Спросить
Войти

Историческая эволюция и традиции российского купечества

Автор: указан в статье

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ И ТРАДИЦИИ РОССИЙСКОГО КУПЕЧЕСТВА

В.М. Никишин,

доцент кафедры экономической теории Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета,

кандидат экономических наук vaden1960@yandex.ru

В статье определены основные исторические этапы формирования национально-культурных особенностей и традиций купечества со времен древнего Новгорода до московских торгово-промышленных династий конца XIX — начала XX веков. Рассмотрено влияние христианского (православного) мировоззрения и ценностей на хозяйственную и благотворительную деятельность выдающихся московских купеческих династий Бахрушиных, Бурышкиных, Рябушинских, Третьяковых, Морозовых.

ББК У42(28)1я431; Т3(2)4-291я431

Рассвет российского предпринимательства конца XIX — начала XX вв. был связан с деятельностью нескольких поколений русского купечества. Для большинства из них материальное благосостояние и личный успех не были главными мотивами хозяйственной деятельности. Развивая свое дело и заботясь о его доходности, они стремились также поддержать культуру, науку и искусство. Для определения особенностей и традиций отечественного купечества обратимся к его истории и духовным истокам.

Купцы древней Руси. Первые упоминания о купцах в древнерусских летописях относятся к X веку. В то время купцами называли горожан, занимающихся торговлей. Элиту их составляли «гости». Как повествует Н.М.Карамзин в «Истории государства Российского», «множество россиян в X веке жили в Цареграде, продавали там невольников и покупали всякие товары. Звериная ловля и пчеловодство доставляли им множество воска, меда и драгоценных мехов, бывших вместе с невольниками главными предметами их торговли. Торговля эта, без сомнения, весьма обогащала россиян и была предметом их мирных договоров с Византией. Они ходили на судах не только в Болгарию, Грецию, Хазарию или Тавриду, но и в отдаленную Сербию. Черное море, покрытое их кораблями и лодками, справедливее было бы назвать Русским» (Карамзин, 1989-1989: Т.1, 168). Отважные «гости» открывали новые земли, защищали родные места. Смелость и находчивость помогали им отражать нападения торговых соперников — варягов. Неслучайно любимые герои русского фольклора — удалые, неунывающие, много повидавшие «гости» — Василий Буслаевич, Садко Богатый гость, Добрыня Никитич.

В XI —XII вв. торговые люди — «гости» и «купцы» в крупных городах Руси объединяются в первые купеческие общества. Устав новгородской торговой корпорации Ивановской общины в XII веке объединял крупных оптовых торговцев воском («во-щинников»). «Иваньское сто» владело монопольным правом взвешивать и мерить некоторые товары, взимая за это пошлину, заключать торговые договоры, участвовать в Совете Новгородской республики. Наследственные права членов общины получали заплатившие взнос в 50 гривен (около 10кг) серебра. По храмовому празднику церкви Ивана Предтечи (центра общины) 24 июля был установлен праздник «вощинников», заканчивавшийся совместным пиршеством («братчины»). Кроме «Иваньского сто» в Новгороде появились и другие купеческие корпорации, которые формировались часто вокруг храмов Торговой стороны города. На рубеже XIV-XV вв. началось строительство городов и наметился рост численности купечества в торгово-ремесленных центрах Северной Руси — Москве, Твери, Новгороде, Пскове, Вологде.

Купцы московские. В Москве купечество объединялось в две корпорации: «гостей»-сурожан (Сурож — генуэзский город в Крыму, опорный пункт торговли шелковыми тканями) и «суконников», — торговавших суконными тканями на Западе. Центром корпорации «гостей»-сурожан была церковь Иоанна Златоуста, при которой находились торговые подвалы и амбары, хранилась купеческая казна. Московские купцы часто оказывали денежную помощь князьям, например, Юрию Дмитриевичу, князю Галицкому и Василию Темному в XV в. С появлением единого Русского государства, купцы слились с другими слоями городского населения и образовали одно сословие посадских людей, которое было обязано выполнять две главные повинности: отбывать казенную службу и платить подати. В конце XVI в. купечество крупных городов по размерам своих капиталов выделилось в три основные корпорации: гостей, торговых людей гостиной и суконной сотен, имевших выборных голов, и старших в городском управлении.

Первые регламентационные акты о купечестве появились несколько позже, в XVII веке, в царствование Алексея Михайловича. По Уложению 1649 года содержание лавок и погребов разрешалось только «государственным тяглым людям». Крестьяне и холопы не могли заниматься торговлей и промыслами, в противном же случае, все капиталы подлежали конфискации в казну. В 1653 году был введен первый в России Торговый Устав, по которому устанавливалась единая рублевая пошлина (по 10 «денег» от рубля продаваемых товаров) и отменялись налоговые льготы для иностранных купцов, введенные Иваном Грозным. В 1667 году был издан Новоторговый Устав, запрещавший розничную торговлю и увеличивавший торговые подати с торговцев-иностранцев. По этому закону дела торговых людей передавались в управление Приказом большого прихода. Таким образом, централизация государственной налоговой политики способствовала пополнению казны, не разоряя при этом плательщиков налогов.

Купцы империи российской. В эпоху реформ Петра I и позже Екатерины II в XVIII в. были заложены основы формирования купеческих гильдий и значительно расширилась социальная база купеческого сословия. Так, регламентом Главного Магистрата в 1721 году объявлялось деление купеческого сословия на 2 гильдии. В первую вошли банкиры, знатные купцы, шкиперы купеческих кораблей, золотых и серебряных дел мастера; во вторую — иконописцы и др., торговцы мелочными товарами и харчами, а также мелкие ремесленники. Содействуя развитию торговли и укреплению купеческого сословия, Петр I предоставил ряд серьезных льгот купцам, записанным в гильдии. Они освобождались от рекрутской повинности при условии уплаты в казну 100 рублей с человека, им разрешалось также покупать крестьян, приписанных к фабрикам и заводам. В эпоху петровских преобразований существенно изменился состав купечества, которое стало пополняться из других социальных слоев общества: крестьянства, ремесленничества, духовенства, мещанства и т.д. Например, в 1723 году вступительный ценз для крестьян и разночинцев составлял 500 рублей.

Гильдейское купечество окончательно сформировалось в период реформ 70-80 гг. XVIII века. К этому времени Манифестом 1775 года оно освобождалось от подушной подати и платило только ежегодный налог в размере 1% с «объявленного по совести» капитала. Купечество было разделено на три гильдии по величинам капиталов, превышающих 500 рублей. По закону 1785 года — «Грамоты на права и выгоды городам Российской империи» — каждый гражданин, независимо от его пола, возраста, происхождения, состояния, при условии объявления капитала от 1 до 50 тысяч рублей, мог записываться в гильдию (1 -я гильдия — от 10 до 50 тыс. рублей, 2-я — от 5 до 10 тыс. рублей, 3-я — от 1 до 5 тыс. рублей). Купцы всех трех гильдий освобождались от натуральной и рекрутской повинности, а 1-й и 2-й гильдии — от телесного наказания. Последние гильдии имели право на внутренний оптовый и розничный торг, на устройство заводов и фабрик, освобождались от казенных служб. Купцам 1-й гильдии разрешалось торговать не только в империи, но и за ее пределами, для чего можно было иметь морские суда, членам же 2-й гильдии — только речные. Деятельность 3-й гильдии ограничивалась мелочными торгами, содержанием трактиров, бань, постоялых дворов. Таким образом, реформы 1775-1785 гг. сделали сословие купцов более открытым и способствовали притоку в него свежих сил и средств. Верхушка купечества Москвы конца XVIII в. формировалась, в основном, из приезжих «иногородних» купцов, разночинцев и крестьян, которые смогли добиться успеха за счет своих способностей.

Московская купеческая элита. Со вступлением России на путь реформ в XVIII и XIX вв. наметилось появление и «новых» купцов, образовавших в будущем ядро московской торгово-промышленной элиты. Формирование его происходило в конце XVIII — начале XIX вв., в основном из крестьян, которые на первом этапе организовывали мелкие мастерские или торговые лавки и склады, основанные на объединении широкого круга «домашних» рабочих и членов их семей. Но уже в первой половине XIX в. родоначальники московских династий приступили к организации собственных торговых домов и фабричных предприятий, развитие которых стало основой семейного богатства купечества.

Таким путем — от мелкого промысла до крупных торгово-производственных товариществ — складывались династии Морозовых, Прохоровых, Рябушинских, Гучковых, Абрикосовых, Третьяковых, Боткиных. В то же время многие из них, так или иначе, были вынуждены обратиться за первоначальным капиталом к купцам-старообрядцам, доля которых в русском купеческом классе была значительной. Некоторые купцы сами были старообрядцами по рождению и получали поддержку от общины как «свои» люди, другие же вступали в старообрядчество добровольно. Так, начиная с XVIII в. рождалась и крепла особая старообрядческая группа российского купечества. Ф.А. Гучков первым получил от купцов — попечителей Преображенского кладбища, бывшего центром старообрядчества в России, на хранение сундук с 12 миллионами рублей. Деньги эти собирались как пожертвования и приношения, передавались наставникам и попечителям старообрядческой общины и пускались ими в торговый оборот. Но в 1840 году над Преображенской общиной нависла угроза правительственного разгрома, и тогда деньги были переданы Федору Алексеевичу Гучкову и составили основу благополучия его потомков (Бурышкин, 1991:337).

Принадлежали к расколу, т. е. не признавали церковную реформу XVII в, и многие другие семьи московских купцов-старообрядцев, например, Морозовы и Рябушинские. В середине XIX в. старообрядцы составляли около 17-20% русского купечества и одну треть московского. «Морозовы, Рябушинские, Бахрушины и многие другие имели свои корни в деревне; они сами или их деды и прадеды пришли из деревень с котомками и в лаптях, потом стали миллионерами, но в нравственном развитии, в привычках, в быту они оставались неизменными» (Белоусов, 1927:129-130) — так писал в своих мемуарах о фабрикантах прозаик конца XIX века И. Белоусов. Старообрядчество как религиозное сектантство было не вновь появившимся учением, подобно лютеранству или кальвинизму на Западе, а являлось традиционным религиозным сознанием, оставшимся в народе от прошлых времен.

Присущая русским людям веротерпимость помогала преодолевать отчуждение между сторонниками и противниками старообрядчества. Большинство российского купечества было проникнуто христианским мировоззрением во всей его полноте и, может быть, как ни один другой класс России ощущало свою связь с православием и стремилось выполнять заповеди Христа.

Вишняковы, Корзинкины, Коноваловы, Бурышкины и др. жили согласно этим заповедям. Они воспринимали свой успех в деле как данный Богом, знали, что им дается много, но и щедрость их на деле была велика. Сами они и работали много, и с готовностью отдавали приобретенное. Во многих купеческих семьях был обычай: по окончании каждого года, если он был в финансовом смысле благоприятным, определять сумму на дела благотворительности.

О поколении купечества конца XIX в. уже нельзя было сказать, что столичная жизнь отшлифовала их лишь внешне. Это были не только профессионалы, но и люди, получившие прекрасное образование, часто за границей, знавшие иностранные языки, разбиравшиеся в науках и искусстве.

В своих воспоминаниях «Купечество московское» В. Ря-бушинский пишет о том, что для движения наверх у потомков отцов — основателей видных купеческих фамилий нужно было наличие двух последовательных талантливых поколений (отца и сыновей) и, конечно, Божие благословение (теперь сказали бы

— удача или выгодная конъюнктура). Отцы же наши говорили: «Если не Господь дом созидает, то зря трудится созидающий». В. Рябушкинский дает глубоко христианское понимание сути Божиего расположения к людям: «Не нужно думать, что благоволение Божие только в богатстве: когда в богатстве, а иногда в бедности. Многих из нас когда-то Господь благословил богатством, а сейчас бедностью или даже нищетою. Это благословение, думается, еще и выше» (Бурышкин, 1991:141).

Рассуждая о русском хозяине, он писал, что в третьем и четвертом поколениях вера в Божий промысел в отношении богатства исчезла, а вместе с ней разрушилось и патриархальное единение хозяина и рабочего. На хозяйственной арене появляется новый тип предпринимателя, во многом ориентированного на образ жизни и ценности западноевропейской цивилизации. В начале XX в., как отмечал В. Рябушинский, возник и другой «чисто русский» тип предпринимателя, пытавшегося восстановить патриархальный стиль управления хозяйством, основываясь на традициях и особенностях российской экономической жизни. Последнему не суждено было осуществиться из-за революции 1917 года.

Заключение: духовные истоки. В завершение обратимся к главному — к духовным истокам отечественного предпринимательства. Основой формирования российского и западноевропейского типа хозяйственного поведения и мышления было христианство. Христианское понимание человека как личности, обладающей свободой выбора и воли, привело к зарождению нового типа экономического человека с новой хозяйственной мотивацией. «Свободный, самоотверженный труд,

— по словам С.Н. Булгакова, — есть та духовно-хозяйственная сила, которая утверждает фундамент всей европейской культуры» (Булгаков, 1991:202).

В широком смысле хозяйство — это деятельность, совершаемая хозяйствующим субъектом, который является конкретным духовным типом с многообразием и сложностью психологических мотиваций. Поэтому религиозное мировоззрение определяло особенности поведения «человека экономического».

В России на рубеже XIX — начала XX вв. сложилась своя, отличная от западной, этика предпринимательства. Купцы большей частью происходили из крестьян, унаследовав от них глубокую религиозность, они строили свои деловые отношения в соответствии с православной этикой. Хозяйственная жизнь регулировалась нормами, сложившимися по обычаям предков, осмысленными в духе христианского учения.

Смыслом жизни мирянина, согласно православному мировоззрению, считалось спасение души через стяжание Св.Духа в таинстве Евхаристии и исполнении заповеди — любви к Богу и к ближнему как к самому себе.

На этой основе сформировался вполне определенный тип православного хозяйственного поведения в России. Изучение этого типа как базовой структуры личности показывает большое влияние социальных архетипов, т.е. изначальных наиболее фундаментальных элементов психики людей, составляющих данное общество. Оставаясь неизменными в поколениях, архетипы определяют формы и направленность развития менталитета

21 7

личности (Румянцев, 2005:40), т.е. восприятие общезначимых норм социального и хозяйственного поведения.

В отечественной традиции наиболее значимыми архетипами являются добродетели терпения и самоограничения. Они связаны с отношением к страданию как к способу формирования личности. Другим важнейшим архетипом является «хранение совести». В понятие совести входит: взаимопомощь, милосердие, честь и достоинство, репутация, вера, трудолюбие и уважение к старшим, а также обычай просить прощение друг у друга.

Национальной особенностью российского купечества было его стремление к церковной общности (соборности), тогда как политическая деятельность привлекала купцов сравнительно мало. Русские предприниматели были христианами по своему воспитанию и традициям. Крупный московский купец Н.П. Вишняков писал: «Как у отца, так и у матери, основы мировоззрения и морали покоились на религиозных началах, а в нашей среде религиозность почти всегда отождествлялась с державностью: одну от другой не отличали» (Вишняков, 1911: ч.111, 39). Присущая русским людям веротерпимость помогала преодолевать отчуждение различных религиозных конфессий и их хозяйственных практик.

Благотворительность была нормой хозяйственного поведения, и предприниматели не подвергали сомнению ее богоугодного значения. Назовем только крупнейшие династии благотворителей в среде московского купечества. Бахрушины, Третьяковы, Морозовы и др. Они создавали больницы и приюты,

дома бесплатных квартир, содержали учебные заведения, театры и картинные галереи. Пожертвования на эти нужды только в 1916 г. составили: Бахрушины — 3,4 млн руб., Третьяковы — 3,1 млн руб., Солдатенковы — 10 млн руб., Мазурины — 1,5 млн руб., Шалопутины — 5 млн руб (Бурышкин, 1991:23). Размеры пожертвований поражали воображение не только соотечественников, но и иностранных предпринимателей.

Таким образом, для русских предпринимателей конца XIX — начала XX века общезначимыми социальными архетипами, определяющими национальную особенность хозяйствования, были: 1) нестяжательность; 2) религиозная солидарность и сотрудничество; 3) нестрогая прибыльность; 4) державность или государственный патернализм; 5) веротерпимость и открытость другим хозяйственным практикам; 6) благотворительность.

Раскрытию религиозного смысла хозяйствования человека посвящены работы многих отечественных богословов, философов и экономистов прошлого. В последнее время появились исследования современных ученых. Они позволяют с новыми измерениями подойти к таким проблемам как труд, собственность и богатство.

Создание продуктивной модели социально-экономического развития России и восстановление национальных традиций предпринимательства представляются возможными лишь после восстановления утраченного духовного потенциала общества. Будущее российской экономики необходимо рассматривать в контексте всей отечественной истории, религии и культуры.

Литература

Белоусов И.А. Ушедшая Москва. — М.: Изд-во «Московское товарищество писателей», 1927. — 129 с. Булгаков С.Н. Православие: Очерки учения православной церкви. — Киев: Изд-во «Лыбидь», 1991. — 235 с. Бурышкин П.А. Москва купеческая. Мемуары. — М.: Изд-во «Высшая школа», 1991. — 352 с.

Вишняков Н.П. Сведения о купеческом роде, собранные Н.П. Вишняковым. — М.: Типография Г. Лисснера и А. Гешеля. Ч. III., 1911. — 167 c.

Карамзин Н.М. История государства Российского. В 6т. T.I — М.: Наука, 1989-1998. — 643 с. Румянцев М.А. Религиозные основания хозяйствования. — СПб.: Изд-во НПК «РОСТ», 2005. — 308 с.

ТЕОРИЯ КОМПОЗИТНОГО БЛАГА И НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО АНАЛИЗА

И.А. Благих,

профессор кафедры истории экономики и экономической мысли Санкт-Петербургского государственного университета, доктор экономических наук ivan-blagikh@yandex.ru

А.Н. Бардашевич,

зам. директора Колледжа туризма Санкт-Петербурга по развитию инновационной деятельности,

andrey_bardashevich@yandex.ru

В статье представлен анализ теорий «композитного блага» от Уильяма Джевонса до Роберта Шиллера. Авторы рассматривают композитное (агрегированное, составное, сложное и т.д.) благо как частный случай общего экономического блага (general economic good). Выделены следующие направления развития теории композитного блага (в порядке их возникновения): 1) концепции композитного блага, основанные на идее создания стабильной денежной расчетной единицы (У. С. Джевонс, Р. Шиллер); 2) концепции композитного блага, основанные на методе расчета цен В. Леонтьева (В. Леонтьев, Д. Ф. Брадфорд, М. Малакеллис); 3) концепции композитного блага, основанные на теории композитного блага Дж. Р. Хикса; 4) концепция композитного блага П. Сраффы; 5) концепции композитного блага, основанные на идее бюджетного ограничения потребителя (Х. Р. Вариан, К. Брейдерт, М. Хахслер и др.); 6) концепция композитного блага на основе матрицы счетов для анализа социальных процессов (представитель — П. Митра). Сделаны выводы о развитий данных теорий в современный период и их роли и значении в преподавании.

УДК 330.1, 330.8

Напомним понятие экономического блага в его современном смысле, поскольку во времена Адама Смита «благом» признавалось только то, что являлось продуктом богоугодной деятельности. Под экономическим благом («economic good») современники обычно понимают товар или услугу, произведенные некоторым производителем и способные удовлетворять определенные потребности некоторого потребителя, «при этом, в ролях производителя и/или потребителя могут выступать практически любые субъекты экономической жизни: физические и юридические лица (отдельные граждане, фирмы,

КУПЕЧЕСКИЕ ГИЛЬДИИ merchant guilds КУПЦЫ-СТАРООБРЯДЦЫ old believer merchants КУПЕЧЕСКИЕ ДИНАСТИИ СОЦИАЛЬНЫЕ АРХЕТИПЫ social archetypes ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕННОСТИ christian values merchant dynasties
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты