6.

Введением к заключительной части повествования как нельзя лучше подходят слова из дневниковой записи Галины Константиновны Кала-балиной: «Это было более полувека тому назад. Как они прошли? Не ковровая дорожка стелилась перед нами. Было много ухабов, много трудностей, но много было хорошего, доброго. Наверное, большая любовь, глубокое взаимное уважение, общий труд, самое большое счастье в жизни — дети помогали преодолевать трудности, сглаживать острые углы, находить выход из порой сложных ситуаций».

Более четверти века после ухода из жизни Семёна Афанасьевича Калабалина воспитанников-калабалинцев объединяла под своим крылом Галина Константиновна. Клемёновский адрес — ул. Полевая, дом 9, по которому с 1964 года проживали Калабалины, — стал местом регулярных сборов, юбилейных встреч и праздничных застолий. Галина Константиновна оставалась для нас гостеприимной и хлебосольной хозяйкой — Мамой и Бабушкой большой семьи.

После её кончины вторым родным домом для калабалинцев стала Саввинская школа, выпускниками которой являлись около 150 воспитанников Клемёновского детского дома. 15 марта 2004 года Постановлением губернатора Московской области Бориса Всеволодовича Громова Саввинской средней общеобразовательной школе было присвоено имя С.А. Калабалина, а 7 апреля 2004 года по этому случаю в школе состоялось торжественное собрание с участием Антона Семёновича Калабалина, выпускников детского дома, школьных учителей, общественности города и района. Всего через полтора года, 8 октября 2005 года, в школе открылся музей, посвящённый великому самобытному педагогу — макаренковцу. Это было яркое, незабываемое событие, имеющее большое значение не только для Саввинской шкоИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ

лы, но и для всего Егорьевского района. Много душевных сил и творческой энергии в создании уникальной экспозиции вложили организаторы музея Калабалиных — Надежда Евгеньевна Андронова, Ольга Викторовна Николаева и Леонид Николаевич Тарасов. Выпускники школы — ка-лабалинцы стали надёжными помощниками в деле увековечивания памяти Семёна Афанасьевича Калабалина. Право перерезать красную ленточку предоставили исполняющему обязанности главы администрации Саввинского сельского округа Евгению Егоровичу Курносову, старейшему учителю школы, лауреату премии имени С.А. Калабалина — Валентине Михайловне Хлопотовой и бывшему председателю Совета командиров Клемёновского детского дома Николаю Васильевичу Кузнецову. 22 марта 2008 года в музее был открыт бюст Семёна Афанасьевича Калабалина, выполненный художником-скульптором Валентином Дмитриевичем Барсковым.

Величие педагога С.А. Калабалина заключается в том, что в условиях Кле-мёновского детского дома им была успешно внедрена совершенно новая воспитательная технология. Воспитанники всё время находились в зоне педагогического влияния не только на территории детского дома, но и в любом другом месте — будь то школа в Клемёнове или Саввино, деревенский двор в Акатове или Дворец культуры в Егорьевске...

Семён Афанасьевич рассматривал воспитание как процесс не только во времени, но и в пространстве. При этом принималась во внимание диалектика непрерывного обновления состава воспитанников, когда в здоровый коллектив постоянно привносились элементы негативного влияния трудных подростков. В этом заключалась специфика начального периода работы Семёна Афанасьевича в Клемёнове. В то время происходил процесс формирования коллектива, который постепенно наращивал усилия по искоренению негативных сторон в жизни детдомовцев. И Семён Афанасьевич действовал в роли «кризисного педагогического менеджера», каковым ему неоднократно уже приходилось выступать в других детских учреждениях. Но ранее после исправления ситуации Калабалина направляли в новое «кризисное» место — детский дом или трудовую колонию. И везде в короткие сроки он добивался успеха. Это, наряду с полной самоотдачей, удавалось Семёну Афанасьевичу ещё и потому, что свою жизнь и работу он строил среди ребят и видел многие проблемы изнутри. Поэтому, мастерски используя методы воспитания А.С. Макаренко и обладая колоссальным опытом самостоятельной работы, быстро находил способы «лечения и оздоровления». Так случилось и в Клемёновском детском доме. В дальнейшем, на протяжении последующего десятилетия, жизнь Калабалиных протекала на виду детдомовцев, а сам Семен воспитывал собственным примером отношение к людям и труду. До самого последнего дня Семён Афанасьевич находился в гуще детдомовской жизни, был среди ребят. В этом заключался урок огромной нравственной силы для его воспитанников. Он для них всегда был своим.

Семён Афанасьевич Калабалин неоднократно подчёркивал мысль, выраженную в словах: «На совести моей и моей жены Галины Константинович «Социальная педагогика» 1/2014

Д.П. Барсков. Уроки Калабалиных

ны нет ни одного пятна, которое бы помешало смотреть открытыми очами в глаза Родины, в глаза десяти тысяч воспитанных нами граждан». Эти слова невозможно переоценить, как невозможно умалить значение свершений этих замечательных людей.

Думается, что как нельзя лучше суть моего повествования отражают слова, которые Фёдор Михайлович Достоевский в своём романе «Братья Карамазовы» вложил в уста Алёши Карамазова: «Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание; и особенно вынесенное из детства, из родительского дома... Если много набрать таких воспоминаний с собой в жизни, то спасён человек на всю жизнь».

Можно с полным основанием утверждать, что родным домом для калаба-линцев стал Детский дом в Клемёнове. Светлые воспоминания, унесённые в «большую жизнь» из поры пребывания в его стенах «под крыльями Семёна и Галины», помогали устоять под ветрами невзгод и преодолевать жизненные трудности. Это те колокола памяти, которые постоянно тревожат совесть, соразмеряя её с однажды выверенным эталоном, и задают правильный жизненный ориентир. И это останется с нами навсегда.

Память о Семёне Афанасьевиче и Галине Константиновне является мощнейшим объединяющим фактором для их питомцев, до сих пор составляющих одну большую семью. Для нас Егорьевск, Клемёново, Саввино — это неповторимый и любимый уголок нашей великой Родины — России, на благо которой неустанно трудились Калабалины.

«Социальная педагогика» 1/2014

119
С.А. КАЛАБАЛИН Г.К. КАЛАБАЛИНА ПЕДАГОГИКА МАКАРЕНКО ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ ВОСПИТАНИЕ ДЕТСКИЙ ДОМ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты