Спросить
Войти

Инвестиции и их место в современной экономической системе

Автор: указан в статье

• организация системы экономической безопасности бизнеса.

В заключение следует отметить, что успех борьбы с теневой экономикой и коррупцией возможен лишь при условии сознательной массовой поддержки этой борьбы в обществе, а это в свою очередь достижимо только при наличии высокого уровня доверия граждан к государственным институтам власти и управления.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Медведев Д. Вступительное слово на заседании Совета по противодействию коррупции Москва, Кремль 30.09.2008 г. // Официальный сайт Президента России http://www.krem-lin.ru/text/appears/2008/09/207054.shtml.
2. Национальный план противодействия коррупции от 31.07.2008 г. // Официальный сайт Президента России http://www.kremlin.ru/text/docs/2008/07/204857.shtml.
3. Федеральный закон № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г.
4. ЛатовЮ.В., Ковалев С.Н. Теневая экономика. - М., 2006. - 336 с.
5. Постановление Госкомстата РФ от 31.08.1998 г. № 7 «Об утверждении основных методологических положений по оценке скрытой (неформальной) экономики» (с последующими изменениями и дополнениями).
6. Ясин Е. Теневая реакция бизнеса // Российская газета - Фед.вып. № 4305 от 01.03.2007 г. Трофимова Ж. Из тени - в свет // Российская газета - Бизнес. № 631 от 27.11.2007 г.
8. РБК. Рейтинг. Самые коррумпированные страны в 2008 г. // http://rating.rbc.ru/.

Шаронина Людмила Валерьевна

Технологический институт федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге E-mail: SharoninaL@mail.ru

347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44, тел.: 371-706, моб.: 8-918-599-44-84 Доцент.

Sharonina Ludmila Valerjevna

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Educational Establishment of Higher Vocational Education «Southern Federal University»

E-mail: SharoninaL@mail.ru

44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia, phone: 371-706, cell: 8-918-599-44-84 Associate professor.

УДК 330.147;336.64; 336.714

Н.А. Бердник ИНВЕСТИЦИИ И ИХ МЕСТО В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Рассматривается проблема инвестиций в нашей стране, сущность процесса инвестирования, понятие инвестиционных ресурсов.

Инвестиции; инвестиционный климат.

N.A. Berdnik INVESTMENTS AND THEIR PLASE IN MODERN ECONOMIC SYSTEM

The problem of investments in our country, essence ofprocess of investment, concept of investment resources is considered.

Investments; an investment climate.

Структурная перестройка экономики, растущие социальные и экологические проблемы сегодня отводят решающую роль инвестиционной политике, являющейся основой для развития социальной инфраструктуры, отдельных отраслей и экономики региона в целом. Реализация инвестиционной политики по сути своей направлена на улучшение социально-экономического положения в обществе в целом. Решение экономических проблем тесно связано с социальными проблемами, поэтому инвестиционную политику, как считают некоторые специалисты, можно считать важнейшим направлением социально-экономической политики государства, позволяющим добиться поставленных целей посредством государственного управления финансовыми средствами независимо от источников их образования.

Проблема инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что в настоящее время исследованию проблемы инвестирования посвящено значительное число монографий, трудов. Тем не менее, вопросы социального инвестирования, оценки социальных инвестиций с позиций детерминанты регионального развития остаются недостаточно исследованы. В частности, не утихают споры об источниках инвестирования в социальную сферу. Некоторые экономисты считают, что обеспечение социального развития экономики, в том числе и социальные инвестиции - исключительная прерогатива государства. Государственная инвестиционная политика действительно сейчас направлена именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы на рынке и потому в перспективе можно говорить о стимулировании социальных инвестиций в российскую экономику. Однако огромное значение представляет изучение возможностей бизнеса с позиций его социальной ответственности.

Прежде чем проанализировать сущность социального инвестирования и перспектив изменений инвестиционного климата в социальной сфере, следует рассмотреть сущность самого процесса инвестирования, факторов его определяющих, и определить место инвестиционных процессов в формировании потенциала региональной экономики.

Теоретическое исследование рыночных форм и механизмов инвестиционной деятельности предполагает их рассмотрение на микро- и макроуровнях.

На макроуровне, в системе воспроизводства, безотносительно к его общественной форме, инвестициям принадлежит важнейшая роль в процессе возобновления и увеличения производственных ресурсов, а, следовательно, и обеспечении определенных темпов экономического роста. Если представить общественное воспроизводство как систему производства, распределения, обмена и потребления, то инвестиции, главным образом, касаются первого звена - производства, и, можно сказать, составляют материальную основу его развития. Само понятие инвестиции, как известно, означает вложения капитала в отрасли экономики внутри страны и за границей. Традиционно различают финансовые (покупка ценных бумаг) и реальные инвестиции (вложения капитала в промышленность, сельское хозяйство, строительство, образование и др.). Реальные инвестиции - вложения капитала в какую-либо отрасль экономики или предприятие, результатом чего является образование нового капитала или приращение наличного капитала. Финансовые - вложения капитала (государственного или частного) в акции, облигации, иные ценные бумаги, где происходит не прирост реального капитала, а покупка, передача титула собственности, т.е. трансфертные (передаточные) операции [6].

Понятие инвестиционных ресурсов охватывает все произведенные средства производства, т.е. все виды инструмента, машины, оборудование, фабрично-заводские, складские, транспортные средства и сбытовую сеть, используемые в производстве товаров и услуг и доставке их к конечному потребителю. Процесс производства и накопления этих средств производства называется инвестированием. Инвестиционные товары (средства производства) отличаются от потребительских товаров тем, что последние удовлетворяют потребности непосредственно, тогда как первые делают это косвенно, обеспечивая производство потребительских товаров. Фактически, по своему содержанию, инвестиции представляют тот капитал, при помощи которого умножается национальное богатство.

Определения, предлагаемые в современной экономической литературе, позволяют определить инвестиции как то, что «откладывают» на завтрашний день, чтобы иметь возможность больше потреблять в будущем. Одна часть инвестиций - это потребительские блага, которые не используются в текущем периоде, а откладываются в запас (инвестиции на увеличение запасов). Другая часть инвестиций - это ресурсы, которые направляются на расширение производства (вложения в здания, машины и сооружения).

Таким образом, все экономисты сходятся в представлении сущности инвестиций как экономических ресурсов, направляемых на увеличение реального капитала общества, т.е. на его расширение или модернизацию.

В системе отношений расширенного воспроизводства инвестиции выполняют важнейшую структурообразующую функцию, определяющие развивающиеся отрасли народного хозяйства. Следует отметить, что частные инвестиции, в основном сосредоточенные на задаче максимизации прибыли, будут направлять средства только при условии наличия стимулов, механизмов, обеспечивающих повышение их прибыльности, конкурентоспособности на рынке. Прибыльность - это важнейший структурообразующий критерий, определяющий приоритетность в том числе и социальных инвестиций. Во избежание направления инвестиций в сферы с быстрой оборачиваемостью капитала и «пренебрежение» направлений с медленной окупаемостью вложенных средств, должна существовать эффективная стратегия в области налогов, государственных расходов, кредитно-денежных и финансово-бюджетных мероприятий, осуществляемых правительством.

По характеру формирования инвестиций в современной макроэкономике в связи с построением моделей народного хозяйства, в частности моделей мультипликатора, принято различать автономные и индуцированные инвестиции.

Под автономными инвестициями понимается образование нового капитала независимо от нормы процента или уровня национального дохода. Причинами появления автономных инвестиций являются внешние факторы - инновации (нововведения), преимущественно связанные с техническим прогрессом, расширение внешних рынков, прирост населения, перевороты, войны. Наиболее типичным примером автономных инвестиций являются инвестиции государственных или общественных организаций, связанные с развитием социальной инфраструктуры. Под индуцированными инвестициями понимают образование нового капитала в результате увеличения уровня потребительских расходов [5]. То есть автономные инвестиции следует рассматривать как первоначальный толчок росту экономики, вызывая эффект мультипликации, а индуцированные, являются результатом возросшего дохода, приводят к его дальнейшему росту.

Существование тесной причинно-следственной связи между инвестициями и экономическим ростом общепризнанно. Тем не менее существуют различные точки зрения на то, каковы должны быть направления государственного регулирования инвестиционного процесса.

Согласно одной из точек зрения, инвестиции - главный «мотор» экономического роста: чем больше страна накопляет, тем выше темпы роста ее экономики. Так считают сторонники монетаристской концепции государственного регулирования рыночной экономикой. Согласно же кейнсианской модели, цепочка причинно-следственных связей направлена как раз в обратную сторону: высокий спрос ведет к росту производства, что заставляет фирмы делать инвестиции; чем выше доходы, тем больше страна сберегает, и, следовательно, может инвестировать [6].

Эти два подхода диаметрально расходятся в рекомендациях относительно того, как государство может способствовать накоплению капитала экономики. Сторонники первого подхода уверяют, что следует всячески поощрять сбережения и ограничивать потребление, сторонники второго, напротив, говорят о том, что надо всячески способствовать увеличению спроса, в том числе потребительского, который и «вытянет» за собой экономику, и, следовательно, инвестиции.

Эффективность использования той или иной модели в применении к инвестиционной деятельности зависит от многих перечисленных выше макроэкономических параметров. И, как показывает опыт, эффективность регулирования в условиях рыночной экономики определяется также сложившейся и ожидаемой конъюнктурой инвестиционных рынков. Конъюнктура инвестиционных рынков зависит от многих факторов, среди которых важнейшее место занимают темпы инфляции, что является индикатором уровня сбалансированности экономики.

Конечно, в реальной экономике уровень склонности к потреблению невысок, но его надо стремиться повышать, прежде всего, за счет эффективной структуры государственных расходов. У нас же систематические задержки выплаты заработной платы, пенсий, пособий и т.п. парализуют этот мощный источник увеличения инвестиционной активности и оживления производства.

Было бы несправедливо связывать рост национального дохода только с производственными инвестициями, хотя очевидно, что они непосредственно определяют увеличение производственных мощностей и выпуска продукции. Следует отметить, что на этот рост оказывают значительное воздействие, хотя и косвенное, также и инвестиции в сферу нематериального производства, причем общемировая тенденция состоит в том, что значение их в дальнейшем наращивании экономического потенциала возрастает.

Воспроизводство социальной сферы народного хозяйства происходит посредством трех основных каналов поступления инвестиционных вложений: государственных; инвестиций, осуществляемых за счет предприятий и компаний; инвестиций, осуществляемых за счет ресурсов инвестиционных фондов и компаний, формируемых на основе аккумуляции денежных средств населения. Из общей величины социальных инвестиционных вложений основным источником продолжает оставаться национальный доход. О величине этих вложений можно судить по приросту объектов социальной сферы, хотя точного соответствия между данными показателями за каждый отрезок времени может и не быть. Нам представляется, что для полноты оценки эффективности воздействия инвестиционных процессов на социальную сферу, необходимо учитывать и тот косвенный эффект, который приносят инвестиции в производственную сферу, так называемые чистые инвестиции.

Так, помимо того, что инвестиции влияют на общую эффективность хозяйствования и на возможность роста в долгосрочной перспективе, они также оказывают прямое и быстрое воздействие на занятость и доходы. Например, если снижаются инвестиции в строительство, растет безработица среди строительных рабочих, их совокупные доходы снижаются, следовательно, сокращается и их спрос на товары и услуги, производимые в других отраслях. Это приводит к сокращению доходов и снижению занятости в этих отраслях. Кроме того, сокращение инвестиций в строительство оказывает негативное воздействие на те отрасли, которые поставляют материалы для самого строительства, для субпоставщиков для отрасли строительных материалов и т.д. Инвестиции, осуществляемые предприятием для

расширения своего производственного аппарата, также следует рассматривать с точки зрения стимулирующего воздействия на экономику региона в целом. Покупка предприятием инвестиционных товаров, например разного рода машин, влечет за собой общее увеличение спроса на товарном рынке, что прямо содействует росту инвестиционной привлекательности региона, привлечение потенциальных инвесторов, появлению новых рабочих мест и, как следствие, росту доходов и уровня жизни населения. Таким образом, инвестиции не только влияют на расширение мощностей в долгосрочной перспективе конкретных предприятий, но и оказывают существенное воздействие на социально-экономическое положение региона в целом [1].

Как показывает практика развития рыночных отношений, социальные инвестиции служат главной движущей силой развития общественного производства и тесно взаимодействуют с инвестиционной деятельностью. Инвестирование средств приводит к повышению уровня общественного производства, способствует созданию социально-привлекательных рабочих мест с высоким уровнем оплаты. Рост налоговых поступлений в казну государства позволяет, в свою очередь, увеличить долю инвестируемых средств, направленных на социальную сферу (жилищное строительство, медицина, наука, образование). Повышение активизации деятельности социально-ориентированной политики государства способствует разрешению многих социальных проблем и установлению более гармоничного развития общества [3].

Итак, функционирование хозяйственного комплекса страны немыслимо без инвестиций, обеспечивающих непрерывность воспроизводства, разработку и реализацию производственных, инновационных и социальных программ и проектов, позволяющих увеличить объемы производства, повысить эффективность функционирования общественного производства. В условиях преодоления последствий кризиса для России инвестиции являются важнейшим средством структурного преобразования социального и производственного потенциала, подчинения его требованиям рынка.

Государственное управление инвестиционной сферой предполагает форму некоего «принуждения», без которого оно лишено смысла, поскольку, если бы рынок сам регулировал перелив капитала исходя из государственных интересов, то любое вмешательство государства в инвестиционный процесс было бы излишним. Поэтому государство должно соединить интересы общества, понимаемые прежде всего как сохранение его благополучия, с интересами предпринимательской деятельности, в том числе путем регулирования инвестиционных потоков.

Поскольку в силу чисто экономических причин существуют различия в доходах от инвестиций. При этом доходы на социальные инвестиции должны быть больше доходов по альтернативным видам вложений, таким, например, как вложения в антиквариат, золото, бриллианты, банковские вклады и т.п. Так как в противном случае нет экономической выгоды от вложения этих средств, а более предпочтительным выступает получение дохода от коммерческих операций. В силу этого инвестиционный процесс в социальную сферу нуждается в государственном регулировании, как прямом, так и косвенном. Необходимость государственного регулирования особенно усиливается в условиях существующей экономической ситуации, экономические решения продолжают оставаться краткосрочными и получают спекулятивную направленность, а инвестиции сокращаются, кроме тех, которые обещают крупные прибыли.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Кузнецова О. Теоретические основы государственного регулирования экономического развития регионов // Вопросы экономики. - 2002. - № 4.
2. Панова М., Матвеев А. Социальные инвестиции российского бизнеса // Экономика и жизнь. - 2005. - № 1.
3. Ачех Р. Механизм привлечения инвестиций // Экономические и институциональные исследования. Альманах научных трудов. Вып. 2. - Ростов-на-Дону, 2002 г.
4. Марков П.К. Анализ инвестиционной и строительной деятельности в субьектах РФ Северного экономического района // Федеральные отношения и региональная социальноэкономическая политика. - 2002. - № 7.
5. Бернштам Е.С. Инвестиционная среда российских регионов: объемные и структурные изменения // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. - 2002. - № 8.
6. Инвестиции: Системный анализ и управление / Под ред. проф. К.В.Балдина. 2007. Бердник Наталья Анатольевна

Технологический институт федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге E-mail: n.a.berdnik@mail.ru

347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44, тел.: 37-17-42, моб.: 8-904-44-715-44 Ассистент.

Berdnik Nataliya Anatolievna

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Educational Establishment of Higher Vocational Education «Southern Federal University»

E-mail: n.a.berdnik@mail.ru

44, Nekrasovskiy, Taganrog, 347928, Russia, phone 37-17-42, cell 8-904-44-715-44 Assistant.

УДК 338.242

Е.К. Задорожняя, М.А. Масыч, М.В. Паничкина

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Рассматриваются процессы подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования, обусловливающие необходимость согласования интересов предприятий-работодателей и вузов.

Конкурентоспособность, рынок труда, рынок образовательных услуг.

S.K. Zadorognya, M.A. Masich, M.V. Panichkina СOMPETITIVE EXPERTS PREPARATION РROBLEMS

Processes of preparation of experts in system of the higher vocational training, coordination of interests of the enterprises-employers causing necessity and high schools are considered.

Competitiveness, labour market, market of educational services.

В условиях мирового финансового кризиса и значительного спада промышленного производства актуальны проблемы занятости выпускников системы профессионального образования. В этой связи вопросы соответствия подготовки мо-

ИНВЕСТИЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ investments an investment climate
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты