Спросить
Войти

МЕХАНИЗМЫ АКТУАЛИЗАЦИИ ПРОШЛОГО. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Автор: указан в статье

Кафедра

УДК 930 ББК 63

П.А. Алипов

Механизмы актуализации прошлого. Планы семинарских занятий. Методические рекомендации

Методические рекомендации для проведения семинарских занятий по дисциплине «Механизмы актуализации прошлого» призваны помочь как преподавателям, так и студентам наиболее оптимально выстроить траекторию подготовки к обсуждению современных форм и способов обновления интереса широкой общественности к событиям отечественной и всемирной истории. При этом задания сконструированы таким образом, чтобы в рамках занятия сохранялась поливариантность тем и подходов к дискуссии в рамках той или иной избранной проблематики. Это позволяет, в свою очередь, избежать излишней дидактичности и превратить семинар в полноценный диалог преподавателя со студентами, в котором каждый из дискуссантов может на равных отстаивать свою научную позицию.

Пояснительная записка

Дисциплина «Механизмы актуализации прошлого» является составной частью учебного плана подготовки магистров по направлению «История» (направленность «Историческая экспертиза: современные подходы и методы»), реализуемого кафедрой истории и теории исторической науки в Историко-архивном институте Российского государственного гуманитарного университета.

В рамках данного курса обучающиеся должны прийти к пониманию тех внешних процессов и факторов, которые влияют непосредственным образом на формирование широкого общественного запроса на осмысление событий и явлений прошлого. Так называемое профанное историческое знание, при всей его кажущейся чуждости научному взгляду, оказывает тем не менее весьма важное, хотя и опосредованное влияние на сообщество историков-профессионалов. Отрицая зачастую свою подверженность «мнению толпы», такому сиюминутному и изменчивому, в реальности историк вынужден к этому мнению прислушиваться и на него реагировать. Собственно, экспертная деятельность историка как раз и начинается тогда, когда он вступает в дискуссию с профанным пониманием прошлого, отстаивая принципы строгого научного исследования и приоритет профессионального знания перед лицом квазинаучных теорий и концепций.

© Алипов П.А., 2020

Отсюда проистекает необходимость соответствующей подготовки: современный специалист должен прекрасно ориентироваться в том, какие сферы интеллектуальной жизни общества наиболее тесно соприкасаются с историческим знанием. В каждой и сфер, будь то культура, политика, область массовых развлечений или что-то еще, исторический дискурс преломляется особым образом, предлагая историку-эксперту некий вызов, который требует тщательно выверенного и научно обоснованного квалифицированного ответа. Умение быстро и оперативно реагировать на вопрошания современников составляет залог сохранения за историческим сообществом статуса одного из лидеров интеллектуальной жизни в самом широком ее понимании.

Учебный план предполагает 12 часов полноценных семинарских занятий по дисциплине «Механизмы актуализации прошлого», в рамках которых подробно рассматриваются различные контексты возникновения запроса на получение исторической информации со стороны широких слоев общественности.

Методика проведения семинаров

Семинарские занятия по дисциплине «Механизмы актуализации прошлого» проводятся в форме свободной дискуссии на заданную тему. Исходя из требований учебного плана, отводящего на каждое занятие два академических часа, к обсуждению предлагается шесть сквозных тем, охватывающих разные аспекты возникновения интереса к сюжетам прошлого.

Задание к каждому семинару включает в себя перечень вопросов для обсуждения и примерные варианты объектов для подробного экспертного анализа. При подготовке к занятию студент может выбрать либо один из вариантов, предложенных преподавателем, либо самостоятельно найти объект, относящийся к теме семинара (предварительно согласовав свой выбор с преподавателем).

Непосредственно в ходе проведения семинарского занятия студент выступает с кратким докладом по избранному им сюжету, после чего отвечает на вопросы присутствующих. Сам доклад и ответы на вопросы очерчивают, таким образом, контуры дискуссии, в которую вовлекается вся академическая группа. Преподавателю необходимо при этом корректно модерировать ход обсуждения и внимательно следить за хронометражем, чтобы в течение занятия каждый студент имел равное количество времени для представления своего сюжета и отстаивания самостоятельной научной позиции перед оппонентами из числа дискутирующих.

Тематические разделы

Семинар 1. Исторический роман как форма актуализации событий прошлого (2 ч.)

Вопросы для обсуждения

1. Обстоятельства происхождения романа: автор в контексте своего времени.
2. Реакция читающей публики и профессионального сообщества на публикацию произведения.
3. Художественный образ прошлого и данные исторической науки: точки соприкосновения и радикальные противоречия.

Предлагаемые варианты

1. Лев Толстой. «Война и мир».
2. Иван Ефремов. «Таис Афинская».
3. Алексей Толстой. «Петр I».
4. Филиппа Грегори. «Еще одна из рода Болейн».
5. Морис Дрюон. «Железный король».
6. Александр Дюма-отец. «Королева Марго».
7. Валентин Пикуль. «Нечистая сила».
8. Болеслав Прус. «Фараон».
9. Дмитрий Мережковский. «Александр I». 10. Генрих Сенкевич. «Камо грядеши?».

Семинар № 2. Исторический кинофильм как механизм популяризации и актуализации прошлого (2 ч.)

Вопросы для обсуждения

1. Контекст создания избранной киноленты.
2. Отзывы общественности и кинокритики.
3. Способы репрезентации прошлого в анализируемом художественном фильме.

Предлагаемые варианты

1. «Андрей Рублев» (реж. Андрей Тарковский, 1966).
2. «Война и мир» (реж. Сергей Бондарчук, 1965).
3. «Клеопатра» (реж. Джозеф Лео Манкевич, 1963).
4. «Иван Грозный» (реж. Сергей Эйзенштейн, 1944).
5. «Царь» (реж. Павел Лунгин, 2009).
6. «Спартак» (реж. Стэнли Кубрик, 1960).
7. «Утомленные солнцем 2: Цитадель» (реж. Никита Михалков, 2011).
8. «Список Шиндлера» (реж. Стивен Спилберг, 1994).
9. «Битва за Москву» (реж. Юрий Озеров, 1985). 10. «Король говорит!» (реж. Том Хупер, 2010).

Семинар № 3. Реконструкторское движение

(экспериментальная археология) как механизм актуализации истории (2 ч.)

Вопросы для обсуждения

1. Целевые установки организаторов избранного для анализа мероприятия реконструкторов.
2. Какие элементы мероприятия претендуют на историческую достоверность?
3. Значение мероприятия в деле популяризации репрезентируемых исторических событий.

Предлагаемые варианты

1. Фестиваль «Времена и эпохи» (Москва, Россия).
2. Фестиваль «Ледовое побоище» (Псков, Россия).
3. Фестиваль-праздник «Up-HeИy-Аa» (Леруик, Великобритания).
4. Рыцарский фестиваль «Белый замок» (Новогрудск, Беларусь).
5. Военно-исторический фестиваль «Кирилло-Белозерская осада» (Кириллов, Россия).
6. Военно-исторический фестиваль «День Бородина» (Бородино, Россия).
7. Фестиваль военно-исторической реконструкции «Вяземское сражение 1812 г.» (д. Колодезное Смоленской обл., Россия).
8. Военно-реконструкторский фестиваль «Линия Сталина» (д. Холматка Псковской обл., Россия).
9. Фестиваль «Прованс средневековый» (Провен, Франция). 10. Фестиваль «Римляне и карфагеняне» (Картахена, Испания).

Семинар № 4. Политический дискурс и его влияние на актуализацию исторической проблематики (2 ч.)

Вопросы для обсуждения

1. Специфика избранного документа: источниковедческие аспекты.
2. Причина и повод обнародования анализируемого текста.
3. Исторические коннотации и отсылки к фактам истории в исследуемом документе.

Предлагаемые варианты

1. Путин В.В. Выступление на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности 10 февраля 2007 г. («Мюнхенская речь» В. Путина).
2. Путин В.В. Обращение президента России В.В. Путина к Федеральному Собранию Российской Федерации в связи с предложением Государственного Совета Республики Крым о принятии ее в состав Российской Федерации. Москва, Кремль, 18 марта 2014 г. («Крымская речь» В. Путина).
3. Сталин И.В. Выступление по радио Председателя Государственного Комитета Обороны 3 июля 1941 г.
4. Черчилль У Выступление в Вестминстерском колледже в Фултоне (штат Миссури, США) 5 марта 1946 г. («Фултонская речь» У. Черчилля).
5. Тэтчер М. Выступление в Колледже Европы (Брюгге, Бельгия) 20 сентября 1988 г.
6. Горбачев М.С. Политический доклад Центрального комитета КПСС XXVII съезду Коммунистической партии Советского Союза 25 февраля 1986 г.
7. Бисмарк О. Выступление в рейхстаге 6 февраля 1888 г.
8. Муссолини Б. Речь на торжественном открытии V Восточной Ярмарки в Бари 6 сентября 1934 г.
9. Обама Б. Торжественная речь в Чикаго 5 ноября 2008 г.
10. Порошенко П.А. Выступление на торжественном мероприятии в Киеве, посвященном введению безвизового режима между Украиной и ЕС 10 июня 2017 г.

Семинар № 5. Праздники и памятные даты как инструменты актуализации событий прошлого (2 ч.)

Вопросы для обсуждения

1. Уровень подготовки и степень масштабности мероприятий по случаю избранного для анализа праздника (памятной даты).
2. Историческая характеристика комплекса праздничных (памятных) мероприятий.
3. Значение праздника (памятной даты) для актуализации памяти об историческом событии среди населения.

Предлагаемые варианты

1. День Победы - 9 мая (государственный праздник).
2. День народного единства - 4 ноября (государственный праздник).
3. День защитника Отечества - 23 февраля (государственный праздник).
4. Международный женский день - 8 марта (государственный праздник).
5. День космонавтики - 12 апреля (государственная памятная дата).
6. День принятия Крыма, Тамани и Кубани в состав Российской империи - 19 апреля (государственная памятная дата).
7. День России - 12 июня (государственный праздник).
8. День памяти и скорби - 22 июня (государственная памятная дата).
9. День крещения Руси - 28 июля (государственная памятная дата).
10. День памяти жертв Кавказской войны - 21 мая (праздник республик Адыгея и Кабардино-Балкария).

Семинар № 6. Музейные собрания и выставочная деятельность как механизмы обновления интереса к историческому прошлому (2 ч.)

Вопросы для обсуждения

1. Тематическая палитра анализируемой выставочной коллекции.
2. Исторический контекст возникновения и бытования представленных в коллекции экспонатов.
3. Актуализирующий потенциал анализируемого музейного собрания (временной коллекции).

Предлагаемые варианты

1. Государственный исторический музей.
2. Исторический парк «Россия - моя история».
3. Государственный центральный музей современной истории России.
4. Центральный музей Вооруженных Сил Российской Федерации.
5. Музей Москвы.
6. Государственный исторический музей Отечественной войны 1812 года.
7. Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
8. Государственный музей истории ГУЛАГа.
9. Владимиро-Суздальский музей-заповедник.
10. Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Александровская слобода».

Рекомендуемая литература

Дацишина М.В. Актуализация прошлого как инструмент социального управления // Будущее нашего прошлого: Материалы Всероссийской науч. конф. Москва, 15-16 июня 2011 г. М.: РГГУ 2011. С. 97-109.

Историческое знание и профессиональное гуманитарное образование / А.Б. Безбородов [и др.] // Вестник РГГУ. Серия «Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение». 2017. № 4 (10). Ч. 2. С. 290-299.

Карнаухова Л. Возрождаем интерес к истории // Музей. 2011. № 10. С. 20-23.

Константинов С.В., Ушаков А.И. Восприятие истории народов СССР в России и исторические образы России на постсоветском пространстве // Национальные истории в советском и постсоветских государствах / Фонд Фридриха Науманна; Под ред. К. Аймермахера, Г.А. Бордюгова, Ф. Бомсдорфа [2-е изд., испр. и доп.]. М.: АИРО-ХХ, 2003. С. 73-102.

Коробейников А.В. Историческая реконструкция по данным археологии. Ижевск: Изд-во НОУ КИГИТ, 2005. 178 с.

Медведев К.А. Современные тенденции исторического знания в деятельности военно-исторических музеев // Будущее нашего прошлого - 5: История как коммуникативный проект: Материалы между-нар. науч. конф. Москва, 14 ноября 2019 г. М.: РГГУ, 2019. С. 159-166.

Осколков В. Интерес к прошлому, записанному телевидением, растет / Виктор Осколков; беседовала Юлия Олестрова // Журналист. 2010. № 11. С. 51-52.

Сафронова Ю.А. Историческая память: введение: учебное пособие. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербурге, 2019. 220 с.

Сенявская Е.С. Освободительная миссия Красной армии в 1944-1945 гг.: Историческая память в России и на Западе в контексте информационной войны // Великая Отечественная: К 70-летию народной Победы: Материалы междунар. науч. конф. «Великая Отечественная война 1941-1945 гг. в памяти народа и документах Архивного фонда Российской Федерации и зарубежных архивах. Проблемы изучения и публикации». Москва, 15 апреля 2015 г. / Отв. ред. Е.И. Пивовар; сост. И.А. Анфертьев. М.: РГГУ, 2015. С. 17-27.

Чубарьян А.О. Историческая память и политика // Россия и Балтия. М.: Наука, 2015. Вып. 7: Памятные даты и историческая память. С. 245-252.

actualization of history historical discourse historical expertise scholarly and pro-fane historical knowledge АКТУАЛИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ИСТОРИЧЕСКИЙ ДИСКУРС ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА НАУЧНОЕ И ПРОФАННОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты