ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 316.77:001.12/.18; 070:001.12/.18 Н. С. Авдонина, В. Н. Богатырёва
АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
ЦИФРОВОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ И НОВЫХ МЕДИА
В XXI веке с появлением интернета как нового канала коммуникации и развитием информационно-коммуникационных технологий на становление новых тенденций в области журналистики оказали и продолжают оказывать влияние такие процессы, как цифровизация и конвергенция. Эти процессы способствовали количественным и качественным изменениям в журналистике. Сегодня пресса активно переходит в режим онлайн, приостанавливая или прекращая выпуск печатной продукции; появляются новые медиа, где применяются новые технологии и создаётся новый контент. В данной статье отражены основные качественные тенденции цифровой журналистики и новых медиа, которые сформировались в результате процессов цифровизации и конвергенции и являются актуальными на сегодняшний день. В данной статье выделяются не все современные тенденции (особенно новых медиа), которые появляются и / или модифицируются с каждым годом, а те общие, которые выделяются большинством исследователей в области медиа.
DOI: 10.24411/2227-1384-2020-10017
Цифровизация означает «вытеснение всего аналогового» из различных сфер общественной жизни, их «оцифровку» и, как следствие, создание специфической цифровой среды, в которой параллельно существуют медиа разных уровней, легко объединяющиеся в одно целое; в которой существует «избыточный» выбор медиаконтента с улучшенным доступом и разумными затратами (чаще всего бесплатно) для пользователя и постоянно создаются новые медиапродукты, сочетающие в себе весь спектр возможностей этой среды [8].
Конвергенция — это всеобъемлющий процесс слияния медиаплат-форм, который влияет как на медиатехнологии (происходит сближение
Авдонина Наталья Сергеевна — кандидат политических наук, доцент кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации (Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, Архангельск, Россия); e-mail: natalia.avdonina1987@gmail.com.
Богатырёва Валерия Николаевна — студент кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации (Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, Архангельск, Россия); e-mail: lerabogatyreva98@gmail.com.
© Авдонина Н. С., Богатырёва В. Н., 2020
разнородных медиатехнологий [14]), так и на медиапотребление (происходит его эволюция) [8]. Современный пользователь отказывается от традиционных медиа в пользу экранов смартфонов, социальных сетей и цифровых источников информации [7]. Также в научном дискурсе конвергенцию определяют в том числе как слияние профессиональных качеств журналиста [16].
В большинстве стран для обозначения такой журналистики используют термин «цифровая» [20]. Некоторые исследователи в области медиа отмечают, что цифровая журналистика в недалёком будущем станет не только доминирующей, но и «единственной формой существования профессии» [4, с. 267]. Мы выделили следующие актуальные тенденции цифровой журналистики и новых медиа.
Медиаконтент в цифровой среде стал мультимедийным. Мультимедиа — это способ представления контента в интеграции различных способов коммуникации (текста, картинки, аудио, видео и анимации) с целью оказать воздействие на все органы чувств пользователя и его [контента] дистрибуции посредством различных каналов коммуникации (цифровых устройств). Иными словами, мультимедийность цифровой журналистики и новых медиа заключается в сочетании нескольких разных форматов в одном медиапродукте и имеет модульный характер, где каждый элемент является частью целого [8]. И, несмотря на то, что в традиционных медиа также присутствовало сочетание разных видов коммуникации, именно цифровая среда позволила «использовать все виды контента практически без препятствий технологического или потребительского свойства» [11, с. 172].
Потребители медиаконтента сегодня — это, прежде всего, визуалы,
чьё мышление переходит от текстового к изобразительному. Пользователи стали «смотрящими», лучше воспринимающими наглядно показанную информацию; а понятие «журналистского текста» сместилось в другую семиотическую плоскость — вербальная доминанта сообщения больше не актуальна [8]. При этом аудитория не занимается вычитыванием текстовой информации — она «сканирует» материал, останавливая внимание на отдельных частях. Поэтому переупаковка текстовой информации в аудиовизуальную обеспечивает фокусировку на главном в медиаконтенте [12]. Так, грамотное использование «визуального языка» стало одним из значимых условий в цифровой журналистике [5].
Интерактивность — это «способность медиа / массмедиа изменять характер презентации передаваемой информации в зависимости от действий потребителя (пользователя)» [11, с. 60]. Это одна из ключевых тенденций цифровой журналистики и новых медиа, благодаря которой пользователь «включается» в цифровую медиасреду.
Так, пользователь решает, что, где и как ему смотреть / слушать / читать, он также может сконцентрировать внимание только на тексте или только просмотреть видео и т. д., то есть сам контролирует порядок ознакомления с мультимедийным материалом. Чтобы данный процесс был максимально удобен для пользователя, разрабатывается интерактивность интерфейса [8] — создание гипертекстовых ссылок для быстрого перемещения пользователя по медиаконтенту и предоставления большего объёма информации: например, переход на материалы того же издания или на другие источники информации [21].
В то же время интерактивность проявляется в том, что пользователь может моментально реагировать на контент, сообщать информацию и высказывать своё отношение к материалу посредством оценки (комментариев, лайков и репостов), обсуждения на различных форумах и в социальных сетях. Интерактивность также проявляется в возможности новых медиа создавать интерактивный диалог с аудиторией с помощью мультимедийных технологий [7]. С этой целью стало популярным использование технологии диалогового интерфейса (переписки) и использования чат-ботов — программы-помощника для обмена сообщениями между пользователем и набором готовых запрограммированных команд [9].
Интерактивность является предпосылкой к тому, что новые медиа стали называть «активными» и «одушевлёнными», «каналами социального участия» [8], в которых более развита обратная связь с аудиторией, являющейся важной частью дистрибуции медиаконтента. Таким образом, в цифровой медиасреде, благодаря её интерактивности, влияние аудитории на цифровую журналистику и новые медиа становится более выраженным.
Цифровизация и конвергенция стали предпосылкой к нивелированию традиционных классификаций жанров и форматов в цифровой медиасреде, а также к осмыслению их развития и модификации, которые всё меньше объясняются с позиций традиционных теорий медиа.
Во-первых, в цифровой медиасреде существует большое разнообразия форматов, которые нельзя назвать традиционными: лонгриды, ин-фотейнмент, различные игры, виртуальная и дополненная реальность [8], а также стремительно набирающие популярность подкасты, кратковременные истории, онлайн-трансляции и стримы [9]. Что касается новизны данных форматов, то она скорее условна, так как сейчас некоторые из них уже не воспринимаются как что-то новое — они стали привычными как для журналистов, так и для аудитории.
Во-вторых, отметим, что мультимедийность цифровой среды определяет гибридную и диффузную природу как жанров, так и форматов новых медиа, когда одни форматы и жанры адаптируются под новые условия и становятся гибридными, а также диффузными, проникая и перетекая друг в друга. Например, в одном лонгриде могут использоваться интерактивный таймлайн и анимированная инфографика, а
жанр «новостные программы» переходит в такой гибридный формат, как ньюс-шоу, состоящий из разных жанров и форматов [8], также гибридным форматом донейта и краудфандинга является «thanks-journalism» («спасибо-журналистика») [9].
В-третьих, сегодня существуют различные мнения относительно жанровой специфики цифровой журналистики. Некоторые исследователи считают, что интернет и социальные сети «перепахали традиционные жанры журналистики», приводя в пример новые для 2013 года жанры: журналистика скриншота и журналистика повседневных снимков [8]. Другие склонны к мнению, что жанры цифровой журналистики, с одной стороны, основаны на жанровой типологии, используемой в прессе, то есть традиционной (например, блог как новая форма классического очерка — публицистического жанра [15]), а с другой стороны, что, благодаря наличию аудиовизуального контента и других графических, мультимедийных и интерактивных технологий, в цифровой меди-асреде создаются определённые жанры, характерные для этой среды (например, онлайн-интервью или онлайн-репортаж) [21].
Отметим также, что всё чаще исследователи цифровой журналистики стараются уходить от рамок понятия «жанр», используя более условные формулировки, например, «инновационные способы представления информационного контента» [20] или «новые способы формирования контента с использованием цифровых технологий» [3]. В то же время в цифровой медиасреде ярко выражена неопределённость в терминологии. Так, свои мультимедийные проекты разные издания называют по-разному, используя такие понятия, как «мультимедийные истории», «визуальные истории», «интерактивный сторителлинг» или просто «лонгрид» [8]. Более того, существуют дискуссии, к чему относить вышеупомянутые понятия: к жанрам или форматам. Например, некоторые исследователи относят лонгрид к жанрам цифровой журналистики [16], а другие определяют лонгрид исключительно как формат [8]. Так, сегодня жанровые различия журналистских материалов слабее улавливаются как аудиторией, так и самими журналистами [3]. Поэтому в ближайшем будущем теоретикам в области медиа вряд ли удастся построить стройную теорию мультимедийных жанров и форматов, которая учитывала бы все взгляды.
Современные пользователи медиаконтента стали обладать такой специфической характеристикой, как многозадачность, — они используют несколько коммуникативных устройств и включаются в несколько медиасред сразу [8]. Так, в цифре можно одновременно открыть несколько окон в браузере, читать текст и параллельно слушать новости, иногда посматривая на видеокартинку [9]. Поэтому сегодня для медиа-контента характерна такая тенденция, как кроссплатформенность. Благодаря этой тенденции его потребление происходит межплатформенно и, тем самым, непрерывно. У печатных СМИ появляются веб-сайты, у
сайтов — мобильные версии, группы в социальных сетях, каналы на Youtub и в Telegram, мобильные приложения [7].
Из кроссплатформенности вытекают две похожих, но в то же время имеющих существенные различия тенденции: кроссмедийность и трансмедийность. Кроссмедиа — это передача одного медиаконтента с помощью разных каналов коммуникации и коммуникативных устройств (СМИ, смартфонов и т. д.) [8], то есть «одна история, много каналов» [16, с. 738]. Трансмедиа — этого передача разного медиаконтента на одну тему с помощью разных медийных платформ и каналов «с добавлением новых смыслов и деталей» [8, с. 38] или «одна большая тема, много историй, много форматов, много каналов» [16, там же].
В цифровой медиасреде с её кроссплатформенностью, кроссмедий-ностью и трансмедийностью важную роль играет искусство рассказывания историй — мультимедийный сторителлинг. То есть важным становится не эксклюзивность контента (которая быстро теряет свою значимость), а его «упаковка», подача, дистрибуция и способность удерживать внимание пользователя; а также трансмедийный сторителлинг — подвид мультимедийного, который, помимо всего вышеперечисленного, отличается многоплатформенностью и интерактивностью повествования [8]. Также отметим, что современному пользователю медиаконтента больше интересны истории, чем статьи, интервью, цифры и статистика, это объясняется природой человеческого сознания: люди всегда строили мир через использование нарративов. Этот факт порождает спрос на «хороших рассказчиков» в цифровой журналистике [6]. Так, хорошо рассказанная и качественно «упакованная» история является эффективным методом привлечения внимания аудитории в цифровой журналистике.
Вместе с увеличением роли качественного рассказывания историй в цифровой журналистике прослеживается ещё одна смежная тенденция. «Журналистика становится медленнее, тише, более размеренной и вдумчивой», чтобы рассказывать истории о слоях общества и людях, живущих в необычных обстоятельствах, предоставлять больше информации и объяснять вещи таким образом, чтобы читатели, зрители и пользователи лучше понимали власть, за которую голосуют, и общество, в котором живут [17]. Такую журналистику обычно называют «вдумчивой», название произошло от оригинального термина «slow journalism». В отличие от традиционной, вдумчивая журналистика отвечает на вопросы: «как», «почему», «что это значит», «что дальше» и «что вы можете сделать». При этом журналисты, которые пишут в таком стиле, должны отличаться особым профессионализмом: знать контекст текущих событий, уметь находить разные взгляды на одну историю, выбирать только надёжную информацию, проводить качественную оценку источников и иногда даже использовать научные методы для исследования инфоповодов [10].
Таким образом, мультимедийный (трансмедийный) сторителлинг и вдумчивая журналистика противостоят некачественной информации, добытой в гонке за оперативностью и эксклюзивностью, а также информационному шуму и перенасыщению и бесконечному скроллу [19]. Эти тенденции изоморфны цифровой среде, где, в первую очередь, ценится качество медиаконтента и понимание того, что заставляет пользователей возвращаться к изданию.
Оцифровка данных стала элементом повседневности в цифровой среде [8], где сложилась особая культура взаимодействия государства и общества на основе открытых данных — датацентричность. Датацен-тричность является фундаментом цифровой трансформации общества и позволяет реализовывать принципы открытости и доступности в использовании информации [1]. Так, данные всё сильнее управляют повседневной жизнью людей через взаимодействие с правительством, правоохранительными органами, муниципальными и финансовыми учреждениями [2]. В то же время такие большие объёмы информации требуют не только хранения, но и качественной обработки и анализа.
Цифровая журналистика сегодня основана на больших данных [8], которые перестали быть просто предметом изучения академической журналистики — они стали источником для написания новостей и инструментом рассказывания историй в журналистской профессии [12], а специальные знания в области анализа данных сегодня являются одной из функциональных возможностей и обязанностей журналистов [4]. Таким образом, можно утверждать, что датацентричность как тенденция цифровой среды коснулась, в частности, цифровой журналистики и новых медиа.
Цифровая журналистика сегодня стремительно развивается относительно тенденции максимальной автоматизации в тех местах, где не требуется человек: то, что может быть автоматизировано, должно быть автоматизировано [19] — от механических процессов (съёмка, вёрстка, печать) до биологических параметров (поведение, интеллект). Необходимость создания алгоритмов и использования искусственного интеллекта в работе ньюсрумов обусловлена, в первую очередь, скоростью распространения новостей и их огромным количеством [18]. Технологии сегодня являются средством улучшения эффективности журналистики. Исследователи в области медиа выделяют три основных направления использования искусственного интеллекта в современных ньюсрумах: персонализация, борьба с информационной перегрузкой и роботизированная журналистика [19].
Так, при помощи использования алгоритмов и искусственного интеллекта журналисты могут сократить время на таких рутинных операциях, как анализ данных, фактчекинг, создание рекомендаций для аудитории и таргетирование контента, позволяя сосредоточиться на более творческих задачах [8]. Что касается роботизированной журналистики, то
отметим, что роботы сегодня распознают и извлекают из цифровой среды пресс-релизы и новости, учатся их переписывать, переупаковывать и заниматься их дистрибуцией [5]. По научным прогнозам, роботы в дальнейшем могут справляться с так называемыми «breaking news» (быстрыми новостями) лучше любого журналиста [13]. Так, технические средства постепенно вытесняют человека из новостной журналистики, что скорее хорошо, чем плохо, потому что, как уже было отмечено ранее, сегодня на медиарынке ценятся специалисты, грамотно владеющие методом стори-теллинга и умеющие писать в стиле «вдумчивой журналистики».
Выделенные нами тенденции существенно повлияли на базовые компетенции журналистов — к традиционным требованиям добавились навыки, связанные с погружением в технологические аспекты: веб-вёрстка, SMM, анализ данных, освоение инфографики [4], фото- и видеосъёмка, технологии монтажа, навыки интерактивного общения с аудиторией и геймифи-кации. Это означает, что журналисты сегодня должны быть максимально универсальными, мультимедийно думающими и технологически подкованными; в редакциях стали востребованы программисты, мыслящие как журналисты, и журналисты, имеющие навыки программирования [8]. Такой тип журналистов, которых ещё называют сетевыми, стремительно вытесняет с медиарынка тех, кто работает «по старинке».
В то же время существующие тенденции повлияли на расширение журналистских подпрофессий: в ньюсрумах создаются роботизированные отделы, дата-отделы, отделы визуализации и виртуальной / дополненной реальности [8]; появляются новые практики журналистики, определяемые технологиями и методами сбора данных, их интерпретации, сторителлингом (рассказом о данных) и дистрибуцией контента [5]. И, как следствие, появились такие современные феномены, как мультимедийная журналистика, иммерсивная журналистика, автоматизированная и роботизированная журналистика, а также журналистика данных.
Список литературы
Avdonina Natalya S., Bogatyreva Valeria N.
CURRENT TRENDS OF DIGITAL JOURNALISM AND NEW MEDIA
(Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Arkhangelsk, Russia)
In the 21st century, with the advent of the Internet as a new channel of communication and the development of information and communication technologies, processes such as digitalization and convergence have been influencing the development of new trends in journalism. These processes have contributed to quantitative and qualitative changes in journalism. Today, the press is actively going online, pausing or stopping the production of printed materials; new media appear where new technologies are applied and new content is created. This article reflects the main qualitative trends of digital journalism and new media that have emerged as a result of digitalization and convergence processes and are relevant today. This article highlights not all current trends (especially new media) that appear and / or are modified every year, but those general ones that are highlighted by most media researchers.
References
problemnoe pole mediaobrazovaniia, 2019, no. 1, pp. 102 — 109.
■k -k -k