Спросить
Войти

Татары в византийских хрониках «Chronica Breviora»: реальность и стереотипы

Автор: указан в статье

УДК 93(093) DOI: 10.22378/2313-6197.2019-7-1.22-36

ТАТАРЫ В ВИЗАНТИЙСКИХ ХРОНИКАХ «CHRONICA BREVIORA»: РЕАЛЬНОСТЬ И СТЕРЕОТИПЫ

Александр Николов

Софийский университет имени Св. Климента Охридского София, Болгария aleksandur@uni-sofia. bg

Цель: подбор, анализ и перевод на русский язык данных о татарах в византийских хрониках «Chronica Breviora», известных в русскоязычной историографии как «Малые или Краткие византийские хроники».

Материалы исследования: рассмотрены «Chronica Breviora», которые в свое время опубликовал известный немецкий византивист Петер Шрайнер. Состав хроник довольно разнороден, тем не менее они отличаются некоторыми общими чертами. Иногда информация этих хроник обладает точностью, которую трудно найти в более «официальных» источниках. В настоящей статье представлены те сюжеты хроник, которые относятся к упоминаниям татар в самом широком смысле этого термина.

Результаты и научная новизна: в тексте хроник можно найти сведения о татарах в связи с тремя событиями. Самое главное из них - завоевания Тамерлана (Тимура Ленга) в начале XV в. на Ближнем Востоке и в Анатолии, в контексте его военного противостояния с османским султаном Баязидом I, которое в конце концов окончилось победой Тамерлана у Анкары в 1402 году, а также разорением Анатолии татарами, пленением и смертью самого Баязида и началом междуцарствия в Османском государстве, что дало значительную передышку Византии и позволило христианской империи уцелеть до середины XV в. Кроме того, в хрониках есть информация о взятии города Варна в Болгарии татарами эмира Актава, и сведения о выборах двух православных епископов в Сарай с участием архиереев из русских княжеств. Насколько известно автору, эти тексты были только частично переведены на русский язык, и он надеется, что их публикация поможет изучению истории «татарского» мира в XIV и нач. XV вв.

Для цитирования: Николов А. Татары в византийских хрониках «Chronica Breviora»: реальность и стереотипы // Золотоордынское обозрение. 2019. Т. 7, № 1. С. 22-36. DOI: 10.22378/2313-6197.2019-7-1.22-36

© Николов А., 2019

TATARS IN THE BYZANTINE CHRONICLES - "CHRONICA BREVIORA": REALITY AND STEREOTYPES

Alexandar Nikolov

University of Sofia "St. Kliment Ohridski" Sofia, Bulgaria aleksandur@uni-sofia. bg

Abstract: Objective: This article is dedicated to the study of the Byzantine Chronica Breviora and the information about the Tatars recorded in them.

Research materials: The main focus is on the Chronica Breviora which was once published by the famous German Byzantinist, Peter Schreiner. The composition of the chronicles is quite heterogeneous, but nevertheless they share some common features. This article presents those passages of the chronicles that refer to the mentions of Tatars in the broadest sense of the term.

Results and novelty of the research: It should be noted that in the text of the chronicles one can find information about the Tatars in connection with three general events. The most important of them is the expansion of Tamerlane (Timur Leng) at the beginning of the 15th century in the Middle East and in Anatolia, in the context of his conflict with the Ottoman Sultan Bayezid I. This eventually ended up with Tamerlane&s victory near Ankara in 1402 and the devastation of Anatolia by the Tatars. It also saw the capture and death of Bayezid himself and the beginning of the interregnum in the Ottoman state. In the chronicles there is further information about the capture of the city of Varna in Bulgaria by the Tatars of Aqtau in 1399 AD, and information about the election of two Orthodox bishops in Saray in 1334 and 1343 AD with the participation of bishops from the Russian principalities. As far I know, these texts have been translated only partially into Russian.

For citation: Nikolov A. Tatars in the Byzantine Chronicles - "Chronica Breviora": Reality and Stereotypes. Zolotorodynskoe obozrenie =Golden Horde Review. 2019, vol. 7, no. 1, pp. 22-36. DOI: 10.22378/2313-6197.2019-7-1.22-36

Настоящая статья посвящена теме византийских нарративных источников и информации о татарах, которая в них содержится. Она написана на основе доклада, сделанного на Международной научной конференции «Научное наследие и общественная деятельность Шигабутдина Марджани», посвященной 200-летию выдающегося татарского ученого-просветителя Шигабутдина Марджани (г. Казань, 20-21 сентября 2018 г.).

Среди византийских нарративных источников особое место занимают так называемые «Краткие хроники» (Chronica Breviora, Вра%ва xpoviKa), известные в советской и российской историографии еще и как «Малые хроники», которые опубликовал и детально изучил выдающийся немецкий визан-тивист Петер Шрайнер в своих трудах, известных как «Byzantinische Kleinchroniken», опираясь, конечно, на все предыдущие публикации, еще в 1975-1979 гг. [8; 9; 10]. Впервые этими хрониками занялся Спиридон Лам-брос в начале XX века [6]. Он опубликовал часть этих текстов. Впоследствии эта публикация была продолжена более солидным изданием К. Амандоса, основанным на публикации Ламброса [7]. В советской историографии о «Малых хрониках» писала в свое время З.Г. Самодурова, которая в ряде публикаций остановилась на некоторых вопросах содержания хроник [2; 3; 4].

Настоящая публикация намерена ознакомить читателей с теми сообщениями из текста «Chronica Breviora», которые относятся к истории татар в самом широком смысле этого этнонима. Конечно, сначала нужно представить «Краткие хроники», так как они являются не единым целым, а скорее всего, собранием разнообразных текстов. К счастью, это уже сделано очень подробно их издателем, и поэтому достаточно только коротко изложить результаты его исследования.

Итак, весь материал «Хроник» Шрайнер поделил на пять отдельных частей. Это «Reichschroniken» (Имперские хроники) [8, s. 1-13]; «Kaiserchroniken» (Императорские хроники) [8, s. 14-22]; «Lokalchroniken» (Локальные хроники) [8, s. 23-52]; «Chroniken Türkischer Eroberung» (Хроники турецкого завоевания) [8, s. 53-80]; «Einzelchroniken (Isolierte Chroniken)» (Обособленные хроники, Изолированные хроники) [8, s. 81-109]. Есть также «Kleinchronikfragmente» (Маленькие отрывки из хроник) [8, s. 110-116], которые также обособлены отдельно [8, s. 23-26]. Сам этот список показывает кропотливую и очень ценную работу немецкого византивиста, которой ввел в научный оборот текст этих порой достаточно разнородных и разрозненных нарративных источников. Мы, конечно, вполне принимаем систему деления Шрайнера, имея в виду также и то, что у некоторых из этих текстов существуют варианты, которые относятся к основному тексту и иногда немного отличаются от него.

Хронологически эти хроники охватывают период с основания Константинополя до середины XVI века, когда Османская империя достигла зенита своего политического могущества и воевала с христианскими силами от Центральной Европы до региона Средиземноморья. В «Локальных хрониках» можно найти информацию о событиях на Кипре, на Крите, в Сицилии, а не только в Малой Азии или на Балканах, где находились основные земли византийского и поствизантийского мира.

Конечно, специфика этих хроник определяет и сущность их содержания, так что нельзя ожидать найти в них стройную систему изложения. Они отражают только то, что казалось их авторам-составителям очень важным и достойным внимания, несмотря на реальную значимость данного события или на наше современное отношение к нему. Большинство этих отрывков (хотя и не все) были переведены Шрайнером в последней части его труда [10]. Поэтому мне кажется уместным представить их по порядку, следуя системе самого Шрайнера.

Текст Хроник частично переведен на русский язык, и доступен на сайте http://www.drevlit.ru/docs/vizantia/Kleinchroniken/index.php, поэтому я, как иностранец, предпочел пользоваться в том числе и этим переводом, но к сожалению, данные о переводчике при всем моем старании найдены так и не были.

Нужно отметить еще и то, что в 2013 году появилась статья турецкого ученого Шахина Кылыча [5]. В своей работе, он очень ясно изложил, как византийцы описывают османских турок в «Кратких хрониках», и сделал

интересные замечания об образе Тамерлана и о его "персах и скифах" в сравнении с образом османских турок и их правителей.

Итак, начнем с первого раздела «Chronica Breviora». Это так называемые «Имперские хроники» (Reichschroniken).

I. Имперские хроники (Reichschroniken).

Упоминания татар мы находим в хрониках под номерами 7, 9 и 12. Здесь находится самое большое количество информации о татарах, преимущественно о событиях, связанных с битвой при Анкаре, произошедшей в 1402 году между османами и татарами Тамерлана, которая, как хорошо известно, закончилась полным разгромом османской армии и пленением самого Баязида. Сам он умер несколько месяцев позже в татарском плену. Интерес к этим событиям вполне объясним. Анкарская битва и ее итоги надолго изменили ситуацию в Малой Азии, временно приостановили османский натиск на Византию. С другой стороны, нашествие татар в Западную Анатолию ускорило гибель местного христианского мира, потому что действия татар Тамерлана отличались бескомпромиссностью против своих врагов и против мирного населения завоеванных земель. Поэтому в хрониках отношение к событию очень рациональное. Для них (жителей Константинополя) Тамерлан тоже являлся угрозой, но немного отдаленной, а также своего рода небесной карой для Баязида, который принес очень много бед христианам и представлял постоянную угрозу для существования империи.

В хронике № 7 находим первое сведение об этом событии:

Хроника № 7:

1395/6903 (Ind.3) Juni (?) [1395/6903, индикт 3, июнь(?)] (идентификация датировки Шрайнера):

«ката 5s то д^у& вход , ^nvi iouvi®, ¿Kivnos кат& атои о äoeß^ xtöv ToupK®v, о проррп9е!д Пауш^тпд , ßapuxaxnv. ^v ка! ¿Kpaxnosv шхирюд

sni xpovoig ёуушта n ёюд s^9®v о Те^рлепд Ävато^юv, nspotöv оатраппд ц8уад, етролюоато аm6v, ^ß®v аíxцa^ютоv ка! navra tov sv rfi ÄvатоA^ толш т^д äpx^g атои Хеп^ат^оад ка! ерпцюоад, ^nvi аиуоиотю, гг51кидагод i&, äл;о5nцо&бvтоg sv тоТд т^д Аиоеюд ^spsoi тои süosßoug ßаoЛ8юg кирои Mаvоu^^» [8, s. 70].

«1395/6903 (Инд. 3) июнь (?)

25. В лето 6903 [от сотворения мира] в месяце июне началась у нечестивого турка, прежде упомянутого Пагиадзитпа, тяжёлая война. В последующие 8 лет в Анатолию пришёл великий персидский сатрап Темирпеис, захватил его и держал в плену, грабя и опустошая все места в Анатолии в августе, 10 индикта; в то время когда благочестивый царь Мануил находился на западе» [1].

Данные события хорошо известны. Наступление Баязида против Константинополя действительно было продолжительным. Оно началось в 1394 году. Здесь, наверное, имеется ввиду вторая осада Константинополя, после Никопольской битвой, когда османы разгромили наголову крестоносное войско императора Сигизмунда (1396 г.) и потом возобновили войну против Византии.

Победа Тимура над Баязидом совпала с путешествием Мануила II Палео-лога в Западную Европу, где он просил помощь у католических правителей, правда, не добившись особенного успеха. Это свое путешествие Мануил начал еще в 1399 году, и окончилось оно в 1403 году, т.е. после Анкарской битвы. Здесь автор называет Тимура «великим персидским сатрапом», имея в виду то, что он правил преимущественно мусульманскими землями Востока [9, s. 352, 367, 370]. Кем были «персы» и кем были «скифы» в византийской историографии, очень детально и, по-моему, абсолютно точно объяснил Рустам Шукуров, поэтому здесь нет нужды излагать в деталях этот вопрос [11, p. 10-53].

В хронике № 9 имеется продолжение этого сюжета.

Хроника № 9:

1410/6918 (Ind.3) Juni 15.[1410/6918, индикт 3, 15 июня] (идентификация датировки Шрайнера):

«exet C^iF ^A9ev о Mouo^ ало тоид Татароид ка! 85оиАю9п тф ßaoi^si кирф Mavou^A, ц-^vag e&. е!та алоокЛтлоад 5шлера о аЗе^фод oouArav Т^аАал^д апе то Екошарг KsAeuoei ßaoiAiKfl ка! snoinoav nöAe^ov syyug т^д По^пд rnv nuAtöv ка! ^ттотш Мшо^д ката кратод ка! фиуад у^таг e!<; Ойукр1^» [8, s. 97].

«1410/6918 (Инд. 3) 15 июня

39. В лето 6919 [от сотворения мира] приходил Муса с татарами [точнее «из татар», Ал. Н.] и подчинялся царю господину Мануилу 5 месяцев. Затем пришёл брат султана Чалапис из Скутари. Началось сражение возле городских ворот и после поражения Муса бежал в Венгрию» [1].

Здесь коротко описана часть истории периода Османского междуцарствия, который последовал за поражением у Анкары. Один из участников битвы, принц Муса, попал в плен к татарам Тамерлана, но после смерти Бая-зида его отпустили, он вернулся в Анатолию и принял активное участие в борьбе за престол до самой своей смерти в 1413 году. Здесь основной момент - битва у Космидиона 15 июня 1410 года между Мусой и Сулейманом Челе-би, которую Муса проиграл, но позже он сумел победить и уничтожить Су-леймана Челеби. Муса действительно коротко побывал в Валахии, где его союзником был валашский воевода Мирча Старый, который в свою очередь был верным союзником венгерского короля Сигизмунда Люксембурга, одного из протагонистов антиосманских крестовых походов в конце XIV - первой половине XV вв. [9, s. 392-397].

В хронике № 12 представлено очень подробное описание событий, связанных с битвой у Анкары и последующим разорением Западной Анатолии армией Тимура.

Хроника № 12:

1400/6908 (Ind.8) Aug. 10-26. [1400/6908, индикт 8, 10-26 августа] (идентификация датировки Шрайнера):

«то 5s q^Z erei та s^ivou Тацирпд о nepotöv ка! EraBrav

архпуод 8£,eA9®v 8к тои айтои топои Eeцaрxаvw raAo&D^evov, 8A9®v smneorav лaр8Aaße ^v Eeßaoтeíav vö^® лоАецои офа£,ад тöv ereios ^öv. 8v ф тад ^фа^а rav s^ios алoтцn98vтюv оша^ад s^nosy пируоид трeíg, фößov ц8уау лог^аад алаог тоц 9s®pouoi» [8, s. 111].

«1400/6908 (Инд. 8) 10-26 августа

7. В лето 6907 [от сотворения мира] стало известно о приходе Тамира, предводителя персов и скифов. Он пришёл из своей земли, называемой Семарханин, и, придя, взял Севастию, где, по закону войны, перебил людей. Собрав из отрубленных голов [убитых] три [большие] кучи, он вселил великий страх во всех, видевших это» [1].
1400/6909 (Ind. 9) Sept.ca. [1400/6909, индикт 9, ок. сентября] (идентификация датировки Шрайнера):

«тф 5& ашф exet naps^aße ка! x^v MeAaxíav, ^xig napá návx®v MsAaxnv^ óvo^áZexai» [8, s. 111].

«1400/6909 (Инд. 9) ок. сентября.

8. В то же лето он взял и Мелитию, которая всеми называется Мелити-ной» [1].
1400/6909 (Ind.9) Herbst [1400/6909, индикт 9, осень] (идентификация датировки Шрайнера):

«xo 5s g^n& exei naps^aße x^v Aa^aoKÓv nóAav, ouv SKSiv^v ка! 8xépag nó^eig aíxiveg xfl xrav ZapaK^vrav 5ia^8Kx® Xa^én, "E5eooa ^ Bepoúxn óvo^áZovxai a^a xfl Zá^® nó^ei» [8, s. 111].

«1400/6909, индикт 9, осень

В лето 6908 [от сотворения мира] он взял город Дамаск и другие города, называемые по-сарацински Халеп, Эдесса и Берут, называемый всеми город Саммо» [1].

1402/6910(Ind.10) Juli 28 [1402/6910, индикт 10, 28 июля] (идентификация датировки Шрайнера):

«xo 5s g^i exei, ív5iKxiravog i&, ло^ецои GuyKpoxn9évxog ^eyá^ou év xfl AyKÚpa xfl ra^axrav énapxía, ^ion9eig úno navxog xou s9voug arnou nayiaZ^x ó xrav &Io^an^ixtöv ápxnyog Kai snißou^euBeig év ^nvi юишф kz& KaxeKupieú9n úno Ta^úpn xou xrav neporav Kai ZKu9rav ápxnyou» [8, s. 111]. «1402/6910, индикт 10, 28 июля

В лето 6910 [от сотворения мира], 10 индикта было великое сражение у Анкиры в галатской епархии. Ненавидимый собственным народом предводитель измаильтян Пагиадзит в результате заговора был побеждён Тами-ром, предводителем персов и скифов» [1].

1402 Aug.-Okt.ca. (6910-6911) (Ind. 10-11) [1402, ок. августа-октября, 6910-6911, 10-11 индикт] (идентификация датировки Шрайнера):

«napa^aßrav ikóviov, Aúoxpav, Aspßnv Kax^^9ev ёюд Kaioapeíag Kanna5oKÍag 99áoag NiKaíag Kai npoúoag , Kai xí ^8ую n^eíoxa, x^v naoav 8фav Kaxé99eipev. xa xp^^axa aúxou xou nayiaZ^x xa év xfl nó^ei npoúoa eúpnK®g núpyoug xpeíg ovxrag ^eoxoúg, xpuoóv xe Kai ^ápyapov Kai M9oug 5iauyeíg Kai noAme^eíg év Ka^Amg 8nxaKooíoig ém9é^evoig npóg xov aúxou xónov sne^yev a^a xfl xou ЛaZápou 9uyaxpi xuyxavoúon ya^exfl nayiaZ^x, Múp®vi ovo^a» [8, s. 111-112].

«1402 август - прибл. октябрь / 6910-6911 (Инд. 10-11) 11a. Взяв Иконий, Люстру, Дербин, он пришёл к Кесарии Кап-падокийской, достигнув Никеи и Прусии, он, как я подробно рассказываю, полностью разорил весь Восток. Воистину, найденной в городе Пруса казной того Пагиадзита были наполнены три башни. Погрузив золото, жемчуг, самоцветы и драгоценные камни на семьсот верблюдов, он отправил их в свои края вместе с дочерью Лазаря по имени Мирона, женой Пагиадзита» [1].

1402 Juli-1403 Sommer/6910-6911 (Ind.10-11) [1402, июль-1403, лето, 6910-6911, 10-11 индикт] (идентификация датировки Шрайнера):

«Ä^sxpnxov ox^ov vnnírav áráKrav катаотрюоад , катапат^оад év шпогд 9aváx® niKpoxáx® лареЗюке, та 5& aAla év лстацюгд ü5aoi ánsnvíynoav, sxspa тф ^Алакф ф^оуцф ка! Tfi 5íysi éTe^sÚT^oav, етера ai цптераг amtöv oÍKSíaiq xspoiv ánénviyov, iva цл фavsрág аитад то!д ßaрßáрo1,g лсг^ошог. t®v 5s isperav ка! áßßá5юv t®v тгцшр1агд п^отагд Ka9unoß^n9svTrav oÚK ^v ар1,9ц0д . ai тгцшр1аг sío!v аитаг. тоид ^.sv i^aoi 5s5sц8vouq xsp^i ка! noo!v ömo9sv ка! тп ^фа^А évюGavтsg тоитоид то!д кр^цгоТд évaп8ррlптov, етвроид 5s5sц8voug ono5iáv Zeouoav év то!д отоцаогг éцßáAlovтsg ка! хр^цата áлmто&бvтsg тф 9aváтф пaр8пsцyav, а^оид év пир! каюцеуоид ка! оптоиц^оид ка9а Íx9&úag , ка! тsфрoúцsvol év пир! éтs^sю&бvтo, аА^оид тф ßu9ф т^д 9аМоопд évaп8ррlптov. nviyó^,svoi ouv5s5s^,8voi övтsg ömo9sv rnv к8ркюv rnv ínnrav ...ка! ^v юд фр^пд поАХ^д ка! фóßou a^iov то тs^oúцsvov» [8, s. 112].

«1402 июль - 1403 лето / 6910-6911 (Инд. 10-11)

11b. Перебив и раздавив копытами лошадей бесчисленное множество невинных детей, он предал их самой ужасной смерти. Другие же утонули в водах реках, кто-то скончался от зноя и жажды, кого-то собственными руками удавили их же матери, чтобы те не достались варварам. Огромное же число священников и аббатов были подвергнуты различным наказаниям. Наказания же были следующие: одних связывали сзади по рукам и ногам и бросали их вниз головой с обрыва, других убивали, набив им рот золой, требуя от них денег, других жарили на огне как рыбу и так обращали в золу, третьих сбрасывали в морскую пучину. Когда они тонули, будучи привязанными к хвостам лошадей *** и были исполнены праведного сильного трепета и священного страха» [1].
1402 /6911 (Ind. 11), Dez. [1402/6911, 11 индикт, декабрь] (идентификация датировки Шрайнера):

<^9áoag 8гад Mayv^oíag, ©uaтsíрюv, Фюка^ тs ка! Zцúрvng, év 5s тп Ециргп по^ецои ouvaф98vтog ^.syá^ou, 8nsosv éKsíos офау^ rav isр8юv ка! ^vaorav ка! ^aixtöv пА^9од róos! x^iá5sg т8ooaрsg. тад 5s ^фа^ад éKsívrav ouvá^ag пируоид 5úo 8GтnGSv, фóßov ^.éyav noitöv anaoi то!д 9sюрo&бol таита» [8, s. 112].

«1402/6911 (Инд. 11) декабрь

11c. Он пришёл в Магнезию, Тиатейрию, Фокайю и в Смирну. В Смирне была большая битва, и погибло около четырёх тысяч священников, монахов и мирян. Собрав их головы, он сложил из них две кучи, вселив великий страх у всех, кто видел это» [1].
1402 Aug.-Sept.ca./6911-6912 (Ind. 11-12) [1402, август-сентябрь, 691116912, 11-12 индикт] (идентификация датировки Шрайнера):

«r^v &^soov anaoav кaтs^níoaтo, - &^soov ^8ую ^toi тöv Méyav ©soAóyov» [8, s. 113].

«1402 август - ок. сентября / 6911-6912 (Инд. 11-12)

11d. Он полностью опустошил Эфес; говорю Эфес - или [город] Великого Богослова» [1].
1402 Aug.-Okt./6910-6911 (Ind. 10-11)(?) [1402, август-октябрь, 69106911, 10-11 индикт, (?)] (идентификация датировки Шрайнера):

«x^v Aoíav naoav, 99áoag e®g ФЛa5e^фeíag Kai x^g ^eyáA^g Лao5lкeíag, e®g ffipyng Kai AxxaA,eíag, ánáong KaKÍag Kai фóvou ává^eoxog Kai фЛо^^М^ kú®v Ta^úpng» [8, s. 113].

«1402 август - октябрь / 6910-6911 (Инд. 10-11)

11e. Войнолюбивый пёс Тамир, совершая преступления и разнося зло, разорил всю Азию, Филадельфию, Великую Лаодикию, Пергам и Атталию» [1].
1403/6911 (Ind. 11). März 9 [1403/6911, 11 индикт, 9 марта] (идентификация датировки Шрайнера):

«éKsíos oüv ó5eúovxog Ta^úpn áné^u£,ev ®g kú®v ó ávo^áxaxog Kai 9npíov (áypiáxepog) nayiaZ^x. Amp®9eíoa ^ KrovoxavxivoúnoAag x^g napavó^ou Kai KaKÍoxng énivoíag aüxrav, xfl npeoßeia x^g 9eo^xopog. - а^Г exi Kai xo 9au^axoupyn9sv xepaxoúpyn^a x^g 9eo^xopog 5inynoo^ai» [8, s. 113].

«1403/6911 (Инд. 11) 9 марта

11f. Там, следуя за Тамиром, испустил дух как пёс беззаконный, дикий зверь Пагиадзит. Константинополь же милостью Божьей Матери был освобождён от их дурных замыслов. Также я хочу рассказать об удивительном чуде Божьей Матери» [1].

Это сравнительно подробное описание похода Тимура на Ближнем Востоке и в Малой Азии дает нам представление не только об охвате его завоеваний после битвы у Анкары, но также очень выразительную и, наверное, достоверную картину о репрессиях, которые провел Тимур против населения захваченных земель. Автору хроники татарский хан представляется не меньшим злом чем Баязид, хотя он называет обоих великих правителей Востока безбожными собаками. По мнению хрониста, Константинополь уцелел только благодаря заступничеству Богоматери, которая, как известно, считалась покровительницей имперской столицы.

Для автора сам Тимур - правитель персов и скифов, т.е. автору известно, что великий правитель Востока контролирует не только мусульман Средней Азии и Ирана, но также часть кочевников Евразии. Он детально описал завоевания Тимура в Сирии и Анатолии, ужас, который принес этим нашествием местному населению, и особенно строительство печально известных башен из голов, которые Тимур воздвиг у ворот Севастии и Смирны после завоевания этих городов. Для автора Тимур «пес», он «был переполнен всякой злостью и убийствами и очень любил резню». При этом он не испытывает никакого сочувствия к Баязиду, который тоже «побежал как собака», «был более диким чем звери». Баязида ненавидел даже его народ, который предал его. Оба - Тимур и Баязид - являлись для автора большой угрозой для христиан, и только чудо Богоматери, по мнению хрониста, спасло Константинополь от ужасающей судьбы анатолийских христианских и османских владений.

Упоминаются также: факт ограбления столицы Османского государства, Бурсы, и то, что Тимур наряду с сокровищами Баязида взял в плен и его супругу, известную дочь сербского князя Лазара, «Миро», т.е. Оливеру Лазаревич. Оливера действительно попала в плен к Тимуру после битвы у Анкары вместе со своим супругом и была освобождена после смерти Баязида в 1403 году, когда она вернулась из Самарканда в Сербию, где дожила до 1444 г. Называя ее «Миро», автор, наверное, перепутал ее с Марой Бранкович, которая немного позже была супругой Мурада II - внука Баязида [9, s. 367-376].

II. Императорские хроники (Kaiserchroniken).

Вторая часть «Chronica Breviora» - так называемые «Императорские хроники». Здесь тоже можно найти сведения преимущественно про Тимура и его поход в Анатолию и Сирию. В хронике № 22 читаем следующее:

Хроника № 22 :

1402/6910 (Ind.10), Juli 28 [1402/6910, 16 индикт, 28 июля] (идентификация датировки Шрайнера):

«8A9®v 5s о Шроархпуод М£та 5uva^e®q ouvaraei nöAe^ov ц£та тои Пауш^тои ка! vira amöv 8v Zeßаoтelg тп ^eyaAfl ка! Aa^ßavei tov Паут^т^ ^дагта ка! Aa^ßavei ^v ÄvaTOA^v ка! aixMa^uZsi am^v 8v 8тel <^5, ^51X11^0^ 5&, ^nv! 5eкeцßрíф д&, ^ц8рд лaрaoкeufl» [8, s. 184].

«1402/6910 (Инд. 10) 28 июля

29. Явившись с войском, владыка персов начал войну с Пагиадзитом и победил его у Великой Севастии. Схватил его живого, взял его в неволю и захватил Анатолию. Это было в лето 6904 [от сотворения мира], 4 индикта, 6 декабря в пятницу» [1].

Как видно, здесь Тимур назван «вождем персов», а битва, к которой обращается хронист, состоялась у Севастии, сами же события произошли в декабре 1395 года. Это, конечно, показывает, что автор хуже осведомлен о хронологическом порядке событий, но самое главное, он знал о произошедшем. Анатолия была опустошена Тимуром, и он взял в плен живым Баязида лишь после поражения последнего.

III. Локальные хроники (Lokalchroniken).

В третьем разделе «Chronica Breviora» мы видим очень краткие сведения о победе Тимура над Баязидом. Это хроника № 29 и хроника № 38, а также хроника № 49, где информация более подробная. В последнем отрывке Тимура называют Тамерланом, а автор, некий Дионисий, описывает также, что случилось в это время в Константинополе, где он находился во время похода Тимура в Анатолию. В столице Византии произошло землетрясение, а также большой пожар в следствии удара молнии, которая обрушилась на монастырь Перивлепта. Дионисий, кроме того, рассказывает о притоке беженцев в Константинополь.

Хроника № 29:

1402/6910 (Ind.10), Juli 28 [1402/6910, 10 индикт, 28 июля] (идентификация датировки Шрайнера):

«8v 8тsl q^i& 8тZакloev о Te^pn^ ^v naiaZunv, 8v ^nv! юиШф» [8, s. 214].

«1402/6910 (Инд. 10) 28 июля

4. В лето 6910 [от сотворения мира], в июле месяце Темирис разбил Па-ядзита» [1].

Хроника № 36:

1402/6910 (Ind.10), Juli 28 [1402/6910, 10 индикт, 28 июля] (идентификация датировки Шрайнера):

«ei^ тоид xiAiou^ тeтpaкooíouq s£,i 8тZакшsv о ^гацирпд tov a^npav» [8, s. 292].

«1402/6910 (Инд. 10) 28 июля

11. В лето одна тысяча четыреста шестое Нтамирис победил эмира» [1].

Хроника № 38:

1402/6910 (Ind.10), Juli 28 [1402/6910, 10 индикт, 28 июля] (идентификация датировки Шрайнера):

«sv ете1 gV ет^акшеу о ^тецпрпд тöv ä^npö» [8, s. 304].

«1402/6910 (Инд. 10) 28 июля

5. В лето 6910 [от сотворения мира] Тимур захватил эмира» [1].

Хроника № 49:

1402/6910 (Ind.10), Juli 28, Freitag [1402/6910, 10 индикт, 28 июля, пятница] (идентификация датировки Шрайнера):

«sv ете1 g^i& ^nvi юиМф кп& "Пц8рд g&eviKnoev о ТоицоирАяд tov ä^npöv ката кратод ка! ei^ev тад ашои лб^ец ка! х®рад ка! ^епМтпоеу ашад , оте ка! еую о Аюуиоюд eüp89nv т^кабта sv Kюvoтаvтlvоuл6^sl, ка! sí5оv 98аца £,8vоv, олтад anrav у8уод ка! 89vоg ка! у^юооа 8ф9аоеу фиуад sv Kюvoтаvтlvоuл6^sl . тбте уар y8yоvsv оешцод ¿кеТое ц8уад, ка! кераотод 8neoev sv т^ iepa цогп т^д Перф^8лтои, ка! 8каиоеу екеТое síк6vаg ка! ло58ад ка! аМ,а тгга, ка! sk rav цогахг лершефа^ад ^уош кацп^аиха» [8, s. 352].

«1402/6910 (Инд. 10) 28 июля, пятница

10. В лето 6910 [от сотворения мира], 28 июля, в 5-ый день [недели] Ту-мирлас победил эмира и напал на его города и земли. В это время я, Дионисий, находился в Константинополе и видел этих чужеземцев, как все люди, весь народ и язык, убегая, пришли в Константинополь. Тогда там произошло сильное землетрясение, была молния в святом монастыре Периблепта, которая сожгла иконы, подеи (podeas) [драперии] и многое другое, а также тех из монахов, кто носил камилавки» [1].

Хроника № 29 нам сообщает и о другом событии конца XIV в. - взятии болгарского порта Варны (тогда уже в руках османов) татарами в 1399 году. Это событие тоже известно, и оно произошло в контексте конфликта между османами и татарами эмира Актава. Сколько продержались татары в Варне, не вполне ясно, но, наверное, после ограбления города они предпочли отойти к северу реки Дунай, чтобы находиться в относительной безопасности от возможного контрудара османских турок [8, s. 362-363].

Кстати, совсем недавно, в августе 2018 г. на мысе Калиакра болгарские археологи под руководством Бони Петруновой нашли очередное доказательство о татарском вторжении в Добруджу. Здесь был найден клад того времени, содержащий монеты Баязида и Добруджанского деспотата, который, наверное, был спрятан во время вторжения татар эмира Актава (Актау) в районе Варны. Калиакра в то время была процветающим городом, бывшей столицей Добруд-жанского деспотата, которая тоже в это время была захвачена османами.

1399/6907 (Ind.7) Febr. 2, Sonntag [1399/6907, 7 индикт, 2 февраля, воскресенье] (идентификация датировки Шрайнера):

«sv 8тsl g^Z&, ^Зжидагод Z&, фsßроuарíф ß&, ^ц8рд лараокеи^, ^хцаАютш9п ^ Baрvа тао rnv ä98®v Tатaрюv» [8, s. 215].

«1399/6907, 7 индикт, 2 февраля.

5. В лето 6907 [от сотворения мира], 7 индикта, 2 февраля, в пятницу Варна была завоёвана безбожными татарами» [1].

IV. Хроники времени турецкого завоевания (Chroniken türkischer Eroberungen):

В четвертом разделе «Chroniken türkischer Eroberungen» основная тема о татарах также относится к победе Тамерлана над Баязидом в 1402 году. Информация о татарах здесь находится в хрониках № 53; 54; 72а и 75. Здесь Тимур является и под именем Тамерлана, также назван он ханом Татарином, Тимуром Персом, Тимуром Разорителем. Авторы хроник отмечают, что он зарезал Баязида как барана, хотя это не соответствует действительности, и то, что он разорил всю Анатолию. Нужно все-таки отметить, что хроники, по-священые турецкому завоеванию, довольно лаконично осведомляют нас о победе Тамерлана и поражении Баязида, несмотря на важное значение, которое имела победа Тамерлана для хода турецкого наступления на христианские земли. Нужно отметить еще, что здесь татары названы «тартарами», что очень популярно в европейских источниках и, конечно, намеренно связано с древнегреческим «Тартаром». Кроме того, по мнению одного из авторов-хронистов, никто из армии Баязида не успел убежать с поля боя , что тоже не вполне соответствует истине.

Хроника №53:

1402/6910 (Ind.10), Juli 28 [1402/6910, 10 индикт, 28 июля] (идентификация датировки Шрайнера):

ACJT: alx^a^raxiosv о Nxs^nP^svnq о Перопд xöv gou^tov

MnayiaZ&xi» [8, s. 380].

B: «q^ia& exet exZaKiGinv Пауш^&хпд ünö xöv Ts^oipn» [8, s. 380].

«1402/6910 (Инд. 10) 28 июля

9. ACJT. [В лето от сотворения мира] 6911 перс Тамерлан взял в плен султана Баязида.

B. В лето 6911 [от сотворения мира] Баязид был побежден Темиром» [1].

Хроника № 54:

1402/6910 (Ind.10), Juli 28 [1402/6910, 10 индикт, 28 июля] (идентификация датировки Шрайнера):

«q^ia& ^x^a^raxsuosv о Nxs^nsp^sKnq, о ПорВ^х&^, xov oou^xav Пауш^х^» [8, s. 389]. 1

«1402/6910 (Инд. 10) 28 июля

9. [В лето от сотворения мира] 6911 Тамерлан Разрушитель пленил султана Баязида» [1].

Хроника №72a:

1402/6910 (Ind.10), Juli 28 [1402/6910, 10 индикт, 28 июля] (идентификация датировки Шрайнера):

«sm sxouq qV^n^ys äuxöq о &Шхпр&ЛЦ Пауш^&хпд oou^xavoq siq хоид Тартароид, кахалагю siq xöv Ts^nPXv nsnv, Kai auxöq о M^pxav цлепд xöv smaosv SksI Kai xöv ёофа^ siq xöv ^ai^öv ©onsp Kpiapiov, iouvi® 9&. Kai anö xö фоиоато тои oüSsiq 5ev sy^uosv» [8, s. 562].

«В 6910 году этот султан Иыльдырым Баязид отправился против татар, наиболее против Тимурхана бея, и этот Тимур взял его в плен и перерезал его горло как у барана, 28 июня, а из его войско никто не успел убежать» [перевод мой - Ал. Н.].

Хроника № 75:

1402/6910 (Ind.10), Juli 28 [1402/6910, 10 индикт, 28 июля] (идентификация датировки Шрайнера):

«8тоид д^ [i& ] & aíхцa^ютш9n ^ Ävaro^n пара тои Tlцuрхavl тои Татарои» [8, s. 562].

«В 6910 году Анатолия была опустошена Тимурханом Татарином» [перевод мой - Ал. Н.].

V. Изолированные хроники (Einzelchroniken (isolierte Chroniken).

Последний пятый раздел - это отдельные хроники или изолированные хроники, по Шрайнеру. Здесь сведений о татарах намного больше, и отражены два важных события. Первое - выбор епископа Сарая в 1334 и 1343 году в хронике № 85. В этих отрывках можно найти довольно точную информацию о порядке выборов православных епископов Сарая, а также об участниках этой процедуры, кандидатах и о избранниках, в данном случае епископе Афанасии (1334 г.) и епископе Исааке (1343 г.).

Второе событие, которое находим в хрониках № 94а, 95, 96, 114, это вновь отражение данных о победе Тамерлана над Баязидом и о последствиях османского поражения в Анкарской битве. Здесь указано, что Баязида пленили вместе с его сыном, с женами и детьми, и что потом Тамерлан разорил очень много областей в Анатолии. Хроники утверждают, что Тамерлан освоил все земли до Лампсака, что его армия совершила нападение на город Менемен, где остановилась в открытом поле, и что после смерти Баязида власть над османами перешла к Сулейману Челеби, что, как известно, было лишь эпизодом продолжительной междоусобной борьбы между сыновьями Баязида.

Хроника № 85:

1334/6842 (Ind.2) Juni [1334/6842, 2 индикт, июнь] (идентификация датировки Шрайнера):

«^v! юш!ф, ггЗшигод ß& 8тоид дюц (ß&), улфод уггоцягп т^д 9еооюотои лб^еюд Еараюи. лар6vтюv ка! rav 9sофЛsoтaтюv emoK6n®v ВаоЛеюи, арх^лшкблои Nоßоyор65оu, тои Äv^vfou &Роотои, тои Тиферюи ©еоЗюрои, тои Грпуорюи PaZavfo&D, ouvаlvоuvтюv ка! rav ^ошшг, y^^&nvirav ош тршг a£,i®v лроoюлюv ката та£,гг каvоvlк^v, тои ísроцоvaхоu ка! äрхlцаv5рíтоu Äv5р8оu тои ^ероцогахои Ä9аvаoíоu ка! тои ísроцоvaхоu ***) лрокрl9síg ка! sK^eyeig о ísроцоvaхоg Ä9аvaolоg вхефотог^п влшколод ^9ауаоюд] Еараюи» [8, s. 606].

«В месяце июне, 2 индикт, 6842 года, совершился выбор в богохранимом городе Сарае, присутствовали боголюбивые епископы Василий, архиепископ Новгородский, Антоний Ростовский, Феодор Тверской, Григорий Рязанский, и приехали и остальные, и когда выбрали трех достойных лиц в соответствии с каноническим порядком, то есть иеромонаха и архимандрита Андрея, иеромонаха Афанасия и иеромонаха ... предложен бысть и выбран бысть иеромонах Афанасий, который был рукоположен как епископ Сарайский Афанасий» [перевод мой - Ал. Н.].

1343/6852 (Ind.12) 0kt.30 [1343/6852, 12 индикт, 30 октября] (идентификация датировки Шрайнера):

«тф цпу! 6ктюßрíф ГггЗжтшгод iß& 8тоид gravß&, улфод уггоц8уп т^д 9еооюотои л6^еюд Еараюи. лaр6vтюv ка! rav 9sофЛsoтaтюv влшк6люг Tоoтоßíоu Гaßрl&п^, TaZavíоu Кирй^ои, ouvalvоuvтюv ка! rnv ^ошшг,

^nфш9^vтюv oüv трг^ a£,irav npooranrav ката ra^iv кavovlкЛv, прокрой; ка! 8к^eyeц о iepo^ovaxo^ !оаак exei-po^v^n елшколюд Еараюи» [8, s. 606].

«30 дня месяца октября, 12 индикт, 6852 год, был осуществлен выбор в богоспасаемом городе Сарае, присутствовали и боголюбивые епископы Гавриил Ростовский и Кирилл Рязанский, и как приехали и остальные, после выбора трех достойных кандидатов в соответствии с каноническим порядком, предложен бысть и выбран бысть иеромонах Исаак, который был рукоположен как епископ Сарая» [перевод мой - Ал. Н.]. Хроника 94А:

1402/6910 (Ind.10), Juli 28 [1402/6910, 10 индикт, 28 июля] (идентификация датировки Шрайнера):

«тои ^i& 8кaтs^u9n о ацпрйд о Пауш^тпд napä Т.цоир, ^жт^го^ i, ^nv! юиМф кп&» [8, s. 634].

«В 6910 году эмир Баязид был разгромлен Тимуром, индикт 10, 28 день месяца июля» [перевод мой - Ал. Н.] Хроника № 95:

1402/6910 (Ind.10), Juli 28, Freitag [1402/6910, 10 индикт, 28 июля, пятница] (идентификация датировки Шрайнера):

«тп кп& тои юиШои, "лцерд лapaGкeufl, т^д ^«и^од i&, тои д^г етоид sno^s^noev о Пауш^лт , о ка^п киарпд , о июд тои Мгаратп ei^ т^г &&yHupav tov Ta^upMvi, ка! 8кaт8^uoev о Ta^up^avn? tov Паут^т^ ка! smaoev amöv peuä тои uiou ашои» [8, s. 634].

«28 июля, в пятницу, 10 индикт, 6910, воевал Баязид, Худавендигяр, сын Мурада, у Анкары, против Тамерлана, и Тамерлан разгромил Баязида и взял его в плен вместе с его сыном» [перевод мой - Ал. Н.].

1402/6911 (Ind.11), Sept. 21 [1402/6911, 11 индикт, 21 сентября] (идентификация датировки Шрайнера):

«тп ка& тои oeraeßpfou, т^д ^ши^о^ ia& тои ^ia&, ^^9ev фoooaтov тои Ta^upMvn ei^ tov укацлетг тои Магго^ои ка! snmnoev коироод» [8, s. 634].

«21 сентября, 11 индикт, 6911 год, приехала армия Тамерлана на поле возле Менемена и совершила набег» [перевод мой - Ал. Н.]. Хроника № 96:

1402/6910 (Ind.10), Juli 28. [1402/6910, 10 индикт, 28 июля] (идентификация датировки Шрайнера):

«8v etei ^i& ^^9ev о Te^!p xavn^ ка! enD^^iosv ^sra тои Паут^л^ ei^ t^v &&укира, ^nv! юиМф кп& ^ц8рд ^араок^^. ка! 8тZaкlo8v тov о^ократод ка! smaoev amöv, ка! 8т89vnкev. ^ä таита sßaoi^euoev mö^ атои 8ц!р Еои^^ nen^, 8v тп n^8pg ßaoЛeшvтод тои euoeßsoraTOU ка! фЛохрштои ßaoi^ra^ H^rav MavouЛ^ тои Па^аюАюуои» [8, s. 634].

«В 6910 году, приехал Тимур хан и воевал с Баязидом у Анкары, 28 дня месяца июля, в пятницу, и разгромил его наголову, и взял его в плен, и убил его. Потом его власть наследовал его сын эмир Сюлейман бей, во время царствования благочестивого и христолюбивого нашего василевса Мануила Па-леолога» [перевод мой - Ал. Н.]. Хроника № 114:

«1402 Juli-0kt./6910-11 (Ind.10-11)» [1402, июль-октябрь, 6910-11, 1011 индикт] (идентификация датировки Шрайнера):

«тф 5е 8X81 кат^хбп та аvатоAл,ка церп т^д Шротк^д у^д аатралпд оуоца ТацирМукпд . ка! 5гпа$8у ^пюац,8Уод лааау т^у 8ю--Калл;а5оюш т8 ка! Фрuyíаv, Aoíаv т8 ка! Вг9имау ка! 8юд аотлд т^д Лацуакои - от8 ка! лоА^цоу аиу^^8 ц8та той (аи9еутои) т^д АуатоА^д той Паую^тои Атоицауои ка! ката кратод етролюоато тошоу тааад аитоу аца аот уиуафу ка! текуогд» [8, 8. 683].

«В 6910 году, сатрап земли персидской, по имени Тамерлан, поднялся против восточных областей, и когда приехал туда, разорил весь Восток, Кап-падокию и Фригию, Азию и Витинию, и даже до самого Лампсака, и начал войну с правителем Анатолии Баязидом Отоманом, и разгромил его, и взял его в плен вместе с его женами и детьми» [перевод мой - Ал. Н.].

Что можно сказать в заключении о текстах хроник и о данных, которые важны для нас. Действительно, самое важное событие, которое приковывало внимание авторов этих «Кратких хроник», это завоевания Тимура Ленга в Анатолии и на Ближнем Востоке в 1402-1403-х гг., его победа над Баязидом у Анкары и очень большое опустошение, которое последовало для мирных жителей Анатолии после набега татар в Западной Анатолии. Как отмечает один из авторов хроник, только чудесная помощь Богоматери спасла Константинополь от нападения Тимура. Два других события тоже нашли место в тексте «Хроник». Это нападение татар эмира Актава (Актау) на Варну в 1399 году и выбор православных епископов в Сарае в 1334 и 1343 гг. Можно сказать, что несмотря на относительно незначительный характер этих сведений, они все-таки помогают нам восстановить часть событий и подтверждают многое из того, что мы уже знаем из других источников. При этом здесь преимущественно отражена точка зрения неофициального круга авторов, что делает эти данные весьма оригинальными.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Малые Византийские хроники // Библиотека древних рукописей. URL: http://www.drevlit.ru/docs/vizantia/Kleinchroniken/index.php (дата обращения: 29 октября 2018 г.)
2. Самодурова З.Г. К вопросу о малых византийских хрониках // Византийский временник. Т. XXI, 1962. С. 127-147.
3. Самодурова З.Г. Греческие рукописи, содержащие малые византийские хроники // Византийский временник. Т. XXXVI. М., 1974. С. 139-144.
4. Самодурова З.Г. Малые византийски хроники и их источники // Византийский временник. Т. XXVII. М., 1967. С. 153-161.
5. Kiliç, Ottoman Perception in the Byzantine Short Chronicles. Tarih Araçtirmalari Dergisi, 53 (2013). P. 111-138.
6. Аацжрод Еж. &EvBu^ceœv rçxoi xpoviKöv cn^eiœ^àxœv cuHoyrç npœxn, Néoç &EUnvo^|iœv,7 (1910). a.113-313.
7. Аацжрои Еж. Bpaxéa XpoviKà. &EKÔiSovxai èni^eXeia K.&I.A^àvxou (Mvn^eïa xrçç é^nviK^ç icxopiaç. To^oç A&, xeùxoç 1). Aôrçvai, 1932/1933. 148 c.
8. Schreiner P. Die Byzantinischen Kleinchroniken, 1 Teil (Einleitung und Text). Wien: Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, 1975. 688 s.
9. Schreiner P. Die Byzantinischen Kleinchroniken, 2 Teil (Historischer Kommentar). Wien: Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, 1978. 646 s.
10. Schreiner P. Die Byzantinischen Kleinchroniken, 3 Teil (Teilübersetzungen, Addenda et Corrigenda, Indices). Wien: Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften, 1979. 254 s.
11. Shukurov R. The Byzantine Turks 1204-1461. Leiden-Boston: Brill, 2016. 528 p.

Сведения об авторе: Александр Николов Николов - Ph.D. (история), профессор, исторический факультет, Софийский университет «Св. Климент Охридский» (1504 Болгария, София, бул. "Цар Освободител", №15). E-mail: aleksandur@uni-sofia.bg

Поступила 20.12.2018 Принята к публикации 25.02.2019

Опубликована 29.03.2019

REFERENCES

1. Malye Vizantiyskie khroniki [Short Byzantine Chronicles]. Biblioteka drevnikh rukopisey [Library of Ancient Manuscripts]. Available at: http://www.drevlit.ru/docs /vizantia/Kleinchroniken/index.php (last access: 29 October 2018). (In Russian)
2. Samodurova Z.G. K voprosu o malyh vizantiyskih hronikah [On the Question of the Short Byzantine Chronicles]. Vizantiyskiy vremennik [Byzantina Kronika]. Vol. XXI, 1962, pp. 127-147. (In Russian)
3. Samodurova Z.G. Grecheskie rukopisi, soderzhashchie malye vizantiyskie khroniki [The Greek Manuscripts, Containing Short Byzantine Chronicles]. Vizantiyskiy vremennik [Byzantina Kronika]. Vol. XXVII, 1967, pp. 153-161. (In Russian)
4. Samodurova Z.G. Malye vizantiyski khroniki i ikh istochniki [Short Byzantine Chronicles and Their Sources]. Vizantiyskiy vremennik [Byzantina Kronika]. V. XXVII, 1967, pp. 153-161. (in Russian)
5. kiiiq, §. Ottoman Perception in The Byzantine Short Chronicles. Tarih Аra§tirmalan Dergisi, 53 (2013), pp. 111-138. (In Turkish)
6. Ладпрод En. &Ev9u^oerav що1 xpovlкюv on^sira^axrav ou^y^ прютп, №од &Е^^^од^о^ (1910). o.113-313. (In Greek)
7. Ладпрои En. Врахеа Xpovlкa. Eк5í5ovтal ¿ni^sXeig K.&I.Ä^av-rou (Mvn^eia т^д ¿Unv^^ ют^а;. Тодод A&, is^c; 1). Ä9^vai, 1932/1933. 148 o. (In Greek)

8. Schreiner P. Die Byzantinischen Kleinchroniken, 1 Teil (Einleitung und Text). Wien, Verlag der Österreichischen Akademie der

ТАТАРЫ ВИЗАНТИЙСКИЕ «chronica breviora» ТАМЕРЛАН (ТИМУР ЛЕНГ) БАЯЗИД Ι ЕПИСКОПЫ Г. САРАЯ tatars byzantium byzantine chronica breviora tamerlan (timur leng) bayezid i
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты