24 Fessler I. A. Rueckblicke... P. 412-414.
удк 271.2 (470.44)(09) + 929
РАБОТА Г.И. ЧЕРНЫШЕВСКОГО НАД СОСТАВЛЕНИЕМ «ЦЕРКОВНО-ИСТОРИЧЕСКОГО И СТАТИСТИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ САРАТОВСКОЙ ЕПАРХИИ» (1850-1856 годы)
И.Е. Захарова
музей н.г. Чернышевского E-mail: Sarusadba@yandex.ru
Составление в середине XIX в. историко-статистических описаний епархий по всей россии по проекту Синода явилось важным этапом в развитии региональной истории и краеведения. на основе приводимых в статье архивных материалов можно проследить методику работы протоиерея г.и. Чернышевского над составлением статистического исследования по истории Саратовской епархии.
Work G.I. Chernyshevsky over Drawing up of «The Church-Historical and Statistical Description of the Saratov Diocese» (1850-1856) I.E. Zaharova
Drawing up in the middle of XIX in history-statistical descriptions of dioceses across all Russia under the Synod project was the important stage in development of regional history and study of local lore. On the basis of archival materials resulted in article it is possible to track a technique of work of archpriest G.I. Chernyshevskii over drawing up of statistical research on stories of the Saratov diocese.
Историко-статистические описания епархий Русской православной церкви XIX - нач. XX вв., наряду с епархиальными ведомостями, справочниками и трудами церковно-археологических комитетов, обществ и комиссий, относятся к числу основных печатных источников по региональной церковной истории России дореволюционного периода. Причем этот особый жанр был до-
вольно распространен в церковно-историческои регионалистике того периода. Публиковались как общеепархиальные описания, так и историкостатистические описания церквеИ и монастырей (отдельными книгами и в епархиальных или губернских ведомостях). Работу по составлению епархиальных историко-статистических описаний, предпринятую по проекту правительствующего Синода в середине XIX в., можно считать вехой в развитии региональной истории и краеведения.
Ошибочным представляется суждение, что составление Историко-статистических описаний епархий началось только после предписания Синода от 19 мая - 6 октября 1850 г. по предложению обер-прокурора Николая Александровича Протасова. По инициативе местных протоиереев подобные материалы собирались и ранее. Известно, что в 30-40-е гг. подобные описания епархий по России были сделаны, например, в Могилевской, Оренбургской, Казанской и др. епархиях1.
По материалам к истории Саратовской епархии, собранным и опубликованным А.А. Лебедевым в начале XX в., также видно, что в 30-40 гг., когда епархией управлял архиерей Иаков (Вечерков), подобная работа проводилась2. Существует также мнение, что в 1840-х гг. Чернышевский по указанию Иакова занимался составлением исторического описания Саратовской епархии, используя присылаемые по требованию архиерея материалы3. В частности, А.А. Лебедев указывает в «Материалах...», что результатом обработки поступивших Иакову сведений со всех концов епархии «явилось “Церковно-историческое и статистическое описание Саратовской Епархии”», составленное в 1845 г. прот. Г.И. Чернышевским,
© И.Е. Захарова, 2010
отцом известного писателя Н.Г. Чернышевского», но далее он ошибочно дает ссылку на публикацию в «Саратовских Ведомостях» за 1882 г. материалов, собранных самим Чернышевским в 1850-56 гг.4
С другой стороны, известный исследователь истории раскола Н.С. Соколов считал, что рукопись «Историческое описание.» 1845 г. была написана самим Саратовским епископом Иаковом (Вечерковым), собравшим для ее составления и проверившим материалы, и хранилась «в библиотеке Императорского русского географического общества»5. Соколов также указывает, что в библиотеке Саратовской духовной семинарии он нашел рукописный том, в котором собрано преосвященным Иаковом «... до 14 записок разных благочинных Саратовской епархии, которым поручено было составить описание всей епархии (по уездам) в церковно-историческом отношении». Их составление относится к 1839-1841 гг.6
Составление епархиальных описаний в середине XIX в. имело особую значимость, поскольку впервые в истории России было задумано подготовить по единому плану подробное научное описание всех ее регионов в церковно-историческом плане.
Конечная цель Духовно-учебного управления при Святейшем Синоде - на основе подготовленных описаний создать общий курс истории Российской церкви.
Разработчиком программы по составлению епархиальных описаний, которую 21 октября 1850 г. разослали всем правящим архиереям, был директор Духовно-учебного правления А.И. Ка-расевский7.
В силу разных обстоятельств, в частности по причине смерти Карасевского, к 1860 г. стало ясно, что замысел не будет осуществлен в полной мере. И 23 февраля 1861 г. по предложению обер-прокурора А.П. Толстого присланные в Синод описания епархий были возвращены на места, где их должны были опубликовать8.
Несмотря на то, что замысел удался лишь частично, было сделано немало. Исходя из материалов, представленных в рапортах архиереев в Синод, можно отметить, что в течение 1850-х гг. в большинстве епархий были собраны уникальные материалы по региональной церковной истории, обработаны и частично подготовлены к публикации. Причем собранные сведения не утратили актуальности до настоящего времени.
Так случилось, что рукопись Чернышевского практически затерялась в Синоде, и если бы не хлопоты секретаря Саратовской духовной консистории Александра Матвеевича Правдина, курировавшего в 70-х гг. «Саратовские епархиальные ведомости», она, возможно, так и не была бы напечатана9.
Оценку важности опубликованного Правди-ным труда Чернышевского дает В.П. Соколов в историческом очерке «Саратовские Епархиальные
Ведомости за пятьдесят лет их существования (июнь 1865 г. - май 1915 г.)», изданном в 1915 году.
«Из статей, напечатанных в “Ведомостях”., особенную цену имеет работа Чернышевского, составленная последним в 1856 году, по резолюции еп. Афанасия, от 14 ноября 1850 года, состоявшейся по поводу полученного им, Афанасием, определения Св. Синода, от 19 мая - 6 октября того же 1850 года, “о желательно сти иметь полно е церковно-историческое описание всех епархий в России, в виде пособия для изучения истории Российской церкви”. Составленное по готовой, синодальной, программе, с некоторыми, лишь незначительными, отступлениями, “Описание” Чернышевского обнимает следующие пункты:
“Описание” это в декабре 1856 года представлено было еп. Афанасием Обер-прокурору Св. Синода, в канцелярии которого оно надолго застряло и лишь в 1882 году было возвращено в Саратовскую Консисторию, по просьбе секретаря последней А.М. Правдина.
В наше время, когда Ученая Архивная комиссия за 28 с лишком лет своего существования (открыта 12 дек. 1886 г.) собрала, описала и напечатала массу документов, относящихся, между прочим, и к истории Саратовской епархии, “Описание” Чернышевского утратило свою новизну и часть своего значения, устарело и по изложению, но 33 года тому назад, когда оно впервые напечатано было в “Ведомостях”, “Описание” имело свое значение и производило впечатление сколько своим содержанием, сколько же и именем его автора, пользовавшегося в свое время заслуженною известностью. Нельзя поэтому не сказать искреннего спасибо А.М. Правдину за его хлопоты по розыску и напечатанию этого, во всяком случае, исторического документа»10.
К работе Г.И. Чернышевского, опубликованной в «Саратовских ведомостях» Правдиным, обращались и саратовские исследователи. Их интересовало само содержание публикации, сведения, которые приводились о состоянии церквей и монастырей по епархии, и личность Г.И. Чер-
нышевского как одного из первых историков Саратовского края11.
В Государственном архиве Саратовской области (ГАСО) среди дел Саратовской Духовной консистории хранятся документы, которые дают представление о проведении Г. И. Чернышевским работы над составлением описания Саратовской епархии12. Документы этого дела неоднократно просматривались исследователями истории церкви и старообрядчества. Собранные здесь материалы дают представление, каким образом собирались сведения по всей епархии для составления Церковно-исторического описания благочинным саратовских градских церквей протоиереем Г.И. Чернышевским.
В деле собраны материалы, на основании которых можно представить методику работы Чернышевского, его деятельность по сбору сведений от благочинных Саратовской епархии о состоянии церквей и монастырей, о расколе, о духовенстве и православных обычаях, о переписке с епархиальным правлением. Часть сведений статистического характера предоставлялась Чернышевскому непосредственно из Духовной консистории, сведения о приходах поступали от благочинных из Камышина, Петровска, Кузнецка, Царицына и других округов, сведения о состоянии монастырей поступали от их настоятелей. Нужно также отметить, что для составления историкостатистических обзоров Чернышевскому необходимо было иметь статистические сведения за несколько лет: с момента образования епархии в 1828 г. по 1851 год.
Особая работа была проделана по сбору сведений о состоянии церквей на момент отделения Саратовской епархии от Пензенской в 1828 г. и по состоянию епархии на 1851 г. - на момент составления описания. Информация, поступавшая от благочинных и настоятелей монастырей, сверялась и дополнялась по клировым ведомостям. Эту работу по запросам Чернышевского выполняли непосредственно столоначальники Саратовской духовной консистории.
Среди материалов сохранились несколько листов, написанных рукой Чернышевского, на которых он представляет отчет о проделанной работе за 1850-1851 год13. Здесь дается описание состояния епархии на 1828 год. Сведения собраны по всем церквям, монастырям и духовенству со всех уездов, вошедших в состав Саратовской епархии, а также статистические сведения о епархии на 1851 год.
Среди материалов дела большую часть составляют рапорты Чернышевского, представленные в Саратовскую духовную консисторию и непосредственно архиерею Афанасию, строго контролировавшему ход работы по сбору статистических сведений и составлению описаний14.
Работа по сбору сведений затянулась, в частности, по причине того, что сбор сведений по епархии занял больше двух лет - с 1851 по
Первый статистический отчет на основании собранных материалов Чернышевский представил уже 28 марта 1851 года. Он разработал таблицу в соответствии с вопросами, указанными в записке по составлению описания, которую предложил дополнить и исправить в соответствии с данными клировых ведомостей, хранившихся в архивах Консистории. Таблицу он озаглавил таким образом: «Сведения, входящие в состав церковно-исторического и статистического описания Саратовской епархии»17.
В таблице были выделены разделы: В подгруппе «А»: «1. Общее число церквей, отделенных от Пензенской Епархии к Саратовской, при открытии последней в 1828 году. Между ними: а) соборных; б) приходских; в) домовых; г) кладбищенских; д) единоверческих; е) при монастырях; В том числе: каменных; деревянных. 2. Общее число, бывшее в то же время: а) духовенство: 1 - белого - мужского пола / женского; 2 - монашествующего; б) прихожан - мужского / женского пола. 3. Общее число, бывшее в то же время раскольников сект: а) Беглопоповской - муж. пол. / жен.;
б) Поморской; в) Спасовской; г) Молоканской; д) Скопческой или Хлыстовской».
Такая таблица с просьбой заполнить ее сведениями по уездам, передавалась в Консисторию.
В подгруппе «Б»: К 1 января 1851 г. в Саратовской епархии указывалось количество церквей, состояние клира (количество церковнослужителей штатных и заштатных, жен и вдов, детей мужского и женского пола); расписывались данные по прихожанам: а) военным, б) статским,
в) купцам, г) мещанам и другим обывателям городского сословия; д) крестьянам: государственным, удельным, помещичьим; отдельно выделены дворовые люди. Причем в отдельных столбцах были сведения об отчисленных в 1851 г. к Астраханской и Самарской епархиям (по отдельности) - по тем же пунктам. Далее сведения о раскольниках; о единоверческих церквях, молитвенных домах; о священнослужителях при них и прихожанах (муж. и жен. пола). Здесь имеется пометка о недостатке сведений по Николаевскому уезду.
Отдельно - сведения о монастырях. Монастырей православных: мужских, при них церквей (каменных, деревянных); монастырствующих и послушников; женских - по тем же пунктам. Монастырей единоверческих - по тем же пунктам, а также сведения по отчисленным к Астраханской и Самарской епархиям.
Наконец, 3 мая 1856 г. с сопроводительным рапортом Чернышевский передал рукопись в Консисторию18.
Еще один интересный документ в деле - свидетельство о возвращении рукописи Чернышевского в консисторию из Ведомства православного исповедания при Св. Синоде от 19 мая 1878 года.
Внизу приписка: «Историко-статистическое описание Саратовской епархии отослано в редакцию Епарх. ведомостей 28 апреля 1882 г. за № 4264»19.
На обороте: «Опись бумаг, относящихся к сему делу, поступивших от благочинных:
След этих рукописей теряется в редакции «Епархиальных ведомостей», хотя Правдин утверждал, что все материалы вернул в Консисторию21.
Работа Чернышевского по истории Саратовской епархии, действительно, не единственная, да и не первая из опубликованных. В 1865 г. в «Епархиальных ведомостях» публикуется статья А.Ф. Леопольдова об открытии Саратовской епархии22, несколько позже, в 1878 г. выходит публикация А.М. Правдина к 50-летию Саратовской епархии «Историческая записка о Саратовской епархии (за 50-летие 1828-1878 гг.)23, а в 189597 гг. в саратовских «Епархиальных ведомостях» публикуются «Краткие сведения о церквах Саратовской епархии, существующих при них причтах и прихожанах»24.
Работа Чернышевского интересна как в методологическом плане, так и в источниковедческом.
По сохранившимся рапортам и приказам можно представить, с какими трудностями пришлось столкнуться Чернышевскому, как он настойчиво пересиливает нерадивость духовенства и методично ведет работу над сбором и анализом представляемых (заметим, что в течение длительного периода времени!) материалов, делает лаконичные описания церквей и прослеживает историю монастырей; сообщает биографические сведения о саратовских архиереях за период с 1828 по 1851 г., сообщает интересные сведения о мощевиках и чудотворных иконах и т.д., причем строго в соответствии разработанному правительством плану.
К этой работе обращались и будут обращаться историки, исследователи церковной истории, старообрядчества и сектантства. Значимость ее в достоверности сообщаемых данных, которые тщательно отбирались и проверялись Г.И. Чернышевским.
Приложение
В деле «Составление церковно-исторического и статистического описания Саратовской епархии (1850-1878) Г.И. Чернышевским» из Государственного архива Саратовской области хранится составленная Г.И. Чернышевским таблица для систематизации собранных сведений в ходе работы над составлением описания Саратовской епархии (ГАСО. Ф. 135. Оп. 1. Д. 2210. Л. 7-9). Этот документ является иллюстрацией методики работы Чернышевского и дает представление о характере сведений статистического содержания, которые были ему необходимы. Сведения представлялись в консисторию от благочинных и настоятелей монастырей со всей епархии, затем передавались Чернышевскому. Процесс прохождения материалов через консисторию занимал много времени - присланные сведения доходили до составителя через две-три недели с момента их отправки. Чтобы как-то упорядочить полученную информацию и иметь возможность добавлять новые данные к уже имеющимся, Чернышевский и разработал эту таблицу. По некоторым пунктам данные отсутствуют. Это свидетельствует о том, что не все сведения собраны на момент составления таблицы. За недостающими сведениями Чернышевский обращался в консисторию, предлагая столоначальникам заполнить предложенную им таблицу, что и выполнялось на основании статистических сведений из хранящихся в консистории клировых ведомостей со всей епархии.
ДОКУМЕНТ
(Государственный архив Саратовской области (ГАСО). Ф. 135. Оп. 1. Д. 2210. Л. 7-9).
Рапорт в Саратовскую Духовную консисторию Саратовского Градского Благочинного Протоиерея Гавриила Чернышевского от 28 марта 1851 г.
«Всеподчтеннейше представляя при сем в Саратовскую Духовную Консисторию составленную мною таблицу сведений, нужных при составлении описания Саратовской епархии, который прошу приказать выставить в той таблице числа и, по засвидетельствовании, к нему сведений, обратно с выставленными числами возвратить ко мне, с приложением копии с Высочайшего повеления об открытии Саратовской Епархии и с присовокуплением сведений, когда именно состоялось открытие Епархиального Управления».
СВЕДЕНИЯ
Входящие в состав церковно-исторического и статистического описания
Саратовской Епархии
I. Общее число церквей, отделенных от
Пензенской Епархии к Саратовской, при открытии
последней в 1828 году, было ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,497
а) соборных ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, ,,,,,,,, 10
б) приходских ,,,,,,,,,,,,,,,,, ,,,,,,480
в) домовых ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, ?????????
г) кладбищенских ,,,,,,,,,, ,,,,,,,,, 5
д) единоверческих ,,,,,,,,, ?????????
е) при монастырях ,,,,,,,,, ,,,,,,,, 2 ???????? ^
каменных: ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, ,,,,,,193
деревянных ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, ,,,,,,304
II. Общее число, бывшее в то же время: а) духовенство: 1) белого.. муж. пола 5707, жен. 5738
б) прихожан.............муж. 259635 ...жен.
III. Общее число, бывшее в то же время раскольников муж. пол. сект: а) Беглопоповской.............................. 9225
б) Поморской или Перекрещеванской....... ....... 1807
в) Спасовской или Некаевской............ ....... 526
г) Молоканской: Воскресенской.......... ....... 2308
Субботницкой или Жадовской ............... ....... 1129
д) Скопческой или Хлыстовской........... ....... 15
[и так далее, если были другие секты - <зачеркнуто>]
К 1-му января 1851 года в Саратовской Епархии состояло:
а) соборных .............13
б) приходских...........652
в) домовых................3
г) кладбищенских ........23
д) молитвенных дом ......74
Итого..................745
В том числе: каменных .298
деревянных ...477
[<на полях приписка:> окружных - 3 приписных - 3 при каз. заводах - 4]
При означенных церквях
Жен их и вдов ............... 3579
детей: а) мужеского пола ....4219
б) женского пола..........4418
В том числе в 1851 году отчислено к Епархиям
Астраханской Самарской
а) военных..............
б) стацких..............
в)купцо в..............
г) мещан и других обыва-
телей городских сословий ...............
д) Крестьяне:
Дворовых................
Сект: а) Беглопоповской
б) Поморской или Пер.
в)Спасовской или Нек.
г) Молоканских:
д) Скопческой или Хлыс.
муж. пол жен. пол муж. пол жен. пол муж. пол жен. пол
б) приходских...................5
приписных.....................1
в) домовых .....................-
молитвенных домов.............6
г) кладбищенских................1
в том числе: деревянных церкв...3
мол. домов...........5
каменных церк........4
мол. домов...........
При сих церквах
жен их и вдов .................10
детей: мужеского пола .........11
женского пола .......... 10
женского пола........ 6201
По Николаевскому уезду недост. свед.
о душах коих муж. и жен. 2110.
III. Монастырей православных
/Л.9об/
При сих монастырях
а) церквей: 1) каменных ................ 5
б) монашествующих........................23
в) послушников...........................25
В них: а) церквей: 1) каменных...........3
б) монашествующих........................15
в) послушниц ........................... 22
IV. Монастырей единоверческих
в них: а) церквей: 1) каменных ..........-
б) монашествующих........................13
в) послушников...........................23
В них: а) церквей: 1) каменных ......... -
б) монашествующих ....................... 9
в) послушниц ............................ 9
В том числе в 1851 году
отчислено к Епархиям
Астраханской Самарской
Благочинный Саратовских Градских церквей Протоиерей Г авриил Чернышевский.
Примечания
удк [94:329.055.4](470.44) |1921/1923
САРАТОВСКИЕ МЕНЬШЕВИКИ В 1921-1923 ГОДАХ: ПОД ПРЕССОМ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
Е.А. Рязанцева
Саратовский государственный университет E-mail: lenaryazantzeva@rambler.ru
в статье на основе материалов местных архивов и периодической печати анализируется деятельность меньшевиков в Саратове и губернии в начале 1920-х гг., выявляются изменения, произошедшие в рядах партии в этом период, формы и методы сопротивления возраставшему давлению со стороны большевиков в рамках становления и укрепления советской власти. Ключевые слова: меньшевики, история политических партий, Саратовский исполнительный комитет, история регионов россии, репрессии.
Saratov Mensheviks in 1921 -1923-s: under the Press of Soviet Power E.A. Ryazantzeva
In the article, based on the reference sources of local Archives and the periodical press, the activity of Mensheviks in Saratov and Province at the beginning of 1920-s is analysed, the changes which took place in the composition of the party and also the forms and methods of resistance to the increasing pressure of Bolsheviks in the context of formation and consolidation of Soviet Power are revealed.
В последние годы проблема изучения истории меньшевизма в России стала особенно актуальной.
церковно-исторического и статистического описания Саратовской епархии, представленные Г. И. Чернышевским в Консисторию. Записи в черновом варианте. Состояние епархии на 1828 г. и на 1851 г.
В данном контексте весьма плодотворным представляется обращение к региональному аспекту указанной проблематики, создающему основу для более глубокого и детального рассмотрения истории меньшевистской партии. В настоящий момент в исторической литературе практически не освещен вопрос о деятельности провинциальных меньшевистских организаций в годы становления советской власти, несмотря на то, что в ходе усиления преследований меньшевиков важную роль во многом стали играть местные партийные комитеты.
Одним из таких сюжетов по праву является проблема взаимоотношений саратовской организации меньшевистской партии с местными властями в начале 1920-х гг., периоде, наложившем серьезный отпечаток на политику саратовских большевиков в отношении своих политических оппонентов из числа умеренных социалистов. В рамках данной темы особое внимание следует уделить периоду 1921-1923 годов. Это было время последнего всплеска активности саратовских меньшевиков, прекращения легальной политической деятельности и, как результат, решения части местных социал-демократов о ликвидации меньшевистской организации.
© Е.А. Рязанцева, 2010