Спросить
Войти

АРХЕОЛОГИЯ: ВУЗОВСКИЙ УЧЕБНИК И НАУКА (К 45-ЛЕТИЮ ПУБЛИКАЦИИ УЧЕБНИКА: МАРТЫНОВ А. И. АРХЕОЛОГИЯ СССР. М., 1973)

Автор: указан в статье

БО!: 10.21603/2078-8975-2019-21-4-940-947

оригинальная статья УДК 902/904

Археология: вузовский учебник и наука (к 45-летию публикации учебника: Мартынов А. И. Археология СССР. М., 1973)

Анатолий И. Мартынов а @

а Кемеровский государственный университет, 650000, Россия, г. Кемерово, ул. Красная, 6 @ prof_martynov@mail.ru

Поступила в редакцию 19.10.2018. Принята к печати 25.06.2019.

Аннотация: Статья посвящена проблеме взаимодействия археологической науки и учебников по археологии. В ней последовательно рассматриваются вопросы истории создания в России учебников по археологии для высшего исторического образования, начиная с XIX в. и до современности, и значение учебников в становлении и развитии археологии как одного из основных предметов вузовского исторического образования. Раскрывается роль археологии и учебников в реконструкции основных событий истории на протяжении 3 млн лет, когда археологические материалы являются единовременными источниками. Подчеркивается особая роль археологии в открытиях цивилизаций Древнего Востока: Китая, Индии, Ирана; Архаической Греции и истории Древнего Рима. Обозначается значение археологического наследия России. Отмечается, что с начала 1970-х гг. только два университета в России: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова и Кемеровский государственный университет (кафедра археологии) - подготавливают вузовские учебники по археологии для вузов страны. Среди них 9 изданий было подготовлено только Кемеровским государственным университетом. Таких прецедентов нет в мировой практике, как нет и таких учебников по содержанию, методологии и методике изложения научного материала. В статье обращается внимание на особенности взаимодействия археологической науки и вузовских учебников. Это касается объяснения глобальных исторических событий, таких как начало освоения человеком пространств Евразии, особенностей этногенеза в среднем палеолите, освоение Америки в верхнем палеолите, формирование культурно-исторических особенностей в начале голоцена, революции производящего хозяйства в палеометаллическую эпоху. Раскрывается влияние учебников по археологии в формировании концептуальных основ современной археологии как исторической науки. В разделе статьи «Одна история - две науки» обращается внимание на недостатки современной российской исторической науки, в частности на безальтернативность концепции формационного объяснения истории в учебниках по истории школьного образования и профессиональной вузовской подготовки специалистов. История демонстрируется исключительно как социально-классовый процесс развития, что не позволяет понять роль фундаментальных основ исторического развития, роль открытий, новаций, достижений в области материальной культуры и производящего хозяйства. Автор считает, что по этой причине достижения человечества в прошлом, на которые указывается в учебниках археологии, не находят должного применения в объяснении исторических процессов на территории России и Евразии в современных учебниках по истории.

Для цитирования: Мартынов А. И. Археология: вузовский учебник и наука (к 45-летию публикации учебника: Мартынов А. И. Археология СССР. М., 1973) // Вестник Кемеровского государственного университета. 2019. Т. 21. № 4. С. 940-947. БО!: https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-4-940-947

Введение

В настоящей статье автором поставлено несколько научных задач:

1) показать роль учебников по археологии для вузов страны в становлении и развитии высшего исторического образования;
2) исследовать роль учебников в развитии археологической науки, её методологии, исторической роли археологических источников в реконструкции исторических процессов на пространстве Евразии;
3) показать роль Кемеровского государственного университета (кафедра археологии) как центра подготовки вузовских учебников по археологии.

Два центра подготовки вузовских учебников по археологии

В 2018 г. исполнилось 45 лет со времени первой публикации учебника «Археология» для педагогических институтов страны, написанного в Кемеровском государственном педагогическом институте (КГПИ) [1]. За прошедшие годы в Кемеровском государственном университете (КемГУ)

БО!: 10.21603/2078-8975-2019-21-4-940-947

на кафедре археологии было подготовлено 9 изданий учебников автора данной статьи (проф. А. И. Мартынова) общим тиражом более 80000 экземпляров, выпущенных издательствами «Высшая школа» и «Юрайт», последним из которых опубликовано 9-е издание [2]. Заслуживает внимания тот факт, что на протяжении многих лет учебники по археологии для страны создаются одним автором и одним вузом. Возраставшая потребность в вузовских учебниках отражала уровень развития науки и подготовки научных и педагогических кадров.

Надо отметить, что археология как учебная дисциплина начала формироваться в России в конце XIX - начале XX в., несколько позже, чем сложилась сама наука, стало заметным её влияние в обществе и появилась потребность в получении научных знаний по археологии. Первые попытки создать учебник по археологии были предприняты в начале XX в. Тогда ещё не было достаточно опыта преподавания археологии в стране и за рубежом: в обществе существовали разные взгляды на роль и место археологии как исторической науки, несмотря на то, что уже с середины XIX в. археология в России и мире демонстрировала свои достижения открытиями, публикациями материалов археологических раскопок, деятельностью Археологической комиссии с 1859 г., Археологических съездов России с 1869 г. В ряде губерний в XIX в. возникли археолого-краеведческие общества; общества любителей старины и др. Большое значение имело издание Материалов Археологических съездов России, Известий Императорской Археологической Комиссии и других изданий. Все это формировало общественный интерес к археологическим древностям России как источнику исторических знаний о прошлом территории страны.

С начала XX в. появляются публикации, отвечающие задачам учебной литературы, разъясняющие значение археологических материалов как исторических источников. Пионерами в этом деле были два российских археолога - Василий Алексеевич Городцов и Сергей Александрович Жебелев. Первый ещё в 1908 г. опубликовал книгу «Первобытная археология» [3], а через два года вышла ещё одна его книга, близкая по содержанию к учебной литературе - «Бытовая археология» [4]. Большое значение в формировании археологии как исторической науки в начале XX в. имели его работы по археологической периодизации [5] и впервые им выделенным археологическим культурам бронзового периода в Восточной Европе [6]. В 1923 г. В. А. Городцов опубликовал учебник «Археология» [7]. С. В. Жебелев в том же 1923 г. опубликовал «Введение в археологию» в 2-х частях [8; 9]. В 1925 г. в Москве выходит учебник «Археология» В. А. Городцова, содержащий 397 страниц текста и 77 иллюстраций [10].

В дальнейшем появление вузовских учебников по археологии связано с кафедрой археологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (МГУ). В 1938 г. были опубликованы «Лекции по археологии» А. В. Арциховского [11; 12], а в 1940 г. вышло 2-е издание

его «Введения в археологию» [13], переизданное в третий раз в 1947 г. [14]. В 1955 г. публикуется 2-е издание учебника А. В. Арциховского «Основы археологии» [15]. Во второй половине XX в. появился учебник по археологии проф. кафедры археологии МГУ Д. А. Авдусина [16].

С 1973 г. одновременно с МГУ учебники по археологии стали подготавливаться в КГПИ (с 1975 г. - КемГУ). Одновременно разрабатывались учебные программы по археологии для университетов и исторических факультетов педагогических институтов страны, учебные пособия по полевым практикам и учебные пособия для студентов заочной формы обучения.

Время показало, что в России на протяжении многих лет устойчиво существуют два центра подготовки вузовских учебников по археологии - МГУ и КемГУ. Последний фундаментальный учебник археологии был подготовлен кафедрой археологии МГУ в 2006 г. [17]. Надо отметить, что по объему, конструкции и изложению материала учебник, написанный специалистами по отдельным направлениям археологии, больше отвечает потребностям студентов магистратуры.

Роль вузовских учебников в развитии высшего исторического образования очевидна, как очевиден и факт, что на протяжении длительного времени в стране только два университета заявили себя как центры разработки современных вузовских учебников археологии, факт, не имеющий прецедентов в мировой практике. Очевидна ценность учебников по археологии в формировании научных знаний и представлений о процессе исторического развития. В 2000 г. в КемГУ (кафедра археологии) был опубликован новый учебник по археологии, 4-е издание [18]. Вслед за этим тем же издательством «Высшая школа» было выпущено в 2005 г. 5-е издание [19], а ещё через три года - 6 издание [20]. Издательство «Высшая школа» перестало существовать. Последующие изготовленные в Кемеровском государственном университете рукописи современных вузовских учебников археологии: издание 7-е - 2012 г. [21], 8-е - 2014 г. [22] и издание 9-е, вышедшее в 2018 г. [2] - были опубликованы издательством «Юрайт». Последние издания учебников археологии новационны, они соответствуют современным образовательным стандартам высшего профессионального образования по направлению История. На рисунках 1-3 представлены обложки изданий 1973, 2014 и 2018 годов.

Учебник и археологическая наука

В научном и вузовском образовательных сообществах существует мнение, что вузовский учебник - это обобщенное изложение достижений науки. Однако, это не так. Археология как наука с её целями, конкретными задачами, исследованиями тесным образом взаимодействует с вузовскими учебниками. Рассмотрим некоторые аспекты научного взаимодействия. Учебник «Археология» - единственная книга, которая дает фундаментальные знания по археологии, формирует

DOI: 10.21603/2078-8975-2019-21-4-940-947

у специалистов систему представлении. Роль учебника в развитии самоИ науки значительно шире и разнообразнее. Чтобы понять это, надо обратить внимание на некоторые особенности археологии как исторической науки. Работа археолога всегда связана с определенными личными или плановыми научными интересами в исследовании памятников, сборе артефактов, изучении археологических культур, т. е. с фактами, вещественными источниками и исследовательской процедурой. Результатам этих исследований посвящено большинство научных статей, публикаций, сборников. Археолог-исследователь всегда имеет дело с конкретным материалом и действует в рамках решения конкретных задач исследования на уровне археологического памятника, комплекса или археологической культуры в тот или иной археологический период, например, в неолите, энеолите, бронзовом периоде или раннем железном веке. Широких обобщений или исторических выводов в этих случаях не предусматривается в современных научных исследованиях, посвященных полевым работам или процедуре лабораторных исследований. Такова специфика научного исследования в археологии. Учебник, наоборот, акцентирует внимание на демонстрации археологического факта как явления истории, превращая археологические факты в исторические события. На этом фоне вузовский учебник археологии становится единственной книгой, предлагающей обобщенную картину исторического развития на основании археологических материалов и источников. Таким образом, в основном учебник выполняет в известной степени исследовательскую роль, являясь единственной массовой книгой, демонстрирующей вещественные археологические источники и раскрывающей историю человечества на протяжении почти 3 млн лет истории. При этом надо отметить, что учебники по археологии влияют на развитие археологической науки своим методологическим объяснением научных открытий в археологии в контексте отечественной и мировой истории, акцентируя внимание исследователей на те факты в отечественной археологии, которые не находят должного объяснения у исследователей, например: почему первоначальное расселение древнего человека типа homo erectus в период 1,2-1 млн лет проходило в Азии и Южной Европе в основном

Рис. 1. Обложка учебника 1-го изд., 1973 г. [1] Fig. 1. Cover the textbook, 1th edition, 1973 [1]

Рис. 2. Обложка учебника 8-го изд., 2014 г. [22] Fig. 2. Cover the textbook, 8th edition, 2014[22]

Рис. 3. Обложка учебника 9-го изд., 2018 г. [2] Fig. 3. Cover the textbook, 9th edition, 2018 [2]

по горным территориям; причины образования больших культурно-исторических общностей в неолите, связанные с бассейнами крупных рек Евразии: Днепр, Волга, Объ, Лена, Амур и крупными природными образованиями, такими как Урал, Сахалин и др.

Учебник незаменим, когда речь идет об объяснении в археологии таких глобальных событий, как переход к производящему хозяйству, процесс начала цивилизационно-го развития. Наконец, только учебник дает знания об археологической периодизации, археологических памятниках, их исторической, национальной и общечеловеческой ценностях, формирует знания об археологии как исторической науке, учитывая, что по истории длительного археологического периода вообще нет никаких других источников, кроме археологических. Особую роль учебники археологии сыграли в начале XXI в. Учебник «Археология» (издание 4-е) [18] имел 3 приложения, археология излагалась в нем в контексте мировой истории. Археологические эпохи, периоды и культуры на территории стран СНГ от палеолита до раннего Средневековья демонстрируют процесс исторического развития на значительной территории Евразии, включая Восточную Европу, Северную и Центральную Азию. Книга была снабжена большим количеством рисунков и фотографий археологических материалов, более 130 иллюстраций археологических предметов, карт, схем, таблиц, раскрывающих археологию как фундаментальную историческую науку, её возможности реконструировать исторический процесс в археологические периоды истории.

Это был принципиально новый по содержанию, охвату археологического материала, сведениям, источникам и своей исторической направленности учебник, раскрывающий роль археологии как фундаментальной исторической науки. Можно считать, что к началу XXI в. археология в основном сформировалась как учебная дисциплина высшего исторического образования в университетах, педагогических институтах и институтах культуры России, во многом благодаря вузовским учебникам археологии. В учебниках археологии исторический процесс демонстрируется как единство четырех начал: биологического (антропогенез), материального (история материальной культуры),

БО1: 10.21603/2078-8975-2019-21-4-940-947

духовного (мировоззрение, искусство) и социального (страты, классы, лидерство, цивилизация, государство).

В учебниках впервые дается четкое научное обоснование четырёх видов исторических источников: письменные, документальные, вещественные, археологические. Подчеркивается, что на протяжении длительного периода истории древности, а в ряде случаев и Средневековья, нет никаких других источников, кроме археологических. Следовательно, современная археология - не вспомогательная, а основная, фундаментальная историческая наука, способная научно объяснить исторический процесс на протяжении трех эпох древности: каменный, бронзовый и ранний железный периоды.

Не случайно учебник «Археология» (8-е изд.) [22] в 2018 г. был выдвинут Ученым советом КемГУ на соискание Премии Правительства Российской Федерации в области образования.

Научное значение учебников археологии в том, что, интерпретируя археологические источники и обращая внимание на их исключительную историческую значимость, они делают то, на что исследователи часто не обращают должного внимания, и не всегда учитывают историческое значение археологических фактов. Например, проблема природно-исторических святилищ на территории Евразии. Многие из них в археологии традиционно интерпретируются как памятники наскального искусства, на самом деле являясь природно-историческими святилищами. В учебниках убедительно показано: какую культуроформирующую роль в истории играл природный фактор, оказывая влияние на формирование культурно-исторических общностей в неолите, формируя особенности хозяйства, бытовой культуры и мировоззрения. В последних изданиях учебника особое внимание уделено сложным процессам перехода к производящему хозяйству на значительной территории Евразии, которое сопровождалось распространением скотоводства, освоением горного дела и металлургии, появлением колесного транспорта, что в свою очередь привело к изменению археологических культур, появлению курганных захоронений, распространению наскального искусства и появлению древних святилищ. Все это весьма важно в практической работе археологов-исследователей. Таким образом, учебники археологии оказывают определенное, а в ряде случаев весьма значимое влияние на исследовательскую работу в области археологии. Они представляют собой одну из составных частей исследовательского комплекса российской археологии, включающего памятники евразийского археологического наследия, являющиеся достоянием страны, полевую археологию с её методами исследования, лабораторные исследования, публикаций результатов научных исследований, среди которых значительное место занимают вузовские учебники по археологии.

Одна история - две науки

Опубликованные за последние десятилетия вузовские учебники по археологии и успехи науки позволяют утверждать, что в отечественном историческом образовании сформировалось два основных направления, фактически две науки. С одной стороны, история, нацеленная в основном на изучение общества, общественных отношений, исторических событий, революций, войн. С другой - археология, с её памятниками, вещественными источниками, иной, чем в истории, процедурой исследования, другой периодизацией (деление истории на три периода: каменный, бронзовый и железный, который продолжается в наше время) и возможностями изучения процесса исторического развития с начала появления человека.

Две науки и две методологии объяснения истории. В одном случае это формационное эволюционное объяснение: первобытное общество, которое традиционно в учебниках по истории и монографиях рассматривается больше философски, часто без опоры на археологические источники [23]. Такое объяснение истории древности традиционно для отечественной науки, отдающей первенство в историческом развитии общественным, социально-классовым отношениям [24]. Эта эволюционная концепция ведет свое начало с середины XIX в. с работ Л. Г. Моргана [25] и Ф. Энгельса [26] по первобытному обществу. К сожалению, за последние десятилетия в методологии истории мало что изменилось: вузовские и школьные новые учебники до сих пор демонстрируют исключительно формационное объяснение истории, а история рассматривается как процесс социально-политического развития. В то же время новые факты и открытия свидетельствуют, что классическое рабовладение существовало только в странах бассейна Средиземного моря, и вряд ли есть необходимость рассматривать рабовладение как общеисторическую формацию. Возникновение государств ошибочно рассматривается как результат образования классов и классовой борьбы. В учебной литературе в целом объяснение истории преподносится исключительно как процесс социального развития. Очевидно, по этой причине в российских вузах продолжают преподавать две науки об одном и том же - археологию и историю первобытного общества.

Разные учебники - разные взгляды на историю как единый процесс развития. В связи с этим хочется обратить внимание ещё на один опубликованный профессором Ленинградского университета В. И. Равдоникасом ещё в прошлом веке учебник «История первобытного общества» в 2-х частях [27; 28]. Этот объемный труд, на наш взгляд, лучшее в то время и не потерявшее значения в наши дни издание по первобытному обществу на территории России. Книга ценна тем, что первобытная история в ней излагается на основании исчерпывающего использования археологических источников того времени. К сожалению, в то время учебники не получили широкого применения, очевидно, по той причине, что всё историческое образование

БО1: 10.21603/2078-8975-2019-21-4-940-947

в стране было нацелено на изучение социально-политической истории. Это объяснение истории как процесса общественного развития остается основным и в наше время. В связи с этим нельзя не обратить внимания на низкий уровень использования или вообще отсутствие в современных учебниках по истории достижений археологии в целях реконструкций исторических процессов на пространстве современной России в древности и Средневековье. Фактически эта область не затрагивается, учитывая, что археология исследует археологические источники в рамках археологических культур, а науки по древней истории на территории России вообще нет. Все известные немногочисленные специалисты по древней истории занимаются зарубежными древностями: Египет, Месопотамия, Древняя Греция и Рим. Значительный простор в современной отечественной исторической науке и образовании могло бы дать применение на практике концепции цивилизационного разивития, которая способна привести к новому пониманию и оценке событий эпохи бронзы и раннего железного века, связанных со сложением древней Евразийской цивилизации на просторах современной степной части России, Казахстана, Киргизии, Монголии. Однако многие факты археологии Евразии остаются вне образовательного интереса [29].

Не только учебная литература, но и давно сложившаяся концепция общего среднего исторического образования не отвечают, на наш взгляд, современным задачам. Наше общее историческое образование начинается с устаревших рассуждений о первобытном обществе, не дающих никаких знаний об уникальных археологических памятниках евразийской истории на пространстве России. Потом Древний Восток, Древняя Греция и Древний Рим, далее европейское Средневековье, формирующее европоцентрическое представление об истории и культуре. Такая структура исторического образования способна сформировать у поколений россиян только устойчивое представление о том, что всё исторически ценное находится за рубежом, а на огромной евразийской территории России ничего исторически ценного нет. Очевидно, надо срочно менять структуру и содержание общего исторического образования. А пока учащиеся могут узнать об археологических ценностях на территории страны только из вузовских учебников по археологии. Пока только в них дано представление о том, как выглядела территория России в каменном периоде, кто здесь жил и какие новации и изобретения эти люди дали человеку. Из них можно узнать о революции перехода к производящему хозяйству, распространении скотоводства на рубеже 4-3 тыс. до н. э., начале горного дела и металлургии, изобретении колесного транспорта. Затронутая нами проблема имеет, как видим, не только научное, но и актуальное в наши дни практическое значение. Нельзя на современном этапе рассматривать исторический процесс в разных трактовках формационной теории. В связи с этим возникают трудности в объяснении событий

исторического развития в древности и Средневековье на евразийском пространстве страны.

Ясно, что нужна новая, более приближенная к археологическим источникам и конкретным территориям концепция исторического развития. Такая концепция есть, ей успешно пользуются зарубежные исследователи. Мы имеем в виду концепцию цивилизационного развития истории, которая могла бы объяснить многие факты исторического развития на просторах Евразии.

Вторая важная, на наш взгляд, научная проблема связана с решением вопроса о том, что является основой, своего рода источником исторического развития. Наши учебники по истории утверждают, что человек, коллективы, страты, классы являются творцами истории. В какой-то мере это так. Но надо иметь в виду, что в истории человеческие коллективы создавали свои материальные ценности, духовную и бытовую культуру в зависимости от обстоятельств, т. е. действий естественных законов. Одним из важных был закон влияния природной среды. История и естественные законы - это особая область научного исследования в истории и археологии, к которой, к сожалению, современное научное сообщество не питает особого интереса. Остается ещё одна определяющая причина развития истории. Эти новации основного типа приводили к изменениям хозяйственной основы бытовой культуры, мировоззрения и стали началом цивилизационного развития в степной и горностепной Евразии.

Таким образом, мы подошли к основному вопросу -что же является основным в истории: общественные отношения или новации? Открытия, освоение новых материалов, развитие производства (камень, бронза, железо, строительные материалы), новые технологии, которые создавали базу материальной культуры, оказывали влияние на развитие общества, культуры и мировоззрения в древности, обеспечивали развитие человечества, были основной движущей силой истории, источником прогресса человека [29]. В учебниках археологии фактически предложена иная, современная парадигма исторического развития, что особенно актуально в наше время, когда прослеживаются кризисные явления в целом в исторической науке, особенно в фундаментальных её основах, концепциях и интерпретациях [30].

Заключение

На протяжении последних 45 лет в России устойчиво существуют два научных центра по подготовке вузовских учебников археологии: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова и Кемеровский государственный университет.

Установлено, что учебники археологии были основой формирования лекционных курсов в вузах страны, создания программ учебных комплексов по археологии, включающих лабораторные занятия, практики, соответствующие

БОЬ 10.21603/2078-8975-2019-21-4-940-947

современному образовательному стандарту подготовки специалистов по направлению История.

Анализ показал, что учебная литература, направленная на решение образовательных задач, способствовала развитию методологии археологии, интерпретации археологических артефактов, формированию представлений о роли археологии как исторической науки. Учебники по археологии показали основополагающую роль в историческом

процессе революций в области материальной культуры как основы исторического развития.

Вузовские учебники археологии, учитывая их структуру, содержание, методологическую направленность, могут стать основой для разработки в стране новых по содержанию современных учебников по Древней истории для общего и вузовского исторического образования.

Литература

1. Мартынов А. И. Археология СССР. М.: Высш. шк., 1973. 295 с.
2. Мартынов А. И. Археология. 9-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2018. 367 с.
3. Городцов В. А. Первобытная археология. М.: Печатня А. И. Снегиревой, 1908. 416 с.
4. Городцов В. А. Бытовая археология. М.: Моск. археол. ин-т, 1910. 474 с.
5. Городцов В. А. Археологическая классификация. М.-Л.: Гос. изд-во, 1925. 28 с.
6. Городцов В. А. Культура бронзовой эпохи в Средней России // Отчет императорского российского Исторического музея им. императора Александра III в Москве за 1914 г. М.: Синодальная типография, 1916. С. 121-228.
7. Городцов В. А. Археология. Т. 1. Каменный период. М.-Пг.: Гос. изд-во, 1923. 397 с.
8. Жебелев С. А. Введение в археологию. Ч. 1. История археологического знания. Пг.: Наука и школа, 1923. 199 с.
9. Жебелев С. А. Введение в археологию. Ч. 2. Теория и практика археологического знания. Пг.: Наука и школа, 1923. 172 с.
10. Городцов В. А. Археология. М.-Л.: Гос. Издат., 1925. 397 с.
11. Арциховский А. В. Лекции по археологии. М.: МГУ 1938. Ч. 1. 97 с.
12. Арциховский А. В. Лекции по археологии. М.: МГУ 1938. Ч. 2. 85 с.
13. Арциховский А. В. Введение в археологию. 2-е изд. М.: МГУ 1940. 164 с.
14. Арциховский А. В. Введение в археологию. 3-е изд. М.: МГУ 1947. 220 с.
15. Арциховский А. В. Основы археологии. 2-е изд. М.: Гос. изд. полит. лит-ры, 1955. 275 с.
16. Авдусин А. А. Археология СССР. 2-е изд. М.: Высш. шк., 1977. 272 с.
17. Археология / под ред. В. Л. Янина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006. 608 с.
18. Мартынов А. И. Археология. 4-е изд. М.: Высш. шк., 2000. 440 с.
19. Мартынов А. И. Археология. 5-е изд., перераб. М.: Высш. шк., 2005. 447 с.
20. Мартынов А. И. Археология. 6-е изд., перераб. М.: Высш. шк, 2008. 448 с.
21. Мартынов А. И. Археология. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2012. 460 с.
22. Мартынов А. И. Археология. 8-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2014. 472 с.
23. История первобытного общества. Общие вопросы, проблемы антропосоциогенеза / под ред. Ю. В. Бромлея,

A. И. Першица, Ю. И. Семенова. М.: Наука, 1983. 432 с.

24. История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины / под ред. Ю. В. Бромлея. М.: Наука, 1986. 572 с.
25. Морган Л. Г. Древнее общество. Л.: Изд-во народов Севера, 1935. 350 с.
26. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Избранные произведения. В 3 т. М.: Политиздат, 1986. Т. 3. 639 с.
27. Равдоникас В. И. История первобытного общества. Л.: Изд. ЛГУ 1939. Ч. 1. 287 с.
28. Равдоникас В. И. История первобытного общества. Л.: Изд. ЛГУ 1947. Ч. 2. 390 с.
29. Мартынов А. И. Археологические культуры и цивилизационное развитие в степной Евразии (к 100-летию открытия

B. А. Городцовым археологических культур палеометаллической эпохи) // Диалог культур Евразии в археологии Казахстана: сб. науч. ст., посвященный 90-летию со дня рождения выдающегося археолога К. А. Акишева. (Астана, 22-24 апреля 2014 г.) Астана: Сарыарка, 2014. С. 460-470.

30. Мартынов А. И. Археологические факты и исторический процесс в степной Евразии // Вестник ТГУ История. 2013. № 3. С. 43-47.

DOI: 10.21603/2078-8975-2019-21-4-940-947

Archeology: University Textbook and Science (to the 45th Anniversary of the Publication of the Textbook: Martynov A. I. Archeology of the USSR. Moscow, 1973)

Anatolii I. Martynov a @

a Kemerovo State University, 650000, Russia, Kemerovo, Krasnaya St., 6 @ prof_martynov@mail.ru

Received 19.10.2018. Accepted 25.06.2019.

Abstract: The paper features the interaction of archaeological science and textbooks on archeology. It successively examines the history of textbooks on archeology in Russia published for higher education institutions of history, from the XIX century to the present. The author stresses the importance of textbooks in the formation and development of archeology as one of the main subjects of university historical education. Archeology and its textbooks play a key role in the reconstruction of important historical events of the three million years of human history, especially in cases when archaeological materials are the only source. Archeology discovered civilizations of the Ancient East, e.g. China, India, Iran, as well as Archaic Greece and ancient Rome. The paper states the significance of the archaeological heritage of Russia. Since 1970s, only two universities in Russia, Lomonosov Moscow State University and Kemerovo State University (Department of Archeology), have been publishing university textbooks on archeology to be used in universities nationwide. The list involves nine publications prepared by Kemerovo State University. These textbooks are unique from the point of view of the content and methodology of the presentation. The article focuses on the interaction of archaeological science and university textbooks. This concerns the explanation of global historical events, e.g. the early colonization of Eurasia, ethnogenesis in the Middle Paleolithic Era, human migration to America in the Upper Paleolithic, the formation of cultural in the early Holocene, revolution of the producing economy in the Paleometallic Era, etc. The author describes the effect of archeological textbooks on the formation of the conceptual foundations of modern archeology as a historical science. The section "One History - Two Sciences" features the shortcomings of modern Russian historical science, in particular, the lack of alternative to the concept of formational explanation of history in school and university textbooks. History is currently being demonstrated exclusively as a social-class development process, which makes it impossible to understand the role of the fundamental foundations of historical development, as well as the role of discoveries, innovations, achievements in the field of material culture and productive economy. As a result, the human achievements of the past, which are indicated in archeology textbooks, do not find proper application in explaining the historical processes in Russia and Eurasia in modern history textbooks.

For citation: Martynov A. I. Archeology: University Textbook and Science (to the 45 th Anniversary of the Publication of the Textbook: Martynov A. I. Archeology of the USSR. Moscow, 1973). Vestnik Kemerovskogogosudarstvennogo universiteta, 2019, 21(4): 940-947. (In Russ.) DOI: https://doi.org/10.21603/2078-8975-2019-21-4-940-947

References

1. Martynov A. I. Archeology of the USSR. Moscow: Vyssh. shk., 1973, 295. (In Russ.)
2. Martynov A. I. Archeology, 9th ed. Moscow: Iurait, 2018, 367. (In Russ.)
3. Gorodtsov V. A. Primitive archeology. Moscow: Pechatnia A. I. Snegirevoi, 1908, 416. (In Russ.)
4. Gorodtsov V. A. Household archeology. Moscow: Mosk. arkheol. in-t, 1910, 474. (In Russ.)
5. Gorodtsov V. A. Archeological classification. Moscow-Leningrad: Gos. izd-vo, 1925, 28. (In Russ.)
6. Gorodtsov V. A. Culture of the Bronze Age in Central Russia. Report of the Emperor Alexander III Imperial Russian History Museum in Moscow in 1914. Moscow: Sinodalnaia tipografiia, 1916, 121-228. (In Russ.)
7. Gorodtsov V. A. Archeology. Vol. 1. The Stone Period. Moscow-Petrograd: Gos. izd-vo, 1923, 397. (In Russ.)
8. Zhebelev S. A. Introduction to archeology. Pt. 1. History of archaeological knowledge. Petrograd: Nauka i shkola, 1923, 199. (In Russ.)
9. Zhebelev S. A. Introduction to archeology. Pt. 2. Theory and practice of archaeological knowledge. Petrograd: Nauka i shkola, 1923, 172. (In Russ.)
10. Gorodtsov V. A. Archeology. Moscow-Leningrad: Gos. izdat, 1925, 397. (In Russ.)
11. Artsikhovskii A. V. Lectures on archeology. Moscow: MGU, 1938, pt. 1, 97. (In Russ.)
12. Artsikhovskii A. V. Lectures on archeology. Moscow: MGU, 1938, pt. 2, 85. (In Russ.)

DOI: 10.21603/2078-8975-2019-21-4-940-947

13. Artsikhovskii A. V. Introduction to archeology, 2nd ed. Moscow: MGU, 1940, 164. (In Russ.)
14. Artsikhovskii A. V. Introduction to archeology, 3rd ed. Moscow: MGU, 1947, 220. (In Russ.)
15. Artsikhovskii A. V. Fundamentals of archeology, 2nd ed. Moscow: Gos. izd. polit. lit-ry, 1955, 275. (In Russ.)
16. Avdusin A. A. Archeology of the USSR, 2nd ed. Moscow: Vyssh. shk., 1977, 272. (In Russ.)
17. Archeology / ed. Ianin V. L. Moscow: Izd-vo-mosk. un-ta, 2006, 608. (In Russ.)
18. Martynov A. I. Archeology, 4th ed. Moscow: Vyssh. shk., 2000, 440. (In Russ.)
19. Martynov A. I. Archeology, 5th ed. Moscow: Vyssh. shk., 2005, 447. (In Russ.)
20. Martynov A. I. Archeology, 6th ed. Moscow: Vyssh. shk., 2008, 448. (In Russ.)
21. Martynov A. I. Archeology, 7th ed. Moscow: Iurait, 2012, 460. (In Russ.)
22. Martynov A. I. Archeology, 8th ed. Moscow: Iurait, 2014, 472. (In Russ.)
23. The history of primitive society. General issues, problems of anthroposociogenesis, ed. Bromlei Iu. V., Pershits A. I., Semenov Iu. I. Moscow: Nauka, 1983, 432. (In Russ.)
24. The history of primitive society. The era of the primitive tribal community, ed. Bromlei Iu. V. Moscow: Nauka, 1986, 572. (In Russ.)
25. Morgan L. H. Ancient Society. Leningrad: Izd-vo narodov Severa, 1935, 350. (In Russ.)
26. Engels F. The Origin of the Family, Private Property, and the State. Selected Works. Moscow: Politizdat, 1986, vol. 3, 639. (In Russ.)
27. Ravdonikas V. I. History of primitive society. Leningrad: Izd. LGU, 1939, pt. 1, 287. (In Russ.)
28. Ravdonikas V. I. History of primitive society. Leningrad: Izd. LGU, 1947, pt. 2, 390. (In Russ.)
29. Martynov A. I. Archaeological cultures and civilizational development in Eurasian steppes (dedicated to the 100th anniversary of V. A. Gorodtsov&s discovery of archaeological cultures of the Paleometallic Era). The Dialogue of Cultures of Eurasia in the Archeology of Kazakhstan: Proc. dedicated to the 90th birthday of the outstanding archaeologist K. A. Akishev, Astana, April 22-24, 2014. Astana: Saryarka, 2014, 460-470. (In Russ.)
30. Martynov A. I. Archaeological facts and historical process in steppe Eurasia. Vestnik TGU. Istoriia, 2013, (3): 43-47. (In Russ.)
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС МЕТОДИКА МЕТОДОЛОГИЯ НОВАЦИИ ОБУЧЕНИЕ РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИЗМ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ educational process methodology
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты