А.В. Жидченко, г. Омск
АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ ОМСКОГО ГОРОДКА НЕФТЯНИКОВ КАК ПАМЯТНИК ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА 1950-60-х гг.
Архитектуру часто называют воплощением в камне музыки и времени: ведь архитектурные произведения во все исторические эпохи являли собой дух времени. Еще со времен истории древнего мира архитектура была одним из средств выражения государственной политики. идеологическим инструментом. Поражая своим величием, могуществом, архитектура была и остается мощным рычагом в руках государственного аппарата. В советский период истории нашей страны, особенно в столице, она отражала основные идеи социалистического общества, потому что именно на примере архитектуры можно было показать, каких успехов достигли советские люди в послереволюционное время.
В конце 1929 - начале 1930-х гг. имела место «дискуссия о советском расселении». Достаточно только внимательно отнестись к списку участников дискуссии, главными в котором были крупнейшие государственные, общественные деятели, ученые, архитекторы, вспомнить, что три основных дискуссионных собрания происходили в стенах Госплана СССР и Комакадемии ЦК ВКП(б), и просто просмотреть многие страницы центральных газет и журналов, чтобы понять всю важность этой полемики. Самое же неоспоримое доказательство значительности ее -- специально принятое постановление ЦК ВКП (б) «О работе по нерестройке быта». Удивительного в этом ничего нет - дискуссия велась в связи с составлением первого генерального плана развития народного хозяйства СССР».
Результаты дискуссии о советском расселении начали проявляться еще до Великой Отечественной войны, когда люди уже стали получать отдельные квартиры и переселяться в них из коммуналок. Но в э го время данный процесс только начался, а на 1950 -60-е гг., когда страна восполнила многие потери, понесенные во время войны, и восстановила производство, закономерно пришелся «строительный бум» [12].
Небывалый размах жилищного строительства должен был учитывать культурные потребности населения, на этом этапе и возникали главные проблемы. Одна из первых проблем, с которой столкнулись ЦК КПСС и Совет министров СССР касалась расширения строительной индустрии, перехода на новые, экономически более выгодные методы строительного производства и капитального строительства. А результатом введения этих методов и стало то, что архитектурные проблемы отошли на задний план. Это сопровождалось дальнейшим ростом эффективности строительных технологий [10]. Но города не могли строиться исключительно по типовым проектам, а культурная жизнь в городах не могла соответствовать стандартной строительной практике. Именно поэтому можно предположить, что жилищное строительство оказало прямое влияние на развитие культуры городов, изменяя традиционную городскую жизнь и культуру в старых районах и создавая новые культурные тенденции в новых.
Градостроительство осознается сегодня как одна из самых близких областей человеческой кулыуры, синтезировавшей наиболее актуальные проблемы и возможности современной цивилизации. Как замечает З.Н. Яргина, «город оказался средоточением художественных просчетов и открытий, наиболее динамично и активно влияющих на развитие культуры в целом» [13].
В настоящее время вышел ряд работ о проблемах жилищного строительства и городской архитектуры, в том числе работа В. Хазановой «Дискуссия о советском расселении», Косенковой «Советский город 1940-х - первой половины 1950-х годов. От творческих идей к практике строительства», но эти работы называют лишь общие тенденции развития градостроительства, только упоминая о конкретных городах и отдельных районах. О строительстве города Омска была издана книга Кочедамова «Омск: как рос и сгроился город», но в этой работе, наоборот, автор изучат градостроительную практику на конкретном примере, не связав ее с законодательством в этой области. К числу региональных исследований принадлежит труд Б.И. Оглы «Строительство городов Сибири», в которой автор исследовал формирование сибирского города на примерах застройки Томска, Новосибирска, Омска. Барнаула, Новокузнецка, Красноярска и Кемерово. Была проведена большая исследовательская работа по проектам этих городов и истории их застройки, причинам развития жилищного строи тел ьства именно в этих областях. История социалистического жилищного строительства, равно как и дореволюционного, капиталистического и постсоветского, подробно описана в книге историка Ирины Кулаковой «История московского жилья» [3]. В целом в литературе большое место имели проблемы быта советских людей в жилищном строительстве, но вопросы культуры свое отражение в ней не нашли. Многие работы касались городского культурного пространства, но они не были связаны с жилищным строительством.
Одно из лучших определений понятия «городская культура» дал в своем исследовании Д.А. Алисов, называя ее обобщенной категорией, обозначающей созданную людьми искусственную среду существования и самореализации. Именно в городе сочетались не только материапьные объекты, по и нормы и ценности данной городской общины (социальная психология, образ жизни, менталитет горожан) [1]. Ряд исследователей соглашаются с тем, что городское культурное пространство — культурная среда - является особым социально-генетическим мехаштюм, передающим системы ценностей его людям [11].
Важно учитывать и современные исследования ко локальной истории (С.И. Маловичко, Д.Н. Замятин и т.д.). Именно через нее мы можем понять, как такая масштабная проблема, как жилищное строительство, решалась в нашем государстве на примере отдельного района, являющегося типичным примером советской застройки.
Данная же работа находится на стыке трех научных направлений: социально-экономической истории - так как государственная политика в области жилищного строительства опиралась на социальные потребности граждан в данных экономических условиях; истории культуры - так как основной проблемой исследования является определение места архитектуры жилого района (на примере городка нефтяников); а также истории градостроительства
- так как большое внимание в данной работе следует уделить самой градостроительной практике и культуре строительства.
Итак, цель работы - проанализировать имеющиеся источники и в их взаимосвязи установить место архитектуры жилищного строительства в городском культурном пространстве в СССР в 50-60-е гг., используя городок нефтяников города Омска как пример уникального советского жилого района, на котором отразились многие нововведения в области строительной и культурной практики со стороны государства.
Городок нефтяников среди остальных микрорайонов г. Омска является наиболее подходящим для данного исследования, так как хронологические рамки исследуемого периода (1950-60-е гг.) совпадают со временем планировки и основной застройки микрорайона. «Городок нефтяников - типичный для того времени значительный жилой массив, построенный но типовым проектам, - не производит впечатления однообразия» [2, с. 63].
В целом используемые источники можно разделить на несколько групп;
Многие краеведы говорят о том, что подобная планировка повторяется в центральной части нашего города. Так, лучеобразно ответвляясь от улицы Интернациональной, подобную трапециевидную форму образуют улицы Красный путь, Оржоникидзе, Герцена и Гусарова. Аналогичную форму представляет расположение в другой части города улиц Богдана
-АЗХмельницкого, Масленникова и др., застройка которых проходила в те же 1950-60-е гг. Эго еще раз доказывает планировочную преемственность городка нефтяников от общего облика нашего города в 1950-60-е гг.
По мнению большинства жителей городка нефтяников, проспект Мира всегда был и остается главной магистралью большого района с момента постройки. Таким запомнился жителям он не случайно. Фасады домов этой улицы изначально были украшены не только архитектурными элементами, но и яркими витринами магазинов. Именно до перекрестка этой улицы с улицей Комбинатской (ныне Химиков) в 1955 г. построили трамвайную линию, соединившую район, находившийся на некотором отдалении с остальными районами города. В начале 1960-х гг. трамвайные пути прошли и вдоль остальной части проспекта Мира, соединив ого с нефтезаводом. А в середине 1960-х гг. здесь прошла и троллейбусная линия до нефтекомбнната. Проспект Мира разделен парковой аллеей на две половины, которые визуачьно не различаются. Однако архитектурное оформление жилых 4-этажных домов по разные стороны от проезжей части весьма интересно. Далее необходимо ввести некоторые ограничения: будут рассмотрены отдельно противоположные стороны проспекта Мира на участке от Советского райисполкома до кинотеатра Кристалл. Поэтому мы назовем их соответственно левой и правой стороной проспекта. В целом, отдельные дома по левой стороне проспекта Мира на участке от кинотеатра «Кристалл» до Советского райисполкома представляют собой единую симметричную композицию. Симметрия эта воссоздана правильной очередностью разных архитектурных элементов, расположенных по восходящей при приближении к ДК им. Малунцева.
Теперь перейдем к рассмотрению правой стороны проспекта Мира, которая при своем гармоничном сочетании с левой стороной имеет весомые отличия. Из фотографий в газете «Омская правда» за 1959 г., да и из воспоминаний старожилов этого района удалось установить, что дома, расположенные ближе к берегу Иртыша, были построены несколько позже рассмотренных выше домов на проспекте Мира. Когда была выстроена вся вереница домов, напротив здесь были овраги и болота.
Изменение таким образом природного ландшафта явилось тормозом для постройки домов на этой территории. Это и определило их внешний облик, так как они были построены позже, на них уже отсутствуют те великолепные (но при этом скромные) архитектурные конструкции. Эти дома уже ничем ни примечательны, имеют правильные, ровные формы, прямоугольные балконы. Все это, в совокупности с тем, что эти дома построены все как один по типовым проектам, имеют одинаковую планировку квартир, даст право говорить, что строительство их началось после вступления в силу постановления об устранении излишеств в проектировании и строительстве ЦК КПСС и Совета Министров СССР ог 4 ноября 1955 г. [9]. Известно, что стало выполняться оно гораздо позже этой даты, что и совпаю со временем постройки этих домов.
Клуб строителей со зрительным залом на 500 человек был построен в 1957 г. (архитектор Либгот). Это здание являет собой образец Сталинского неоклассицизма, что можно установить по богатому архи тектурному декору данного сооружения, введенного в эксплуатацию до вступления в силу Постановления об архитектурных излишествах и типовом проектировании 1955 г.
Дворец культуры им. А.М. Малунцева (первого директора нефтезавода) (рис. 1, 2) - это со стороны ничем не примечательное, не выделенное с точки зрения архитектуры среди окружающих домов здание является действительно исторически значимым и имеет особое значение для данной работы. Дело в том, что по известной легенде при строительстве дворца, его колонны были разрушены за одну ночь в связи с вступившим в силу постановлением об устранении архитектурных излишеств.
Внутриквартальная улица А.М. Мачунцсва, названная в честь жившего здесь первого директора нефтезавода, являсгся продолжением архитектурного своеобразия домов левой стороны проспекта Мира. Здесь мы наблюдаем традиционные элементы в виде выступающих частей комнат (эркеры), которые теперь занимают пространство по всей высоте здания, что связано с тем, что данная улица изначально не планировалась как магистраль с
интенсивным движением автотранспорта. С этим связан и выход подъездных дверей не на внутри квартальную сторону, а на сторону проезжей части. Аналогично выглядят и жилые здания на противоположной стороне улицы Малумцева, которые здесь чередуются с более простыми в архитектурном оформлении домами
Проспект Культуры заслуживает отдельного внимания в данном исследовании, так как имеет ряд особенностей. Он является главной градообразующей осью социокультурного пространства, осью симметрии в планировке городка, что легко проследить по карте. Не только улицы, но и даже расположение домов в микрорайонах зеркально отражается по разные стороны проспекта Культуры. Даже отдельные архитектурные элементы, составляющие общий ансамбль, находят себе пару на противоположной стороне этой зоны городка нефтяников, разделенной прогулочным сквером на участке от ДК им. Малумцева до поликлиники Ае 1. Проспект Культуры также соединяет два важнейших места культуры и досуга жителей городка нефтяников: Советский парк и ДК им. Малумцева.
Жилые дома по проспекту Культуры на участке от проспекта Мира (Дворца культуры) до поликлиники № 1 можно признать похожими по архитектурным элементам на дома по улице А.М. Малунцева. При этом они несколько упрощены и ограничены лишь выступающими конструкциями и имитацией кирпича в некоторых местах.
Отдельные здания больничного городка были построены на рубеже 1950—-60-х гг. В архитектурном плане выдающимися можно призиагь строения поликлиники № 1 (задней части) и гастроэнтерологического отделения. Хотя больничный городок был запроектирован как целостный комплекс, архитектурные своеобразия его сооружений рознятся. Он был построен между улицей Магистральной и завершающей тупиковой частью проспекта Культуры. Часть зданий больничного городка, примыкающая к проспекту Культуры, отличается своеобразным оформлением, характерным для позднего сталинского ампира, а другая часть, примыкающая к застроенной типовыми домами, называемыми «хрущевками», выглядит более строго и в целом относится к конструктивизму 1960-х гг.
Новая архитектура хрущевского стиля также не осталась безликой в городке нефтяников и имела свое архитектурное своеобразие в виде башни, обрамляющей угол площади Советского райисполкома, отличающейся строгостью, экономичностью и многофункциональностью жилья нового типа. Новый генеральный проект развития города предусматривает перестройку здания, в котором раньше размещался Советский райисполком в стиле зданий XXI века, а также строительство аналогичной башни на противоположной стороне площади.
Сравнив карту& городка нефтяников начаза 60-х гг. (рис. 3) и современную карту советского округа можно установить следующие особенности:
Но, напротив, в г руппах домов, размещенных между улицами:
- 50 лет Октября, 22 апреля, Нефтезаводской и проспектом Мира
- Тварковского, Андрианова, проспектом Мира и бульваром Петухова
- 4-й Поселковой, Заозерной, Химиков и проспектом Мира
мы уже явно можем проследить тенденцию микрорайонной застройки, что обьясняется более поздним временем застройки, после 1961 г.
Используя в качестве источника открытки, а были рассмотрены наборы открыток юрода Омска 1962 г. [4], в которых не было ни одного изображения городка нефтяников; 1965 г. [5], где было найдено 2 изображения; 1966 [7] и 1971 [6] гг., где было по одному изображению, можно с уверенностью сказать, что центром сосредоточения всей культурной жизни данного молодого района в эти голы был ДК Нефтяников (после 1964 г. переименован в ДК им. Малунцева), напротив которого размещался другой, изображенный на открытках более поздних лет парк культуры и отдыха. Неслучайно два этих места, игравших особую роль в повседневной жизни тогдашних жителей новых микрорайонов и кварталов, связывает именно проспект Культуры, который и предполагалось сделать особой линией данного района.
Со времени выхода в свет в 1955 г. постановления об архитектурных излишествах произошли глубокие качественные изменения во всех областях архитектурно-строительной практики, особенно в подходе к формированию новых жилых массивов, в их планировке, в разумной организации жизни в жилых районах [8].
На примере Омской застройки легко проследить тенденцию того, что если в годы первых пятилеток дома строились за редким исключением по специальным проектам, как, например, жилой дом по улице Маяковского, Ленина, Красному пути, то в послевоенной реконструкции главное место получила ансамблевая типовая застройка. Так. например, в 1950 г. на западной стороне ул. 10-я Линия (ныне ул. Б. Хмельницкого), было построено до сорока однотипных домов, что, как правильно заметил Кочедамов, привело к некоторой се монотонности [2, с.112].
Таким образом, рассмотрев различные архитектурные обьекгы городка нефтяников, гармонично сочетающиеся и образующие целостный архитектурный ансамбль, можно сделать следующие выводы:
Рис. 2. Современный вид ДК имени Малунцева