Спросить
Войти

Сравнительный анализ методов ценового регулирования, применяемых при реализации региональных проектов газификации

Автор: указан в статье

В.Г. АНТОНОВ

Следовательно, может изменяться сеть привлечения мировых городов по различным направлениям изменения структуры экономики, характера экономики и «экономики знаний». Это влечет за собой новое качество жизни, способствует «рурбанизации» и образованию «свободных агентов». Масштабная модернизация экономики и перевод ее на инновационные рельсы требуют активного включения в процесс поколенческого анализа, где выделяется поколенческий разрыв и дефицит технократических кадров10. Неиспользование регионами возможностей дает основание считать приемлемым возрастание кадрового голода, корректировку динамики темпов роста, выпуска и занятости основных фондов, модельную оценку численности занятых в отраслях межотраслевого баланса, профильной трудоемкости и занятости, оценку влияния институциональных переменных на воспроизводство рабочей силы, анализ «институциональных ловушек» в эффективности использования рабочей силы, внедрение практического метода «циклических закономерностей» через «единицу экономического времени», введение «colluding regulators& model», анализ института знаний".

Примечания

1 Полонская И. Несвоевременные мысли // Российская газета. 2007. № 290.
2 Собашников А. Сибирский мегаполис // Там же. № 133.
3 Козьмин А. Восточный форпост России // Эксперт. 2007. № 45. С. 32.
4 Попов А. Микстура объединения // Там же. № 19. С. 54.
5 Кромм Е. Ловитесь, рынки! // Там же. № 18. С. 87.
6 Грязневич В. Развитие пространства // Там же. 2006. № 16. С. 9.
7 Мониторинг экономики образования. 2008. № 1-6.
8 Вопросы экономики. 2007. № 2. С. 37; Российская газета. 2008. № 58. С. 5.
9 Вопросы экономики. 2007. № 12. С. 59, 68, 101.
10 Эксперт. 2008. № 11.
11 Бусыгин В.В., Бусыгин В.П. Особенности функционирования некоторых академических институтов в России // Экономический журнал ВШЭ. 2004. № 4, т. 8. С. 589.

УДК 338.5:662(47) В.Г. АНТОНОВ

аспирант Байкальского государственного университета

экономики и права, г. Иркутск e-mail: vgantonov@tnk-bp.com, antonov.v.g@gmail.com

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДОВ ЦЕНОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ГАЗИФИКАЦИИ

Рассматривается проблема низкого уровня газификации сибирских и дальневосточных регионов России. Повысить уровень инвестиционной привлекательности проектов региональной газификации можно за счет изменения тарифной политики государства. В статье представляются результаты сравнительного анализа методов ценового регулирования, проведенного на основании предлагаемых автором критериев. Ценовая дискриминация рекомендуется как наиболее подходящий метод решения проблемы.

Средний уровень газификации в Российской Федерации достиг 62% в 2007 г., при этом территория Сибири и Дальнего Востока газифицирована незначительно и фрагмен-тарно1. Наивысшим уровнем газификации

(27%) в Сибири обладает Тюменская область — основной газодобывающий регион страны. За счет собственных ресурсов газа Томской области, а также благодаря связи с Единой системой газоснабжения (ЕСГ) газифицированы (на уровне от 2 до 14%) Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская области и Алтайский край2. На остальной территории Сибири и Дальнего Востока существует только три изолированных региональных системы: ОАО «Норильскгазпром», ОАО «Якутгазпром» и ОАО «Дальтрансгаз», которые возникли еще в советское время.

Реализация проектов газификации является мощным импульсом для повышения конкурентоспособности экономики регионов и ускорения темпов их социально-экономического развития. Осуществлять такие проекты на востоке страны можно изолированно, без привязки к развитию ЕСГ или других экспортных магистральных систем. Для этого имеются огромные запасы природного газа. Тем не менее обширные территории Сибири и Дальнего Востока остаются негазифициро-ванными: проекты региональной газификации отличаются низкой инвестиционной привлекательностью, что обусловлено сложными условиями их реализации. Усугубляет положение существующий в газовой отрасли режим ценового регулирования, базирующийся на принципе «затраты плюс» и предполагающий линейное ценообразование — установление единой цены для всех промышленных потребителей и более низкой ставки для населения. Данный метод существенно ограничивает возможные доходы от проектов газификации, снижает их инвестиционную привлекательность и сдерживает их реализацию. Изменение ценовой политики в сфере газоснабжения, по мнению автора, станет возможным решением указанной проблемы.

За долгую историю регулирования деятельности естественных монополий было предложено и используется множество методов государственного ценового регулирования. Выбор методов, которые можно применить при формировании цен в ходе реализации региональных проектов газоснабжения, необходимо проводить с учетом достижений теории регулирования и условий применения таких методов. В результате изучения теоретических подходов к регулированию деятельности естественных монополий и определения особенностей региональных проектов газоснабжения, реализуемых на востоке страны, были сформированы следующие критерии:

- обеспечение эффективности распределения ресурсов;

- стимулирование инноваций, НТП и сокращения издержек;

- обеспечение эффективности распределения доходов;

- повышение инвестиционной привлекательности проектов газоснабжения;

- применимость метода на практике.

Первые три критерия связаны с теоретическими измышлениями о целях регулирования деятельности монополий, т.е. о стремлении приблизить монополии к рыночной ситуации чистой конкуренции. Экономисты сходятся во взглядах, что с учетом некоторых ограничений и исключений чисто конкурентная экономика приведет к наиболее эффективному использованию редких ресурсов общества. Применительно к регулированию функционирования монополий это выражается в стремлении установить цены на уровне предельных издержек фирмы-монополиста.

Второй критерий направлен на устранение так называемой Х-неэффективности, присущей монополиям, которая отсутствует в чисто конкурентной отрасли3. Х-неэффек-тивность означает, что фактические издержки фирмы при любом объеме производства больше, чем минимально возможные издержки. Существованию этого феномена есть множество подтверждений, а для его устранения регулирующие органы стараются применить методы, которые бы стимулировали фирмы сокращать издержки.

Третий критерий связан с тем, что регулирующие органы опасаются неравномерности распределения значительных прибылей, которые получают монополии, устанавливая более высокие цены, чем сделали бы фирмы с такими же издержками в условиях чистой конкуренции. Эти монополистические прибыли распределяются нешироко, потому что, как правило, собственность на акционерный капитал в большой степени сконцентрирована в руках группы лиц с самыми высокими доходами. Получается, что владельцы монополий обогащаются за счет остальной части общества, тем самым усугубляя социальное неравенство. Концентрация дохода, в свою очередь, таит в себе политические опасности. В связи с этим регулирующие органы

В.Г. АНТОНОВ

стремятся ограничивать размер прибыли, который может получать монополия.

Четвертый критерий был сформулирован в результате анализа условий осуществления региональных проектов газоснабжения4. Анализ выявил следующие особенности таких проектов:

- ограниченность объемов и цен сбыта газа объемом потребления энергоносителей и уровнем цен на них на региональном рынке;

- большие капитальные затраты на создание протяженных и разветвленных газотранспортных сетей с избыточной мощностью для обеспечения зимних пиков потребления;

- отнесение компаний, реализующих такие проекты, к субъектам естественных монополий и применение по отношению к ним соответствующих норм государственного регулирования, которые создают значительные риски по получению необходимого объема доходов и окупаемости инвестиций.

В результате большая часть проектов отличается низкой инвестиционной привлекательностью. Следовательно, данному критерию будут отвечать методы регулирования, которые позволят увеличить доходную базу проекта по сравнению с действующими методами, а также будут стимулировать компанию-оператора проекта искать пути расширения спроса и реализовывать проект оптимальным образом с точки зрения затрат.

Наконец, критерий практической применимости метода означает, что метод может применяться (или уже применялся) в газовой отрасли в конкретной ситуации изолированных рынков, а также что он является «рентабельным», т.е. затраты по его адаптации, внедрению и применению меньше выгод от его применения.

Из значительного количества методов ценового регулирования наибольшее признание и широкое применение на практике получили следующие группы методов: предоставление субсидий, стимулирующее регулирование, «введение» конкуренции, применение ценовой дискриминации. Данные методы были проанализированы на предмет соответствия разработанным критериям (табл.).

Сравнительный анализ методов ценового регулирования

Метод Критерий

Обеспечение эффективности Стимулирование инноваций, НТП Обеспечение эффективности Повышение инвестиционной Реализуемость

распределения и сокращения распределения привлекательнос- метода

ресурсов издержек доходов ти проектов

Предоставление субсидий э О • • •

Стимулирующее регулирование:

Установление ценовых лимитов о • • О •

£Р/-Х-регулирование о • • о •

«Ярдстик»-конкуренция э • • о О

Метод разделения прибылей 9 э о о

«Введение» конкуренции:

Дерегулирование Остается естественная монополия в секторе транспортировки газа, деятельность которой необходимо регулировать

Конкуренция Демшица О • • о о

Конкуренция доступного рынка о • • о о

Применение ценовой

дискриминации:

Монополистическая конкуренция Чемберлина • • о • •

Разработка сложных тарифов о •

Цены Рамсея 9 о • о

Ш Полное соответствие О Соответствие отсутствует

Как можно видеть, ни один из методов не позволяет достичь соответствия всем критериям. Каждый метод дает возможность добиться определенного успеха в различных направлениях. Для полного успеха необходимо или использовать сочетание методов, или ослабить требования какого-либо из критериев. Методы стимулирующего регулирования и «введения» конкуренции не решают проблему низкой инвестиционной привлекательности проектов, а у субсидирования имеется множество негативных последствий. Поэтому применение методов ценовой дискриминации, по мнению автора, является наилучшим решением проблемы, причем как с теоретической точки зрения, так и с практической.

С теоретической точки зрения ценовая дискриминация делает возможной поставку продукта, когда при линейном ценообразовании ни один уровень цены не покрывает всех расходов монополии. Кроме этого, применение ценовой дискриминации позволяет достичь эффективности деятельности монополии по всем параметрам, кроме эффективности распределения доходов. Если учесть, что проблема заключается в том, что монополию необходимо обеспечить достаточным уровнем доходов, чтобы проекты газификации вообще осуществлялись, то требование эффективности распределения доходов может быть ослаблено по крайней мере на период становления системы газоснабжения. В случае если регулирующие органы обнаружат, что монополия может получать слишком большую прибыль при применении дискриминации, может быть установлен ценовой потолок с сохранением возможности дискриминации либо потолок доходов также с сохранением возможности для монополии осуществлять дискриминацию.

С практической точки зрения метод ценовой дискриминации соответствует программе развития отрасли на востоке страны, имеет положительные стороны для потребителей, а также может быть использован в газовой отрасли, несмотря на наличие ограничений применения этого метода.

Предлагаемый метод полностью соответствует положениям утвержденной в прошлом году программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и

газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона, а именно следующим целям, задачам и принципам: формирование рынка природного газа на базе цен, складывающихся с учетом спроса и предложения на данный вид топлива, и его конкуренции с углем и мазутом (создание рынка межтопливной конкуренции), формирование в районах Восточной Сибири и Дальнего Востока системы цен, отвечающей требованиям рыночных механизмов, оптимизация топливно-энергетического баланса регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока и обеспечение рациональной доли природного газа в его структуре5.

Также к плюсам этого метода можно отнести возможность выстраивания гибких отношений с потребителями, что немаловажно в условиях, когда каждый крупный или средний потребитель может быть критичным для окупаемости инвестиций, вложенных в проект. Возможность учета уникальных характеристик каждого потребителя при формировании индивидуальных контрактных условий, в том числе ценовых, позволит привлечь максимальное число потенциальных потребителей.

Для осуществления ценовой дискриминации требуется соблюдение трех условий: фирма должна обладать монопольной властью, продавец должен быть способен оценивать полезность каждой единицы продукции для каждого покупателя, покупатель не должен иметь возможности перепродавать товар или услугу. При реализации региональных проектов газоснабжения указанные условия выполнимы6.

Таким образом, сравнительный анализ методов ценового регулирования показал, что существуют методы, которые позволяют повысить инвестиционную привлекательность региональных проектов газоснабжения. При этом, по мнению автора, методы ценовой дискриминации являются наилучшим решением проблемы.

Примечания

& Продажа газа внутри страны. ОАО «Газпром» // http://www.gazpromquestions.ru/index. php?id=35.

2 Матюшечкин В.Н. Участие ОАО «Газпром» в газификации регионов Российской Федерации и проблеA.B. МЕРКУЛОВ

мы газификации юга Сибири / / Второй Сибирский энергетический конгресс. Новосибирск, апр. 2007 г.

3 Макконнелл K.P., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: в 2 т.: пер. с англ. 11-го изд. М., 1992. Т. 2.
4 Антонов В.Г. Условия реализации инвестиционных газовых проектов в восточных регионах России // Социально-экономические проблемы региона: материалы регион. науч.-практ. конф., г. Иркутск, апр. 2004 г. Иркутск, 2004. С. 9-11.
5 Проект программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона. М., 2007.
6 Антонов В.Г. Ценовая дискриминация как метод формирования цен на газ в изолированных от ЕСГ системах газоснабжения // Известия ИГЭА. 2007. № 5 (55). С. 67-70.

УДК 339.13:620.9 A.B. МЕРКУЛОВ

ББК 65.291.808 аспирант Иркутского государственного

технического университета e-mail: andrew.m.v@mail.ru

КОНКУРЕНЦИЯ В СФЕРЕ СЕТЕВЫХ УСЛУГ КАК МЕХАНИЗМ СНИЖЕНИЯ СТОИМОСТНОГО НЕБАЛАНСА НА ОПТОВОМ РЫНКЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ

Оптовый рынок электроэнергии в России функционирует по новым правилам уже два года. Однако электрическая энергия как товар имеет ряд специфических особенностей: процесс ее производства, транспортировки и потребления происходит практически мгновенно; невозможно определить происхождение электроэнергии, поставляемой производителем и забираемой потребителем из единой электрической сети, и т.д.

Это обусловливает сложность расчета финансовых обязательств между участниками рынка, а также приводит к формированию стоимостного небаланса, который имеет существенные негативные последствия. В статье показана возможность снижения образующегося на рынке стоимостного небаланса при помощи организации рынка услуги по передаче электрической энергии в момент запирания контролируемого сечения.

В июле 2008 г. в результате проводимого в нашей стране реформирования электроэнергетики ОАО «РАО "ЕЭС России"» прекратило свое существование в качестве вертикально интегрированной компании. Государственная монополия была разделена по видам деятельности с обособлением ряда сегментов, оставшихся монопольными. Таким образом, была сформирована не только полноценная конкурентная среда для новых оптового и розничного рынков электроэнергии, но и все необходимые элементы рыночной инфраструктуры в лице системного оператора — ОАО «СО ЦДУ-ЕЭС» и администратора торговой системы — НП «АТС».

Создание оптового рынка электроэнергии (ОРЭ) является основной идеей либерализации отрасли. В настоящий момент на ОРЭ в России по конкурентным ценам оборачивается порядка 20% всей производимой электрической энергии, и несмотря на то что полную либерализацию рынка планируется осуществить только к 2011 г., все рыночные взаимоотношения между его участниками уже сформированы1. За два последних года функционирования ОРЭ вполне обыденным явлением стало возникновение стоимостного небаланса, т.е. различия между суммарными финансовыми обязательствами потребителей и производителей электроэнергии.

ГАЗИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЦЕНОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ gasification state price regulation price discrimination
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты