Спросить
Войти

ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ : ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛОВ И ЖАНРОВ; ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ

Автор: Опарина Е.О.

2020.03.020. ОПАРИНА Е.О. ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ : формирование смыслов и жанров; особенности коммуникации. (Обзор).

Сетевая медиакультура, в том числе медиажурналистика, в наше время оказывает значительное влияние на способ формирования и восприятия информации. В этой проблематике одним из центральных является вопрос о жанровом своеобразии электронных СМИ (веб-журналистики), которое в значительной степени создается через контаминацию и преобразование традиционных журналистских жанров.

Жанры, в том числе в журналистике, представляют собой динамичное, исторически развивающееся явление. Причинами современных процессов в электронных массмедиа, по мнению М.Н. Кима и Е.М. Пак, стали как технические особенности каналов передачи информации, так и субъективные предпосылки - потребности получателя информации в новых формах и развитие творческого потенциала журналистов в новых условиях [Ким, Пак, 2020].

Принципиальное отличие интернет-коммуникации состоит в том, что она является интерактивной, в ней адресат становится активным читателем, который может участвовать в общении онлайн, оставлять комментарии, выкладывать свои видеоматериалы и т.д. [там же, с. 350]. Это обстоятельство приводит не только к гибридизации жанров, но и к полижанровости текста в целом. Интерактивность обусловливает также децентрализацию информаций: в отличие от традиционных СМИ, информационная политика определяется не только создателем ресурса, но и пользователями. Отсюда - выраженная тенденция к упразднению жанровых перегородок, к комбинированию в структуре одного текста разных контентов. М.Н. Ким и Е.М. Пак выделяют ведущие особенности жанров в веб-журналистике: гипертекстуальность (ее уровень в электронных СМИ резко возрастает вследствие преодоления линейного восприятия материала); мультимедийность (компьютерные технологии позволяют передавать информацию через внедрение всех существующих технических средств, стирая при этом границы между массовым и индивидуальным общением; интерактивность и диалогичность (вернее, многосторонность речевого общения); виртуальность; мозаичность / клиповость (в результате свободного перехода читателя по гиперссылкам сознание получает множество частичных и обрывочных сведений, касающихся предмета сообщения. В результате снижается возможность вдумчивого, последовательного и критического осмысления); синкретич-ность жанровых форм (в репортаже могут прослеживаться фрагменты интервью и интерактивных форм, практически все веб-жанры соединяют текст, звук и видео). Это резко усиливает трансформацию и варьирование жанровых образований.

Вместе с тем новые веб-жанры синтезируют в себе признаки традиционных жанровых форм. Эти связи проанализированы в [Ким, Пак, 2020] на примере веб-жанров: видеорепортажа, блога и интервью-Пуе.

Видеорепортаж, представляющий собой законченный видеосюжет продолжительностью от 60 до 90 секунд, сформировался через синтез хроникальной заметки и событийного телерепортажа. В отличие от телерепортажа в видеорепортаже видеоряд не строится в обязательном порядке на хронологической последовательности появления событий и героев, на продуманных планах изображаемого - он зависит от критериев мобильности, оперативности наблюдения и актуальности фрагмента. Видеорепортаж имеет форму «включенного наблюдения» [там же, с. 405], когда репортер сам принимает активное участие в событии, участвуя в дискуссиях и организуя ряд мини-интервью. Просмотр видеорепортажа предваряется хроникальной заметкой, которая сжато передает суть события или инцидента.

Жанр интервью-Пуе определяется как синкретизация хроникальной заметки, интервью и пресс-конференции. В этом веб-жанре, разновидности «заочной пресс-конференции» [там же, с. 407], происходит общение между пользователями, интервьюируемым и журналистом. Последний выступает завуалированно, выполняя роль посредника, через которого передаются вопросы эксперту. Ответы публикуются в режиме онлайн, и общение носит

неформальный, непосредственный характер. Однако спонтанность этого жанра иллюзорная: журналист-модератор планирует беседу, выбирая тему и героя, анонсирует интервью и призывает пользователей готовить вопросы. С другой стороны, в этом жанре присутствует импровизация: подготовленные вопросы дополняются в ходе беседы теми, которые возникли после ответа интервьюируемого на предыдущий вопрос.

Черты блога, сетевого дневника, частично воспроизводят признаки традиционного аналитического жанра комментария и литературно-публицистического жанра эссе. В отличие от них в основе блога лежит обращение личности, интересной для аудитории сети, к этой массовой аудитории. Несмотря на дискуссионность вопроса о том, принадлежат ли сетевые дневники к средствам массовой информации, блоговые системы постепенно проникают в электронные аналоги традиционных печатных изданий.

В целом авторы констатируют, что система интернет-журналистики находится в состоянии развития, частью которого является трансформация, гибридизация и синкретизация традиционных жанров и возникновение на этой основе новых. «Наибольшей трансформации были подвержены жанры с пирамидальной структурой, отвечающие всем правилам новостной журналистики: оперативности, краткости, релевантности и лаконичности» [Ким, Пак, 2020, с. 441].

Понятие политического интернет-дискурса шире понятия интернет-медиа. Политический дискурс определяется Е.И. Шейгал как «любые речевые образования, субъект, адресат или содержание которых относится к сфере политики» [цит. по: Сиркия, 2019, с. 68]1. Сетевая разновидность политического дискурса в таком понимании - особое проявление политической коммуникации, возникшей как результат слияния двух дискурсов: собственно интернет-дискурса и политического дискурса [там же, с. 69]. Его специфика зависит от практически безграничных возможностей обмена информацией при создании пользователями собственного

1 Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса : дис. ... д-ра филол. наук. - Волгоград, 2000. - 440 с. Более узкое определение этого понятия предложено Т. ван Дейком: «Дискурс политиков, который ограничен профессиональными рамками, деятельностью политиков и продуцируется в институциональной политической обстановке» [цит. по: Сиркия, 2019, с. 68]. - Е. О.

контента в комментариях, чатах и блогах. Интернет-коммуникация, в том числе политической направленности, способна оказывать серьезное влияние на общественное мнение.

В политическом интернет-дискурсе активно создаются и закрепляются новые наименования участников политических событий. Н.П. Сиркия отмечает, что «образование новых номинаций обусловлено креативностью человеческого мышления и является важным этапом осмысления объективной реальности и формирования собственного мнения и отношения к действительности [Сиркия, 2019, с. 71]. В рассматриваемом дискурсе новые наименования, как правило, обладают ярко выраженной субъективной оценочностью, определяемой взглядами адресанта. Они возникают на основе тропеизации (метонимии и метафоры), и их экспрессивный потенциал проявляется в выборе внутренней формы номинации. Благодаря своей экспрессивности они быстро распространяются и влияют на политические взгляды как пользователей Интернета, так и вне его. Н.П. Сиркия приводит пример оценочных наименований, которые появились в социальных сетях Twitter, Facebook и в сервисе онлайн-дневников Live Journal в результате противостояния России и Украины: ватники, колорады, укры, китайские болванчики. В них задействован механизм тропе-ической вторичной номинации: через одну или две семы по принципу ассоциации происходит перенос имени на новый денотат. Через ассоциацию, включающую фоновые знания, передается и субъективно-оценочное отношение говорящего к обозначаемому лицу или явлению. Так, наименование ватник (сторонник ДНР и ЛНР или сторонник выхода Донецкой и Луганской областей из состава Украины) является результатом цепочки переосмыслений: &человек в ватнике& -> «житель села или заключеный» по признаку типичной для них одежды (метонимическая ассоциация) -> «малообразованный, зомбированный пропагандой человек». В результате возникло и получило распространение характеризующее, оценочное обозначение, в котором проявляются конфликтность и противоречивость современной общественно-политической среды [там же].

Участие Интернета в формировании и изменении систем представлений прослеживается также на примере трансформации значений существующих языковых единиц. Живое, субъективное

значение слова, существующее в сознании конкретного носителя языка, всегда богаче по смысловым оттенкам и коннотациям, чем словарное значение. Оно интегрирует все умственные и чувственные знания, языковую компетенцию, вербальный опыт и является основой образного мира человека [Казаченко, 2019, с. 50]1. Интернет является виртуальной территорией, в которой пользователь обладает свободой в выражении смыслов, связанных с субъективными значениями, и потому является ценным источником изучения этого феномена.

Особый интерес для исследователей представляют экзистенциально значимые понятия, среди которых понятие &свобода& и выражающие его лексические единицы. В этой концептуальной сфере происходят определенные трансформации. Так, исследователи и лексикографы фиксируют тот факт, что слова свобода и воля, выражающие ее содержательные компоненты, с начала XXI в. стали сближаться и восприниматься как синонимы [Казаченко, 2019, с. 50]2. О.В. Казаченко, анализируя употребление слова свобода в русскоязычном Интернете, выделяет наиболее часто встречающиеся в наши дни интерпретации: &свобода как жизнь вне брака&; &возможность жить по своим желаниям&. Эти направления проявляются, например, в высказываниях: «Пусть у каждого будет свобода делать свое»; «Не беспокоиться о том, что думают о тебе окружающие (Секрет Свободы)»; «Яже говорю - я свободна, а не одинока. И свою свободу я ох как люблю»; «Свобода это, конечно, круто, но любовь нужна всем» [там же, с. 51-52]. Таким образом, судя по данным Интернета, для современного среднего носителя русского языка свобода связана прежде всего с собственным «я», с личной независимостью и возможностями.

Отличительными особенностями интернет-коммуникации исследователи называют возможность контактов с неограниченным числом участников сети, размывание граней между публичностью и приватностью, возможность маскировки коммуниканта под никами, получение немедленного отклика. Такая природа об1 О.В. Казаченко ссылается на высказывания психологов А.А. Леонтьева и Л.С. Выготского о психолингвистическом и личностном типах значения. - Е. О.

2 Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. - 9-е изд., стереотип. - Москва, 1998. - 493 с.; Солохина А.Н. Концепт «свобода» в английской и русской лингвокультурах : дис. ... канд. филол. наук. - Волгоград, 2004. - 191 с.

щения влияет на нормы вежливости [Карасик, 2018]. В.И. Карасик так определяет понятие вежливости: «Вежливость является системой норм поведения, обеспечивающих бесконфликтное развитие ситуаций, которые допускают потерю лица или причинение ущерба для участников общения» [там же, с. 105].

В зависимости от критериев оценки выделяются различные формы вежливости, которые рассматриваются по оппозициям: позитивная vs негативная вежливость; акцентированная vs фоновая вежливость; искренняя vs имитируемая вежливость; симметричное vs асимметричное выражение вежливости в репликах коммуникантов 1. Суть позитивной вежливости состоит в демонстрации добрых отношений между коммуникантами путем подчеркивания положительного имиджа адресата, приоритетом негативной вежливости является сохранение независимости адресата при поддержании уважительных взаимоотношений.

Изучение темы требует разграничения компьютерно опосредованного и сетевого (электронного) дискурсов. В первом случае через электронные средства происходит общение людей, знакомых друг с другом в реальном мире; во втором случае коммуниканты знакомятся и общаются в виртуальном мире, контакт носит преимущественно межличностный характер и сориентирован на общие интересы. Специфическое значение имеет в сетевом общении понятие «друг»: к этой категории относится тот коммуникант, который числится в определенном списке и имеет допуск на твою страничку (может читать информацию и комментировать ее) [Ка-расик, 2018].

Анализ материалов русскоязычной сетевой коммуникации показывает, что этому виду общения свойственна позитивная вежливость, а антивежливость часто проявляется в игровой форме. Такие предпочтения могут объясняться тем, что между друзьями в социальной сети при обсуждении каких-то вопросов и в случаях комментирования неизбежно возникают моменты несогласия и напряжения. Участники общения снимают их либо через акцентирование положительного образа коммуниканта («Ну, не обижайся, милый, я любя»), либо через юмор («И ты, Брут???») [там же,

1 См. также.: Brown P., Levinson S. Politeness: Some universals in language usage. - Cambridge, 1987. - 345 p.

с.108]. При этом в рамках самого сетевого дискурса его участники разграничивают жанры, в которых следует применять определенные нормы поведения: если в ленте новостей допускаются любые комментарии, то негативная оценка, помещенная на личной страничке, квалифицируется как дурной тон. Характер и критерии вежливости и антивежливости существенно зависят также от возраста участников общения. Так, «ВКонтакте» активно участвуют подростки, их общение в значительной степени состоит из поддразнивания и провокативного игрового троллинга, который часто заключается уже в послании-стимуле. Грубость участников сетевого общения тоже часто носит игровой характер, особенно у подростков. Ее цель - развлечься и развлечь коммуникантов. Таким образом, антивежливость в сети не всегда продиктована намерением оскорбить или унизить коммуниканта. Она может быть ненамеренной, а может иметь игровой характер. Необходимо иметь в виду и то, что оскорбление не всегда выражается в откровенно грубой форме - оно может иметь вид внешне вежливого, «литературного» комментария [Карасик, 2018].

Список литературы

Казаченко О.В. Это сладкое слово «свобода»: (Анализ значения слова в интернет-дискурсе) // Текст, контекст, интертекст : сб. науч. статей по материалам Международной науч. конференции «XV Виноградовские чтения» (г. Москва, 3-5 марта 2018 г.): в 3 т. - М. : Книгодел : МГПУ, 2019. - Т. 3 : Зарубежная филология. Философия. Междисциплинарные гуманитарные проблемы / отв. ред. Райкова И.Н. - С. 49 - 53.

Карасик В.И. Вежливость и антивежливость в сетевом дискурсе // Вежливость и антивежливость в языке и коммуникации : Материалы Международной науч. конференции, состоявшейся в Ин-те лингвистики РГГУ 23-24 окт. 2018 г. / сост. и отв. ред. Шаронов И.А. - М. : Полит. энциклопедия, 2018. - С. 104-114.

Ким М.Н., Пак Е.М. Жанры электронных СМИ // Ким М.Н., Пак Е.М. Жанры печатных и электронных СМИ : учебник для вузов. - СПб. : Питер, 2020. -Ч. 2. - С. 336-443.

Сиркия Н.П. Политический нейминг : Формирование и функционирование наименований в политическом интернет-дискурсе // Текст, контекст, интертекст : сб. науч. статей по материалам Международной науч. конференции «XV Виноградовские чтения» (г. Москва, 3-5 марта 2018 г.): в 3 т. - М. : Книгодел : МГПУ, 2019. - Т. 3: Зарубежная филология. Философия. Междисциплинарные гуманитарные проблемы / отв. ред. Райкова И.Н. - С. 68-71.

ЭЛЕКТРОННЫЕ СМИ НОМИНАЦИЯ В ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ СЕМАНТИЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ В ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ ЖАНРЫ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ ВЕЖЛИВОСТЬ И АНТИВЕЖЛИВОСТЬ В СЕТЕВОМ ОБЩЕНИИ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты