Спросить
Войти

Нетрадиционные методы повышения производительности умственного труда

Автор: Землянухина Н. С.

2020, №1

ISSN 2411-2550

УДК 331.5

Землянухина Н.С.

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г.

Чернышевского, г. Саратов, Россия

Нетрадиционные методы повышения производительности

умственного труда

В статье рассматриваются различные подходы к решению задачи повышения производительности труда. Проанализированы факторы, снижающие производительность умственного труда. Предложены нетрадиционные методы, позволяющие нейтрализовать воздействие негативных факторов. Приведены результаты исследования влияния занятий цигун на развитие способности к саморегуляции, которая является фактором повышения производительности умственного труда, и на показатели умственной работоспособности. Сделан вывод о целесообразности распространения описанных практик, в том числе за счет предоставления работникам льгот.

Образец цитирования: Землянухина Н.С. Нетрадиционные методы повышения производительности умственного труда // Гуманитарный научный журнал. 2020. №1. с.52-58 DOI: https://doi.org/10.24411/2078-9661-2020-10008 Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)._

Zemlyanukhina N. S. Non-traditional methods of increasing the productivity of mental

The article discusses various approaches to solving the problem of increasing labor productivity. Factors that reduce the productivity of intellectual labor are analyzed. Non-traditional methods are proposed to neutralize the impact of negative factors. The results of research on the influence of qigong classes on the development of the ability to self-regulate, which is a factor in increasing the productivity of mental labor, and on the indicators of mental performance are presented. The conclusion is made about the expediency of spreading the described practices, including by providing benefits to employees.

Задача повышения производительности труда была и остается актуальной для российской экономики, в настоящее время принят национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости» [1]. Повышению производительности труда посвящено большое количество научных работ. Решение задачи повышения

13115111

производительности труда может быть реализована на различных уровнях. Принятие национального проекта является попыткой добиться повышения производительности труда на макроуровне. Есть множество способов, реализация которых осуществляется на уровне предприятий и организаций (т.е. на микроуровне) Несомненно, что повышению производительности труда будут способствовать модернизация оборудования, внедрение искусственного интеллекта и роботизация производства, оптимизация численности управленческого и административного аппарата, эффективная мотивация работников [2], нормирование [3], [4] правильная организация [5] и оплата труда [6]. Авторами рассматриваются различные факторы, влияющие на производительности труда на предприятиях, в том числе факторы качества рабочей силы. «Качество рабочей силы оказывает огромное влияние на формирование уровня производительности труда, что признается в настоящее время многими отечественными учеными. Поэтому факторы качества рабочей силы следует особо учитывать при формировании предприятием политики роста производительности труда. Предприятие может повышать качество рабочей силы как каждого отдельного работника (за счет роста его квалификации, информационной грамотности, инновационной активности), так и всего трудового коллектива.» [7, с.16]

Но если рассматривать проблему повышения производительности труда на нано-уровне, можно выделить целый ряд факторов, снижающих производительность труда (особенно, если речь идет об умственном труде): стресс, хроническая усталость, плохое самочувствие, эмоциональное выгорание, эмоциональная нестабильность, проблемы с концентрацией внимания, снижение способности к саморегуляции.

Заметим, что в связи с повышением пенсионного возраста, актуализируется проблема снижения интеллектуальной выносливости и характеристик памяти для лиц, находящихся в предпенсионном возрасте и пенсионеров, продолжающих работать. Определенная часть работников в возрасте 50+ отмечает проблемы с запоминанием, скоростью реакции и длительной концентрацией внимания. При этом у многих представителей более молодого поколения, в связи с «клиповостью» мышления, способность к длительной концентрации внимания менее развита изначально. Повышение интенсивности труда, вызванное оптимизацией численности персонала или желанием работника получить более достойную заработную плату (что особенно характерно для бюджетных сфер образования и здравоохранения), приводят к усугублению этих проблем, так как на воспроизводство рабочей силы требуется большой ресурс времени, который отсутствует.

Существуют разнообразные способы (методы), позволяющие нейтрализовать воздействие этих негативных факторов. Часть из них

широко известны и включают здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек, занятия физической культурой, йогой и специальными упражнениями для повышения концентрации внимания. Часть методов не так широко распространены, и могут поэтому рассматриваться как нетрадиционные

Вынесенное в название слово «нетрадиционные» нуждается в пояснении. Дело в том, что традиционность и нетрадиционность понимается по-разному в различных культурах. Так, народная медицина в России позиционируется как нетрадиционная медицина, а в Китае, напротив, как традиционная китайская медицина. Можно предположить, что данное различие связано с тем, насколько анализируемые методы распространены в обществе, т.е. насколько они традиционны. Поэтому, учитывая, что описываемые ниже методы не получили еще широкого распространения в РФ, мы будем считать их нетрадиционными.

Так, способность к саморегуляции развивается с помощью техник и практик, направленных на развитие образного мышления, концентрацию ума и его релаксацию. В частности, использование восточных оздоровительных практик способствует развитию способности к саморегуляции. Наиболее известными восточными оздоровительными практиками в России являются йога (индийская традиция) и цигун (китайская практика). В данной работе под саморегуляцией, в первую очередь, понимается способность человека поддерживать оптимальный (благоприятый) уровень физического, эмоционального, ментального и ресурсного (энергетического) состояний, т.е. рассматривается уровень психической саморегуляции.

В научной литературе по психологии содержится множество исследований различных факторов, влияющих на саморегуляцию, к ним относится музыка, внешние требования, волевые качества личности, индивидуальные особенности, смысловые структуры сознания, спорт, рефлексия, коммуникативный потенциал, и т.д. Развитие эмоционального интеллекта также, на наш взгляд, является фактором улучшения способности к саморегуляции. В самом широком смысле любое успешное психологическое консультирование в той или степени способствует развитию способности к саморегуляции. Если же вести речь о саморегуляции как о способности управлять своим психологическим состоянием, то, как правило, рассматриваются такие методы, как нервно-мышечная релаксация, идеомоторная тренировка, сенсорная репродукция образов, аутогенная тренировка. Однако следует отметить, что задолго до развития психологии как науки уже существовали и успешно использовались традиционные методы, направленные, в том числе, на развитие способности к саморегуляции (например, такие практики, как йога и цигун). Существует множество исследований, подтверждающих

позитивное влияние занятий йогой на психическое состояние и здоровье. Кроме того, многие упражнения, выполняемые йогами, практически совпадают с техниками, предлагаемыми психологами. Так, хатха-йога, содержащая особые упражнения (асаны) тесно связана с телесно-ориентированной психологией. Особое значение для расслабления играет Шавасана, при выполнении которой практикующий осознанно расслабляет всё свое тело. Это способ релаксации, предложенной психологами не так давно, в йоге используется уже много веков. С точки зрения физиологии практика йоги представляет собой процесс функциональной актуализации психосоматики. Представляет интерес воздействие на саморегуляцию человека медитативных практик. В психологии медитация рассматривается, в первую очередь, как распространенный способ релаксации. Существуют исследования, подтверждающие позитивное влияние медитации на управление стрессом. В настоящее время на территории России получили распространение различные направления китайской оздоровительной практики цигун. Китайским оздоровительным практикам, направленным, в том числе, на саморегуляцию психической деятельности, в отечественной литературе посвящено достаточно обширное количество литературы. Изучение цигун занимаются представители различных наук: спортивные медики, философы, культурологи, психологи. Отмечаются положительные результаты применения цигун для оздоровления пациентов старшей возрастной категории (за 80 лет).

Методы цигун нашли свое применение в подготовке и восстановлении спортсменов, профилактике стрессов и коррекции стрессовых состояний. Практика базируется на китайском представлении и функционировании человеческого тела и психики, подробно описанном в трактатах по традиционной китайской медицине. Человеческий организм рассматривается в цигун (и в китайской традиционной медицине) не как нечто обособленное, находящееся вне окружающего мира, а как целая сложная система, в которой все элементы составляют единое целое и функционально связаны. Интересно отношение в западной науке и медицине к китайскому представлению о системе энергетических каналов и биологически активных точек. С одной стороны официального признания постулатов традиционной китайской медицины нет, но с другой стороны в российских медицинских вузах открывают подготовку специалистов по традиционной китайской медицине, уже давно применяются знания китайской медицины в рефлексотерапии, а в последнее время для объяснения противоречий даже была предложена гипотеза о существовании системы каналов в форме функционального органа. Особое место среди других разновидностей, занимает практика Чжун Юань Цигун (ЧЮЦ), воздействие которой на способность к

«Гуманитарный научный журнал» ^^ Электронный научный журнал

2020, №1 ПАРАДИГМА ^БЫ 2411-2550

саморегуляции и рассматривается в работе. Обучение данной практики проводится сертифицированными инструкторами на семинарах, разделенных на несколько ступеней. Обучающие семинары длятся несколько дней по три часа ежедневно. Для оценки влияния практики на способность к саморегуляции был разработан опросник. В предложенном опроснике выделено 20 характеристик, в их числе: физическое состояние, работоспособность, энергичность, ясность мышления, тревожность, грусть (тоска), страхи, агрессивность, раздражительность, спокойствие, устойчивость к стрессу, жизнерадостность, развитие образного мышления, полноценный сон, склонность к депрессии, чувство усталости, способность восстанавливаться после нагрузки, способность к пониманию других, иммунитет, способность к саморегуляции. Каждая из характеристик оценивалась респондентом по шкале от 1 до 10. В соответствии с данными ответами рассчитывался интегральный показатель развития способности к саморегуляции, который равен сумме оценок по характеристикам 1,2,3,4,10,11,12,13,14,17,18,19,20 за вычетом суммы оценок по характеристикам 5,6,7,8,9,15,16. Рост в результате занятий интегрального показателя свидетельствует о развитии способности к саморегуляции, а его убывание - об обратном процессе.

Автором было проведено пилотное исследование влияния занятий одним из направлений китайской практики цигун на развитие способности к саморегуляции, которая является фактором повышения производительности умственного труда, и на показатели умственной работоспособности. Исследование проводилось среди проходящих обучающий семинар по второй ступени ЧЮЦ. Возраст участников семинара от 43 до 65 лет. Респондентам было предложено заполнить составленный автором опросник до начала прохождения семинара и в последний день в конце занятий. Кроме того, часть из занимавшихся заполнили аналогичный опросник через месяц и более после прохождения семинара, причем в числе опрошенных были как продолжающие занятия самостоятельно, так и практически не практикующие. Кроме опросника для выявления влияния занятий были проведены неструктурированные интервью с членами группы. Для подтверждения результатов исследования дополнительно был проведен опрос посещающих регулярные (клубные) занятия. Кроме авторского опросника был использован опросник САН (самочувствие, активность, настроение), а также корректурная проба для оценки изменения работоспособности и неструктурированные отзывы клиентов. Измерения проводились перед началом занятий и в конце, длительность занятия составляла от 2 до 3 часов в вечернее время (после работы). Ответы респондентов на вопросы опросника анализировались для каждого испытуемого, все опрашиваемые сообщили об улучшении своего эмоционального и физического состояния,

2020, №1

ISSN 2411-2550

однако у разных респондентов акцент был сделан на разных характеристиках. При использовании опросника САН было обнаружено увеличение показателей по этим характеристикам у 100% проходивших опрос до и после 2-х часового занятия. Использование корректурной пробы (теста Бурдона) позволило выявить рост показателей умственной работоспособности Au, коэффициента умственной продуктивности E, показателя точности работы Т1 и Т2, и скорости внимания A у всех респондентов, а устойчивости концентрации внимания Ku - у части респондентов. На основании проведенного исследования был сделан вывод о положительном влиянии практики цигун на способность к саморегуляции и повышение уровня работоспособности.

Какими бы современными ни были компьютеры и гаджеты, умственный труд предполагает использование интеллектуальных способностей человека, которые могут и должны воспроизводиться и развиваться, что требует не только здорового образа жизни, но и освоения специальных практик, направленных как на восстановление (воспроизводство) рабочей силы, так и на развитие способности к саморегуляции, эмоционального интеллекта, и т.д. Заметим, что развитие способности к саморегуляции может рассматриваться как инвестиция в человеческий капитал [8]. Решение этой комплексной задачи может быть осуществлено только в том случае, если будут созданы условия для ее реализации, в том числе за счет предоставления работникам льгот [9], облегчающих доступность таких практик и стимулирующих их использование [10].

Библиографический список

1. Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости» URL: https://futurerussia.gov.ru/proizvoditelnost-truda-i-podderzhka-zanyatosti
2. Гагаринская Г.П Управление производительностью и эффективностью труда персонала на основе мотивации труда на предприятиях нефтегазового комплекса / Г.П. Гагаринская, А.В. Гагаринский, И.Г. Кузнецова, А.В. Васильчиков, А.В. Шмидт // Известия Кыргызского государственного технического университета им. И. Раззакова. 2019. № 1 (49). С. 63-74.
3. Щеколдин В.А. Управление нормированием труда как фактор повышения производительности труда/ В.А. Щеколдин, И.В. Богатырева, Л.А. Илюхина // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2019. № 6 (176). С. 34-43.
4. Омельченко И.Б. Нормирование труда в Российской Федерации как важнейший инструмент повышения производительности труда //Организация и нормирование труда: наука, образование, практика: Сборник научных трудов. Белорусский национальный технический университет; Учреждение «Научно-исследовательский институт труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь». Минск, 2018. С. 203-216.
5. Лебедев Г.Г. Управление производительностью труда на промышленном предприятии с использованием концепции организации труда "Семь нот"/ Г.Г. Лебедев,
13115111
2020, №1

ISSN 2411-2550

О.А. Лузгина, М.Г. Кузьмина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2017. № 3 (43). С. 203-209.

6. Климов А.С. Повышение производительности труда методом изменения системы оплаты труда на предприятии/ А.С. Климов // Экономика и социум. 2019. № 3 (58). С. 627-639.
7. Краснопевцева И.В. Анализ факторов макро-, мезо- и микроуровня, определяющих динамику производительности труда на промышленных предприятиях/ И.В. Краснопевцева //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2019. № 1 (36). С. 12-18.
8. Землянухина Н.С. Инвестиции в формирование человеческого капитала / Н.С. Землянухина //Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2005. № 10. С. 35-39.
9. Землянухина Н.С. Социально-экономическая теория льгот: монография / Н.С. Землянухина; под ред. П. С. Кузнецова; Саратовский гос. технический ун-т. Саратов, 2006.
10. Землянухина Н.С. Обеспечение здоровья работников - необходимый элемент корпоративной социальной ответственности в России / Н.С. Землянухина // Современный менеджмент: проблемы и перспективы: сборник статей: в двух частях. 2016. С. 157-162.
13115111
производительность труда умственный труд саморегуляция цигун льготы. productivity mental labor self-regulation qigong benefits.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты