Спросить
Войти

Гендерный аспект в одежде различных времен и народов

Автор: указан в статье

УДК 391(09)

DOI: 10.25206/2542-0488-2018-3-28-33

Ю. Л. ГЕРАСИМОВА О. А. КИРИЛЛОВА

Омский государственный технический университет, г. Омск

ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ В ОДЕЖДЕ РАЗЛИЧНЫХ ВРЕМЕН И НАРОДОВ

В данной статье приводится исследование специфики пола и гендера в историческом костюме, сравнительный анализ мужского и женского гардероба начиная с первобытных времён и заканчивая православной Русью. Рассматриваются особенности костюма первых великих цивилизаций, проводится сравнение костюма при язычестве и христианстве с гендерной точки зрения. Приводятся доказательства того, что в процессе формирования исторического костюма существуют периоды, когда гендерные и половые различия мало влияют на формообразующие и конструктивные элементы, уступая приоритет формирования костюма другим функциям: сакральной, защитной, социальной и др.

Долгая история формирования мужского и женского гардероба имеет доказательства того, как тендерный компонент в одежде проявляется в разной степени, оказывая большое влияние на форму, пропорции и элементы костюма или же не оказывая его вовсе, в зависимости от религиозных и культурных воззрений, статуса мужчины и женщины в социуме, экономического состояния общества.

Одежда появилась примерно 80 тыс. лет назад, и её первоначальными функциями стали не половая и не гендерная, и даже не функция защиты от холода, а сакральная, коммуникативная, информационная и эстетическая. Первыми элементами костюма стали окраска, татуировка и скарификация (шра-мирование), о чём может свидетельствовать распространение раскраски и татуировки у племён, до сих пор существующих и обходящихся без любых видов одежды. Первобытные люди видели во всех окружающих их объектах и явлениях мистическое начало, поэтому нанесение рисунков на тело приобрело, прежде всего, ритуальный характер, обусловленный необходимостью вступать в отношения с силами природы. Рисунки на теле реализовывали и коммуникативную, и информационную функции, фиксируя социальный, возрастной статус человека, а также считались украшением (рис. 1). Также символическими элементами костюма могли быть перья, зубы, кости и куски кожи и меха [1].

С течением времени, около 70 тыс. лет назад, когда первые люди стали расселяться по материкам, функции одежды расширились. Была необходима защита от непогоды, от обморожения и инфекций, приходящих вместе с насекомыми. Необходимо было защитить наиболее уязвимые участки тела. Так стали появляться первая одежда и обувь, сделанная из растений, шкур или даже представленная в виде очищенных от внутренностей лап больших хищников. Набедренные повязки, присущие племенам, живущим в тёплом климате; у северных народов сменились накидками и кусками шкур, максимально прикрывающими тело. Примерно 40 тыс. лет

Рис. 1. Племя Чимбу, Папуа Новая Гвинея (Источник: http://nakonu.com/)

Рис. 2. Повседневная одежда китайской знати (Источник: «История в костюмах. От фараона до денди», художник Дарья Чалтыкьян)

назад сакральный характер одежды стал переходить в ритуальный. При этом гендерно-половые признаки в контексте предметов одежды, формообразования и конструкции костюма не выделялись, однако мог присутствовать декор и украшения определённого характера, указывающие на пол и социальную роль человека. Амулеты и первые виды украшений тоже не всегда различались по половому признаку.

В период развития первых великих цивилизаций, в 4-м тыс. до н. э., также прослеживается сходство в форме и ассортименте мужской и женской одежды. Можно выявить, как минимум, две причины этого сходства — идеологическую и технологическую. Первые религиозные учения часто предполагали равное значение и равную власть мужского и женского божественного начала, воплощенного в божественных персоналиях, а значит, и костюм не нуждался в жесткой декларации гендерных различий. Существующие на тот момент технологии создания тканей, из которых выполнялась одежда предполагали изготовление ткани на простых ткацких рамах, представляющих из себя два деревянных шеста, хорошо закреплённых в земле параллельно друг другу. На шестах натягивались нити, с помощью прутка ткач приподнимал каждую вторую нить, тут же протягивал уток. Из полученных полотен строились разнообразные композиции на основе единого конструктивного построения. Формообразование костюма не предполагало кроя и опиралось на элементарные геометрические фигуры — квадрат, прямоугольник, трапецию. Элементы костюма не имели строгого гендерно-поло-вого разделения [1].

Китай — Поднебесная империя — начал свое формирование на основе первых сельскохозяйственных поселений и крепостей в бассейнах рек Хуанхэ и Янцзы в ХУ11 — Х1 вв. до н. э., объединив огромное количество народов в единый этнос. Глубокий символизм и определённые бытовые и общественные функции китайского костюма определили формальную идентичность женского и мужского гардеробов. Основным занятием жителей Китая с глубокой древности было земледелие, в котором мужчины и женщины принимали равное участие. Одежда отличалась по статусу, по роду деятельности, но никак не привязывалась к строгому половому разграничению. В основе мужского и женского костюма лежат штаны ку и рубаха (рис. 2). Штаны обязательно прятали под более длинной одеждой, так как показывать их верх считалось неприличным для людей обоих полов. Также существовало несколько разновидностей штанов, зависящих от погоды, — например, таоку, являющиеся скорее двумя отдельными штанинами, прикрепляющимися к поясу при помощи тесёмок. Женская повседневная одежда отличалась цветочным орнаментом [2, с. 60].

Жители Поднебесной одинаково носили халаты и кафтаны, знаковые пояса, узоры на которых часто собирались в виде кругов туань [3]. И мужчины, и женщины носили длинные волосы, в основе причёсок тех и других лежал специальный узел. В Древнем Китае также с особым вниманием относились к гигиене и косметическим процедурам, к состоянию своего тела, вследствие чего стала развиваться восточная медицина. Мужчины с помощью декоративной косметики, красок и туши расписывали себе лица перед боем для устрашения врагов. С помощью той же косметики мужчины и женщины подчёркивали своё положение в обществе, так как жителям низкого ранга были не доступны многие средства по уходу за собой. Начиная с 3 тыс. до н. э. китайцы придавали особое значение ногтям. Ногти считались свидетельством статус-ности владельца и его умения говорить с богами. Ногти императора поэтому всегда были длинны и ухоженны, а дворцовый маникюр превращался в настоящий ритуал. Также косметикой украшались дети, однако здесь имел место сакральный подтекст. В Китае детям было принято наносить на щёчки алой краской «яблочки», чтобы Небо, взглянув на детей, оставалось довольно, видя, что они радостны и здоровы. Символизм женского и мужского начала в китайском костюме выражался не в форме и видах одежды, а в цветовом решении и декоре. Символика и семантика цвета и декора, количество конструктивных и декоративных элементов, виды орнаментальных мотивов и даже техника исполнения костюма строго определялись его назначением и регламентировались законами [4].

Древний Египет на протяжении почти 3-х тысячелетий оставался централизованным рабовладельческим государством с неограниченной властью фараона. Стабильность основ социального уклада Древнего Египта определила фиксированность форм одежды. В период Раннего царства (2700 — 2180 гг. до н. э.) в древнеегипетской одежде с наибольшей интенсивностью прослеживались формообразующие и конструктивные различия между изделиями для мужчин и женщин, при этом нагота и открытость в костюме считались общей нормой и не противоречили религиозным и этическим мировоззрениям. Основой женского гардероба был калазирис — прямое облегающее платье, начинающееся под грудью и держащееся на одной или двух лямках. Мужской древнеегипетской одеждой была набедренная повязка схенти, поверх которой со временем стали носить немалое количество полупрозрачных одеяний. Постепенно эти различия стираются, во времена Нового царства (1552—1069 гг. до н. э.) калазирис и схенти повсеместно становятся одеждой обоих полов (рис. 3) [2].

На протяжении нескольких тысяч лет одежда для царских семей и их подданных различалась качеством тканей и богатством украшений, но форРис. 3. Костюмы знатных египтян (Источник: «История в костюмах. От фараона до денди», художник Дарья Чалтыкьян)

ма и даже терминология для названия элементов одежды была единой. Эти черты сходства не были единственными в характерах костюмов. Во всех изделиях прослеживалось стремление к обильному декорированию, к усложнению композиций многослойной структурой. Каждый элемент костюма жестко регламентировался и был определен не столько полом и гендером, сколько социальным статусом носителя и ситуацией. Предметы одежды имели четко выраженную семантику и символику и не предполагали больших возможностей индивидуальной интерпретации. Мужчины и женщины носили большое количество украшений [5]. Пользование косметикой для представителей обоих полов было обязательным и определялось не эстетическими, а этическими и религиозными нормами, например, мужчины и женщины подводили глаза, считая, что так они защитятся от проникновения в тело враждебных злых сил, от болезней и искушений [6].

В античной Греции высокое почитание оказывали всему пантеону, а некоторые женские образы восхвалялись чаще мужских (например, именно в честь богини Афины был назван одноимённый город, и она же считалась покровительницей как войны, так и мудрости). В формировании и развитии одежды эллинов особую роль сыграл культ тела, который возводился в рамки государственных законов. Телесная красота не отделялась от духовной. В человеке ценилась совокупность и телесного, и духовного, и нравственного совершенства. Красота воплощалась через движение, и даже ораторское искусство, не обращающееся напрямую к спорту, имело особую специфику: приветствовалась острота мысли, умение быстро прослеживать следующий словесный ход оппонента и выбирать собственный шаг [7].

Одежда эллинов культивировала простоту, функциональность, пластичность, эстетическое совершенство и создавалась по единому принципу. Несшитая одежда и система драпировок определяли и мужской, и женский костюм, не зависели от социального статуса; лишь длина и ширина менялись, выдавая гендерную очевидность в пропорциях и объёмах. Нательной одеждой у мужчин и женщин сначала был пеплос, а позже хитон. Общий для всех хитон у мужчин и женщин отличался степенью открытости, определяемой этическими нормативами, но при этом подчинялся единому эстетическому требованию (рис. 4). Поверх хитона женщины накидывали прямоугольный плащ, напоминающий мужской гиматий [8]. Орнаментация, декор и вышивка изделий не регламентировались официально, а зависели от материальных возможностей и эстетических предпочтений гражданина Эллады, его семейного положения и рода занятий. Однако украшения в Древней Греции носили только женщины. Мужчинам украшать себя считалось неприличным. В Спарте был даже издан закон, запрещавший мужчинам носить украшения [2, с. 32].

Невыраженность гендерных аспектов в костюме можно увидеть у народов, проживавших в северной части Европы. Раннесредневековая языческая цивилизация викингов существовала с VIII по XI в. на территории современных стран Скандинавии. Обычаи викингов предполагали возможность выбора социальной реализации для мужчин и женщин. Женщины и мужчины могли освоить по собственному желанию воинское искусство, кузнечное и другое ремесло, охоту, целительство. Женщины принимали участие в военных походах. Женщина могла стать ярлом или даже конунгом. Костюм викингов больше склоняется к природе брутализ-ма, чем к утончённости (рис. 5). Одежда должна была защитить от холода, делалась из шерсти, льна и шкур животных. Женские платья и мужские рубахи очень похожи по крою, их главным отличием является длина. Холодный климат привел к распространению туник и плащей. Важным элементом костюма у всех норманнов, вне зависимости от пола, являлся пояс, так как он выполнял функцию и эстетическую, и информационную (обозначение статуса человека), и сакральную [9].

Женщина-викинг свободно носила доспехи, как и мужчина, облачалась в рубаху и штаны. Она также могла покрывать своё тело татуировками, реализующими информационную и сакральную функции — так многие воины с помощью рисунков на теле рассказывали о свершённых великих деяниях. Женщины, как правило, носили большее количество украшений. Сложные причёски могли быть абсолютно одинаковыми. Также из-за равного поклонения любому из божественного пантеона викингов и мужчины и женщины носили идентичные амулеты, обереги и талисманы. Косметикой пользовались не только женщины, но и мужчины.

Таким образом, можно считать, что гендерная функция одежды дохристианских цивилизаций

Рис. 4. Мужской и женский хитон (Источник: http://mir-kostuma.com/ancient-greece/ item/28-odezhda-kartinki)

Рис. 5. Женщина-викинг в доспехах. Реконструкция. Сериал «Викинги» (Источник: https://tanjand.livejoumal.com/2191343.html)

Рис. 6. Мужская и женская туника средневековой европейской знати (Источник: «История в костюмах. От фараона до денди», художник Дарья Чалтыкьян)

Рис. 7. Одежда древних славян (Источник: http://www.evpatori.ru/ oblik-cheloveka-v-vedicheskom-sanskrlte.html)

Рис. 8. Византийская одежда. Мужская туника и женская далматика (Источник: http://mir-kostuma.com/ vizantiya/item/30-odezhda)

была менее важна, чем бытовая, общественная и мистическая. Также половые аспекты костюма выражались в меньшей степени из-за отсутствия разнообразия в ассортименте костюма и в равенстве мужского и женского начал в языческом мировоззрении. Отличия были не в форме и конструкции, а в сопутствующих декоративных деталях.

С приходом христианства в Европу, примерно во 2 — 4 веках н. э., возникла большая пропасть между мужчинами и женщинами, как существами высокого и низкого порядка. Женщины оказываются под давлением запретов и догм, предписанных новой религией, их одежда становится более закрытой, подчёркивающей целомудренность. Однако общие силуэты и формы не уходят, как многие виды аксессуаров и дополнений (рис. 6). Тенденция к большей закрытости и многослойности характерна и для мужского, и для женского костюма. Растительные, геометрические и мифические мотивы узоров встречаются как на женских, так и на мужских одеяниях. Украшения из драгоценных металлов — признак человека знатного, богатого, а не только относящегося к тому или иному полу. С усилением влияния христианской церкви приходит всё более строгое половое разграничение [10].

На фоне сравнительного анализа костюма языческих и христианских народов интересно рассмотреть обобщенный костюмный комплекс Древней Руси, соединяющей азиатскую и европейскую культуры. Как и жители Древнего Китая, восточные славянские племена, позже объединившиеся в единое государство под эгидой викинга Рюрика примерно в 9 веке н. э., населяли земли с достаточно холодным климатом. Они учились приспосабливаться, адаптируя одежду к определённым условиям, делая её более тёплой, удобной. Основа для мужского и женского костюмов была одна — рубаха, сорочка. Изделия отличались лишь по длине, конструкция же и форма оставались идентичными (рис. 7). Похожими были и некоторые зимние головные уборы, вроде круглых шапок с меховым ободком. Мужчины и женщины носили одинаковые тулупы и полушубки, подчас не подчёркивая в изделиях половые различия даже декором [11].

Древние славяне считали, что одежда защищает от злых духов, тёмных сил, потому что обладает особой энергией. Также известно, что ими обожествлялась вся природа, мир растений, животных и стихий, что приводило к равному почитанию мужских и женских богов. В Древней Руси особое место занимали былины и сказания о деяниях богатырей. Не менее важными персонами эпических сюжетов являлись и девы-воительницы, появившиеся на основе реально существовавших поляниц, живших возле реки Дон примерно в 9 веке н. э. Костюмные комплексы древних славян отличает высокая степень гендерного равенства. Священные амулеты, обереги и талисманы являлись общими для мужчин и женщин.

Тесная связь Руси с Византийской империей заметно повлияла на изменения в одежде, пришедшие после официального введения православной веры в 988 году (крещение Руси) и продолжающие своё распространение на протяжении всего времени принятия христианства — с 11 по 12 века. При этом мужской и женский гардеробы византийцев были примечательны тем, что они, как и в Поднебесной империи, весьма однотипны. У них единая структура формообразования и конструирования, единая типология изделий и даже способы ношения (рис. 8).

Христианское понятие о земной жизни как о юдоли (долина, равнина) скорби и греха нашло своё отражение во внешнем облике людей Византийской империи. Главное требование заключалось в том, что тело должно быть закрытым [12]. Основой большинства ансамблевых решений стал многослойный ансамбль из нескольких туник. На тело надевалась туника с длинными рукавами, поверх неё туника с короткими, могла быть и третья, без рукавов. Верхней одеждой стали плащи и накидки из плотных тяжелых тканей, одинаково закреплённые у одного плеча. Исключением стало наличие в мужском гардеробе штанов, перенятых у восточных народов, а также различия в обуви. У женщин она была более нарядной, разных цветов, и обильно украшалась вышивкой, жемчугом и бусинами. Мужчинам же, кроме императора, надлежало носить скромную обувь [13].

С принятием православия в Древней Руси стали проявляться заметные изменения в традиционном костюме, связанные как с уставом новой религии и влиянием византийской культуры, так и с техническими достижениями, с развитием торговли и с появлением большего количества видов одежды. Костюм все больше воплощает формирующиеся гендерные различия. Роль женщины стала в большей степени склоняться к образу матери и хранительницы очага. Роль мужчины закрепилась за проявлением силы, доблести и добычи воинской славы. Доспехи, кольчуга и шлемы постепенно становились исключительно мужской прерогативой.

С другой стороны, княжеские и боярские официальные костюмы должны были демонстрировать особый статус владельца, и их костюмы, наоборот, создавались нарочито антифункциональными и однотипными для мужчин и женщин. Великие князья и княгини стали одеваться на византийский манер, который предусматривал идентичность костюмной композиции в целом и большинства изделий в частности. Мужская одежда декорировалась вышивкой, жемчугом и драгоценными камнями, как и женская. Бояре стали носить огромные, богато вышитые и драгоценной отделкой украшенные кафтаны, сильно походящие на платья. Рукава доходили до самого пола, подчёркивая статус владельца вещи.

И в мужском, и в женском костюмном комплексах особое место стали занимать головные уборы, хотя семантика головного убора различна. Так, в мужском костюме головной убор — это обязательный предмет, символ пола, статуса и состоятельности. Женщины же, как правило, надевали головные уборы после замужества, демонстрируя скромность, принадлежность мужу. Даже при близких родственниках они не могли снимать кокошники и чепцы, это стало строгой традицией. Существует существенное различие в формообразовании изделий, однако сопряжённое с возможностью в равной степени украсить вещи декором и вышивкой.

Распространение христианства стало причиной появления всё большего количества разграничений между мужской и женской одеждой. Новая религия привела к серьёзным мировоззренческим и этическим изменениям, определила дальнейшее расхождение экономических и социальных ролей мужчины и женщины и дала новый импульс развитию половой и гендерной функций костюма.

Библиографический список

1. Дмитриева Н. Краткая история искусств. М.: Галарт; АСТ-Пресс, 2000. 624 с. ISBN 978-5-7805-1220-2.
2. Блейз А. И. История в костюмах. От фараона до денди. М.: ОЛМА-Пресс, 2001. 158 с. ISBN 5-224-01431-Х.
3. Сычев Л. П., Сычев В. Л. Китайский костюм: символика. История. Трактовка в литературе и искусстве. М.: Наука, 1975. 134 с.
4. Данилова О. Н. Костюм народов зарубежной Азии / под. ред. Л. И. Александровой. URL: https://abc.vvsu.ru/ books/u_kostum/ (дата обращения: 15.03.2018).
5. Васягина В. Мода на века и тысячелетия. Костюм Древнего Египта. URL: https://sciencepop.ru/moda-naveka-i-tysyacheletiya-kostyum-drevnego-egipta/ (дата обращения: 13.03.2018).
6. Шевкопляс М. Как был устроен макияж в разные времена. URL: http://www.happy-giraffe.ru/community/29/forum/ photoPost/152795/ (дата обращения: 16.03.2018).
7. Мода в Древней Греции и история костюма. URL: https://1gr.tv/poslednie-novosti/kultura/category/moda-v-drevney-gretsii-i-istoriya-kostyuma/ (дата обращения: 13.03.2018).
8. Васягина В. Костюм жителей Древней Греции. URL: https://sciencepop.ru/kostyum-zhitelej-drevnej-gretsii/ (дата обращения: 16.03.2018).
9. Будур Н. Повседневная жизнь викингов IX — XI века. М.: Молодая гвардия, 2007. 463 с. ISBN 978-5-235-03002-2.
10. Келли Ф., Швабе Р. История костюма и доспехов: от крестоносцев до придворных щеголей / пер. с англ. Т. Е. Лю-бовской. М.: Центрполиграф, 2008. 216 с. ISBN 978-5-95243801-9.
11. Древнерусская одежда мужчин и женщин: описание и основные особенности. URL: http://perstni.com/magazine/ history/drevnerusskaya-odezhda-muzhchin-i-zhenshhin-opisanie-i-osnovnyie-osobennosti.html (дата обращения: 12.03.2018).
12. Византийская одежда (костюм) — женская, мужская мода Византии // HISTORIE. История цивилизаций. URL: http://www.historie.ru/civilizacii/vizantiskaya-imperiya/194-vizantiyskaya-odezhda.html (дата обращения: 9.03.2018).
13. Грабар А. Император в византийском искусстве / пер. с фр. Ю. Л. Грейдинг. М.: Ладомир, 2000. 328 с. ISBN 5-86218308-6.

ГЕРАСИМОВА Юлия Львовна, доцент кафедры «Дизайн костюма». БРНЧ-код: 5052-1384 ЛиШогГО (РИНЦ): 786369

Адрес для переписки: jl-gerasimova@mail.ru КИРИЛЛОВА Ольга Александровна, магистрант группы ДКм-161 факультета элитного образования и магистратуры.

Адрес для переписки: last_remember@mail.ru

Для цитирования

Герасимова Ю. Л., Кириллова О. А. Гендерный аспект в одежде различных времен и народов // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2018. № 3. С. 28-33. БОТ: 10.25206/2542-0488-2018-3-28-33.

Статья поступила в редакцию 30.03.2018 г. © Ю. Л. Герасимова, О. А. Кириллова

UDC 391(09)

DOI: 10.25206/2542-0488-2018-3-28-33

YU. L. GERASIMOVA O. A. KIRILLOVA

Omsk State Technical University, Omsk, Russia

GENDER AND INDENTITY ASPECTS IN COSTUME OF DIFFERENT TIME PERIODS AND PEOPLES

Comparative analysis of men&s and women&s wardrobe is done. A study of changes is in the design and form creation. The expansion of the range of clothing is analyzed. The analysis of similarities and differences in men&s and women&s clothing in the period of the first civilizationsis done. Analysis functions of costume in certain historical periods is done. Analysis functions of costume in cultures certain peoples is done. Comparison of gender characteristics of clothing based on the lifestyle of pagans and christians is given. There is considered the relationships of gender and clothing. It is indirectly affected by the question of the relationship of religion to clothing and gender. There are considered the features of the historical costume. Keywords: gender, costume, clothes, costume functions, historical costume, form creation.

References

1. Dmitriyeva N. Kratkaya istoriya iskusstv [Brief History of Arts]. Moscow: Galart Publ.; AST-Press Publ., 2000. 624 p. ISBN 978-5-7805-1220-2. (In Russ.).
2. Bleyz A. I. Istoriya v kostyumakh. Ot faraona do dendi [History in costumes. From pharaoh to dandy]. Moscow: OLMA-Press Publ., 2001. 158 p. ISBN 5-224-01431-X. (In Russ.).
3. Sychev L. P., Sychev V. L. Kitayskiy kostyum: simvolika. Istoriya. Traktovka v literature i iskusstve [Chinese costume: symbolism. History. Interpretation in literature and art]. Moscow: Nauka Publ., 1975. 134 p. (In Russ.).
4. Danilova O. N. Kostyum narodov Zarubezhnoy Azii [The costume of the peoples of foreign Asia]. Ed. L. I. Aleksandrova URL: https:// abc.vvsu.ru/books/u_kostum/ (accessed: 15.03.2018). (In Russ.).
5. Vasyagina V. Moda na veka i tysyacheletiya. Kostyum Drevnego Egipta [Fashion for centuries and millennia. Costume of Ancient Egypt]. URL: https://sciencepop.ru/moda-na-veka-i-tysyacheletiya-kostyum-drevnego-egipta/ (accessed: 13.03.2018). (In Russ.).
6. Shevkoplyas M. Kak byl ustroyen makiyazh v raznyye vremena [How was made make-up at different times]. URL: http:// www.happy-giraffe.ru/community/29/forum/photoPost/152795/ (accessed: 16.03.2018). (In Russ.).
7. Moda v Drevney Gretsii i istoriya kostyuma [Fashion in Ancient Greece and the history of the costume]. URL: https://1gr. tv/poslednie-novosti/kultura/category/moda-v-drevney-gretsii-i-istoriya-kostyuma/ (accessed: 13.03.2018). (In Russ.).
8. Vasyagina V. Kostyum zhiteley Drevney Gretsii [Costume of the inhabitants of Ancient Greece]. URL: https://sciencepop.ru/ kostyum-zhitelej-drevnej-gretsii/ (accessed: 16.03.2018). (In Russ.).
9. Budur N. Povsednevnaya zhizn& vikingov IX —XI veka [Everyday life of the Vikings of the IX — XI centuries]. Moscow: Molodaya gvardiya Publ., 2007. 463 p. ISBN 978-5-235-03002-2. (In Russ.).
10. Kelli F., Shvabe R. Istoriya kostyuma i dospekhov: ot krestonostsev do pridvornykh shchegoley [History of costume and armor: from the Crusaders to the court dandies]. Trans. from Engl. T. E. Lyubovskaya. Moscow: Tsentrpoligraf Publ., 2008. 216 p. ISBN 978-5-9524-3801-9. (In Russ.).
11. Drevnerusskaya odezhda muzhchin i zhenshchin: opisaniye i osnovnyye osobennosti [Old Russian clothes for men and women: description and main features]. URL: http://perstni.com/magazine/ history/drevnerusskaya-odezhda-muzhchin-i-zhenshhin-opisanie-i-osnovnyie-osobennosti.html (accessed: 12.03.2018). (In Russ.).
12. Vizantiyskaya odezhda (kostyum) — Zhenskaya, muzh-skaya moda Vizantii [Byzantine clothes (costume) — Women&s, men&s fashion of Byzantium] // HISTORIE. Istoriya tsivilizatsiy [HISTORIE. History of Civilizations]. URL: http://www.historie. ru/civilizacii/vizantiskaya-imperiya/194-vizantiyskaya-odezhda. html (accessed: 9.03.2018). (In Russ.).
13. Grabar A. Imperator v vizantiyskom iskusstve [The Emperor in Byzantine Art]. Trans. from French Yu. L. Greyding. Moscow: Ladomir Publ., 2000. 328 p. ISBN 5-86218-308-6. (In Russ.).

GERASIMOVA Yuliya L&vovna, Associate Professor of Costume Design Department. SPIN-code: 5052-1384 AuthorID (RSCI): 786369

Address for correspondence: jl-gerasimova@mail.ru KIRILLOVA Ol&ga Aleksandrovna, Undergraduate Student, gr. DKm-161 of Elite Educationand Magistracy Department.

Address for correspondence: last_remember@mail.ru For citation

Gerasimova Yu. L., Kirillova O. A. Gender and indentity aspects in costume of different time periods and peoples // Omsk Scientific Bulletin. Series Society. History. Modernity. 2018. No. 3. P. 28-33. DOI: 10.25206/2542-0488-2018-3-28-33.

Received 30 March 2018. © Yu. L. Gerasimova, O. A. Kirillova

ГЕНДЕР КОСТЮМ ОДЕЖДА ФУНКЦИИ КОСТЮМА ИСТОРИЧЕСКИЙ КОСТЮМ ФОРМООБРАЗОВАНИЕ gender costume clothes costume functions
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты