Спросить
Войти

Проблемы финансово-кредитной поддержки малого бизнеса

Автор: указан в статье

ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА

С.В. БАРМИНА, В.А. КОПМАН

В экономически развитых странах малый бизнес играет большую роль в решении текущих социально-экономических проблем. С общенациональной точки зрения, малый бизнес обеспечивает создание рабочих мест с достойной оплатой труда для значительной части населения; увеличение производства валового внутреннего продукта; формирование среднего класса; быстрое внедрение инноваций; реализацию интересов широких масс населения.

По сравнению с крупным бизнесом малый и средний бизнес имеет три бесспорных преимущества. Во-первых, предприниматель инвестирует свои средства и, как правило, лично занимается непосредственной деятельностью. Во-вторых, лучше знает финансовые возможности и запросы рынка. В-третьих, непосредственно контактирует с потребителями.

Малый бизнес в России в последние годы развивается довольно активно. По данным Росстата, с 1998г. по 2008г. количество малых предприятий увеличилось на 269,4 тыс. Однако влияние малого бизнеса на российскую экономику несущественно, особенно по сравнению с ситуацией в западных странах. В России всего лишь 3 % от общего объема инвестиций приходится на малые предприятия. А доля производства продукции и услуг малыми предприятиями составляет около 16 % суммарных объемов ВВП, тогда как на Западе - от 50 до 80 %.

Стимулирование развития малого бизнеса в России на государственном уровне осуществляется по нескольким направлениям: создается институциональная среда, реализуются специальные государственные программы, и особое внимание уделяется кредитованию малого бизнеса государственными банками. Банковская поддержка малого бизнеса в России со стороны государства реализуется с помощью банков развития, создаваемых для вложений бюджетных средств в направления, не финансируемые коммерческими банками из-за низкой рентабельности проектов. На сегодняшний день подобные услуги оказывают Российский сельскохозяйственный банк (Россельхозбанк), Российский экспортно-импортный банк (Росэксимбанк) и Российский банк развития (РосБР).

В последние годы рынок банковского кредитования малого бизнеса имел тенденцию роста. По различным оценкам в 2005г. российские банки предоставили кредиты малому бизнесу на сумму порядка 123 млрд. руб., по итогам 2006г. этот показатель увеличился до 210-230 млрд. руб., а по результатам 2007г. достиг значения 400-420 млрд. руб. За 2008г. объем рынка кредитования малого бизнеса составил порядка 560 млрд. руб. [2]. На сегодняшний день отраслевая структура кредитования малого бизнеса во многом схожа с отраслевым распределением предприятий. Лидирующей отраслью является торговля и общепит - 50%. Около 13 % фирм занято в строительстве, 12 % - в промышленности. Доля сельскохозяйственных предприятий незначительна и составляет около 2 %.

Лидером рынка по объему выданных кредитов по состоянию на 1 января 2009г. по данным РБК- Рейтинг стал банк ВТБ 24 (45 млрд. руб.), второе место занял КМБ-Банк (16,3 млрд. руб.), третье - АК Барс (15,6 млрд. руб.). Показателен тот факт, что большая часть объемов кредитования у лидеров рынка приходится на регионы. В 2007-2009гг. регионы России стали одной из основных точек роста всего рынка. Развитая региональная сеть обеспечивает высокую долю охвата потенциальных клиентов.

В целом можно сказать, что в последнее десятилетие ситуация с развитием малого бизнеса меняется в лучшую сторону. Однако недостаток финансирования по-прежнему остается проблемой, с которой малый бизнес сталкивается на протяжении всего жизненного цикла компании - на этапах создания, становления и развития. Особенно остро она ощущается по мере развития малого предприятия: многие компании имеют схемы диверсификации производства, увеличения производственных мощностей, но не имеют денежных средств на реализацию этих планов.

На данный момент большинство крупных банков уделяют значительное внимание развитию кредитования малого бизнеса. Постепенно снижаются ставки по программам кредитования малых и средних предприятий, смягчаются другие условия. Но банки сталкиваются с определенными проблемами. Можно выделить шесть основных проблем, с которыми сталкиваются банки при кредитовании субъектов малого бизнеса:

1. невысокая легитимность малого бизнеса;
2. нестабильное финансовое положение;
3. отсутствие залогового обеспечения;
4. низкая финансовая грамотность представителей малого бизнеса;
5. стереотипы и предубеждения представителей малого бизнеса;
6. отсутствие должной поддержки на федеральном уровне.

Топ-менеджер одного из крупнейших банков России в выступлении на круглом столе, проведенном в Финансовой академии при Правительстве РФ в рамках Международной научно-практической конференции УМО, с учетом мирового опыта обосновал целесообразность частно-государственного партнерства для финансирования инновационных проектов, исходя из ограниченности бюджетных ресурсов и организационного потенциала по управлению инновационным инвестированием. В развитых странах 70-75% расходов на НИОКР осуществляется за счет частного капитала (в России - менее 40%); 30-40% капиталовложений в инновационное развитие кредитуют коммерческие банки (в России - 5-7 %). Среди наиболее перспективных форм частногосударственного партнерства с участием банков на указанном круглом столе были названы:

1) софинансирование крупных инновационных проектов ведущих корпораций, в том числе государственных;
2) создание совместных венчурных фондов типа Российской венчурной компании (2006г.) для инвестиций в инновационные предприятия по примеру ВТБ - первого российского банка, выигравшего конкурс на формирование фонда «ВТБ-Фонд Венчурный» (49 % от суммы 3,1 млрд. руб. - средства РВК);
3) развитие банковского кредитования малых и средних предприятий, осуществляющих инновационную деятельность под гарантии государственных и региональных гарантийных фондов; их предстоит укрупнить и создать фонд, управляемый одним из государственных институтов развития;
4) финансовая поддержка государством и крупными банками российских компаний, приобретающих за рубежом производственные предприятия в высокотехнологичных отраслях, а также осуществляющих международные сделки слияния и поглощения с использованием Фонда национального благосостояния вместо инвестирования его средств для покупки иностранных государственных ценных бумаг [1, с.7].

Федеральным законом от 24.07.2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» определены права и ответственность всех уровней власти в сфере развития предпринимательства, установлены формы, условия и порядок оказания финансово-кредитной поддержки малым и средним предприятиям. Государственная и муниципальная финансово-кредитная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства с 1 января 2008г. включает в себя:

- предоставление бюджетных кредитов и бюджетных инвестиций на замену и модернизацию оборудования, совершенствование технологических и внедрение инновационных процессов;

- поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства через создание государственных и муниципальных фондов поддержки, фондов содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов;

- выдачу из бюджетов разных уровней субвенций, выделяемых на безвозмездной и безвозвратной основах бюджету другого уровня или юридическому лицу на осуществление целевых расходов;

- выдачу из бюджетов разных уровней субсидий, предоставляемых бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов;

- предоставление государственных и муниципальных гарантий и поручительства по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки малым и средним предприятиям.

Таким образом, впервые законодательно определена финансово-кредитная поддержка со стороны государственных и муниципальных органов власти, организаций и предприятий инфраструктуры, деятельность которых направлена на развитие предпринимательства на территории субъектов федерации и муниципальных образований.

Однако предпринимаемых мер со стороны государственных и муниципальных органов власти по финансово-кредитному обслуживанию малого и среднего бизнеса с помощью бюджетных денежных средств явно недостаточно. В целях более широкого обеспечения финансово-кредитной поддержки предпринимательства следует предпринять законодательные меры по развитию негосударственных механизмов финансово-кредитной поддержки, формированию соответствующих условий для негосударственных небанковских организаций финансирования малого и среднего бизнеса. На правовой основе необходимо разработать внебюджетные и малозатратные схемы финансово-кредитной поддержки предпринимательства.

Органам власти субъектов федерации и муниципальных образований, на наш взгляд, целесообразно своевременно определить в своих целевых программах развития субъектов малого и среднего предпринимательства комплекс финансово-кредитных мероприятий, направленных на достижение целей в области финансирования предпринимательства на разных этапах его становления и развития.

В связи с проблемами, которые испытывает малый бизнес и банковские структуры, становится актуальной подготовка проекта федерального закона, направленного на упрощение кредитования субъектов малого предпринимательства. Законодательно, а также нормативно закрепить такой упрощенный порядок можно было бы путем внесения соответствующих изменений и дополнений в некоторые федеральные законы, а также в нормативные документы Банка России и Федеральной налоговой службы. Это позволило бы создать благоприятные условия для кредитования субъектов малого и среднего бизнеса, прежде всего через региональные и местные банки. Пока же, по данным исследований, только около 35 % субъектов малого и среднего

предпринимательства прибегают к такому виду банковских услуг, как кредитование [3, с.51].

Представители некоммерческих организаций, объединяющих субъекты малого и среднего бизнеса, предлагают ускорить разработку и принятие Федерального закона «О микрофинансовых организациях». Минэкономразвития России совместно с Российским микрофинансовым центром разработали проект программы поддержки микрофинансовых организаций, который вполне может стать частью правительственной программы поддержки предпринимательства.

В России сейчас действуют около 2000 небанковских микрофинансовых организаций. По некоторым оценкам совокупный портфель их займов составляет около 560 млн. долл. Российским микрофинансовый центр считает, что из 6 млн. предпринимателей в стране в микрофинансировании нуждаются свыше 50 %. Спрос на микрокредиты составляет порядка 6 - 8 млрд. долл. США, однако он удовлетворен лишь на 20 %.

Таким образом, государственная и муниципальная финансово-кредитная политика как инструмент управления развитием малого и среднего бизнеса должна предусматривать не только ее финансовое обеспечение за счет бюджетных средств, но и управление кредитными процессами в сфере деятельности банковских и небанковских микрофинансовых организаций. Только в этом случае можно обеспечить повышение роли малого сектора предпринимательства в отечественной экономике, в том числе ускорения в ней инновационных процессов.

Литература:

1. Красавина Л.Н, Родионова В.М. Роль финансовой и банковской систем в инновационном развитии экономики России. // Финансы и кредит. № 23 (311), 2008.
2. Пашкова А.В. Формы поддержки малого и среднего бизнеса. // Банковское кредитование. № 5, 2008.
3. Шиганов В.В. Финансово-кредитная поддержка малого и среднего

предпринимательства. // Финансы и кредит. № 32 (320), 2008.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты