Спросить
Войти

Роль партизанского движения в коренном переломе в ходе Великой Отечественной войны

Автор: указан в статье

ББК 63.3(2)722.74

РОЛЬ ПАРТИЗАНСКОГО ДВИЖЕНИЯ В КОРЕННОМ ПЕРЕЛОМЕ В ХОДЕ ВЕЛИКОЙ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Н.Ф. Гончаров

В статье на целом ряде фактов и цифровых данных показана большая роль партизанского движения в коренном переломе в ходе Великой Отечественной войны

Боевые действия партизанских отрядов и соединений в осенне-зимний период 1942 г. и в 1943 г. развертывались под влиянием побед Красной армии и начавшегося массового изгнания врага из пределов нашей страны.

В связи с крупными наступательными операциями наших войск перед партизанским движением встали новые задачи: организация более тесного взаимодействия с наступающими войсками Красной Армии, особенно при форсировании водных рубежей, усиление ударов по железнодорожным коммуникациям и тыловым объектам врага, борьба за сохранение промышленных предприятий и другого народного достояния, спасение советских людей от уничтожения и угона в фашистское рабство.

Главные усилия партизаны сосредоточили на нарушении железнодорожных коммуникаций противника. Они действовали на всех важнейших железных дорогах в тылу врага. Пуская под откос вражеские эшелоны, партизаны уничтожали живую силу и технику противника. После каждого взрыва нарушалось движение, что тяжело сказывалось на снабжении фронта. Кроме того, активные действия партизан на коммуникациях заставляли врага держать крупные военные силы для их охраны.

Больших успехов в 1942 и 1943 годах добились Брянские партизаны. В один из ноябрьских дней 1942 года, боевая группа из бригады «Смерть немецким оккупантам» пустила под откос эшелон противника, следовавший из Брянска в Гомель. Через несколько дней другая группа, совершив 80километровый переход, вышла на линию Брянск-Гомель у деревни Козорезовка. Запланировав путь, партизаны подорвали паровоз и 30 вагонов, уничтожили сотни немецких солдат. В феврале 1943 г. они впервые произвели минирование железнодорожного полотна противопоездными минами замедленного действия. Проведение этой операции было согласовано с командованием Брянского фронта. Чтобы ввести в заблуждение немецких саперов, партизаны в нескольких местах, где не были поставлены мины, подорвали железнодорожное полотно. Противник после восстановления полотна открыл движение. И тут неожиданно для него начал взлетать на воздух состав за составом.

Гончаров Николай Федорович - ВГТУ, д-р ист. наук, профессор, тел. (4732) 66-67-71

Вскоре брянские партизаны решили вывести из строя так называемый «Голубой мост» через Десну в районе Выгоничей на железной дороге Брянск-Гомель. «Голубой мост», рассчитанный на двухпутное движение, имел три стальных пролета. Общая длина его составляла около 300 метров. Охрана моста с прилегающим гарнизоном состояла из 650 гитлеровцев. По плану операция началась в ночь на 8 марта 1943 г. В ней участвовало 1050 партизан. Они умело блокировали подходы к мосту. Бой за мост ударных групп длился меньше получаса. Подрывники уложили 450 кг тола и 500 кг аммонита под фермы моста. Раздался оглушительный взрыв. Яркое пламя осветило всю округу. Северная ферма рухнув, проломила лед, нижняя - беспомощно повисла в воздухе. В это время обеспечивающие группы громили подходящие подкрепления противника на участке Выгоничи-Лопушь. Было убито и ранено более 300 фашистов. Более месяца понадобилось оккупантам, чтобы восстановить движение по мосту, и то лишь в одном направлении.

Партизаны Ростовской области в феврале 1943 г. уничтожили восемь немецких эшелонов и взорвали два железнодорожных моста.

В апреле 1943 г. партизанские отряды и соединения, действовавшие в тылу немецко-фашистских войск, произвели 320 крушений поездов, в мае - свыше 760, в июне - около 900.

В конце июня 2943 г. Белорусские партизаны разработали план массового уничтожения рельсов на оккупированной территории, который вошел в историю под названием «Рельсовая война». Планом предусматривалось подорвать свыше 200 тысяч рельсов. К проведению этой операции по решению Центрального штаба партизанского движения, помимо белорусских партизан, привлекались ленинградские, калининские, смоленские,

орловские и часть украинских партизан.

Операция началась в ночь на 3 августа 1943 г. Под покровом темноты армия партизан неожиданно для врага обрушилась на линии железных дорог. Немецкая охрана и ближайшие гарнизоны были настолько ошеломлены, что в течение некоторого времени не могли понять, что происходит. Многие из охранников думали, что партизаны применили какую-то адскую машину для разрушения дорог. Уничтожение рельсов продолжалось и в

последующие дни. Всего было подорвано белорусскими, ленинградскими, калининградскими, смоленскими, орловскими и украинскими партизанами 133 тыс. рельсов, что составляло около 800 км ж/д пути в одну колею. Все попытки оккупантов воспрепятствовать действиям партизан кончались неизменно провалом.

Массированные и внезапные удары по коммуникациям врага привели к значительному сокращению его перевозок, удлинению срока прохождения эшелонов, создали еще большие трудности в подвозе пополнений и техники противника, до предела усложнили перегруппировку его войск в период наряженных летне-осенних боев 1943 г.

Движение по железным дорогам в тылу вражеских армий резко сократилось, а на некоторых участках совершенно приостановилось.

Следовавшие в начале августа по железной дороге Молодечно-Минск из глубокого тыла части 68-й и 125-й вражеских пехотных дивизий вынуждены были высадиться на станции Олехновичи и продолжать путь на автомашинах, так как железнодорожное полотно было разрушено партизанами.

К концу августа 1943 г. партизаны вывели из строя более 170 тыс. рельсов, или свыше 1000 километров железнодорожного пути в одну колею. Только партизаны Орловской области с 22 июля по 2 августа подорвали почти 7500 рельсов.

На ремонт разрушенных путей вражеское командование начало спешно бросать железнодорожные строительные батальоны, рабочие команды и даже боевые части, принудительно привлекать местное население.

Боясь дальнейшего разрушения путей, враг привлек для охраны новые силы. На большей части дорог вводилось усиленное патрулирование, сооружались новые дзоты, подступы к железнодорожным путям минировались и ограждались колючей проволокой, охранная полоса очищалась от леса и кустарника.

Но это не остановило партизан, и они нанесли ряд новых ударов. По указанию Центрального штаба партизанского движения во время осеннего наступления Красной Армии был проведен второй этап операции «Рельсовая война» под условным названием «Концерт». Если на первом этапе

операции «Рельсовая война» приняли участие почти 170 партизанских бригад, отрядов и групп численностью около 90 тыс. человек, то на втором ее этапе - 193 бригады и отряда численностью более 120 тыс. человек. За оба этапа операции только белорусские партизаны подорвали свыше 211 тыс. рельсов.

Операция «Рельсовая война» включала в себя целый комплекс боевых действий на линиях железных дорог. Партизаны во время этой операции помимо подрыва рельсов, продолжали производить крушение эшелонов с живой силой и техникой врага, взрывать железнодорожные мосты, выводить из строя путевой и станционное оборудованием.

Партизаны наносили удары не только по железнодорожным магистралям, но и по шоссейным и по грунтовым дорогам врага. Они уничтожали автомашины, взрывали и сжигали мосты, разрушали временные переправы, выводили из строя отдельные участки дорог.

Действия партизан на вражеских коммуникациях проходили в тесной связи с операциями по разгрому немецко-фашистских гарнизонов, комендатур, полицейских учреждений, тыловых частей и подразделений врага.

Борьба партизан в тылу вражеских войск оказала большую помощь Красной Армии в ее широких наступательных операциях, которые положили начало массовому изгнанию немецко-фашистских захватчиков с оккупированной территории нашей страны, стратегическая наступательная инициатива перешла в руки Красной Армии. Таким образом, партизанское движение сыграло важную роль в коренном переломе в ходе Великой Отечественной войны.

Литература

1.История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941-1945. М., 1961. Т. 2. С. 476-487.
2. История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941-1945. М., 1961. Т. 3. С.438-494.
3. История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941-1945. М., 1962. Т. 4. С.468-477.
4. Великая Отечественная народная. 1941-1945. Краткий исторический очерк. М., 1985. С.320-323.
5. История Коммунистической партии Советского Союза. М., 1970. Т. 5. Книга первая. С.474-508.
6. Великая Отечественная война 1941-1945. События. Люди. Документы. Краткий исторический справочник. М., 1990. С.23.

Воронежский государственный технический университет

ROLE OF GUERRILLA MOVEMENT IN FUNDAMENTAL CHANGE DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

N.F. Goncharov

In article on variety of the facts and figures the big role of guerrilla movement in fundamental change during the Great Patriotic War is shown

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты