Спросить
Войти

Влияние геоэкологических и социальных факторов на особенности территориальной организации промышленности и транспорта Борского района Нижегородской области

Автор: указан в статье

ВЛИЯНИЕ ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА ОСОБЕННОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТРАНСПОРТА БОРСКОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

© Принь О.Н.*

Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

В статье на основе анализа развития промышленности и транспорта Борского района Нижегородской области определены особенности его территориальной организации. Обозначены тенденции и перспективы отрасли, предложены некоторые рекомендации по ее развитию.

Хозяйственную структуру экономики Борского района, ведущее место в которой принадлежит промышленности, определили сразу несколько факторов. Ограниченность природных ресурсов (особенно энергетических), малоплодородные земли, относительно благоприятные климатические ресурсы и при этом наличие крупных транспортных путей, таких как крупнейшая водная артерия реки Волги, и железнодорожное сообщение с северными и восточными регионами страны, ближайшее соседство с Нижним Новгородом, наличие профессиональных трудовых ресурсов, миграционный приток населения, постоянный инвестиционный поток, а также исторически сложившиеся отрасли хозяйства. Промышленность в настоящее время представляет собой предприятия черной металлургии, машиностроения и металлообработки, судостроения и судоремонта, стекольной, деревообрабатывающей, легкой, пищевой промышленности, а также предприятиями промышленности строительных материалов.

Анализ истории развития промышленности показывает, что к концу XIX века экономику Борского района определяют прежде всего кустарные промыслы. Примитивная агротехника, неплодородные подзолистые почвы и традиционное для России того времени трехполье приводили к постоянной нехватке продуктов питания. Выращенного хлеба хватало на 3-6 месяцев. Постоянно приходилось искать побочных заработков, тем более, что преобладание оброчной системы над барщиной, привязывающей крестьян к земле, предоставляла для этого возможность.

По данным земско-статистической ведомости 1889 года в Борской волости из 1140 человек занятых промыслом 324 занимались валяным промыслом, 304 - кузнечным, 59 - извозом, 2 - нищенством [1]. В соседних во* Соискатель кафедры Физической географии и геоэкологического образования. Научный руководитель: Кочуров Б.И., профессор кафедры Физической географии и геоэкологического образования, доктор географических наук, профессор.

лостях ныне составляющих Борский район работали угольщики-смолокуры, пильщики и бондари.

Самым значимыми промыслами являлись кузнечно-гвоздарный и валяльный, которые начали развиваться в Борском районе еще в XVIII веке. Этому способствовали обилие и дешевизна древесного угля, наличие собственных болотных руд, а затем и перевод в 1817 году из Макарьева в Нижний Всероссийской ярмарки, ставшей мощным рынком сбыта продукции и закупки железа. Полоса мастерских протягивалась через несколько волостей в Красной Рамени, в южной части Борского района. Их продукцию составляли в основном якорные и блочные цепи (деревни Зименки и Селищи), весовые коромысла, скобы, гвозди, занимая почти равное место с Павловским производством замочного и ножевого товара. Для западной и северо-западной частей района - Борская, Катауровская волости - развивался промысел по переработке шерсти. В 60-е годы XVII из шерсти овец и коров старообрядцы делали войлок из которых изготовляли сапоги, кошмы и шляпы. В 40-50 годы XIX века вследствие промышленного переворота промысел уступает место производству. Производят черные и белые валенки. Валяние шляп заменяется производством картузов, хотя производство валенок остается и по сей день, что определяется достаточно холодной долгой и снежной зимой. Так, построенная в 1831 году братьями Лаврентием и Ефимом Седловым в деревне Пикин-ское давала работу 200 крестьянам окрестных деревень. На фабрике производились туфли, ботинки, сапоги и галоши. Уходит бурлацкий промысел, на место которого приходят пароходы, что определило в середине XIX века Борский район, как место начала судостроения. В официальном отчете 1847 года «свободный хлебопашец» Иван Васильевич Трусов из помещечьих лесов построил 4 судна различного назначения, в 1911 году Д.В. Сироткиным в деревне Старожилово закладывается первая судостроительная верфь, давшая начало заводу «Теплоход», на которых суда с паровым двигателем впервые заменяются на более экономичные дизели [1]. Волжская военная флотилия с 1918 года вооружает суда именно на заводе «Теплоход». В 1932 году предприятие стало самостоятельным с прежним названием - завод «Теплоход». Генеральный план реконструкции «Теплохода» предусматривал его развитие с ориентацией на котлостроение, стальное литье, на изготовление сменных деталей и запасных частей для речного флота. Сегодня ОАО «Завод Нижегородский теплоход», в состав которого входят сталелитейное, чугунолитейное, и кузнечно-прессовое производства, механический, судостроительный, электродный цеха, вспомогательные производства по выработке кислорода, углекислоте, деревообработке и электромонтажу. Завод перешел на изготовление газовой и угольной, автомобильной, металлургической и алюминиевой промышленности.

Борский район до сих пор на 60 % покрыт лесом. Особенно обширны «красные» боры-рамени вдоль рек Линда, Ветлуга, Керженец и Везлома. Жители могли рубить лес без особого разрешения, однако предпочитали покупать срубы на торгу, там же широко были представлены бревна, тес,

дранье, луб, продукция смолокурения, липовые рогожи, дубовые сани, осиновые ложки, бондарное и токарное производства, что определило работу лесорубов, смолокуров, рогожников, санников и лаптевщикам, так в селе Спасское и окружающих деревнях в конце XIX века насчитывалось около 1600 человек разного пола и возраста, и при этом опустошало огромные участки Керженского леса [1]. Особое место занимало также деревянное культовое зодчество-постройка церквей.

В течение XX века деревообработка и поставка древесины увеличивалась, особенно в 50-60 годы благодаря развитой сети узкоколейных железных дорог. Из-за прекращения действия в 1990-егоды большей части железных дорог, появления Керженского биосферного заповедника деревообрабатывающая промышленность представлена одним предприятием Лесотара-сервис, дающим 1,3 % дохода округа и мебельными цехами.

Начало мукомольной промышленности Нижегородской губернии было положено в 1835 году борским старовером-предпринимателем П.Е. Бугровым с мельниц на реке Линда, известная династия которого модернизировала первые мельницы, занималась также лесным хозяйством, большинство лесов Борского района стали принадлежать именно им.

Братья Федор, Николай и Аристарх Блиновы также открывают хлебное, и крупчатое производство. В 1882 г в деревне Филлиповской открывают крупчатый завод, дающего 1,2 млн. пудов различных сортов муки. С 1840 г. торговый дом «Братья Блиновы» отправляют за границу хлеб с собственных двух паровых заводов. Предприятию принадлежали 8 мельниц, 4 крупянки, 2 просянки и 1 солодовня, сенокосные угодья, где постоянно трудились 500 рабочих.

В 1928 году на Бору появляется электричество благодаря постройке Нижегородской гидроэлектростанции.

В 1932 вступила в строй первое в СССР крупное механизированное предприятие Борская войлочная фабрика № 6. В 1975 году она становится головным предприятием областного производственного объединения, включающей Канашскую сапоговаляльную фабрику, Ковернинскую сапого-валяльной фабрики, Борскую фабрику валяной обуви, Арзамасскую войлочную фабрику, Борскую выходную базу. В 1989 году она преобразуется в арендное производство, а в 1996 году на основании распоряжения администрации преобразуется в ОАО « Борская войлочная фабрика». В настоящее время это ведущее предприятие в России, которое производит технический войлок для машиностроительной промышленности, войлочные цилиндры для бумажной промышленности, полировальные круги для стекольной промышленности, профессиональную одежду и обувь для полутора тысяч предприятий нашей страны и других государств.

Развитие отраслей тяжелой промышленности, промышленного и гражданского строительства в 30-х годах XX века повлекли необходимость строительства стеклозаводов. В 1931 году на Бору был открыт крупнейший в стране Нижегородский механизированный завод по выпуску технического

стекла, концентрируясь на производстве основной продукции: полированного стекла, автомобильного стекла (триплекс), посуды и стекла.

В феврале 1931 года вступил в строй действующих силикатный завод, работающий и по сей день. Был построен Ситниковский торфобрикетный завод, рассчитанный на производство 60 тысяч тонн брикета в год [2].

Перспективы развития хозяйства района во многом определяются состоянием транспортной инфраструктуры. Изначально единственными транспортными путями были реки района и гужевые тракты. Пристани и затоны были важнейшими транспортными узлами, а гужевые тракты определили рисунок современной транспортной железнодорожной и автомобильной сети района. Строительство в 1927 году железнодорожной ветки Нижний Новгород - Котельнич, связавшей Нижний Новгород с Сибирью и Уралом послужило толчком развития промышленности и преобразования села Бор в поселок, а затем, в 1938 году, в город Бор. Появившаяся вслед за этим железная дорога Толоконцево - Моховые горы и узкоколейные железные дороги для нужд стеклозавода и вывозки торфа с Ситниковских торфопред-приятий определила индустриализацию Борского района. Железнодорожные ветки стоятся в период 1927-1945 года. Линия от города Бор до поселка Рустай на реке Керженец с уникальной для узкоколейных железных дорог двухуровневой развязкой. Назначение железной дороги - вывоз леса.

Был построен Ситниковский торфобрикетный завод, рассчитанный на производство 60 тысяч тонн брикета в год.Общая протяженность дорог превышала 70 км, ветки подходили почти к каждому поселку и предприятиям. Но в девяностых годах XX века большая часть их была разобрана и сдана в металлолом. Общая протяженность составляет около 30 км. Через территорию района проходят такие важнейшие магистрали, как железная дорога Нижний Новгород - Киров и автотрасса того же наименования. Общая протяженность автомобильных дорог - 228, 4 км, из них республиканского значения - 52,8 км, областного - 20,1 км; местного - 155,5 км.

Развит также речной транспорт (на р. Волга), имеется паромная переправа Бор - Н.Новгород.

В городе Бор имеется автовокзал, железнодорожная станция «Моховые горы» Толоконцево, Рекшино, Киселиха, Линда, пристань на р. Волга. Работают 49 автобусных маршрутов, из них 12 в г. Бор.

В 2012 году открывается канатная дорога, протяженностью около 4 км, способная перемещать тысячу человек в час за 10-11 минут. В настоящее время пассажирам и для перевозки грузов из Нижнего Новгорода приходится пользоваться автомобильной объездной дорогой, протяженностью примерно 19 км через перегруженный Борский мост. Однако, анализ развития транспортной инфраструктуры позволяет констатировать ее резкое отставание от темпов развития бизнеса, что сильно тормозит развитие района. Именно из-за нехватки дорог и недоступности городской инфраструктуры происходит вымирание небольших сельских поселений внутренней части

Борского района. Необходимо срочное развитие новых дорог, моста через р. Волгу, транспортных развязок и инфраструктуры.

В настоящее время промышленность округа представлена 31 предприятием. Крупнейшие из них: АО «Эй Джи Си Борский стекольный завод» (45,7 % в общем объеме производства городского округа), ЗАО «Юроп Фудс» ГБ (Испания) - 7,5 %, ООО «Посуда» (Турция) - 5,1 %, ООО «Бе-рикап» (Германия) - 4,5 %, Филиал ООО «Тубор» - 4,3 %, ЗАО «Борский силикатный завод» - 3,2 %, ООО «Новые промышленные технологии» -3,0 %, ООО «Тросифоль» - 2,4 %, ОАО Завод «Нижегородский теплоход» 1,9 %, ООО «Метмаш» 1,8 %, ОАО «Борская войлочная фабрика» - 1,4 % и ООО «Лесотарасервис» - 1,3 % [4].

Основные виды продукции района - стекло строительное и автомобильное, электросварные трубы, пищевые концентраты, стеклопосуда, аккумуляторные батареи, пластиковые пробки (колпачки), металлокрепеж, - пленка, силикатный кирпич, чугунное и стальное литье, судостроительная продукция, войлок.

Анализ размещения промышленности района позволяет разделить его на три основные части:

1. промышленная полоса вдоль реки Волга, идущая от поселка Неклю-дово через город Бор, поселок Октябрьский, Останкино и Памяти Парижской коммуны, с крупным центром в городе Бор и поселке Железнодорожников. Здесь располагаются основные предприятия обрабатывающей промышленности - стекольная, металлургическая, судостроительная, войлочная и химическая промышленности;
2. центральная часть района, с поселками Керженец, Большеорлов-ское и Большое Пикино, где сосредоточились предприятия добывающей промышленности: торфопредприятия, торфобрикетные заводы, лесозаготовка;
3. относятся природоохранные территории Керженского биосферного заповедника на северо-востоке района, Ситниковского заказника, где промышленное освоение невозможно.

Общий объем промышленного производства на душу населения составил около 140 тысяч рублей на душу населения. Район является одним из лидеров в Нижегородской области по объемам привлеченных инвестиций и инвестиционной привлекательности. Наиболее значимыми проектами из реализуемых является строительство завода огнеупоров для сталелитейной и стекольной промышленности компании «Vesuvius» (Бельгия), предприятия по производству стеклянной упаковки для фармацевтической промышленности компании «Schott» (Германия) и наиболее важный - строительство высоковольтной линии электропередач через р. Волга (подстанция «Нагорная» - подстанция «Борская», так как из за острого энергодефицита, сильно замедляющее развитие и инвестирование Борского района [3].

Необходимому комплекс мер администрации городского округа г. Бор по развитию производственной сферы должен быть ориентирован:

1. на проведение предприятиями эффективной экономической политики, направленной на достижение финансовой устойчивости, ограничение безработицы, повышение заработной платы;
2. оптимизацию соотношения затрат и доходов, обеспечение роста реальных поступлений в бюджет;
3. защиту интересов местных производителей, обеспечение конкурентноспособности выпускаемой продукции и инвестиционной привлекательности за счет увеличения энергомощностей и развития транспортной инфраструктуры;
4. экологическую безопасность промышленности и транспорта для жителей района и окружающей среды, улучшение качества жизни.

К сожалению, органы местного самоуправления до сих пор не имеют возможности непосредственно воздействовать на промышленные предприятия, что позволило бы наладить сбалансированное управление хозяйством района, позволяющее сочетать интересы предприятий с интересами округа.

Список литературы

1. Варенцова Л.Ю. Борское отечество мое / Л.Ю. Варенцова, И.В. Ва-сюточкина. - Н.Новгород, 1998. - 316 с.
2. Закусов В.А. Город Бор / В.А. Закусов. - Горький, 1988. - 143 с.
3. План социально-экономического развития муниципального образования городского округа Бор на 2010-2015 годы - Бор, 2010.
4. Информация о социально-экономическом развитии Борского района за 2005-2010 гг. - Бор, 2011.

МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ БИОГЕОХИМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В МОРСКОЙ ВОДЕ

© Радованова И.Г.*, Зайцев В.Ф.*, Монахов С.К.*

Каспийский морской научно-исследовательский центр, г. Астрахань Астраханский государственный технический университет, г. Астрахань

Исследование с помощью метода, разработанного в ФБГУ «Каспийский морской научно-исследовательский центр» метода диагноза активности загрязняющих веществ в морской воде.

* Аспирант кафедры Гидробиологии и общей экологии Астраханского государственного технического университета. Научный руководитель: Зайцев В.Ф., заведующий кафедрой Гидробиологии и общей экологии Астраханского государственного технического университета, профессор.

* Заведующий кафедрой Гидробиологии и общей экологии Астраханского государственного технического университета, профессор.

" Директор Каспийского морского научно-исследовательского центра, кандидат географических наук.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты