Спросить
Войти
Категория: Социология

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ФЕНОМЕНЫ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ

Автор: Майкова В.П.

DOI: 10.23683/2070-1403-2019-73-2-40-48

ФИЛОСОФИЯ

(шифр научной специальности: 09.00.11)

УДК 101 В.П. Майкова

Мытищинский филиал Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана г. Мытищи, Россия valmaykova@mail .ru

Э.М. Молчан

Сергиево-Посадский филиал Высшей школы народных искусств (академия)

г. Сергиев Посад, Россия

ed.molchan2015@yandex.ru

Т.П. Покровская

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

г. Москва, Россия

90327309352@mail.ru

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ФЕНОМЕНЫ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ1

[Valentina P. Maykova, EdwardM. Molchan, Tatyana P. Pokrovskaya Spiritual and moral values as a phenomena of social systems]

The value basis of social systems, genetic and historical development of the phenomenon of spiritual and moral values are investigated, their essence and characteristics are determined. The methodology of the research is interdisciplinary, historical and philosophical, axiological approaches and socio-philosoph-ical analysis of the actual problems of social life. The attention is focused on the essence of spiritual and moral values that reveal the value basis of social systems and are a system-forming factor that unites the subjects of interaction in the development of social space. It is emphasized that the spiritual and moral values set the humanistic vector of development of the modern state structure along with consistency and structure. The authors come to the conclusion that the criteria indicators of spiritual and moral values determine the individual psychological changes in the structure of personality, its moral improvement, form the stability and integrity of social systems.

1Статья подготовлена в рамках деятельности ведущей научной школы МГУ имени М.В. Ломоносова «Трансформации культуры, общества и истории: философско-теоретическое осмысление».

Проблема общественных ценностей - вечная. Общество не может существовать без ценностных ориентиров, а любая государственная структура, прежде всего, ставит и решает задачу формирования такой системы ценностей, которая способствовала бы сохранению целостности общества и его эффективного и качественного развития. Поэтому в качестве одной из основных своих задач государство ставит и решает задачу воспитания людей в соответствии с этими ценностями. Но главной детерминантой развития общества, хотим мы этого или не хотим, являются потребности общественно-экономической структуры. Образуются ценности, необходимые для поддержки этих отношений. Данные ценности поддерживают определенные отношения в том случае, если они становятся мотивами поведения людей.

В последнее время мы наблюдаем активное формирование в России по -требительского общества, которое привело к опасному дисбалансу в системе ценностных ориентиров общества. Ученые длительное время утверждали, что одной из важнейших специфических черт человека, отличающих его от животного, является приоритетная ориентация на социальные и духовные потребности. Сейчас мы вынуждены констатировать тенденцию увеличения активного внимания на потребление, характеризующееся приобретением вещей, удовлетворяющих именно первичные потребности. Уже Э. Фромм в 50-х годах ХХ столетия описывает становление, развитие и функционирование потребительского (меркантильного, рыночного) общества, свидетелем которого он был, живя в Америке. Он с тревогой констатирует, что подобные отношения становятся господствующими во всем современном мире. Американский психоаналитик утверждает, что подобное качество социальных отношений ведет только к деградации человека и общества. Человек теряет ощущение своей индивидуальности, творческих потенций. У него формируется деформированное восприятие его главных функций - мышления, активности и любви. Общество же теряет самого человека как его субъекта [17, с. 94].

Для того чтобы не допустить дальнейшего развития этого процесса, мы должны обратить внимание нашего общества на формирование у подрастающего поколения ориентации на духовные ценности. В чем специфика духовно-нравственных ценностей и, прежде всего, российских? Существенную роль в формировании духовно-нравственных ценностей Российской Федерации играет культурно-историческое наследие народа. Генно-историческая связь поколений отзывается в душе человека силой любви к своему отечеству, становится побудительной силой к созиданию духовно-нравственной атмосферы в социальных системах.

Систематизация ценностей в социальных системах обусловлена курсом развития страны, определения и иерархией социальных систем, приоритетом образовательной политики, менталитетом российского народа, что служит подтверждением сложностей задач, связанных с развитием государства.

М.С. Каган [5, с. 221] определяет сущность ценностей с позиции деятель-ностного подхода. Духовно-нравственные ценности субъектов взаимодействия в социальных системах определяются ценностно-ориентационной деятельностью. Культурологический и социологический подходы раскрывают ценностное основание социальных систем и позволяют проанализировать ценности общества. В.Ф. Сержантов [16, с. 327] определяет социокультурные и философско-антропологические основания духовно-нравственных ценностей и выстраивает общую логику системно-философского исследования «природы человека». Философско-методологические исследования В.Ф. Сер-жантова раскрывают типологию ценностей из единства трех человеческих «Я»: внутреннего, определяющего внутренний мир личности; внешнего, показывающего отношения личности к социальным системам; ценностного, позволяющего выстроить собственную структуру духовных ценностей.

В.В. Зеньковский [4, с. 153-154] выделяет свою иерархию ценностей, в которой наивысшей духовно-нравственной ценностью видит Бога. Он в понимании автора является Создателем всего и Творцом человека, без которого нет понятия ценностного основания всего мира. Внепространственная и вневременная данность Бога, неизменяемость и недосягаемость для человеческой сущности определяет для человека мир его ценностей. Все мироздание создано для человека, человек как субъект-носитель ценностей наделяет их особыми качествами и свойствами, изменяя историческую самость цивилизации. Обретая Бога в себе, с точки зрения Зеньковского, человек уходит в мир иных ценностей, выстраивая в сознании иерархию.

Определение сущности духовно-нравственных ценностей невозможно без оценки субъектами взаимодействия реальных явлений во взаимосвязи с ценностным основанием социальных систем. Целеполагание в социальных системах, выстроенное на ценностной основе, формулирует масштабные, смысло-жизненные и смыслосодержащие ориентации личности. Духовно-нравственные ценности организуют целенаправленную человеческую деятельность и определяют ее вектор развития. Таким образом, социальные системы являются мерой воплощенности духовно-нравственных ценностей в человеческой жизни.

Согласно учению святых Отцов церкви: Августина [15, с. 690], Василия Великого, Григория Богослова, Григория Паламы, Григория Нисского [14, с. 75], Иоанна Дамаскина, Бог - абсолютная, наивысшая и истинная ценность. Духовный абсолют понимается как вечно существующее в мире благо и проявляется в содержании и в форме духовно-нравственных ценностей. Содержательная часть духовного абсолюта представляет собой синкретизм фундаментально-базисных и системообразующих духовно-нравственных ценностей.

Для явлений, субъектов как реальных, объективных феноменов характерна целая совокупность разнообразных качеств как «положительных», так и «отрицательных», с точки зрения нравственности и безнравственности. Для обыденного сознания конкретные духовно-нравственные ценности воплощены в конкретном предмете или субъекте и не отождествляются с абсолютными ценностями, а представляют собой реальные, воплощенные в предметах и потому имеющие к ним отношения.

Н.О. Лосский [9, с. 106] идеализирует и абсолютизирует духовно-нравственные ценности, определяя их содержание через понятие духовности, имеющей божественное происхождение. Выстраивая иерархию абсолютных положительных ценностей, он в основании видит ценность добра. Положительные ценности в социальном бытии предстают всегда добром для субъектов взаимодействия. А.М. Коршунов [7, с. 107] наделяет ценность положительной значимостью или функцией в социальных системах при освоении субъектами взаимодействия культурно-исторического наследия цивилизации. Ценности приобретают форму значимости, служат предпосылками развития социальных систем, выполняют функцию оценивания социальных процессов субъектами взаимодействия. И.С. Нарский материальные ценности рассматривает как первоначальную ступень в социальных системах при движении к духовно-нравственным ценностям. Выстраивая систему ценностей, он главными из них считает человека, счастье человека, свободу, добро. Однако все ценности возможны при наличии субъектов взаимодействия [13, с. 214].

Л.А. Микешина, [11, с. 164] анализируя процессы в социальных системах, видит распространение ценностей на все сферы деятельности человека. Автор это явление рассматривает в качестве феномена сознания, которые выполняют мировоззренчески-нормативную функцию субъектов и общества в познавательном процессе. Ценностное в теоретико-познавательном процессе социального бытия - это установки, сформировавшиеся в сознании субъекта взаимодействия в социальных системах. Познавательная функция ценностей определяет приоритетные ориентации субъектов взаимодействия в социальных системах, выстраивая логико-методологические параметры, на основе которых оцениваются и выбираются формы и способы анализа функционирования субъекта в социальных системах. Ценностные ориентации в освоении социального бытия - это объективно существующие процессы и явления, оцениваемые субъектами взаимодействия в обществе, которые благодаря истинности, правильности, информативности обретают значимость и ценность для социальных систем. Как ценностно-нормативные компоненты они включаются в образовательные системы в виде знаний и становятся значимыми как когнитивные, где ценностное и познавательное существуют нерасторжимо. В своей детерминированности субъективные ценности становятся объективными по своему содержанию и социальными, личностными по своему выражению. Таким образом, они приобретают статус независимости и выступают как объективные, априорные, и потому не зависят от воли и сознания индивида.

Субъективные ценности в социальных системах приобретают определенную значимость и способны выступать в качестве нравственного регулятора в поведении и сознании личности во всех сферах жизнедеятельности. Выстраивая свою жизнь и деятельность на основе ценностей в социальных системах, субъекты взаимодействия моделируют свои отношения. Здесь проявляется фактор вездесущности духовно-нравственных ценностей, реализующийся в потребностях человека, объединяющий прошлое, настоящее и будущее взаимодействие личности в социальных системах.

С.Ф. Анисимов, С.Н. Булгаков А.А. Гусейнов, Н.О. Лосский, М. Хайдег-гер, А.С. Хомяков и другие в своих работах, раскрывая сущность духовно-нравственных ценностей в образовательной системе, выявляют и определяют структуру, выстраивают их иерархии. Таким образом, ценности, как

определенная природой и обществом функциональная модель жизнедеятельности человека принципиально неисчерпаемы. Как пишет В.И. Кириллов [6, с. 376] - мир ценностей выстраивается человеком в социальном бытии и находит свое отражение в образовательных системах, расширяя сферы деятельности на культурно-историческое бытие цивилизации. Согласно мнению В.Л. Гулуа, деятельность, ставшая нравственно-моральной привычкой и вырабатывающая в связи с этим нравственные качества, милосердие, долг и другие, со временем преобразуется в духовно-нравственную ценность. Это не рациональное понимание должного, а эмоциональная готовность к милосердию, благородству, долгу, несмотря на социальный резонанс, пройдет незамеченным или получит одобрение [3, с. 74]. Такое свойство автономизации функционирования духовно-нравственных ценностей вырабатывает инициативную деятельность и активизирует субъекта. По мнению М.Н. Крутова [8, с. 22], духовно-нравственные ценности представлены в сознании и выражены в поведении человека.

Духовно-нравственные ценности требуют своей реализации. Отсутствие этой возможности в основной сфере жизнедеятельности личности приводит к поискам ею других. Ценности, оказавшиеся неудовлетворенными или подавленными, подчас выражаются главным образом в мечтах или в чисто словесных установках. Это, бесспорно, оказывает формирующее воздействие на личность, ее мировосприятие, характер ее отношения к окружающему миру, особенности ее развития. Их значимость доказывает важность исследования и разработки адекватных условий для их реализации в образовательной системе Российской Федерации.

Анализ проблемы социокультурных и социологических оснований ценностей позволяет сделать вывод о том, что «ценность» по своему логическому объему - это категория философская и социокультурная. Она охватывает значительный круг явлений и находится на высоком уровне абстрагирования. Ее смысл, разнообразие оттенков выясняются из анализа жизнедеятельности общества современной России. В качестве важной методологической проблемы является вопрос соотношения духовно-нравственного развития личности и духовно-нравственных ценностей в образовательных системах.

Степень реализации ценностей в социальных системах Российской Федерации зависит от многих причин, одной из которых является возможность

трансформации их в образовательно-воспитательные процессы. Причем трансформация ценностей в образовательно-воспитательные процессы должна проявлять себя во внешне реализуемом нравственном поведении. Ценности должны пройти ряд ступеней «опредмечивания», а трансформация их, в сущности, должна стать главным предметом изучения ценностей. Отсюда следует, что для эффективного решения задач, связанных с духовно-нравственным развитием личности, требуется сформировать соответствующие условия в образовательных системах современной России. Поэтому духовно-нравственные ценности становятся теми «духовными силами», которые будут способствовать духовно-нравственному развитию личности, стремление к нравственному совершенствованию на уровне саморегуляции, что будет означать нравственную устойчивость личности. Это показывает, что духовно-нравственное развитие личности, формирование ее духовно-нравственных ценностей является основополагающей целью в образовательных системах современной России.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988.
2. Блюмкин В.А. Мир моральных ценностей. М., 1983.
3. Гулуа В.Л. Диалектика эмоционального и рационального в морали // Дис. докт. филос. наук. Кутаиси, 1984.
4. Зеньковский В.В. Основы христианской философии. М., 1997.
5. КаганМ.С. Философия культуры. СПб., 1996.
6. Кириллов В.И. Философия. В 2 ч. Ч. 1. История философии: Учебное пособие для вузов / В.И. Кириллов, С.И. Попов, А.Н. Чумаков. М.: Юристъ, 2002.
7. Коршунов А.М. Диалектика субъекта и объекта в познании. М., 1982.
8. Крутов М.Н. Мораль в действии. М.: Политиздат, 1977.
9. Лосский Н.О. Ценность и бытие. Бог и царство Божие как основа ценностей. Париж: YMCA-PRESS, 1931.
10.Майкова В.П., Молчан Э.М. Духовность как фактор устойчивости социальных систем // Вестник московского государственного областного университета. Серия Философские науки. 2017. № 1.
11.Микешина Л.А. Философия науки. Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования. М.: Прогресс-Традиция, МПСИ, Флинта, 2005.
12.Молчан Э.М. Трансформация образовательной деятельности как социокультурный феномен // Методология в науке и образовании: Материалы Всероссийской конференции университетов и академических институтов Российской академии наук. Москва, 30-31 марта 2017 г. / Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана. Федеральный исследовательский центр «Информатика и управление» Российской академии наук. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2017.
13.Нарский И.С. Диалектическое противоречие и логика познания. М., 1969.
14.Нисский Григорий. Об устроении человека. СПб., 2004.
15.Попов И.В. Труды по патрологии // Личность и учение блаженного Августина. Т. 2. Сергиев Посад, 2005.
16.Сержантов В.Ф. Природа человека и его судьба (Философская антропология). СПб.: ПАНИ, 1994.
17.Фромм Э. Человек для себя. М., 2012.

R E F E R E N C E S

1. Anisimov S.F. Spiritual values: production and consumption. M., 1988.
2. Blumkin V.A. The world of moral values. M., 1983.
3. Gulua V.L. The dialectic of the emotional and rational in morality. Thesis. Kutaisi, 1984.
4. Zenkovsky V. V. Basics of Christian philosophy. M., 1997.
5. Kagan M.S. Philosophy of culture. SPb., 1996.
6. Kirillov V.I. Philosophy. In 2 parts. Part 1. The history of philosophy: Textbook for universities / V.I. Kirillov, S.I. Popov, A.N. Chumakov. M., 2002.
7. Korshunov A.M. The dialectic of subject and object in knowledge. M., 1982.
8. KrutovM.N. Morals in action. M., 1977.
9. Lossky N.O. Value and being. God and the kingdom of God as the basis of values. Paris, 1931.
10.Maykova V.P., Molchan E.M. Spirituality as a factor in the sustainability of social systems // Bulletin of the Moscow State Regional University. Series of Philosophical Sciences. 2017. No 1.
11.Mikeshina L.A. Philosophy of science. Modern epistemology. Scientific knowledge in the dynamics of culture. Methodology of scientific research. M., 2005.
12.Molchan E.M. Transformation of educational activities as a socio-cultural phenomenon // Methodology in science and education: Materials of the All-Russian Conference of Universities and Academic Institutes of the Russian Academy of Sciences. Moscow, March 30-31, 2017 / Moscow State Technical University named after N.E. Bauman. Federal Research Center "Informatics and Management" of the Russian Academy of Sciences. M., 2017.
13.Narsky I.S. Dialectical contradiction and the logic of knowledge. M., 1969.
14.Nyssa Gregory. About the dispensation of man. SPb., 2004.
15.Popov I.V. Works on patrology // Personality and teachings of blessed Augustine. Vol. 2. Ser-giev Posad, 2005.
16.Serzhantov V.F. Human nature and its fate (Philosophical Anthropology). SPb., 1994.
17.Fromm E. Man for himself. M., 2012.

_12 февраля 2019 г.

subjects of interaction spiritual and moral values socialization society social systems social being value basis personality
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты