Спросить
Войти

Исторические аспекты организации по обеспечению безопасности — «Шурты»

Автор: указан в статье

УДК 355 Х. Х. ХУШВАХТОВ

ББК 68

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ - «ШУРТЫ»

Организация обеспечения безопасности и порядка имеет очень древнюю историю и совершенствовалась с развитием общества. С начала развития человечества, общество нуждалось в безопасности и определенном порядке. Мыслитель и обществовед XIX века Ф. Энгельс отметил, что полиция «так же стара, как и государство» (4,118). В государствах древнего Востока также широко использовались подобные структуры. Исторические источники дают мало сведений о доисламских структурах, которые занимались охраной и обеспечением всеобщего порядка, но после нашествия арабов в этом направлении сохранились некоторые сведения.

В языках исламских государств можно встретить много слов, значение и содержание которых служат доказательством того, что они относятся к военно-силовым структурам, в полномочия которых входили обеспечение и надзор над общим порядком и борьба против различных преступлений.

В связи с этим перед тем, как рассмотреть историю организации «Шурты», мы решили дать краткую информацию о значении тех слов, которые использовались в большинстве исламских стран для определения должностей и военно-силовых структур.

В Мовераннахре и Хорасане структуры, которые занимались обеспечением порядка и борьбой против преступлений, на разных этапах истории назывались по-разному.

Принимая во внимание важность и необходимость приказа, мы в сжатой форме даем информацию о значении слов, которые употреблялись почти во всех исламских странах для обозначения должностей и структур, обеспечивающих общественный порядок.

Исследования показали, что почти во всех мусульманских странах организация или структура, которая обеспечивала и контролировала внутренний порядок, а также выполнение государственных законов,в основном упоминается под названием «шурта».

Согласно толкованию Мухаммада Хусайна Сокита, слово «шурта» происходит от арабского слова «шарат» и употреблялось в значении «знак, образец, выдающийся, типичный, характерный», так как ответственные за охрану всеобщего порядка прикрепляли к своей одежде специальный отличительный знак (вижа) для того, чтобы их узнавали.

О толковании слова «шурта» есть и другая версия и, согласно ей, данное слово имеет значение «пастзада», так как общество называет провинившихся преступников низкими (ничтожными). В обязанности работников силовых структур входил надзор за такими людьми, и поэтому их назвали «шурта».

Другое толкование значения этого слова служит доказательством того, что слово «шурта» произошло от глагола «ашрат» и имеет значение «отделение чего-то» (бо чудо кардани чизе), «отличить что-то» (фарк кардани чизе).

Также под этим названием была создана специальная группа, отряд. Этой группой руководил командир, который шёл впереди этого отряда, выполняя опасные поручения и задания. Отряд называли шуртой. Поэтому работников силовых структур, которые обеспечивали общий внутренний порядок, также называли шуртой.

На работников силовых структур была возложена особая работа (вижа) - защита порядка, обеспечение всеобщей безопасности на территории страны.

Замахшари даёт следующее толкование слова «шурта»: «Слово шурта произошло от этого слова, шуртой называли соратников правителя, халифа или султана, которые шли впереди роты или полка и ставили перед собой цель, что не возвращаются без победы! Существуют и другие толкования данного слова».

Анализ источников и научных исследований показал, что в исламских государствах в разные эпохи наряду со словом «шурта» использовались и другие слова: «шахна», «маъин»,

«маъуна», «вали», «сохиб-ул-мута», «валоя», «мутаввали-уш-шурта», «Сохиб-ул-Нир», «амир-ул-нор», «амир-ул джиерин», «дорубин», «омил-ош-нурта», «вали-ул-харб», «асас», «асас-боши», «хоким», «хофиз», «сохиб- ул мадина», «сохиб-ул-маил», «тавор-ул - лайл», «ахдос», «сохиб-ул-арбоъ», «доруга», «миршаб», «калонтар», «шабгард».

История Арабского халифата о деятельности этой организации - шурты в этих случаях имеет много примеров.

По сведениям источников, таких толкований много, и это с одной стороны, свидетельствует о том, что в различных государствах нужны были силовые структуры и общество нуждалось в них, и, с другой стороны, определяют их роль в обществе и полномочия таких структур.Мухаммад Джарир Табари сообщает, что начальник городской охраны города Хорасана был сильно напуган потоком народа и в 758 году по приказу своего начальника казнил 17 тысяч человек.

В «Таьрихи Табари» говорится,что в 758 году известный визир Бармакидов Фазил ибн Яхё с начальником своей шурты Ибрагимом ибн Джабраилом отправились в Хорасан и «захватили Уайул. После захвата этого города Ибрагим вернулся с большой добычей и военными трофеями» (Табари. Таърих -ар-расул вал-мулк -Тегрон, 1922).

Во времена арабского нашествия эта структура служила для подавления народных восстаний в различных точках халифата.

Военная силовая структура шурты широко использовалась для подавления восстания алавийцев (871),восстания Муканны(776-783 годы), восстания Шарика ибн Шайха (750.),восстания Рофеъ ибн Лайса (806-810 годы) и движения «карматия».

В обязанности шурты также входили охрана и жандармерия. Ночной дозор и ночная охрана являлись основными и важными дисциплинарными обязанностями шурты.

Ночная стража охраняла город ночью, и состояла из трех постов. Эта группа охраны занималась задержанием подозрительных лиц, бездельников и мошенников. В этом числе в их руки попадались ночные воры, пьяницы и дебоширы.

А теперь несколько слов об истории зарождения этой организации. Мусульманские исследователи и историки не согласны с названием организации «Шурта», они считают, что шурта является арабско-мусульманской структурой.

С начала ислама пророк (с) и халифы не нуждались в защите, но они считали себя ответственными за внутренний порядок в исламском мире.

Основателем ночного дозора являлся второй халиф -Умар ибн Хайтаг. Он по ночам охранял город Медину, и в этом ему помогали Зайд-ибн Аслам и Абдурахман.

Рождение этой организации - шурты в начале зарождения ислама является естественным явлением, так как для обеспечения порядка, спокойствия, безопасности и мира была нужна мощная сила - шурта, которая помогала правительству.

В одном из приказов имама Али (с) правителю Малику Аштару Ниъи встречаются два толкования значения «ах,рос» и «шурта». Имам дал поручения: «Организуй встречу для охраны (ах,рос, чомаи, х,орис) и своей шурты, чтобы та безбоязненно сообщила тебе о том, что происходит».

Из вышесказанного можно сделать вывод, что личная охрана часто состояла из охранников общего порядка, а значит шурты. В арабской армии начала эпохи ислама вместо слова «шурта» встречается понятие «ал-халис», или армия шурты. Мухаммед Джарири Табари указывает, что Али ибн Абулталиб (а) передал командование халифской шуртой в одном из сражений Кайсу ибн Саъду, которая состояла из сорока тысяч воинов.

Во всех завоёванных больших городах и административных центрах представители халифата занимали определенные должности и должны были знать и быть предупреждены о тех делах, которые происходят в на их участках.

Если начинались беспорядки, различные восстания, мятежи и не были в состоянии самостоятельно подавлять эти беспорядки, звали на помощь армию, и этой армией была шурта.

Эта структура всегда находилась в административных центрах, и в её рядах первоначально служили арабы.

Но потом, по словам Мухаммада Хусейна Сокита, «чужеземцы: турки, северные африканцы были приняты на работу за определенную плату».

Для примера в начале могущественного правления Аббаситов, верный и доверенный палачей Халифа был Муънис, который в Богдан с девятью тысячью сильными, обеспеченными всеми военными обмундированиями поспешили в его сторону.

Сохиб - уш - Шурта на основании имеющихся у них приказов временами вели надзор над работой ночной охраны и тех, кто охранял городские ворота. Так как эта администрация являлась подчиненной организации шурты, она была обязана рапортовать председателю городской охраны - председателю шурты.

Обеспечение и защита общественного порядка на проспектах, в многолюдных местах, базарах и предотвращение сбора народа во время передвижения халифа тоже входило в обязанности шурты. Эта организация также занималась защитой жизни и здоровья правителей и высокопоставленных представителей правительства.

Арабских халифов всегда защищала шурта. Это правило берёт начало от Муовии. Даже во время намаза в мечете шурта охраняла халифов от покушения.

Но это не значит, что шурта занималась только охраной жизни халифов. Этим занималась только одна специальная группа под названием «ахрос» (чамъи «харас»: охраняющий, охрана). В эту эпоху умавийцев города Дамаска был свой начальник (раис) шурты. После покушения на жизнь его светлости (хазрата) Али, Муовия решил обезопасить себя и назначил Хабиба ибн Шахоба главнокомандующим своей шурты.

В 1Х-Х веках в исламских- арабских государствах свою деятельность вела особая отдельная группа под названием «шурта-ул-хоса» (шуртаи хоса), которая охраняла в основном сословие придворных, а также близких родственников халифа.

В некоторых источниках понятия «шурта» и «хдрас» употреблены по отдельности.

Шурта не допускала распространения наркотиков, преследовала людей, которые играли в азартные игры в общественных местах, задерживала различных преступников и мошенников, приглашала вышестоящих государственных работников для участия в тех или иных военных и государственных делах.

В обязанности работников этой организации входило не только круглосуточное обеспечение порядка и безопасност и города, но и проверка и допрос иностранцев. Они приводили в исполнение приговоры казиев.

Организация шурты в свою очередь охраняла жизнь казиев, особенно тогда, когда им угрожала опасность. Особенно важной работой шурты была охрана и управление тюрьмами.

По некоторым сведениям источников, допрос виновных, подозреваемых, задержанных первоначально был возложен на эту организацию, но впоследствии эта работа была возложена на казия.

В средневековых исламских государствах не существовало отдельной специальной структуры, которая расследовала бы, как и при таких обстоятельствах произошли те или иные происшествия. Этим занималась шурта и это входило в её обязанности менялись.

Из всего, что было сказано, можно сделать вывод, что организация шурта была исполняющей и управляющей организацией, и с течением времени в исламских государствах её обязанности.

Первоначально организация шурты была образована с целью раскрытия различных преступлений, поиска преступников и их наказания. Шурта выявляла преступления, преследовала и арестовывала преступников, раскрывала и доказывала преступления.

По сведениям Ибн Халдуна, шуртой называли того, кто расследовал различные правонарушения и погрешности (2, 568).

Можно сделать вывод, что многие полномочия, которые в по следствии были возложены на казиев, первоначально было обязанностью шурты. Организация шурты занималась предупреждением мошенничества и тех поступков, которые противоречат шариату.

В другом месте говорится, что Махфи - другой халифа Аббасидов, дал указание городоначальнику Абдуллоху ибн Малику, чтобы шурта, наказывала и сажала в тюрьму друзей и знакомых его сына Хади, который был дурного поведения.

Опираясь на источники, Мухаммад Хусайн Сокин пишет, что стало много мужчин, которые занимаются прелюбодеянием и начальник охраны города принял решение: наказать этих людей кастрированием.

Предупреждение азартных игр в многолюдных и открытых местах, а также наказание ярых игроков в эти игры было возложено на плечи шурты.

Как было отмечено в начале, в отдельных случаях слово «асас» употреблено рядом со словом «шурта». Это слово также арабского происхождения.

Вместе с организацией "Шурта" вела свою деятельность специальная группа под названием «Сохиб-ул-асас».

В некоторых государствах, в том числе в Риме, начальника асаса называли «шабдор».Этим вызвано появление слова «миршаб» в Бухарском Эмирате, который считал себя важной персоной в исламском государстве.

В книге "Судебный институт в исламе"("Ниходи додраси дар ислом") Мухаммада Хусайна Сокита говорится: «1411 год.Закрылись все ворота базара.У дороги сидел ночной дозор. Всю ночь горит факел, и сидят несколько помощников.Если ночью произойдет драка или ссора, попадётся пьяница или вор, начальник ночного дозора (волии шаб, шабдор) по поводу этих обстоятельств выносил решение"(5, 387).

В исламской Испании ночной дозор назывался «дарробун» (охрана городских ворот), но в Риме его называли «Сохиб-ул- арбоб», и он находился в подчинений правителя или начальника шурты.

Уместно обратить внимание на очень интересную точку зрения. Организация "шурты" участвовала в наказании виновных и использовала для этого различные приёмы и методы.

Одним из основных иизвестных видов наказания являлся «тахтакулох» и другое-«укобайн». Этот вид наказания использовали в Иране ( 3, 90)

В «Тазкират-ул-мулук» по поводу наказания «тахтакулох» даётся следующее объяснение: «Тахтакулох является таким видом наказания, которое используется по отношению к кустарям и ремесленникам, обманывающим народ при взвешивании и превышении цен на товары»(7, 78).

В этом случае таких людей наказывали следующим образом: сначала на его шею вешали бревно подобно хомуту (гарданбанд), и на этот хомут вешали колокольчик. Потом на голову надевали высокую шапку из ваты и водили по месту жительства, а люди громкими оскорбительными словами унижали наказанного.

Другим видом наказания являлся «укобайн». "Укобайн" с таджикского языка значит «два орла». Он был сделан из двух палок, похожих на орла. Таким видом орудия которым наказывали виновных, пользовались во времена Газневидов и Сельджукидов.

Порядок наказания был таким: виновных вешали или же их били привязывая к этим палкам.

В «Таърихи Байхдки» по этому поводу говорится следующее:....по воле Бога тебя и твоего сына должны были бить по тысяче укобайн, но он милосерден по отношению к тебе и подарил палку. Ты должен за пятьсот тысяч динаров купить палку. Если не купишь, наказание неизбежно» - значит, вместо наказания можно было заплатить штраф.

Из слов Абдулфазла Байхаки можно сделать вывод, что с древних времён существовали различные виды наказания: битье кнутом, привязывание к палкам и выплата штрафа виновными вместо наказания(1, 83).

Таким образом, обеспечение всеобщего порядка, задержание и наказание виновных в исламских государствах было возложено на плечи специальных структур. Хотя эти структуры и организации в различные времена и эпохи назывались по- разному, но их суть, обязанности, методы и приёмы наказания похожи и близки.

Основой этой структуры являлась организация «Шурта» времён Арабского халифата, которая в будущем в отдельных исламских государствах имела различные названия.

Потомками организации «Шурта» эпохи Арабского халифата в последующие века в исламских государствах является сегодняшняя полиция.

Почти во всех источниках и историко-научной литературе «шурта» описывается как одно из важнейших государственных учреждений и указывается, что начальник «шурты» занимал определённое место в иерархии должностей после эмира и хакима.

На должность начальника шурты назначались вышестоящие должностные лица. Назначенное на эту должность лицо (особенно столичная «шурта») получало из рук халифа халат и золотой посох. Из всего этого можно сделать вывод, что на должность начальника шурты назначались близкие доверенные лица халифа и султана.

В большинстве случаев начальник шурты считался правой рукой правителя города или области, и даже когда городовой или правитель не успевали выполнять свои обязанности, их работу заканчивал начальник шурты.

Например, в 134-135 годах хиджры правитель Рима Абуави покинул страну и вместо себя до приезда нового правителя назначил начальника шурты Мухаммада ибн Муовию, исполняющим обязанности правителя.

В случае смерти правителя до назначения нового правителя начальник шурты выполнял его обязанности.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что «шурта» во всех арабско-мусульманских государствах на протяжении VII-XVIII веков являлась одной из важнейших государственных структур.

Только после того, как большинство восточных исламских государств превратилось в полуколонии Запада, место шурты заняла полиция.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Байхаки, &Али ибни Зайд (Ибни Фундук). История Байхаки (Тарих-и Байхаки). Тегеран, 1938.622 с.
2. Ибн-Халдун, Абдурахмон. Введение в историю(Мукаддима)/Перевод С.М.Бациевой/А.Халдун //Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX- XIYbb.-Москва: Социально-экономическая литература, 1961. -С.559-628.
3. История Ирана с древнейших времен до конца XVIII века.- Л: ЛГУ,1958.- 390 с.
4. Маркс, К. Сочинения: в 50 т. Издание 2-ое/К.Маркс, Ф.Энгельс.- Москва: Политиздат, 1961.-742 с.-21т.
5. Мухаммад, Хусайн Сокит. Судебный институт в исламе(Ниходи додраси дар ислом) Мешхед: Остони кудси Разави, 1978.- 608с.
6. Табари, Мухаммад ибни Джарир. История Табари, или История пророков и царей (Тарих-и Табари ё Та&рих ал-русул ва ал-мулук) / Пер. Абу ал-Касима Пайанда. 2-е изд./ М.Дж. Табари.-Тегеран: Асатир, 1983. - 269 с.
7. Тазкират- ул -мулук. Примечание В. Минорского. Перевод М. Раджабниё. -Тегеран: Амири Кабир, 1989.- 721 с.

REFERENCES:

1. Bayhaki " Ali ibni Zaid" ( Ibni Funduk). The history of Baihaki Tehran , 1938.- 622 р.
2. Ibn-Haldun, Abdurahmon. literally the "Introduction (Muqaddimah )/ Translation of C. M. Batsieva/ A. Haldun// Selected paper of thinkers from middle east IX- XIYcentury- M: Social and economic literature. Р. 559-628.
3. The history of Iran from ancient times till the end of XVIII century. L: LSU, 1958.-390 р.
4. Marks, K. Essays in 50 vol. 2nd publication / K Marks, F. EngeFs- Moscow: Politizdat, 1961- 742р.- 21 v.
5. Mukhammad, Husein Sokit. Judicial institute in Islam Meshhed: Ostoni kudsi Razavi, 1978. - 608 р.
6. Tabari, Muhammad ibni Jarir. The history of Tabari or the history of prophets and czars/ translation of Abu-al-kasima. 2 nd edition / M.J. Tabari. - Tehran: Asatir. 1983.- 269 р.
7. Tazkirat- ul- muluk-. Notes of V. Minorsk. Translated by M. Rajabniyo-Tehran: Amiri Kabir, 1989.-721 р.

Исторические аспекты организации по обеспечению безопасности - «Шурты»

В статье автором исследуются исторические аспекты возникновения организации обеспечения безопасности - «Шурты». В исламских государствах можно встретить много слов, значение и содержание которых служат доказательством того, что они относятся к военно-силовым структурам, и в их полномочия входили обеспечение и надзор над общим порядком и борьба против различных преступлений. Дано краткое сообщение о значении слов, которые использовались в большинстве исламских стран для определения должностей в военно-силовых структурах. Анализ источников и научных исследований показал, что в исламских государствах в разные эпохи наряду со словом «шурта» использовались и другие слова: «шахна», «маъин», «маъуна», «вали», «сохиб-ул-мута», «валоя», «мутаввали-уш-шурта», «Сохиб-ул-Нир», «амир-ул-нор», «амир-ул джиерин», «дорубин», «омил-ош-нурта», «вали-ул-харб», «асас», «асас-боши», «хоким», «хофиз», «сохиб- ул мадина», «сохиб-ул-маил», «тавор-ул - лайл», «ахдос», «сохиб-ул-арбоъ», «доруга», «миршаб», «калонтар», «шабгард».

Historical aspects of the organization of security Security - "Schurti"

In this article the author explores the historical aspects of the organization of security - "Schurti." In Islamic countries can meet a lot of words where their meaning and content are the proof that they belong to the military and security forces, and that their mandate is to support and supervise the general order and fight against various crimes. Therefore, before looking into the history of the organization "Schurti" decided to give a brief message about the values of the words that were used in the majority of Islamic countries to determine the positions and military power structures. The analysis of sources and scientific studies have shown that in Islamic countries at various times along with the word "Shurta" were used and employed other words like "Shakhno", "main", "mauna", "wali", "Sohib-ul- mutations "," Valo "," mutavvali-br-Shurta "," Sohib-ul-Nir, "" Amir-ul-Noor "," Amir-ul dzhierin ", " dorubin ", " Osh-omil Nurtai " "Wali-ul-Harb," "acac", "acac-Boshi", "hokim", "Hofiz", "sohib- Street Madina", "Sohib-ul-mail", "Tabor-street - Lyle", " ahdos "," Sohib-ul-arbo "," doruga "," mirshab "," kalontar "," shabgard. "

Сведения об авторе:

Хушвахтов Хуршед Худойкулович, заместитель начальника 4-го факультета Академии Министерства внутренних дел Республики Таджикистан по строевой части (Республика Таджикистан, г Худжанд), E-mail: khushed7600@mail.ru

Information about the author:

Khushvakhtov Khurshed Khudoiqulovich, Vice-head of Combat Unit the Faculty №4 of the Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Tajikistan, wing-commander of militia, (Republic of Tajikistan, Khujand), E-mail: khushed7600@mail.ru

СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ "ШУРТА" ОРГАНИЗАЦИЯ ПОРЯДОК ИСТОРИЯ ОХРАНА ПРЕСТУПЛЕНИЯ МОВЕРАННАХР ХОРАСАН schurti
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты