Спросить
Войти

Свердловское педагогическое училище им. А. М. Горького в 1941-1945 гг

Автор: указан в статье

УДК 377.8(470.54)( 091)

ББК Ч403(235.55)-6 ГСНТИ 14.09.33 Код ВАК 13.00.01

Попов Михаил Валерьевич,

доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой отечественной истории и теории и методики обучения истории, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г- Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26; e-mail: popov_mv@uspu.ru.

СВЕРДЛОВСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ ИМ. А. М. ГОРЬКОГО В 1941-1945 ГГ.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: педагогическое училище; учебный и воспитательный процесс; нормированное распределение продуктов; приучилищное хозяйство; всеобуч; подготовка педагогических кадров.

АННОТАЦИЯ. Исследуется деятельность Свердловского педагогического техникума в чрезвычайных условиях военного времени: особенности организации учебного процесса, методической и воспитательной работы; анализируются материально-бытовые проблемы, с которыми сталкивались преподаватели и учащиеся, показан их повседневный героический труд и добровольное участие в помощи фронту.

Popov Mikhail Valerievich,

Doctor of History, Professor, Head of Department of National History and Theory and Methods of Teaching History, Ural State Pedagogical University (Ekaterinburg).

SVERDLOVSK TEACHER TRAINING COLLEGE NAMED AFTER A.M. GORKY IN 1941-1945

ABSTRACT. The article studies the work of Sverdlovsk Teacher Training College during wartime: peculiarities of organization of the process of teaching and upbringing, methodological and pastoral activity; analyzes the problems of supply and maintenance which both teachers and students faced, and shows the heroic everyday labor and the voluntary participation in the program of assistance to the front.

Одной из характерных черт педагогического образования в нашей стране было то, что деятельность педагогических учебных заведений по подготовке учительских кадров не прекращалась в самые сложные исторические периоды - в годы мировых войн и революционного противостояния. В чрезвычайных условиях Великой Отечественной войны продолжали работать и свердловские педагогические учебные заведения. Если деятельность Уральского государственного университета и Свердловского педагогического института в 1941-1945 гг. нашла свое отражение в исторической литературе (Уральский государственный университет. Свердловск, 1980; Уральский государственный педагогический университет. 1930-2010 гг. Екатеринбург, 2010), то специальные исследования о работе Свердловского педагогического училища им. А. М. Горького отсутствуют. В данной научной статье автор попытался показать различные стороны жизни этого среднего специального учебного заведения в военные годы, стараясь выявить типичные особенности деятельности педагогических училищ в этот период.

С началом Великой Отечественной войны значительно сократилась материальная база учебных заведений в тыловых районах страны: учебные корпуса и общежития были переданы в распоряжение госпиталей, воинских частей, оборонных предприятий.

В Свердловской области в 1941/42 уч. г. свыше ста школьных зданий были отданы для этих целей [1. Л. 2]. В Свердловске к началу 1942/43 уч. г. из 24 техникумов, действовавших в городе, только 9 сохранили свои учебные корпуса [ю. С. 72]. Лишилось своих учебных помещений и Свердловское педагогическое училище им. А. М. Горького. Однако это вовсе не означало закрытие данного среднего специального учебного заведения. Напротив, все преподаватели техникума были отозваны из отпусков, и новый учебный год начался на месяц раньше - с 1 августа [4. Л. 26.]. Правда сами занятия начались в основном лишь с 20 октября 1941 г. [2. Л. 3] и проходили в школьных зданиях в третью смену. Однако уже в июле-августе преподаватели и учащиеся Свердловского педучилища провели серьезную работу по подготовке помещения для госпиталя, который начал функционировать в здании по ул. К. Либкнехта, 9 [2. Л. 3].

25-28 августа в педучилище преподаватели приняли участие в методической конференции, где главными вопросами были следующие: 1) итоги прошлого и задачи нового учебного года в условиях военного времени; 2) воспитание советского патриотизма на уровне истории; 3) вооружение учащихся практическими навыками на уровне русского языка; 4) организация внеклассного чтения в связи с изучением предмета и др. [2. Л. 4]. В августе-сентябре

© Попов. М. В., 2014

1941 г. для привлечения выпускников у-х классов к обучению и расширения нового набора учащихся педучилищем была проведена широкая рекламная кампания в городе. В результате к учебе в первых классах приступило 150 учащихся. К занятиям 20 октября 1941 г. приступило также 104 второкурсника и 120 учащихся третьих классов [2. Л. 2.].

Однако к концу учебного года (1941/42) количество обучаемых в этом среднем специальном учебном заведении сократилось на 107 человек, в том числе 92 человека оставило первые классы. Одной из причин этой ситуации было то, что 90 учащимся было отказано в приеме, т. к. в техникуме осталось лишь 70 мест в общежитиях, и в первых классах были оставлены только учащиеся, имевшие квартиры в Свердловске [2. Л. 2]. Таким образом, к концу учебного года в Свердловском педучилище действовало два первых класса, три вторых и четыре третьих [2. Л. 2].

Значительный отсев учащихся был характерен в этот период и для остальных пяти техникумов Свердловской области. В отчете о работе педучилищ Свердловской области отмечается, что за первое полугодие 1941/42 уч. г. учебу оставило 306 человек [3. Л. 2]. Среди причин, объясняющих это явление, стоят - поступление учащихся на работу, чтобы «своим трудом помочь семье, заменяя отцов и братьев, ушедших на фронт», а также призыв в армию [3. Л. 2]. В армию были призваны преподаватели педучилищ. В Свердловском педучилище в связи с призывом в РККА был освобожден от работы директор - К. Н. Ватутин, и на этот пост назначен К. Н. Лиханов, работавший здесь же ранее заведующим учебной частью [2. Л. 3]. В этой должности К. Н. Лиханов проработал вплоть до окончания войны.

В связи с тем, что учебный год в Свердловском педучилище начался лишь с 20 октября, учебный план в первом полугодии 1941/42 уч. г. был выполнен не полностью: по отдельным предметам недовыполнение составляло от ю до 14 часов. Успеваемость снизилась до 88,3%. Одной из главных причин невыполнения планов и снижения успеваемости было тяжелое материально-бытовое положение учащихся и преподавателей. Недостаток продовольствия и отсутствие учащихся техникума в системе государственного нормированного распределения продуктов обусловили тот факт, что основным источником питания были у учащихся продукты, получаемые в семье, и иногородние студенты были вынуждены пропускать занятия, чтобы привезти их из дома. При этом в Свердловском педучилище с началом войны была ликвидирована

столовая, и учащиеся вынуждены были готовить в общежитиях.

Осенью-зимой 1941-1942 гг. крайне скудным было и питание преподавателей. На партийных собраниях в училище ставился вопрос о прикреплении преподавателей к общепитовской столовой. И хотя с трудом удалось добиться решения о выделении для учебного заведения восьмидесяти порций, оказалось, что обеды в столовой состояли из одного блюда, а порции крайне малы [6. Л. 4].

Лишь в марте 1942 г. все учащиеся, преподаватели и сотрудники были прикреплены к государственному неведомственному учреждению общественного питания [6. Л. 13]. Помещения общеобразовательных школ, в которых в третью смену проводились занятия в педтехникуме, в первую военную зиму плохо отапливались и зачастую учащиеся вынуждены были заниматься в верхней одежде. Не хватало мыла и моющих средств [6. Л. 5]. В условиях серьезных материальных лишений в 1941/42 уч. г. учащиеся, сотрудники и преподаватели Свердловского педагогического училища им. А. М. Горького в свободное от работы время широко привлекались к работе в госпиталях. Более того, зимой 1941/42 гг. в ряде случаев в техникуме отменялись занятия, т. к. учащихся мобилизовали для встречи поездов с ранеными [6. Л. 13].

В феврале 1942 г. педтехникум принял участие в кампании по сбору теплых вещей для Красной Армии, хотя именно теплой одежды самим не хватало [4. Л. 6]. Учащиеся широко привлекались весной-летом 1942 г. для проведения посевов картофеля и овощей, прополки и охраны урожая на при-училищном огороде, что способствовало улучшению их питания [6. Л. 26].

Таким образом, несмотря на серьезные трудности и лишения, Свердловское педучилище продолжало функционировать. Как докладывал директор училища К. Н. Лиханов, в 1941/42 уч. г. учебный план и программы были выполнены. Более того, успеваемость обучаемых в третьей и четвертой четвертях повысилась до 97,55% (во втором полугодии 1941 г. она была 87%). Взятое коллективом обязательство иметь 75% хороших и отличных оценок - перевыполнено [6. Л. 26]. В условиях войны, в ноябре 1941 г. были значительно расширены программы по военной подготовке учащихся. В техникуме в 1941/42 уч. г. с мальчиками были проведены занятия по 140-часовой программе по всеобщему военному обучению [6. Л. 26]. Уже в первом полугодии все девушки прошли обучение по программе ГСО («Готов к санитарной обороне») и сдали зачет. Всеми учащимися были сданы

нормы на значок «Готов к противохимической обороне» (ПВХО) [2. Л. 5-6].

Летом 1942 г. училищем был проведен новый набор учащихся в количестве 200 человек и это дало возможность к началу учебного года сформировать четыре первых класса [6. Л. 32]. Осенью 1942 г. по количеству классов (и) из всех педтехникумов в Свердловской области училище им. Горького уступило только Красноуфимскому педучилищу, где функционировало 12 классов [3. Л. 1].

Большое значение для улучшения педучилищ имело постановление правительства «О мероприятиях по укреплению техникумов», опубликованное 2 июля 1942 г. Постановление требовало обеспечить техникумы недостающими помещениями, запретить передачу учебных зданий другим организациям, организовать подсобные хозяйства с целью обеспечения необходимыми продуктами студенческих столовых [ю. С. 76]. В соответствии с этими решениями в феврале 1943 г. Свердловскому педучилищу было возвращено одно из собственных зданий (Толмачева, 8) [3. Л. 2]. Весной 1943 г. этому среднему специальному учебному заведению было выделено подсобное хозяйство (15 га) в Сухоложском районе, в колхозе им. Кирова. Техникум получил трех лошадей, приобрел плуг и борону [7. Л. 15]. Всего в 1943 г. Свердловским педучилищем было посеяно 3,5 га картофеля, 4,25 га других овощей, 1,5 га гороха и 2,25 га зерновых [3. Л. 3].

Работа в подсобном хозяйстве была дополнительным грузом для учащихся и преподавателей, тем более, что основной контингент их составляли женщины. Сельскохозяйственные работы проводились путем посылки бригад в 10-12 человек для посадки, прополки, сенокоса, а также для заготовки дров [7. Л. 26]. Кроме того, преподаватели педтехникума работали на пригородных огородах, где выращивали для собственного потребления картофель и другие овощи. Парторганизация и местный комитет профсоюза осенью 1943 г. организовали помощь преподавателям и сотрудникам в вывозе урожая, добились выделения талонов в коммерческие столовые, однако в отчете партийной организации училища им. Горького констатируется, что «организовать дополнительное питание для учащихся и преподавателей не могли» [8. Л. 17].

Однако в условиях трудностей и лишений училище продолжало готовить преподавательские кадры для школ: в 1943 г. учебное заведение закончило 72 выпускника [7. Л. 28]. Подводя итоги работы в 1942/43 уч. г., заведующая учебной частью П.А.Кузьминых говорила: «моральное состояние учащихся хорошее: охотно и много работают в санитарных дружинах, дежури-

ли в госпитале, хоровой кружок провел 21 концерт в госпиталях» [7. Л. 28]. До нас дошли многочисленные благодарственные отзывы, где были выступления учащихся Свердловского педтехникума в военных госпиталях. 4 января 1942 г. начальник клуба Поспелов писал: «В госпитале №1326 был дан концерт самодеятельности педучилища, причем нужно отметить, что концерт состоялся по инициативе руководителя ансамбля Григория Ивановича Вилесова и самих участников. Концерт по содержанию и исполнению был замечательным, за что выражаем от имени командования госпиталя и всех раненых бойцов и командиров сердечную красноармейскую благодарность всем участникам концерта» [2. Л. 6].

Педагогическим коллективом училища продолжалась работа по совершенствованию методики преподавания различных предметов. В 1942/43 уч. г. предметные методические комиссии, которых в Свердловском педучилище было 5 (по русскому языку, математике, истории, естествознанию и педагогике), во главу угла поставили разработку проблемы организации самостоятельной работы учащихся: в комиссиях были разработаны открытые уроки, директор училища и заведующий учебной частью при посещениях текущих занятий контролировали именно эту сторону деятельности преподавателей. Такая направленность работы была в условиях войны вполне оправданной, т. к. время для выполнения домашних заданий и материальные возможности (наличие литературы и аудиторий) были весьма ограниченными. Весной 1944 г. в училище педагогический коллектив столкнулся с проблемой низкой общей грамотности учащихся и наличием большого количества неуспевающих по русскому языку. Это объяснялось рядом обстоятельств: общим низким уровнем поступающих в учебные заведение, отсутствием внеклассного чтения и слабым развитием кружковой работы, недостатком времени (2 часа в неделю) на аудиторное изучение русского языка студентами. Для выправления положения преподаватели увеличили объем домашних заданий по русскому языку. При этом, наряду с общими для всех учащихся заданиями, давались конкретные индивидуальные задания с обязательной требовательной проверкой их выполнения. Расширялась консультативная помощь путем проведения дополнительных занятий, в том числе в общежитиях [8. Л. 30]. В отчете училища за 1944 г отмечается, что в результате «положение по русскому языку выправляется» [5. Л. 8].

В условиях войны произошли изменения и в преподавании истории. В процессе изучения материала было сделано ударение

на показе военного искусства русских солдат. Подробно и обстоятельно раскрывалась борьба за Балтийское море и укрепление подступов к Петербургу (при Петре I). Этот материал увязывался с борьбой советского народа за Ленинград в дни Отечественной войны с немецкими фашистами. Гораздо большее внимание было уделено изучению блестящих успехов русских войск при Александре Невском, Дмитрии Донском, во времена «Семилетней войны». Вносились элементы краевой истории, изучалось возникновение уральских заводов, подчеркивалась исключительная роль Урала в современной отечественной войне [2. Л. 6].

В годы войны произошли изменения и в работе заочного сектора училища. Штаты заочного отделения были сокращены с 5-ти до 2-х человек. Это ограничило возможность выезда методистов в районы для оказания помощи заочникам, хотя в 1941/42 уч. г. сотрудники училища посетили 14 районов из 16. С особыми трудностями заочники сталкивались при самостоятельном изучении математики и физики. Сокращалось и число обучаемых, в том числе в результате призыва в армию и ухода заочников из учительской профессии: из 505 заочников осталось 369 человек. Летняя сессия в 1942 г. проводилась в основном в Свердловске, при педучилище - в ней участвовало 247 человек, остальные сдавали экзамены в Шалинском районе. Несмотря на то, что лишь ю% от поступивших сдало сессию, план выпуска был выполнен на 40-50%, что было выше, чем в предвоенные годы. Это свидетельствовало о том, что в условиях военных испытаний продолжали повышать свою квалификацию заочно только лучшие учителя [6. Л. 30]. В последующие годы контингенты заочников педучилище оставались примерно такими же. В 1945 г., например, в 16 районах Свердловской области заочно обучались в педагогическом училище им. А. М. Горького 314 человек [9. Л. ю].

Совершенствованию производственной деятельности способствовало и улучшение материально-бытового положения учащихся и преподавателей. 15 сентября 1943 г. СНК СССР принял решение о снабжении учащихся техникумов, училищ и медицинских школ по нормам рабочих промышленности и транспорта [ю. С. 90]. Уже в октябре того же года директор техникума К. Н. Ли-ханов докладывал, что учащиеся учебного заведения имеют боо карточек по нормам снабжения рабочих второй категории [7. Л. 32].

Значительно расширилась материальная поддержка педтехникума с середины 1944 г., после выхода 21 июля постановления СНК СССР «О мероприятиях по улучшению

качества обучения в школах» [и. 1944. 27 сентября]. Согласно этого постановления были введены выпускные экзамены для оканчивавших начальную и семилетнюю школу. Кроме того, с 1944/45 уч. г. впервые в первый класс пошли дети 7- и 8-милетнего возраста, что увеличивало контингенты первоклассников до 96 тыс. человек в Свердловской области [и. 1944. 5 сентября]. Газета «Уральский рабочий» с тревогой писала 13 августа 1944 г., что в Свердловской области не хватает 745 учителей начальной и средней школы, в том числе в областном центре не хватает 25 преподавателей [и. 1944. 13 августа]. Нехватка педагогических кадров в первую очередь в начальной школе и введение итоговых экзаменов в начальных и семилетних школах требовали усиления подготовки учителей для этих учебных заведений, осуществлявшейся, прежде всего, в педагогических техникумах.

Наркомпросом и Свердловским городским отделом народного образования было проведено ведомственное обследование Свердловского педагогического училища им. А. М. Горького. В результате бюджетом были выделены средства на ремонт учебного здания и общежитий. В училище были приглашены новые квалифицированные преподаватели литературы и истории. В новом учебном плане было предусмотрено изучение педагогики и проведение педпрактики, начиная с первого класса [8. Л. 32].

В 1944/45 уч. г. набор в четырех первых классах училища составлял 135 человек, а всего количество обучаемых в 12 классах было 373 человека (пять вторых и три третьих класса). Занятия проходили в две смены. При училище имелось четыре общежития. В данном учебном заведении преподавательскую деятельность вели 24 преподавателя, из них имели высшее образование 15 человек, незаконченное высшее - трое, а специальное среднее - шестеро [5. Л. 7].

Среди работавших в училище хотелось бы отметить методистов Е. А. Таншер (русский язык), В. С. Васильеву (арифметика), М. М. Пумпянского (история), А. П. Виле-сову (пение), а также преподавателя математики Ф. Н. Бородулину, военного дела и физкультуры - Б. Е. Ительсона.

Деятельностью педагогического коллектива руководила парторганизация педтехникума, в составе которой было в марте 1944 г. 9 человек [6. Л. 42]. Наиболее важные вопросы жизни учебного заведения рассматривались на партийных собраниях, которые, как правило, проходили два раза в месяц.

Партийное руководство дополнялось деятельностью комсомольской и профсоюзной организации. Хотя комсомольцев в училище было относительно мало - комсомольские группы действовали лишь в старших - третьих классах. Например, в конце 1942 г. в педтехникуме было лишь 18 членов ВЛКСМ [6. Л. 42]. Однако комсомольцы были наиболее политизированной частью обучавшейся молодежи - активисты участия в политических и хозяйственных кампаниях, в деятельности сети политического просвещения, в проведении оборонно-спортивной работы.

Директор училища К. Н. Лиханов руководил специально созданным для комсомольцев кружком по изучению трудов В.И.Ленина и И.В.Сталина [5. Л. 9]. В учебных классах комсомольцы проводили политинформации [6. Л. 42]. Благодаря активности комсомольцев в 1944/45 уч. г. по заданию Ленинского райкома ВКП(б) в Свердловском педучилище было подготовлено 50 «Ворошиловских стрелков». Комсомольцы активно участвовали в пяти километровом походе в противогазах (250 человек), в комсомольском лыжном кроссе участвовало 260 физкультурников [5. Л. 9].

Неоднозначную оценку вызывает организация во время войны в учебных заведениях (в т.ч. в педтехникумах) социалистического соревнования. В первые годы войны главными показателями в оценке итогов соревнования был процент успеваемости и посещаемости. Так, по итогам второй четверти в 1943 г. в Свердловском педучилище по этим показателям лучшим оказался первый «Г» класс, который получил переходящее Красное Знамя [7. Л. 13]. Для преподавателей училища одним из главных показателей было количество проводимых ими дополнительных занятий и консультаций. Подобного рода явления приводили к погоне за количественными, зачастую формальными показателями в ущерб качеству обучения, попыткам фальсифицировать итоги соцсоревнования, к искусственному завышению отметок и понижению критериев качества подготовки учащихся.

После выхода приказа Наркомпроса РСФСР от 25 января 1944 г. о запрете определять уровень профессионализма педагога по проценту успеваемости [ю. С. 127], главными пунктами, по которым Свердловский педтехникум включился в социалистическое соревнование, становятся такие, которые были сформированы в решении открытого партийного собрания этого среднего специально учебного заведения в сентябре 1944 г.: «своевременно закончить уборку урожая и обеспечить его сохранность...; ...закончить вывозку годовой нормы дров в течение октября...... провести доклады, о

международном положении с преподавателями и сотрудниками» [8. Л. 44].

В 1944/45 уч. г. в педучилище широко развернулась внешкольная работа. Были организованы кружки: литературный, педагогический, драматический, хоровой и музыкальный. Литературный кружок развернул большую работу по внешкольному чтению и углублению программного материала по литературе. Была проведена читательская конференция по книге Воронко-вой «Девочка из города». Организовано два тематических вечера, посвященных столетию со дня смерти И. А. Крылова и 150-летию со дня рождения А. С. Грибоедова. Силами кружка было издано несколько журналов.

Педагогическим кружком была организована конференция по книге А. С. Макаренко «Педагогическая поэма». Проведены беседы на темы: «О красивом учителе», «О качестве советского учителя», «Обучение с семилетнего возраста» и др. Издан один номер журнала «Народный учитель».

Хоровым кружком в 1944 году была проведена большая работа по подготовке к участию в городской художественной олимпиаде. На заключительном городском смотре художественной самодеятельности получил высокую оценку. Кружок на олимпиаде занял третье место и был представлен к награде [5. Л. 7].

В то же время учащиеся, преподаватели и сотрудники Свердловского педагогического училища им. А. М. Горького в 1944/45 уч. г. оказывали существенную помощь фронту: на общественных началах они участвовали в ю выходах на овощехранилище для переборки картофеля и в шести выходах для хозяйственных работ на резиновом заводе, двух выходах на дровяной склад; принимали участие в благоустройстве города и работе на санплощадках по разгрузке санитарных поездов [5. Л. 6.].

Летом 1944 года многие учащиеся работали в Арамильском районе в подсобном хозяйстве, где было арендовано и га земли, а преподаватели и сотрудники для обеспечения себя и своих семей картофелем и другими овощами работали на индивидуальных огородах, находящихся недалеко от города [5. Л. ю].

Без сохранения сети средних специальных педагогических учебных заведений не было бы возможности проведения реформ в сфере школьного образования, предпринятых государством в конце Великой Отечественной войны и в послевоенный период.

ИСТОЧНИКИ

1. Государственный архив Свердловской области (ГАСО). Ф. Р. 233. Оп. 3. Д. 12.
2. ГАСО. Ф. Р. 233. Оп. 3. Д. 123.
3. ГАСО. Ф. Р. 233. Оп. 3. Д. 125.
4. Центр документации общественных организаций Свердловской области. Ф. 327. Оп. 1. Д. 12.
5- ЦДООСО. Ф. 327. Оп. 1 д 13-
6. ЦДООСО. Ф. 327. Оп. 1 д 147- ЦДООСО. Ф. 327. Оп. 1 д 158. ЦДООСО. Ф. 327. Оп. 1 д 16.
9- ЦДООСО. Ф. 327. Оп. 1 д 19.

Литература

10. Сперанский А. В. В горниле испытаний. Культура Урала в годы Великой Отечественной войны. Екатеринбург, 1996.
11. Уральский рабочий.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Б. М. Игошев.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ УЧЕБНЫЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС НОРМИРОВАННОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОДУКТОВ ПРИУЧИЛИЩНОЕ ХОЗЯЙСТВО ВСЕОБУЧ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ general compulsory education (vseobuch) teacher training college the process of teaching and upbringing food rationing
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты