Публикации
Этническая реальность:
синхронный и диахронный анализ
УДК 930.2 DOI: 10.22378^е.2018-3-2.198-208
РОЛЬ И СТАТУС ОТЦОВ В УЗБЕКСКИХ СЕМЬЯХ
Б.М. Убайдуллаева
Институт истории Академии наук Республики Узбекистан
Ташкент, Республика Узбекистан
barnomashrab@mail.ru
Политические, социальные, экономические и духовно-культурные изменения, имевшие место в Узбекистане в XX в., повлияли на все аспекты традиционного образа жизни, в том числе на статус и положение отца, его взаимоотношения с детьми в узбекской семье. Важное значение приобретают исследования об отношениях между родителями и детьми в контексте традиционных и современных традиций.
В статье на основе этнографических материалов и результатов этносоциоло-гических опросов рассматриваются вопросы, касающиеся места и положения отца в семье узбеков в XX в. Автор пытается найти ответы на следующие вопросы. Чем отличается «современное» положение и поведение отцов от «традиционного»? В чем различие между «современным» стереотипом, нормативным образом отцовства от «традиционного»? Какие факторы повлияли на изменение положения и роли отца в семьи? Какие особенные, специфические ментальные черты прослеживаются во взаимоотношениях отцов и детей у узбеков? Каково место, каков статус отцов-узбеков в современный период?
Для цитирования: Убайдуллаева Б.М. Роль и статус отцов в узбекских семьях // Историческая этнология. 2018. Т. 3, № 2. С. 198-208. Б01: 10.22378/Ие.2018-3-2.198-208
Социально-экономические, политические и культурные изменения, имевшие место в общественной жизни Узбекистана, оказали огромное влияние на традиционный образ жизни узбеков, в частности на традиционные взгляды и взаимоотношения между членами узбекской семьи. В последние годы можно наблюдать большие изменения во взаимоотношениях отцов и детей, а также во взглядах о роли отца в семье.
Этнологи делят семьи по форме на две группы: большие и малые нук-леарные. В последние годы большие семьи можно разделить на несколько
групп по экономическим условиями в семье и по состоянию взаимоотношений между её членами.
Вышеперечисленные большие семьи можно считать трёхпоколенны-ми. Именно в них сохранены традиции, в частности традиционные взаимоотношения отцов и детей.
В нуклеарных семьях степень сохранения традиций является относительно низкой. Это связано в первую очередь с условиями проживания семьи и мировоззрениями её членов.
По мнению специалистов, «если пренебречь частными межкультурными различиями, в традиционной патриархальной семьи отец выступает как: а) кормилец, б) персонификатор власти и высший «дисциплинатор», в) пример для подражания, а нередко и непосредственный наставник во внесемейной, общественно-трудовой деятельности» [1, с. 232]. С изменением условий в результате усиления процессов урбанизации и индустриализации ситуация стала серьезно меняться. Ученые констатируют следующие черты многих современных обществ: рост безотцовщины, частое отсутствие отца в семье; незначительность и бедность отцовских контактов с детьми по сравнению с материнскими; педагогическую некомпетентность, неумелость отцов и т.д. [2, 3 с. 135-153].
Авторская разработка различных моделей семьи на основе изучения роли родителей дает возможность более детально исследовать взаимоотношения отцов и детей. В результате исследований определены следующие модели семьи:
представителем данной модели семьи, его отец каждый вечер за дастарха-ном (столом) во время ужина давал наставления своим детям, а все дела осуществлялись только после его одобрения. Отец был серьёзным человеком, который говорил только один раз. Он стремился к тому, чтобы все его поручения выполнялись безприкословно, но при этом он не бил и не ругал детей. Свое недовольство он выражал, становясь хмурым, или говорил жене, что он недоволен «её ребёнком», дети узнавали о недовольстве отца через мать. Мать (то есть жена) полностью подчинялась отцу (мужу). Родители никогда не ругались в присутствии детей.
В семье информанта 4 сыновей и 3 дочери, которые имеют свои семьи. Отец и сыновья живут по соседству. Отец сохраняет управление над семьей. Дети отдают отцу сэкономленные в своих семьях деньги. Отец копит деньги и по заранее составленному плану отдает накопленные деньги одному из сыновей в случае необходимости. Например, если он дал деньги одному сыну для покупки машины, то в следующий раз отдает их другому сыну для свадьбы. Все считают, что он прав, никто не оспаривает его решение. Продукты, приобретенные семьей, делятся на четыре части и поровну распределяются между сыновьями. Важные вопросы, касающиеся семьи, решаются по желанию и совету отца1. В такой модели семьи отец занимается в основном обеспечением хозяйства и не вмешивается в домашние дела.
По сведению другого информатора, воспитанного в семье, представляющей вторую модель, их в семье было семеро. Отец работал в сфере
торговли. Он был серьезным и неразговорчивым человеком, а мать, наоборот, общительной и красноречивой женщиной. Если дома не было матери, дети при общении с отцом ограничивались только приветствием. Отец обращался с матерью (женой) на «Вы», а в отношениях со своими детьми соблюдал дистанцию, «сильно не допрашивал». Он не употреблял спиртное и не курил. Мать очень уважала своего мужа - отца своих детей, хорошо ухаживала и заботилась о нем3.
Этнографические исследования 1960-1970-х гг. показали, что стереотип «отца» в узбекской семье воплощал в себе вожака, снабженца, величественного и немного хладнокрового человека. Он в нужный момент смог проявить строгость и требовательность, иногда великодушие и заботливость. В качестве примера можно привести воспоминания информатора: «Наш отец был скромным, спокойным и неразговорчивым человеком, воспитанный по мусульманским обычаям. По его взгляду мы узнавали то, что он хочет. Когда мы кушали, из нас только наш старший брат мог сидеть с родителями, мы дочери сидели и кушали отдельно. Я не помню ни одного случая, когда папа повысил голос на нас. Но, несмотря на это, мы очень боялись отца и сильно уважали его. В большинстве случаев, папа действовал на нас через нашу мать, и она была посредников между отцом и нами»4. Такого рода сведения сообщали нам и многие другие информаторы.
В подобных семьях дети, безусловно, подчинялись своему отцу. В большинстве них наблюдается проявление хладнокровия и строгости со стороны отца при воспитании детей, но данная требовательность не исключала любовь и заботу. Отец тщательно изучал своих детей и знал их. Он ставил перед ними вполне выполняемые требования, не требовал от них лишнего. Мать могла пугать детей, говоря: «Расскажу о вас вашему отцу», «Как приедет отец, расскажу о тебе». Такие угрозы имели эффект. Если все-таки отец решался наказать одного из детей, то матери нельзя было вмешиваться в процесс. Но во многих семьях взаимоотношения не доходили до наказаний, мать и дети старались угодить отцу, чтобы он не выражал свое недовольство.
В результате исследований обнаружено, что даже отцы с высшим педагогическим образованием в большинстве случаев старались соблюдать традиционные обычаи при воспитании детей. По сведению нашего информатора из Наманганского вилоята, его отец долгие годы работал директором школы. Отец разговаривал с детьми или перед детьми с матерью, не повышая голос. Но, несмотря на это, дети очень боялись своего отца. Он был таким «таинственным», «солидным», «внушительным», что дети не чувствовали себя свободно перед ним. Но отец создал все необходимые условия, чтобы дети получили высшее ообразование5. В традиционной узбекской семье отношение матери к ребенку определяется материнской любовью, а от3 Запись автора. Сурхандарьинский вилоят. Село Тол, 2007 г.
цов - уважением и авторитетом. В исследованных семьях среди современных узбечек преобладает мнение о том, что отец должен быть «более строгим». Такого мнения придерживается большинство женщин старше 45 лет.
В семьях, основанных на равноправном сотрудничестве, более близкие и свободные контакты отцов и детей являются естественными, в них матери и отцы наравне активно участвуют в воспитании ребенка, контролируют его учебную деятельность, помогают ему при выполнении школьных домашних заданий. Отношение матери к отцу более свободное, и дети подражают родителям.
Следует подчеркнуть, что среди современных узбеков встречаются все четыре модели семьи, но самыми распространенными являются вторая и третья.
В результате полевых исследований, проведенных в Сурхандарьин-ской, Наманганской, Ферганской вилоятах (областях) и в городе Ташкенте Республики Узбекистан, определено, что в традиционных взглядах о роли отца в семье большей поддержкой среди населения пользуется вторая и третья модель, их смешанные формы. Жительница махалли «Самарканд дарвоза» Ташкента отмечает: «Между отцом и детьми должна быть некая дистанция, то есть отец должен иметь свое некое «величие», авторитет перед детьми». Отец, чтобы сохранить свой авторитет перед детьми и женой, не должен вмешиваться в мелочи в семье»8. Другой житель этой же махалли - мать шестерых детей, высказывает следующее мнение: «Отец, чтобы иметь своего место в семье, должен соблюдать дистанцию в отношениях с детьми, и он не должен слишком дружить с ними»9. На основе изученных сведений определено, что авторитет отца основывается на его «внушительности», на невмешательстве в мелочи, на поддержке детей в нужный момент, на стремлении быть справедливым в отношении них, на миссии отца, как главного кормильца и снабженца семьи.
Дети верят в жизненный опыт отцов и думают, что только отец «все может сделать правильно». С детства они выросли в обстановке, когда все важные задачи решал отец, а их мать испытывала безусловное уважение к отцу. Среди узбекских женщин принято называть мужа «ходжаин»10, мать старается не умалять его авторитет перед детьми. Иногда встречаются мужчины, которые начинают злоупотреблять этим уважением. Они устанавливают насилие в семье и требуют «уважать» себя посредством применения силовых методов. Это в основном мужчины, которые не добились настоящего уважения в семье со стороны жены и детей. Во многих психологических и педагогических исследованиях, посвященных роли отца в семье подчеркивается, что падение авторитета отца в семье считается негативным фактором, угрожающим спокойствию семьи и развитию общества. «Общество без отцов» означает демаскулинизацию мужчин, социальную анархию, пассивную вседозволенность и т.п. [1, с. 240]. Положение отца в семье, основанное на его авторитете, имеет важное значение при воспитании детей, прочности и благополучии семьи.
Общественно-экономические и духовно-культурные изменения, происходившие в постсоветское время (пропаганда атеизма, «гендерное равноправие», европейский образ жизни, попытки массового вовлечения женщин в общественный труд) и в период глобализации оказывают большое влия8 Запись автора Сурхандарьинский вилоят. Г. Ташкент, махалля «Самарканд дарвоза», 2007 г.
ние на семейные отношения, в том числе и на взаимотношение отцов и детей. Усиление экономической дифференциации узбекской семьи приводит к трансформации процесса социализации детей в них. На современном этапе вопрос лидерства напрямую связан со степенью роли отца или матери в экономическом обеспечении семьи. На вопрос заданный детям «Кто экономически обеспечивает семью?» 46 % ответили «отец», 12 % «мать», 42 % отметили участие обоих родителей11. Согласно результатам опроса детей, 73,9 % видели отца «главой семьи», 9,6 % считали свою мать, а 16,5 % детей не сталкивалось с подобными понятиями12. Очевидно в таких семьях наблюдается сотрудничество во взаимоотношениях.
Мы спросили у родителей: «Кому больше должны подчиняться дети?». Из опрошенных 67,5 % ответили «отцу», 10,5 % «матери», 22 % считают «тому, чье влияние сильнее»13. Результаты показали преимущество традиционных взглядов, отражающих лидерство отца в семье.
На основе проведенных интервью, личных наблюдений и анализа ис-торико-этнографической и художественной литературы можно прийти к выводу о том, что взгляды о месте и положении отца в узбекской семье менялись поэтапно. Можно выделить следующие периоды: 1) 19501960 гг.; 2) 1960-1980 гг.; 3) начало 1990-х гг. и до наших дней.
На первом этапе, который включает период 50-60 гг. прошлого столетия, традиционные взгляды о статусе, месте и роли отца в узбекской семье были свойственны почти всем узбекским семьям, а «современные» семьи, основанные на сотрудничество отца и матери, представляли меньшинство. В этот период были широко распространены первая и вторая модели семьи.
На втором этапе (1960-1980 гг.) стали видны результаты экономической и духовной политики (русификация, пропаганда советского образа жизни, преследование религиозного образования), проведенной советской властью в Узбекской ССР. Советский режим оценил традиционный статус отца в семье как «остаток феодальных отношений» и ввел пропаганду принципа «равного сотрудничества в семье». Он должен был служить для развития семейных отношений, но в некоторых семьях начались злоупотребления: отцы отдали матерями функцию кормильца в семье, но при этом продолжали требовать от них бесприкословного выполнения традиционных обязанностей матерей (воспитатель, домохозяйка, признание воли мужчины). Увлечение спиртными напитками некоторых отцов стало одним из заметных негативных явлений. В результате такие отцы начали терять авторитет в глазах членов семьи. Однако во многих узбекских семьях росло взаимное сотрудничество между мужом и женой, степень искренности в отношениях между детьми и родителями, которые привели к улучшению взаимотношений между ними. В это время больше трети отцов в узбекских семьях брали детей на руки в присутствии старших род11 Итоги опросов, 2009 г.
ственниках, спокойно появлялись с ними в общественных местах. В молодых семьях отход от традиции наблюдался вдвое чаще, чем в зрелых. Ещё одной тенденцией, свойственной данному этапу, является стремление отцов к контролю за учебой детей и к получению ими хорошего образования. Именно в этот период усилилось вмешательство отцов в личную жизнь детей из-за их сильной материальной зависимости от них.
Несмотря на появление новых тенденций в статусе отца в узбекской семье, традиционные взгляды все ещё имели существенную силу. Причиной являлась аграрная направленность экономической жизни Узбекской ССР, в результате которой большинство узбеков жило в сельской местности (65-70 %)14, а также медленный темп урбанизационных и миграционных процессов, которые не могли изменить их традиционный образ жизни. Многие городские узбеки компактно проживали в городских махаллях. Все это обеспечивало сохранение коллективного контроля и системы традиционных взглядов о статусе родителей в семье. В частности общество негативно воспринимало отцов, не умеющих управлять семьей, детьми, не уважающих своих отцов. С другой стороны, наличие образа жизни, основанного на модели трёхпоколенной семьи, обеспечивало преемственность традиционных взглядов15. Отметим, что у узбеков детей готовили к отцовству с подросткового возраста. Отец был образцом в семье для мальчиков. Если в семье не было отца (если он умер или супруги были в разводе), то его роль выполняли близкие родственники - дядя, дед.
Несмотря на то, что советских женщин активно привлекали к общественной и трудовой деятельности, узбечки не стремились к ней. Доля работающих женщин-узбечек была низка. Например, в 1930-1980 гг. доля рабочих и служащих женщин составляла колебалась от 18 % до 43 % [6, с. 12]. Большинство узбекских женщин было многодетными16, и они занимались в основном воспитанием детей.
Третий этап, который включает 90-е гг. прошлого столетия, стал настоящим временем испытания для традиционных отношений в узбекской семье. В это время наблюдалось много противоречий в обществе. В конце 1980-х гг. имели место процессы восстановления религиозного и национального наследия узбекского народа. Через изучение религиозной литературы появилась возможность получения исламских знаний о месте и статуса отца в семье17. Многие молодые люди начают понимать, что уважение и почтение отца является национальной ценностью, а отцы - придавать своему отцовского долгу религиозное значение. С другой стороны, в связи с вступлением Узбекистана в рыночную экономику усилились миграционные (внешние и внутренние) процессы. В результате в эти годы многие отцы начают покидать семьи и уезжают на заработки в другие ре-гионы18 и страны19. По наблюдением автора, в одном из сельских районов 10-25 % жителей уехали на заработки и большинство из них составляли семейные мужчины20. В таких семьях отцы теряют возможность в течение длительного периода (от 6 месяцев до 2-3 лет) воспитывать своих детей. Многие из них привыкают к европейскому образу жизни. В результате внутренней миграции количество больших, нераздельных семьей снизилось и выросло число малых нуклеарных семей21. Под влиянием правил проживания в многоэтажных домах, утраты родственных связей начала разрушаться преемственность национальных традиций.
Формирование рыночных отношений привело к дальнейшему росту доли женщин в общественном производстве. Если в 1990 г. из всех рабочих и служащих женщины составляли 44 %, то в 1992 г. этот показатель достиг 47 % [6, с. 12]. Изменение репродуктивных взглядов у женщин -стремление иметь меньше детей, усилили их активность в общественном производстве, а в некоторых семьях предоставили им возможность стать основным кормильцем.
В результате развития и широкого применения информационных технологий, телевидения и интернета в узбекское общество начинают проникать новые взгляды. Они меняют традиционные представления о роли отца. Исследователи, изучая тенденции, свойственные 90-м гг. прошлого столетия, подчеркивают, что формирование дружественных взаимоотношений отцов не только с сыновьями, но и с дочерями свидетельствует «о демократизации отношений в семье», «об уравнивание внимания родителей к своим детям обоих полов» [9, с. 501]. Современные взаимоотноше17 Раньше эти знания приобретались в результате устных наставлений.
ния отцов и детей стали более свободными и искренними. Стереотип «образцового отца» подразумевает человека, любящего свою жену и детей, а также проявляющего заботу о них.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Сведения об авторе: Убайдуллаева Барно Машрабжановна - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, отдел этнологии и антропологии Института истории Академии наук Республики Узбекистан (100060, ул. Шах-рисябз проезд 1, д.5, Мирабадский район, Ташкент, Республика Узбекистан); barnomashrab@mail.ru
ROLE AND STATUS OF FATHERS IN UZBEK FAMILIES B.M. Ubaydullayeva
Institute of History of the Academy of Sciences of the Republic of Uzbekistan
Tashkent, Republic of Uzbekistan
barnomashrab@mail.ru
Political, social, economic, and religious-cultural changes that took place in Uzbekistan in the 20th century made an impact on all aspects of a traditional lifestyle, including the status and place of a father in a fmily, relations between fathers and children in an Uzbek family. Research on parents-children relations in the context of old and modern traditions are gaining special importantce.
Based on ethnigraphoc material and results of atho-socilogical surveys, the paper examines the issues associated with the place and status of a father in an Uzbek family
in the 20th century. The author makes an attempt to find answers to the following questions: what is the difference between the &contemporary& situation and behaviour of fathers from the &traditional& one?; what is the difference between the &contemporary& stereotype, standard fatherhood from the &traditional& one?; which factors influenced the changes of a father&s status and role in a family?; which peculiarities, special mentality traits can be observed in father-children relations of Uzbeks?; what is the place, the status of Uzbek fathers in the contemporary times?
For citation: Ubaydullayeva B.M. Role and status of fathers in Uzbek families.
Istoricheskaya etnologiya - Historical Ethnology, 2018, vol. 3, no. 2, pp. 198-208. DOI: 10.22378/he.2018-3-2.198-208
REFERENCES
About the author: Barno M. Ubaydullaeva is a Candidate of Science (History), Senior Research Fellow, the Department of Ethnology and Anthropology, the Institute of History of the Academy of Sciences of the Republic of Uzbekistan (5, Shakhrisyabz Proyezd 1, Mirabad District, Tashkent 100060, Uzbekistan); barnomashrab@mail.ru