Uspekhi sovremennoy biologii. - 2012. - №1. - S. 21-35.
№6 (15) 2018 www.j-chr.com
ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ:
F 00 m i—
-".о
ТЕМА НОМЕРА:
Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. The Collection of Humanitarian Researches. Electronic scientific journal
ISSN 250-3585
peer-reviewed • open access journal
УДК: 159.942:613.9 „
oo л л Психологические науки
bbfv: 00.44
Оценка эмоциональной компетентности как биопсихосоциальный маркер течения старения.
©А.И. Мелёхин
Мелехин А.И. - клинический психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, Российский геронтологический научно-клинический центр (РГНКЦ), ФГБУН Институт психологии Российской Академии Наук. E-mail: clinmelehin@yandex.ru
Адрес: ул. 1-я Леонова, 16, Москва, 129226, Российская Федерация.
АННОТАЦИЯ
В повседневной геронтологической практике при оценке ней-рокогнитивного статуса пациентов позднего возраста большее внимание уделяется когнитивным функциям, при этом недостаточно учитываются особенностям социо-когнитивных функций или социального познания. Изменения в социальном познании рассматривают как биопсихосоциальный индикатор психологического неблагополучия. В статье впервые описана интегративная модель возникновения депрессии П. Лаутена и П. Фонаги. Представлен индекс экспресс оценки изменений в эмоциональной компетентности. Представлен диагностический алгоритм оценки и дифференциации первичных или вторичных нарушений в способности понимать психические состояния других людей в позднем возрасте. , , „
г №6 (15) 2018
www.j-chr.com
При старении наряду с различными траекториями изменений в состоянии физического здоровья, возникают изменения и эмоциональной компетентности (emotional competencies) или социальном познании [5]. На данный момент эти изменения являются трансдиагностической проблемой, т.к. представляют собой признанную область нарушений с функциональной и клинической значимостью [6]. Ранее оценка социального познания обычно упоминалась только при диагностике расстройств личности в DSM IV [16]. Б DSM-Y появилось понятие социо-когнитивного скрининга (social cognitive screening), который позволяет улучшить раннюю диагностику и дифференциацию различных форм кортикальных деменций. Например, лобно-височной деменции, болезнь Альцгеймера, боковой амиотрофический склероз [8]. Также в данной классификации одним из шести диагностических доменов для определения степени нейрокогнитивных расстройств (neurocognitive disorders), также дифференциации их подтипов яв ляется оценка социального познания: распознавание и дифференциация эмо ций; модель психического и способности к эмоциональной и когнитивной эмпатии [16]. На рис, 1. показана предложенная П. Лаутен и П. Фонаги интегративная модель возникновения депрессии (stress-reward--mentalizing model of depression) с учетом подхода RDoC (поведение, физиологические механизмы и генетические особенности) [10].
КОМПОНЕНТЫ АНАЛИЗА RDoC
ПОВЕДЕНИЕ
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ
ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
^/Чувствительность к
стрессу у/ Накопленный стресс (высокое нервно-психическое напряжение)
%/Уснлени? hi оричны \
t&L&|>J&iL"[&iUi [фИВЯЭШНОСТО
ч/Гмперактивация
привязанности ^Дминвацнд iipHi-.H&tJiHHnrr.!
СИСТЕМА ОТВЕТА НА СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО
СТРЕСС ПОДКРЕПЛЕНИЯ/
ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ
ЛЛ ЛОСТАТИЧ ЕСКАЯ ДИСБАЛАНС В МЕЗОЛ1ШБИКОНАГРУЗКА МЕЗОКОГТИКАЛЫЮН ЦЕПИ
м ;м: in : ;:-i в СПОСОБНОСТИ ПОНИМАТЬ
СОБСТВЕННЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ
И ДРУГИХ ЛЮДЕЙ (МОДЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО)
СИСТША СОЦИАЛЬНОГО пшш IISL
^ДНСЬЛАЗС! kl 11 tuf IИ HHi i 41 И
АФФЕКТИВНОМ КОМПОНЕНТАХ ЫСДО1И ПШХНЧЕСТОГО
t/ДИССАТАНС В lïMCLIHHJflHOl II ЭХСПЛИЦКП10Ы КОМПОНЕНТАХ
№6 (15) 2018 www.j-chr.com
Рис.1. Интегративная модель возникновения Бо1^у, 2017).
Из рис. 1. видно, что депрессия явля ется результатом взаимодействующих нарушений в системе ответа на стрессовые события, что приводит к проблемам в системе внутреннего подкрепления (вознаграждения), особенно со стороны привязанности/автономии, а также к проблемам понимания психических состояний. Б частности, в пожилом и стар ческом возрасте наличие повседневного
депрессии П. Лаутена и П. Фонаги (Ьиу1сп,
стресса часто приводит к невозможности переоценить и отрегулировать негативный аффект, что приводит к синдрому дефицита вознаграждения, отказу от контролируемого использования модели психического с преобладанием гипо или гиперментализации. Это автоматическое, предвзятое эмоционально обусловленного построение моделей психических состояний других людей, основанное на
ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ:
со I—
-".о
ТЕМА НОМЕРА:
нерефрексивных предположения о себе и других, приводит к состоянию субклинической депрессии, которая препятствует благополучному старению. Нарушения в модели пс ихичес кого при субдепрессиях и более тяжелых формах наблюдаются со стороны восприятия лицевых эмоций, памяти на лица и понимании обмана, иронии. Тяжесть, так и продолжительность депрессивных эпизодов усиливает дефицит модели психического, как и наоборот [10].
Большинство психических (шизофрения, биполярное расстройство, большой эпизод депрессии, ПТСР) и неврологических (лобно-височная деменция, болезнь Альцгеймера, Паркинсона, рассеянный склероз, инсульт) расстройств сопровождаются изменениями в социо когнитив ных функциях и метакогнитивных функ циях [5:9:15]. Как нами [3], так и нашими зарубежными коллегами [11;12;14;] было по казано, что в пожилом возрасте при нормальном течении старения наблюдается большие изменения в социо-когнитивном (например, понимании обмана, иронии, блефа), нежели в социо-эмоциональном компоненте (распознавание, дифференциация эмоций, эмпатия) социального познания. Эти данные согласуются с теорией социо-эмоциональной селективности А. Карстенсен. Для понимания этих изменений также следует учитывать особенности сомато-, психо-, социогене-за пожилого человека. Например, наличие нейроанатомических (\тР1&С.ЛСС.Т1М). нейрохимических сдвигов (дофаминовый сдвиг) и эмоциональной реактивности [3:7:12:14].
Социальное познание в позднем возрасте - необходимое условие для благоприятного старения, которое складывается из эффективного межличностного функционирования, терапевтического альян са между врачом и пожилым человеком, гибкой реакции на изменяющийся социальный контекст, социальной активности
и способности принимать решения [13:14]. Способность понимать психические состояния других людей рассматривается в качестве важного предиктора эффективности прохождения пациентами пси хотерапии, удовлетворенности качеством жизни [14]. Б позднем возрасте может наблюдаться дефицит метакогнитивных способностей [14] выражающийся в рассогласовании между самооценкой и объективными показателями состояния способности понимать собственные психические состояния и состояния других людей. Может наблюдаться феномен отрицания когнитивных изменений, который заключается в сокрытии жалоб на когнитивные изменения от других людей, сниженном осознании речевых ошибок, трудностей в понимании пс ихичес ких состояний. Жалобы на изменения в памяти (процесс метапамяти) довольно распространены у пожилых людей и на них еле дует обращать внимание в связи с тем, что они рассматриваются как индикатор фактических или потенциальных когни тивных проблем [9; 13].
Метакогнитивные функции как компонент Я концепции, обеспечивают ме-таперсональную самоинтерпретацию. Б процессе этой самоинтерпретации человек получает новые знания, способные построить целостную когнитивную репрезентацию о ситуации, а также состоянии собственного здоровья [1]. Благодаря метакогнитивным функциям человек понимает, что свою сущность можно понять, обратив взор не только внутрь себя, но и на психологические особенности других людей [1].
Изменения в социо когнитивных функ циях в позднем возрасте рассматривают как один из индикаторов лимбической реактивности при аффективном спектре расстройств [15], а также рисков развития поведенческих, дисфункциональных симптомов при болезни Альцгеймера и лобно височной деменции, шизофрении
№6 (15) 2018 www.j-chr.com
ТЕМАНОМЕРА: ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ: /^Ш!^00
клинико-психологический подход
позднего возраста [5;7;13]. Наличие со цио когнитивные нарушений в позднем возрасте приводит к изменениям в понимании собственных пс ихичес ких состояний и других людей, что сопровождается социо-поведенческими аномалиями, снижается чувствительность к предупреждающим знакам о возможных негативных рискованных действиях, что увели чивает риски стать жертвой социальной эксплуатации, мошенников, совершить преступление [11]. На ранних стадиях ней родегенеративных расстройств обычная визуализация мозга (КТ, МРТ), стан дартная неврологическая оценка может быть нечувствительна к изменениям в
социо когнитивных функциях. Б связи с этим при проведении комплексной кли-нико психологической гериатрической оценки состояния здоровья рекомендовано включать оценку состояния социо-ког-нитивных функций [9;11;13]. Для экспресс оценки социо когнитивных функций у людей позднего возрасте рекомендовано использовать шкалу оценку когнитивных нарушений Блесседа (blessed dementia rating scale), которая включает в себя индекс социо когнитивного функционирования (social cognitive index) [9]. Этот индекс позволяет оценить следующие симптомы (см.рис.2).
Рис. 2. Компоненты индекса социо-когнитивного функционирования.
Для оценки распознавания и дифферен циации эмоции следует отдавать предпочтение онлайн нейропсихологическим батареям. Например, Пенсильванской нейропсихологической батареи (web-based self administered Computerized Neuropsychological Battery). Для оценки понимания иронии и обмана использо вать тест, направленный на оценку способности прагматической интерпретации жизненных событий (Pragmatic
interpretation short stories, E. Winner). Нами был адаптирован на русский язык пятиступенчатый алгоритм оценки и терапии социо когнитивного дефицита Д. Хенри [9], который включает в себя подробные сведения о том, как подходить к оценке социального познания в клиниче ской практике, начиная с сбора данных и последующей диагностики и терапии (см. рис, 3).
Рис. 3. Алгоритм оценки и коррекции социо-когнитивных нарушений Дж. Хенри (адаптация А.И. Мелёхин).
Нарушения в социо когнитивных функциях могут быть: первичными или вторичными; тотальными или парци альными; ситуативно или не ситуативно зависимыми. Б позднем возрасте чаще наблюдается вторичный, диффузный дефицит, который носит прогредиент-ное течение. Б зависимости от нарушенного компонента модели психического выделяют следующие формы дефицита:
-Эмоциональный компонент: дефицит распознавания эмоций, изменения
в памяти на лица, эмоционального выражения и метаэмоций (эмоциональной совести);
-Когнитивный компонент: дефицит прагматической способности.
-Комплексная оценка социо когни тивной дисфункции помимо оценки на личие и степени дефицита и уделяет внимание следующим подходам (см. таблицу 1) к улучшению способности понимать, как собственные психические состояния, так и других людей.
ТЕМАНОМЕРА: ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ: /^Ш!^00
клинико-психологический подход
Таблица 1.
Способы минимизации дефицита социального познания в позднем возрасте.
Медикаментозные подходы Немедикаментозные подходы
Интер-назальное введение инсулина Транскраниальная магнитная стимуляция медиальной префронтальной коры
Глубокая стимуляция мозга (субталамического ядра)
Введение интер-назально «про-социальных» нейропептидов: окситоцина и вазопресина Когнитивная реабилитация: - Терапия когнитивной стимуляция (cognitive stimulation therapy); - Когнитивно-восстановительная терапия (cognitive enhancement therapy).
Комбинированная дофаминер-гическая и норадренергическая терапия. Например: piribedilum- Социо-когнитивная, коммуникативная реабилитация с применением виртуальной реальности и окулографии: - Когнитивно-поведенческая психотерапия; - Метакогнитивная терапия (Metacognitive therapy); Т- ренинг социальных навыков, модели психического (ТоМ training program); - Терапия, основанная на ментализации (МВТ); - Коммуникативно-трудовая терапия в групповой форме (community occupational therapy);
Терапия антипичными нейролептиками. Например: olanzapine, loxapine
Терапия серотонинергически-ми и норадренергическими антидепрессантами. Например: Citalopram, reboxetine Алгоритмы психообразования для родственников: - Модель усиления обратной связи (communication enhancement model of aging); - Коммуникативный алгоритмы: «Мудрые советы» (SAGE ADVICE); «Погружение» (BATHE); Кто-что-когда-где-как-почему ( Wh-questions).
Отметим, что на данный момент оценка эффективности приведенных в таблице 1 медикаментозных интервенций и методов стимуляции мозга находится на стадии клинических исследований. Золотым реабилитационным стандартом при прагматическом дефиците в позднем возрасте, является системный когни-тивно-поведенческий подход, включающий в себя: нейропсихологические и ме такогнитивные тренинги; формирование и усиление имеющихся социо когнитив ных навыков и регуляции эмоционально го состояния с опорой на внутренние и внешние ресурсы; психообразование для пожилого человека и его родственников [2; 4].
/10.1155/2017/
ТЕМАНОМЕРА: ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ: /^Ш!^00
клинико-психологический подход
ASSESSMENT OF EMOTIONAL COMPETENCE AS BIOPSYCHOSOCI AL TOKEN FLOW AGING
© Alexey I. Melehin
Melehin Alexey I. - clinical psychologist, cognitive behavioural psychotherapist, Russian gerontological scientific clinical center, Moscow E-mail: clinmelehin@yandex.ru
Address: st. 1-ya Leonova, 16, Moscow, 129226, Russian Federation
ABSTRACT
In everyday gerontological practice, when assessing the neurocognitive status of patients of late age, more attention is paid to cognitive functions, while not taking into account the peculiarities of socio-cognitive functions or social cognition. Changes in social cognition are considered as a biopsychosocial indicator of psychological distress. The paper first describes the integrative model of depression Lazutina and Fonagy. The index of rapid assessment of changes in emotional competence is presented. The paper presents a diagnostic algorithm for assessing and differentiating primary or secondary disorders in the ability to understand the mental States of other people at a later age.
Key zvords: social cognition, mental model, emotional competence, old age.
REFERENCE
psychology, Neurobiology, and Functional Connectivity// Medical Clinical Reviews. 2015. Vol. 1. №.6 pp.1 8. doi: 10.21767/2471 299X.1000006
generalization in Theory of Mind: a study with older adults. // Frontiers in Psycholo gy. 2015. Vol. 6, doi: 10,3389/fpsyg.2015.01123 12. Melokhin A.I. Programma razvitiya modeli psikhicheskogo (theory of mind) y pozdnikh vozrastakh // Klinicheskaya i spetsial&naya psikhologiya. 2015. Tom 4. № 1. S. 110 123.
ТЕМА НОМЕРА: ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ: /^Ш!^00
клинико-психологический подход