Спросить
Войти

Влияние картографии на развитие изображений панорамных видов городов в гравюрной марине Голландии XVII века

Автор: указан в статье

ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

В. А. Модебадзе

ВЛИЯНИЕ КАРТОГРАФИИ НА РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПАНОРАМНЫХ ВИДОВ ГОРОДОВ В ГРАВЮРНОЙ МАРИНЕ

ГОЛЛАНДИИ XVII ВЕКА

Работа предоставлена кафедрой зарубежного искусства факультета теории и истории искусств Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, архитектуры и скульптуры им. И. Е. Репина Российской академии художеств. Научный руководитель - кандидат искусствоведения, профессор Т. Ф. Верижникова

В статье анализируются причины, способствующие развитию гравюрных панорамных видов городов в Голландии конца 16-17 вв. на основе изданий иллюстрированных нидерландских атласов, о которых упоминается в литературе, посвященной картографии и истории градостроения, но крайне редко в искусствоведческом аспекте, как в данной публикации.

Based on illustrations in Dutch cartographic atlases, the article analyses the factors facilitating the increase in the number of printed panoramic views of Dutch cities in the late 16th and the 17th centuries. This problem is mentioned occasionally in the literature on Cartography and History of Urban Development, but only very rarely in a work on Art History, such as this paper.

Нидерланды ХУ1-ХУ11 вв. - центр картографии в Западной Европе. Карты являлись не только самостоятельной издательской продукцией, они также печатались в иллюстрированных атласах. Один такой атлас представляет собой многотомное издание, которое содержит текстовое и иллюстративное описания известных к тому времени стран, а также картографический материал. Самый трудоемкий, но необходимый способ освоения информации о чужой стране - создание карт. Панорамные виды городов и населенных пунктов стран мира, планы и карты, композиции гравюр, повествующих о национальных обычаях, которые печатались в специальных изданиях -атласах, - вызывали огромный интерес у жителей западноевропейских стран. Географические иллюстрированные атласы являлись посредниками информирования европейцев об открытиях в мире. Термин «атлас», характеризующий издания, о которых идет речь, появился гораздо позднее публикации первого из них. Его ввел Ге-

рард Меркатор (1512-1594), в чьем издании «Atlas sive cosmographical meditationes de fabrica mundi et fabricati figura. Duysburg» (1595) на титульном листе изображен мифический царь Атлас - философ, математик, астроном и выполнена подпись самого автора, объясняющая выбор изображения1.

Большинство издательств Нидерландов организовывалось как семейное дело -практика, которая продолжалась и на протяжении XVII в. Клише передавались по наследству. Выпуски одного и того же издания с небольшими дополнениями печатались несколькими поколениями издателей на протяжении XVI-XVII вв. Крупнейшее издание атласа, авторами которого были гуманист Георг Браун (1541-1622) и гравер и картограф Франс Хогенберг (1558-1590), было опубликовано шеститомным собранием под титулом «Civitates Orbis Terrarum» с 1572 по 1617 г. в Кельне на Рейне. Несмотря на место издания, большинство исследователей относят этот труд к нидерландской картографии. Первые издания выпус-

Влияние картографии на развитие изображений панорамных видов городов в гравюрной марине...

ка выходили на латинском языке, а позднейшие на немецком и французском2. В дальнейшем клише атласа остались в Кельне у сына Франса Хогенберга - немецкого гравера Абрахама Хогенберга (1578/9-ок.1653), затем были проданы голландскому картографу и издателю Йохан-несу Янсону (1588-1664), который использовал их для печати собственного атласа в 1657 г. После его смерти в том же году клише перешли к его зятю Ван Васберге (ум. 1681) -амстердамскому издателю. В 1694 г. на аукционе у него их купил Фредерик де Вит (1616-1698) с сыном Фредериком де Витом Вторым (?-1710). В начале XVIII в. в Лейдене они были приобретены Питером Ван дер Аа (работал в 1713-1730-х гг.), который с их помощью издал атлас в 1729 г. Около середины XVIII в. медные клише XVI в. стали давать оттиски плохого качества - тогда, когда они находились во владении Йоханне-са Ковенса - амстердамского издателя карт3.

Издания лучших карт и планов, первые из которых публиковались без цели включения в атлас, часто оказывались там впоследствии. По роду своей деятельности большинство граверов XVI-XVII вв. были задействованы во всех областях издательской отрасли. Один гравер мог заниматься изготовлением досок для последующей печати с них карт, планов, видовых гравюр и художественных изображений. Благодаря изданиям атласов среди нидерландцев в XVI в. возрос интерес к картам и планам.

Появление гравюр, изображающих виды городов, как самостоятельное явление возникло, по всей вероятности, на основе материала планов городов. То, с какой точностью переданы существовавшие в действительности детали построек на первых видовых гравюрах, свидетельствует о том, что появление этой разновидности гравюрных изображений произошло благодаря уже существовавшей научно развитой практике картографии, в частности созданию планов участков местности и городов.

Осуществление воспроизведения плана столицы Амстердама очень интересовало голландцев. Первый выпуск гравюры «План Амстердама» Бальтазара Флори-са ван Беркендоре был осуществлен в 1625 г. Наглядно изображенные изменения, происходившие во внешнем облике Амстердама на основе этого гравюрного плана, впервые описывает Кейс в аннотации к изображению4. Толчком к появлению гравюры мог послужить процесс кардинального изменения облика города - событие, которое, на взгляд современников, должно было быть обязательно запечатлено. Восточные острова (oostelijke Eilanden) были искусственно насыпаны в XVII в. для корабельных верфей Ост-Индской компании в период бума международной морской торговли для расширения территорий под порт, склады и верфи. План генеральной реконструкции города 1610 г. предполагал строительство прилегающего к ожерелью каналов района для людей победнее: плотников, каменщиков, художников. Так возник рай -он, протянувшийся полосой между кана-лами Принсенграчт (Princengracht) и Лин-баансграчт (Lijbaansgracht) от Броуерсг-рачт (Brouwersgracht) до Лоиерсграчт (Looiersgracht). План находился на стадии осуществления ко времени создания гравюры Б. Ф. Беркендоре.

Гравюрные панорамные виды городов печатались в специальных изданиях, посвященных географическим описаниям стран Западной Европы. Впервые такое издание было осуществлено в 1493 г. в Германии Германом Шеделем. Выпуск вышел под названием «Нюренбергская хроника». Он содержал тридцать одно изображение видов европейских городов в лист. Несмотря на место издания, большинство исследователей относят этот труд к Нидерландской картографии5. В дальнейшем панорамные виды городов находили место в изданиях иллюстрированых географических атласов, самые объемные публикации которых в Западной Европе

ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ХУ1-ХУ11 вв. осуществлялись в Нидерландах.

Одним из самых первых выпусков в Голландии самостоятельных художественных видов города отдельным листом является «Панорамный вид Амстердама с севера, с реки Иж» (две доски 26 х 74,4 см. Пять состояний. Рейскмузеум. Кабинет гравюр, коллекция В. Д. Р. Дресман, Коллекция Г. Леонард и т. д) Питера Баста. Крупные изображения фигур людей на фоне кораблей и вида города на противоположном берегу - свидетельство определенных художественных качеств гравюры. Необычная трактовка композиции, по мнению Кейс, характеризует этот пейзаж как один из первых оказавших влияние на последующее развитие панорамного типа гравюрных морских пейзажей. Изображения остроконечных зданий складов и магазинов окружают центр гавани. Амстердам являлся торговой Меккой. Уже в 1599 г. - время создания гравюры - город имел огромный объем торговли. Вверху справа - корона, венчающая композицию. Слева вверху гравюры - герб Голландии. Анализируя художественные достоинства этой гравюры, Дж. Кейс пишет о том, что до Рембрандта, оставлявшего на поверхности печатной доски больше краски, чем умещалось в бороздки, Бает использовал эту же практику.

Издатель Клас Янс Висхер (1634-92?), к которому попали клише через некоторое время, трансформировал композицию гравюры, осуществив собственный творческий подход. По описаниям Кейс, он переработал доски П. Баста, расширив вид с двух сторон. К. Висхер заместил фигуры П. Баста на первом плане аллегорическим представлением Амстердама как центра мировой торговли. Город персонифицируется с сидящей девушкой, держащей модель корабля в одной руке и щит в другой. Справа от нее множество фигур, символизирующих различные виды торговли и индустрии Голландии - земледелие, рыбную ловлю и коммерцию. Они движутся процессией по направлению к символически представленному Амстердаму, чтобы предложить богатство, которого достиг город, торгуя повсюду в мире6.

Интерес нидерландского общества XVI в. к научным открытиям определил востребованность географических атласов. В основе идеи создания гравюрных панорамных видов городов находились картографические планы. Появление нидерландских атласов, содержащих обширный картографический и иллюстративный материал, послужило толчком к развитию гравюрного панорамного городского пейзажа в Голландии в конце XVI-XVII вв.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Копанева Н. П. Искусство атласа: Коллекции нидерландских атласов XVI-XVII вв. в фонде Российской национальной библиотеки СПб. // Рукописный фонд. Россия - Голландия книжные связи XV-XX вв. СПб., 2000. С. 239.
2 Козак Я. Полишенский И. Изображения городов СССР в иконографическом атласе «Civitates orbis terrarum» // Русский город. M., 1980. Вып. 3. С. 89.
3 Килъдюшевская Л. К. Планы городов. От книжной иллюстрации к атласу (по фондам РНБ) // Российская национальная библиотека и Отечественная художественная культура. Вып. 3. СПб., 2005. С. 102.
4Keyes G. Mirror of Empire. Minneapolis, 1990. Cat. 102.
5Schedel H. Liber chronicarum. Norimbergiae, 1493; Козак Я., Полишенский Й. Указ. соч. С. 85.
6Keyes G. Op. cit. P. 284.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты