дов: «...Гуманизм Индии потерял былое единство, став жертвой сектантства. <...> Именно в эту тёмную пору, когда Индия потеряла самое себя, и появился Раммо-хан Рой» [1, XI, 304]. Суть его послания Индии, по мнению Р. Тагора, - призыв к единству всех народов и всех вероисповеданий Индии, искоренению чувства разобщённости и сектантства, утверждение свободного разума в жизни людей. Раммохан тем самым показал подлинное лицо Индии, невзирая на враждебность современников, поэтому «период, отмеченный печатью величия Раммохана, ещё не кончился; он будет длиться бесконечно, от прошлого в будущее» [1, XI, 311-312]. Поэтому осуществление призывов Раммохана, согласно Р. Тагору - это условие выживания её народа [1, XI, 306]. Он предстаёт у Тагора воплощением духа Индии и одновременно - Нового времени, поскольку «из всех людей, индийцев и иностранцев, он один до конца понял дух нового века» [1, XI, 3106].
Есть в выступлении Тагора два важных момента, отражающие одновременно и значение трудов Рам-мохана, и значение и суть Бенгальского Возрождения. Его гений и труды - это прорыв в будущее, в котором происходит синтез «сокровищ интеллектуальной и духовной жизни, накопленных в кладовых Индии» [1, XI, 314] с общечеловеческими достижениями - воплощением разума. Такой синтез «родного и вселенского» (Вяч. Иванов) обосновывали - каждый по-своему -все корифеи эпохи. «Раммохан является истинным представителем нашей страны» и «Раммохан принадлежит всем временам и всему человечеству» [1, XI, 311, 315] - эти два тезиса Р. Тагора указывают на мировое значение личности реформатора (и эпохи в целом!) и на общеиндийское значение его деятельности. оно заключено в том, что гений Раммохана оказался способен «поднять страну до уровня всего человечества», поэтому, «прославляя его, мы славит Индию перед всем человечеством [1, XI, 546]. Из всех современников и предшественников Р. Тагор, пожалуй, единственный, кто проник в смысл деятельности Рам-мохана Роя, увидев в ней всеобъемлющий гуманизм, основанный на синтезе «родного и вселенского». По сути, в интеллектуальном проекте Бенгальского Возрождения этот гуманистический синтез оказывается национальной идеей общеиндийского масштаба. отчасти повторяя идею Вивекананды об общеиндийском значении Раммохана Роя, Р. Тагор напрямую отмечает и азиатское, и мировое значение его деятельности, в
которой попытка синтеза Востока и Запада на гуманистических основаниях выступает как непреложный императив Нового времени, позволяющий двигаться в будущее.
Всех духовных наследников Раммохана Роя отличает безоговорочно позитивное отношение к его личности и трудам, несмотря на то, что для осознания многоаспектности его деятельности потребовалось свыше пятидесяти лет. Это отношение - безусловное доказательство самого факта духовного наследования и развития сквозных идей бенгальского гуманиста, хотя прямое свидетельство о влиянии личности и деятельности Раммохана Роя мы находим только у отца и сына Тагоров. Более того, это доказательство единства и преемственности всей эпохи Бенгальского Возрождения, восходящей к Раммохану Рою.
список литературы
УДК 946
динамика взаимодействия социумов лесной и степной зон на территории волго-донского междуречья в древности
В. В. СТАВИЦКИЙ
Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского Кафедра истории древнего мира, средних веков и археологии Для этнокультурных контактов каждой исторической эпохи присущи свои приоритетные направления. В раннем неолите это паритетное взаимодействие, протекавшее внутри ландшафтных зон. В позднем неолите преобладаю -щим является влияние лесных племен льяловской культуры на своих южных соседей. В раннем энеолите становится приоритетными связи по линии юг-север-северо-восток. В позднем энеолите влияние южных культур ослабевает,
ИЗВЕСТИЯ ПГПУ . Гуманитарные науки • № 4 (8) 2007 г.
столкнулось с недостатком хороших пастбищ. Положение усугублялось тем, что на протяжении IV тыс. до н. э. в Восточном Поволжье происходит нарастание аридных условий [9], которое обусловило сдвиг хва-лынских племен в северном направлении [15].
В это время на территории лесостепи на ряде памятников фиксируются контакты между представителями северных льяловских племен и населением южных энеолитических культур: среднестоговской и нижнедонской [14; 16], а несколько позже и репинской [11]. В ходе указанных контактов в южной части лесостепной зоны возобладали степные традиции, а на севере свои позиции сохранило население льяловской культуры, которое затем сменяется родственным населением волосовской культуры. Волосовские племена продолжили развитие интенсивного рыболовческого хозяйства, а их орудийная индустрия всецело базировалась на кремневом сырье. Только на поздневолосов-ских стоянках появляются первые свидетельства их знакомства с металлом. Территория, занятая волосов-скими племенами, не охватывает всего ареала распространения памятников ямочно-гребенчатой керамики. По-видимому, на значительной части территории лесостепной зоны они уже не могли составить конкуренции степным энеолитическим племенам, экономика которых базировалась на производящем хозяйстве. Вероятно, их адаптационная стратегия приспособления к природным условиям существенно отличалась от льяловских. Видимо, волосовцы стремились поддерживать экологический баланс между природными ресурсами и численностью населения, о чем косвенно свидетельствует появление в волосовских могильниках погребенных с черепами, пробитыми тупыми предметами. Возможно, что данные находки связаны с наличием геронтоцида у волосовских племен.
Начало позднего энеолита совпало с суббореаль-ным похолоданием, оказавшим благоприятное воздействие на территорию степной зоны, границы которой расширяются в южном направлении, и это замедлило процессы проникновения в лесостепь степного населения. В данное время основное внимание южных племен, видимо, было сосредоточено на освоении водораздельных пространств степной зоны, протекавшем на фоне перехода к подвижным формам ведения скотоводческого хозяйства. Начавшись в позднем энеолите, данные процессы нашли свое завершение у населения ямной культуры. К ограничивающим факторам распространения ареала кочевого скотоводства относится глубина снегового покрова, при превышении допустимых величин которой становится невозможен круглогодичный выпас скота. По-видимому, по данным причинам мы не наблюдаем массового проникновения населения ямной культуры на территории северной и типичной лесостепи.
Во второй половине III тыс. до н. э. на территории Примокшанья волосовские племена сменяет население имеркской культуры, истоки которого, видимо, связаны с Поднепровьем. Появление этих племен наметило новый вектор миграций из юго-западных районов в северо-восточные, который попадает в раз-
ряд ведущих на следующей стадии развития - в раннем бронзовом веке. В конце энеолитической эпохи наблюдается массовое передвижение на территорию Верхнего Дона, Рязанского Поочья и Примокшанья населения иванобугорской культуры. По мнению А.Т. Синюка, это было синкретическое паритетное образование, включившее в себя потомков степных репинских энеолитических племен и северных неолитических носителей ромбоямочной керамики [11]. На наш взгляд, А.Т. Синюк переоценивает роль племен ромбоямочной керамики в формировании иванобугорской культуры. Погребальный обряд, форма сосудов, ряд орнаментальных приемов украшения керамики наследуется данным населением у племен репинской культуры, и только отдельные элементы орнамента находят аналогии в ромбоямочной посуде. К тому же, как свидетельствуют наблюдения этнографов, при контакте двух этносов, находящихся на разных стадиях социально-экономического развития, неизбежно побеждает культура более передового и экономически развитого этноса, которым в данном случае является население репинской культуры. Следует отметить, что продвижение иванобугорской культуры на север было подготовлено предшествующей инфильтрацией отдельных групп среднестоговского и репинского населения.
В раннем бронзовом веке направленность связей предшествующего периода в основном сохраняется, но миграции теперь приобретают более массовый характер и наряду с западным воздействием наблюдается усиление влияния со стороны южных племен. Интенсификация данных процессов была обусловлена как повышением аридизации климата, так и увеличением численности населения степных и лесостепных культур, представители которых достигли определенных успехов в развитии производящих отраслей экономики. Главными действующими силами в это время выступают племена культур боевых топоров и катакомб-ное население. Первые начинают продвижение с запада и юго-запада, вторые - с юга, причем и те и другие вовлекают в свое движение население сопредельных районов. В результате расширение ареала среднеднеп-ровской культуры происходит вытеснение на территорию Поочья части носителей среднеднепровской поселенческой керамики, памятники которой включаются исследователями в состав среднеднепровской культуры боевых топоров. Однако их первоначальное появление на оке вне ассоциации с погребальными сред-неднепровскими памятниками, свидетельствует об их независимом культурном статусе. Переселившись на оку, носители среднеднепровской керамики принимают активное участие в сложении древностей шагарс-кой культуры. Проявление ряда среднеднепровских признаков в керамике, и особенно в металлических изделиях вольско-лбищенских памятников, свидетельствует о том, что носители среднеднепровской поселенческой керамики проникают и восточнее, в районы Приволжской лесостепи, где они также фиксируются вне ассоциации с погребальными среднеднепровскими древностями.
В результате массовых миграций населения фа-тьяновской и балановской культур, они осваивают территории северной лесостепи, а также проникают и далеко вглубь лесной зоны. Причем на территории Примокшанья, а также, вероятно, и в Рязанском По-очье балановские племена вступают в контакты с потомками населения примокшанской культуры. Данные контакты весьма наглядно иллюстрируют материалы поселения Широмасово 1, где обнаружены соединенные переходами полуземлянки, в которых прослежено совместное залегание балановской и постпримокшан-ской посуды [5; 6]. В результате указанных контактов происходит формирование новой керамической традиции, которая в литературе получила название "фатьяноидной" [4], но ряд исследователей относит данную керамику к чирковской культуре [3; 10. С.326]. К одним из компонентов сложения данной традиции исследователями относится волосовская керамическая индустрия [4. С.139], но, по справедливому замечанию В. В. Сидорова в волго-окской керамике чирковского типа от волосовской культуры фиксируется минимум возможных заимствований [10. С.326]. Гораздо больше в чирковской посуде постпримокшанских (широ-масовских) черт. Это форма сосудов с выпуклым туло-вом и резко отогнутым наружу, нередко желобчатым венчиком, это специфическая орнаментация, состоящая из ромбических и зигзагообразных узоров, использование пальцевых защипов, коротких оттисков гребенчатого штампа и многое другое. По-видимому, постпримокшанское население было вовлечено в процесс продвижения балановских племен на территорию Волго-Окского междуречья и там приняло участие в формирование новой культуры, которая приходит на смену фатьяновской. В дальнейшем именно новая керамическая традиция получает развитие в древностях ранней сетчатой керамики, памятники которой постепенно распространяются по всей территории Волго-Окского междуречья и даже заходят южнее - в Верхнее Прихоперье [16; 17]. Процесс их распространения связан с понижением среднегодовых температур и повышенной влажностью климата, наступившими в западной части Поволжья во второй половине II тыс. до н.э. [1; 3]. Данные процессы привели к застойному увлажнению и последующему заболачиванию ряда лесных территорий Поволжья, что негативно сказалось на существовании мигрировавшего сюда ранее населения, ориентированного на производящие формы хозяйства. Так, например, утрату значительной части домашнего скота иллюстрируют артефакты Чирковс-кого поселения, в остеологических материалах которого преобладают кости диких животных, а кости домашних - единичны [21. С.138]. Видимо, нарастанием неблагоприятных условий был вызван постепенный отток населения абашевской культуры с территории Марийского Поволжья на Южный Урал.
В итоге на территории лесной зоны снова выходят на ведущие позиции аборигены, ранее вытесненные пришельцами в периферийные, не благоприятные для ведения производящего хозяйства районы. Местное население, вероятно, практиковало комплексное
хозяйство, в котором существенное место отводилось присваивающим отраслям, основанным на богатейших природных ресурсах широколиственных лесов, что позволило приспособиться к неблагоприятным климатическим условиям и пережить экологический кризис.
Таким образом, наряду с общими закономерностями, имевшими место в процессах взаимодействия культур севера и юга, для каждой исторической эпохи и каждого региона присущи свои приоритетные направления развития этнокультурных связей. В раннем неолите это паритетное взаимодействие населения, в основном протекавшее на территории, очерченной границами ландшафтных зон и водоразделов при определенном влиянии со стороны южного населения, приведшего к распространению керамики. В позднем неолите на западных территориях преобладающим является влияние лесных племен льяловской культуры на своих южных соседей. На востоке преобладают контакты между лесостепными и степными племенами, а инфильтрации лесных групп населения единичны. В раннем энеолите становится приоритетным направление связей с юга на север и северо-восток. На западных территориях воздействие южных скотоводческих культур ограничивается подзоной широколиственных лесов, на востоке - оно распространяется и севернее, доходя до Пермского Предуралья, связи с которым были установлены еще в неолите. В позднем энеолите влияние южных культур ослабевает, что объясняется как изменением природных условий, так и особенностями развития скотоводческого хозяйства. В это время основное направление культурных связей прослеживается по линии запад-восток. Поочье и Примокшанье испытывают воздействие со стороны приднепровских племен, на Суре и в Заволжье появляются волосовские памятники. В раннем бронзовом веке районы северной и типичной лесостепи становятся объектом миграции скотоводческих культур запада и юго-запада, а южные - попадают в сферу влияния ямных и катаком-бных племен.
список ЛИТЕРАТУРЫ