Спросить
Войти
Категория: Право

Правовое регулирование полномочий квалификационных коллегий судей в сфере отбора и замещения судебно-административных должностей

Автор: Екатерина Владимировна Фомина

Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность

УДК 343 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10432

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ КОЛЛЕГИЙ СУДЕЙ В СФЕРЕ ОТБОРА И ЗАМЕЩЕНИЯ СУДЕБНО-АДМИНИСТРАТИВНЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ

Екатерина Владимировна ФОМИНА, преподаватель кафедры организации судебной и правоохранительной деятельности Российского государственного университета правосудия E-mail: ekaterina1985fomina@yandex.ru

Научная специальность: 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность

Аннотация. Система отбора и назначения на должности судей и председателей судов имеет важное значение для развития и функционирования судебной системы, а также защиты прав и свобод граждан. В настоящее время нормы о критериях оценки качеств кандидатов для назначения на должности судей и председателей судов одинаковы.

В зависимости от объема полномочий и характера возникающих при этом отношений автор выделяет два вида судейских должностей: должности судей в судах разных уровней и компетенций и судебно-административные должности, к которым относятся должности председателей судов и их заместителей.

Автор предлагает выделить самостоятельные правовые процедуры отбора, оценки и привлечения к дисциплинарной ответственности лиц, занимающих судебно-административные должности.

Annotation. The system of selection and appointment of judges and court presidents is important for the development and functioning of the judicial system, as well as the protection of the rights and freedoms of citizens. At present, the standards on the criteria for assessing the quality of candidates for appointment to the posts of judges and presidents of courts are the same.

Depending on the scope of powers and the nature of the relations arising in this case, the author distinguishes two types of judicial positions: the positions of judges in courts of different levels and competencies and judicial and administrative positions, which include the positions of court presidents and their deputies.

The author proposes to identify independent legal procedures for the selection, evaluation and disciplinary responsibility of persons holding judicial and administrative positions.

Система отбора и назначения судей имеет большое значение, поскольку от качественного формирования судейского корпуса зависит дальнейшее функционирование всей судебной системы, а также защита прав и свобод граждан.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» (далее —

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2019

Закон о статусе судей в РФ) отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе. Данная норма была закреплена в ст. 13 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Таким образом, вместо избрания судей введено их назначение1. Основная роль в отборе кандидатов на судейские должности отводится квалификационным коллегиям судей (далее — ККС), что согласуется с положениями международно-правовых стандартов в сфере судейской независимости.

Конституционный Суд РФ в определении от 12 июля 2006 г. № 263-О счел норму п. 1 ст. 5 Закона о статусе судей в РФ достаточно определенной и конкретной, так как не поддержал позицию заявителя о неконституционности положения данного пункта в части отсутствия в нем конкретных критериев и порядка их оценки, которые, по его мнению, не пригодны для надлежащего (объективного и законного) проведения конкурсного отбора кандидатов на должность судьи.

В России действуют формальные критерии отбора (возраст, требования к образованию, стажу работы и т.п.), ограничения и запреты (требования безупречной репутации, финансовой прозрачности и чистоты, отсутствие конфликта интересов). Однако следует согласиться со многими исследователями2, что именно последние и вызывают большие нарекания и позволяют ККС в некоторых случаях по-разному оценивать примерно одинаковые ситуации. Отсутствие ясно выраженных критериев отбора выражается в вынесении отказов Комиссии при Президенте РФ по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов.

В октябре 2014 г. Совет судей РФ принял решение об уточнении критериев отбора претендентов на должность судей3. В частности, был рассмотрен проект перечня ситуаций, при которых действия судьи могут рассматриваться как конфликт интересов, а также вопрос об уточнении требований к кандидатам в судьи в связи с деятельностью родственников-юристов и занимаемыми ими должностями. Дальнейшее продвижение инициативы не осуществлено.

Из интервью председателя Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации (ВККС), судьи Верховного Суда РФ Н. Тимош-кина следует, что и от ВККС такая инициатива исходить не будет. Критерии отбора судей, по мнению ВККС, довольно ясны4.

Согласно ст. 21 Положения о порядке работы ККС критериями оценки качеств кандидата

для занятия судебной должности для лиц, не являющихся судьями, являются характеристики, отражающие оценку профессиональной деятельности претендента, его деловых и нравственных качеств, с мест работы (службы) за последние пять лет трудового (служебного) стажа, а для действующих судей — показатели работы судей и судов, а также характеристика, представленная на кандидата председателем соответствующего суда.

Кроме того, «при принятии решения о рекомендации гражданина на должность судьи ККС учитывает стаж его работы в должности судьи, опыт работы в правоохранительных органах, наличие государственных и ведомственных наград, почетного звания «Заслуженный юрист РФ», ученой степени кандидата юридических наук или доктора юридических наук, а в отношении претендентов, осуществляющих полномочия судей, также качество и оперативность рассмотрения дел»5.

В случае, если вакантной должности судьи специализирпванного суда отвечают несколько кандидатпв, учитывается также наличие у кандидатов квалификации, соответствующей специализации суда.

Однако необходимо ввести и другие критерии оценки интеллектуальных, морально-этических качеств претендента на должность судьи.

Эти же нормы о критериях оценки качеств кандидатов применяются и в ситуации, когда в конкурсе на замещение административной должности председателя суда участвует действующий руководитель и судья этого же суда, что отмечается и в литературе6.

В этом случае характеристика на судью — участника конкурса составляется председателем суда, который является заинтересованным лицом, поскольку он такой же участник конкурса. «Идея реального конкурса как соревнования, проходящего в равных условиях, где побеждает лучший, явно не обеспечивается имеющимися процедурами»7.

В связи с этим согласимся также с мнением Е.В. Бурдиной о том, что в российском законодательстве не дифференцируются правила проведения ни первоначального конкурса по назначению на должность судьи, ни при повышении судьи в должности, ни в ходе его перемещения или замещения им административных должностей руководителей судов8.

В зависимости от объема полномочий и характера возникающих при этом отношений нами выделены два вида судейских должностей: долЗАКОН И ПРАВО • 09-2019

жности судей в судах разных уровней и компетенций и судебно-административные должности, к которым относятся должности председателей судов и их заместителей. Содержанием су-дебно-административных должностей являются не только полномочия по отправлению правосудия, но и административно-организационные полномочия, связанные с судебным администрированием и руководством судом.

На эти обстоятельства указывается и в Кодексе судейской этики. В соответствии с частями 1 и 2 ст. 12 Кодекса судейской этики профессиональная деятельность судьи направлена не только на исполнение обязанностей по судебному разбирательству дела и принятию решения, но и предусматривает выполнение задач и полномочий в области организационно-распорядительной деятельности, относящейся к работе суда.

Судья, имеющий организационно-распорядительные полномочия в отношении других судей (председатель суда, заместитель председателя суда), в своей профессиональной деятельности должен не только исполнять обязанности по отправлению правосудия, но и добросовестно выполнять возложенные на него административные полномочия, поддерживать высокий уровень профессиональной квалификации в сфере судебного администрирования и способствовать совершенствованию исполнения служебных обязанностей другими судьями и работниками аппарата суда9.

Замещение судебно-административных должностей судебной системы должно осуществляться лицами, которые соответствуют установленным в законе квалификационным требованиям и профессиональным компетенциям организационного характера. Эти виды требований и компетенций нормативно не урегулированы ни на федеральном уровне закона, ни на уровне актов органов судейского сообщества, что порождает ситуацию неопределенности по этому аспекту.

Между тем содержание профессиональных обязанностей лиц, замещающих судебно-адми-нистративные должности, предопределяет специфику реализации многих элементов их статуса, в частности: требования к замещению вакантных должностей, критерии их качественной оценки при аттестации, особенности привлечения к дисциплинарной ответственности в случаях совершения дисциплинарного проступка в сфере организационно-распорядительных отношений.

В целях надлежащего конкурсного отбора кандидатов на судебно-административные должности, качественной оценки работы председателей судов и их заместителей при их аттестации, для решения вопросов о привлечении их к дисциплинарной ответственности предлагается выделить самостоятельные правовые процедуры отбора, оценки и привлечения к дисциплинарной ответственности лиц, занимающих судебно-административные должности.

В рамках данных процедур предлагается определить дополнительные профессиональные компетенции в качестве требований к замещению судебно-административных должностей, в качестве критериев аттестации председателей судов (их заместителей), оснований наложения на них дисциплинарного взыскания. Особую актуальность это предложение имеет в связи с предполагаемыми изменениями организации судебной системы.

1 Ранее в ч. 1 ст. 9 Закона СССР «О статусе судей в СССР» устанавливалось, что подбор кандидатов в судьи осуществляется органами юстиции в соответствии с требованиями названного Закона на основе рекомендаций и учета мнения трудовых коллективов, в которых работают выдвигаемые кандидаты, и заключения Квалификационной коллегии судей.
2 Петухов H.A., Бурдина Е.В. Судебная система современной России: анализ соблюдения стандартов международного права (независимость судей, гласность правосудия и прозрачность судебной деятельности) // Рос. правосудие. 2017. № 9 (137). С. 39.
3 См., напр.: Офиц. интернет-сайт Совета судей в РФ // URL: http://www.ssrf.ru/page/15143/detail/, информация СПС Право.ру // URL:http://www.ssrf.ru/page/15143/ detail
4 Тимошин Н. Повлиять на решения ВККС могут закон и факты // URL: http://pravo.ru/judicial_community/ current_unilist=4current_unitabs=1query (Дата обращения: 23.12.2017)
5 Пугина Л.Н. Конституционно-правовые полномочия Президента РФ по назначению судей РФ: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. // URL:http://rsl/rsl01004833418.txt (Дата обращения: 09.06.2015)
6 Володина Д.В. Юридическая ответственность судей при отправлении правосудия в РФ: Дис. ... канд. юрид. наук. Псков, 2012. // URL: http://rsl/rsl01005495443.txt (Дата обращения: 15.02.2016)
7 Бурдина Е.В. Перспективы повышения независимости квалификационных коллегий судей при реализации полномочий по формированию судейского корпуса // Рос. судья. 2013. № 9. С. 27—31.
8 Там же.
9 Кодекс судейской этики (утв. VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012 г., ред. от 08.12.2016 г.) // СПС «Консультант Плюс»

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2019

Библиографический список

1. Кодекс судейской этики (утв. VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012 г., ред. от 08.12.2016 г.) // СПС «Консулвтант Плюс»
2. Офиц. интернет-сайт Совета судей в РФ // URL: http://www.ssrf.ru/page/15143/detail/, информация СПС Право.ру // URL:http://www. ssrf.ru/page/15143/detail
3. Бурдина Е.В. Перспективы повышения независимости квалификационных коллегий судей при реализации полномочий по формированию судейского корпуса // Рос. судвя. 2013. № 9. С. 27-31.
4. Володина Д.В. Юридическая ответствен-ноств судей при отправлении правосудия в РФ: Дис. ... канд. юрид. наук. Псков, 2012. // URL:

http://rsl/rsl01005495443.txt (Дата обращения: 15.02.2016)

5. Петухов H.A., Бурдина Е.В. Судебная система современной России: анализ соблюдения стандартов международного права (независи-моств судей, гласноств правосудия и прозрач-ноств судебной деятелвности) // Рос. правосудие. 2017. № 9 (137).
6. Пугина Л.Н. Конституционно-правовые полномочия Президента РФ по назначению судей РФ: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. // URL:http://rsl/rsl01004833418.txt (Дата обращения: 09.06.2015)
7. Тимошин Н. Повлиятв на решения ВККС могут закон и факты // URL: http://pravo.ru/ judicial_community/current_unilist= 4current unitabs=1query (Дата обращения: 23.12.2017)

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Педагогика. Учебное пособие для студентов юридических вузов и специальностей / Под ред. В.Ф. Родина. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. — 191 с.

ISBN 978-5-238-03280-1

В доступной форме раскрываются основные положения педагогики. В логической последовательности рассматриваются содержание педагогики, ее методологические основы, теория и практика обучения и воспитания, педагогический контроль.

Учебное пособие предназначено для студентов юридических вузов и специальностей.

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2019

суд квалификационная коллегия судей судья председатель суда система отбора судей закон организационно-распорядительная деятельность court qualification collegium of judges judge
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты