Спросить
Войти

Характер, масштаб и потенциал влияния государственных закупок на экономику России

Автор: указан в статье

ХАРАКТЕР, МАСШТАБ И ПОТЕНЦИАЛ ВЛИЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК НА ЭКОНОМИКУ РОССИИ

КРАВЦОВ АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВИЧ,

заместитель начальника отдела контроля размещения государственного заказа Ростовского УФАС России, аспирант кафедры «Государственное и муниципальное управление», Северо-Кавказская академия государственной службы,

e-mail: alex2408688@mail.ru

В статье рассмотрена роль государственных закупок в российской экономике — фактическая и потенциальная. Предложены меры более полного использования госзакупок как инструмента экономической политики.

ность; бюджетные средства; поддержка малого предпринимательства. оо

In the article actual and potential roles of the public procurement in Russian economy are ^

examined. Measures of more complete implementation of the public procurement as an instrument of g

the economic policy are suggested.

Коды классификатора JEL: D61, E62, L32.

Систему государственных закупок можно понимать как совокупность правил, определяющих суть и формы отношений, направленных на удовлетворение государ- I

ственных нужд, а также лиц, участвующих в этих отношениях. В эту систему входят g

1 См.: Современный экономический словарь / Под общей ред. Райзберга Б.А. М.: Инфра-М, 2008. С. 56.

о о т

Ci 1= о

в т.ч. муниципальные закупки, правила проведения и действующие лица которых не отличаются от собственно государственных закупок.

Актуальность вопросов эффективности государственных закупок вызвана прежде ^

всего ролью данных закупок в системе макроэкономических показателей. з

Как видно из приведенной таблицы, объем государственных закупок в сравнении о

с расходной частью федерального бюджета составил: в 2006 г. — 38,6%, в 2007 г. — 45,9%, в 2008 г. — 56,7%, в 2009 г. — 42,6%; в 2010 г. ожидаемое значение — 49%. ¿5

Следует заметить, что при сопоставлении этого объема с расходной частью консолидированного бюджета значение относительного показателя будет несколько ниже.

В системе национальных счетов в качестве ключевого макроэкономического по- 5

казателя используется валовой внутренний продукт (ВВП), выражающий исчисленную в рыночных ценах совокупную стоимость конечного продукта, созданного в течение года внутри страны с использованием факторов производства, принадлежащих как данной стране, так и другим странам1. §

Известны теоретические положения о том, что государственные закупки являются весьма значительной составляющей совокупного спроса, а государственное влияние о

на эту составляющую способно создать мультипликативный эффект (Демин и Демина ш

2008, 4). о

© А.Д. Кравцов, 2010

Таблица 1

Роль государственных закупок в системе макроэкономических показателей

Наименование показателя Значение показателя (трлн руб.)

2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

ВВП России 26,62 32,99 41,69 39,02 40,19

Объем расходной части федерального бюджета 4,43 6,53 7,02 9,85 10,21

Объем государственных закупок 1,71 3 3,98 4,20 5

В том числе объем государственного оборонного заказа 0,24 0,71 0,95 1,11 1,11

Экономия бюджетных средств при государственных закупках 0,07 0,17 0,22 0,50 Нет данных

Потери бюджетных средств от неэффективных государственных закупок 0,30 0,35 0,36 Не менее 0,42 Не менее 0,50

Источник: Федеральные законы от 26.12.2005 г. № 189-ФЗ; от 19.12.2006 г. № 238-ФЗ; от 24.07.2007 г. № 198-ФЗ; от 24.11.2008 г. № 204-ФЗ; от 02.12.2009 г. № 308-ФЗ; (Андреев 2010); (Бубнов 2010); (Васильева и Смольякова 2009); (Глухов 2008); (Зегонов 2009); (Система госзакупок 2010); (Фролов 2008); www.bfm.ru;www.cnews.ru;www.erus.ru; www.expert.ru;www.fas.gov.ru;www.gazeta.ru;www.government.ru;www.izvestia.ru;www.prime-tass.ru; www.rosfincom. т; www.rosinvest.com;http://vpk.name.

Последний показатель рассчитан автором по (Смотрицкая 2009).

Сведения об объеме гособоронзаказа в 2006 г. доступны и приведены только в части Министерства обороны РФ (по 2007-2010 гг. — по всем государственным заказчикам).

0
1

го со о

<и сР

и о сх 1= о со

I—I _I

Первое положение можно подтвердить следующим расчетом: доля объема государственных закупок в ВВП России в рассматриваемый период росла: в 2006 г. — 6,42%, в 2007 г. — 9,09%, в 2008 г. — 9,55%, в 2009 г. — 10,76%. В 2010 г. эта доля может достичь 12,44%.

Таким образом, в последние годы примерно десятая часть спроса приходилась на государственные закупки.

Значительную долю государственных закупок, насколько об этом можно судить из открытых источников информации, занимает государственный оборонный заказ: в 2006 г. — 14%, в 2007 г. — 23,7%, в 2008 г. — 23,9%, в 2009 г. — 26,4%, в 2010 г. — 22,2%; в среднем за 2006-2009 гг. — 23,4%.

Экономия бюджетных средств достигала (от объема государственных закупок): в 2006 г. — 4,1%, в 2007 г. — 5,7%, в 2008 г. — 5,5%, в 2009 г. — 11,9%; в среднем за 2006-2009 гг. — 7,4%.

Не менее интересно, что если суммарная экономия бюджетных средств в 20062009 гг. достигла 0,96 трлн рублей, то потери бюджетных средств от неэффективных государственных закупок ежегодно превышали экономию в 1,2-4 раза и суммарно в 2006-2009 гг. составили 1,43 трлн рублей, что в 1,49 раза больше экономии и составляет 11,1% от всего объема государственных закупок в 2006-2009 гг. Таким образом, резерв для повышения эффективности государственных закупок весьма велик — при отсутствии названных потерь экономия могла составить в 2,5 раза больше реально достигнутой.

Представляется, что значения приведенных показателей (как абсолютных, так и рассчитанных по ним относительных), а также их динамика позволяют сделать вывод о том, что масштаб влияния государственных закупок на экономику России весьма значителен.

Бюджетные средства, сэкономленные в ходе государственных закупок, как не раз отмечалось должностными лицами Федеральной антимонопольной службы, могут быть использованы различными способами, наиболее очевидными из которых являются увеличение размера пенсий, зарплат сотрудникам бюджетных организаций, дополнительные закупки лекарственных средств, размещение дополнительных заказов на строительство и ремонт автодорог (Владимирова 2009, 1).

Однако влияние государственных закупок на экономику государства далеко не ограничивается экономией бюджетных средств и проявляется также в следующем:

1. Поддержка малого и среднего предпринимательства.

В России применяются следующие критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства:

— суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных лиц и некоторых других категорий участников не должна превышать 25% (с исключениями для научных организаций);

— средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек;

— выручка от реализации товаров, работ, услуг (без учета налога на добавленную стоимость) или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать 400 млн рублей2, 3.

Общеизвестно, что во время экономических спадов, в т.ч. кризисов, именно малые предприятия наиболее уязвимы, что определяется общим снижением спроса в сочетании с:

— отсутствием диверсификации продукции, поставляемой такими предприятиями на товарные рынки;

— снижением «платежеспособности» спроса и более высокой чувствительностью к поступлению денежных средств (платежей);

— затрудненным доступом к кредитованию, вызванным в т.ч. небольшими масштабами, отсутствием залога, высокой, а в условиях экономических спадов —

о о т

более высокой, чем обычно, стоимостью кредита (Семенова 2009). о

Необходимо отметить, что и крупные компании во время последнего кризиса компенсировали снижение коммерческого спроса на свою продукцию участием в государственных закупках, что проявилось в т.ч. в строительстве (Абакумова 2010, 58) и t^ автомобильной промышленности (Жигулев 2010, 143). и При этом государственные закупки, в том числе в периоды снижения «коммер- с^ ческого» спроса могут и должны являться действенным, эффективным инструментом ^ поддержки малого и среднего предпринимательства, что не раз отмечалось должност- ^ ными лицами органов власти — например, руководителем Ростовского территори- о ального управления Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке <с предпринимательства Субботиным П.Т. на заседании Межведомственной комиссии при Администрации Ростовской области по устранению нормативно-правовых, административных и организационных барьеров на пути развития предпринимательства 24.05.2002 г4.

2 Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства». у

(www.consultant.ru). и_

3 Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 г. № 556 «О предельных значениях выручки от реа- ^ лизации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предприниматель- С ства». (www.consultant.ru). ^
4 См.: Малый бизнес — не музыкальная школа Интервью с Субботиным П.Т. // Личный эксперт. 2002. ^ № 11. С. 2.

Действующие правила госзакупок предусматривают преференции субъектам малого предпринимательства:

— государственные и муниципальные заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере от 10 до 20% общего годового объема своих закупок в соответствии с перечнем, установленным Правительством РФ5, путем проведения торгов, запросов котировок, в которых участниками размещения заказа являются субъекты малого предпри-нимательства6;

— максимальная цена контракта (лота) при размещении заказов на таких «специальных» торгах, запросах котировок не должна превышать сумму, установленную Правительством РФ — 15 млн рублей7;

— при проведении таких «специальных» торгов, запросов котировок заявки, поданные участниками размещения заказа, не являющимися субъектами малого предпринимательства, подлежат отклонению.

Практика контроля в сфере размещения заказов показала, что в 2007-2009 гг. заказчиками данные правила повсеместно нарушались. В связи с этим в августе 2009 г. т—I законодательно установлены8 административные санкции в размере 50 000 рублей к

должностным лицам заказчиков, не размещающим заказы в указанном размере (10-оо 20% объема закупок)9.

^ Таким образом, государственные закупки у субъектов малого предпринимательниц ства являются инструментом реализации:

^ — государственной политики по поддержке малого предпринимательства;

^ — антикризисных мер, предпринимаемых государством в периоды экономичеФ ских спадов (кризисов);

— конституционных гарантий права каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной

о о т

го со о

I—I !< _I

s о ~z. о о

законом экономической деятельности10;

— мер по повышению эффективности отечественной экономики. При этом степень эффективности экономики неотделима от качества жизни и благосостояния граждан, что является целью деятельности любого государства, в т.ч. Российской Федерации (Медведев 2009).

2. Обеспечение конкурентоспособности отечественной экономики.

^ Одной из целей государственного регулирования экономики в России является

¡^ модернизация и технологическое развитие экономики России11.

и о сх

модернизация и технологическое развитие экономики России11.

Под конкурентоспособностью экономики понимается способность экономики страны участвовать в международной торговле, удерживать и расширять определенные сегмен^ 5 Постановление Правительства РФ от 04.11.2006 г. № 642 «О перечне товаров, работ, услуг для государ— ственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого

предпринимательства». (www.consultant.ru).

6 Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». (www.consultant.ru).
7 Постановление Правительства РФ от 17.03.2009 г. № 237 «Об установлении начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства и внесении изменений в перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства». (www. consultant.ru).

<-J 8 Федеральный закон от 17.07.2009 г. № 160-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации». (www.consultant.ru).

С 9 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ.

^ 10 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.

^ 11 Положение о комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому

развитию экономики России. Утверждено Указом Президента РФ от 20.05.2009 г. № 579.

ты на мировых рынках, производить продукцию, соответствующую мировым образцам. Определяется технико-экономическим уровнем производства в стране, величиной издержек производства, качеством производимых товаров, развитостью инфраструктуры, наличием абсолютных и относительных преимуществ12.

Конкурентоспособность экономики государства неразрывно связана с конкурентной политикой государства. В научных трудах отмечается, что:

— многие проблемы самой конкурентной политики основываются на неэффективности экономической политики (или ее отсутствии);

— ключевые проблемы конкурентного механизма во многих отраслях российской экономики связаны с высоким (зачастую — предельным) износом оборудования, недостаточными финансовыми ресурсами для обновления материальной базы производства, что вызвано пробелами в экономической политике (Розанова 2008, 360).

Конкурентоспособность экономики и отечественной продукции во многом определяется степенью эффективности расходования материальных, трудовых и временных ресурсов; технологиями производства, определяющими в т.ч. производительность о труда.

При этом развитое внутреннее производство обеспечивает уровень конкуренции, ^

не сопоставимый с тем уровнем, который может дать импорт, что имеет результатом ^

снижение цен на продукцию, а как следствие — повышение уровня жизни людей (Гу- ^

рова 2010). ^

В настоящее время уже законодательно признано необходимым обеспечение энергетической эффективности товаров, работ, услуг, являющихся предметом госу- щ

дарственных закупок путем:

— установления требований энергетической эффективности товаров, работ и ^ услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных и муниципальных нужд;

— запрета с 01.01.2011 г. на размещение заказов на поставки электрических ламп накаливания для государственных или муниципальных нужд, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения;

о о т

— включения в региональные, муниципальные программы в области энергос- о

бережения и повышения энергетической эффективности значений целевых показателей эффективности, которые должны отражать сокращение расходов бюджетов на обеспечение энергетическими ресурсами государственных ^ и муниципальных учреждений, органов государственной власти и местного и самоуправления; на предоставление субсидий организациям коммунального с^ комплекса на приобретение топлива, субсидий гражданам на внесение платы ^ за коммунальные услуги с учетом изменений объема использования энергети- ^ ческих ресурсов в указанных сферах13; о — введения с июня 2010 г. административной ответственности в виде штрафа за <с размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, не соответствующих требованиям их энергетической эффективности: на должностных лиц — от 25 000 до о 30 000 рублей; на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей14.

12 См.: Современный экономический словарь / Под общей ред. Б.А. Райзберга. М.: Инфра-М, 2008. С. у 197. ц_
13 Федеральный закон от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической ^ эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. С (www.consultant.ru). ^
14 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ. ^ (www.consultant.ru). го

Правительством РФ определены:

— правила установления требований энергоэффективности15;

— перечень товаров, в отношении которых устанавливаются требования энергоэффективности при проведении государственных закупок: машины электрические, продукция тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения, нефтяного и химического машиностроения и др16.

Кроме того, с октября 2010 г. вводятся новые требования энергоэффективности применительно к товарам, с применением которых строятся и эксплуатируются объекты капитального строительства17. Данные требования должны стать в т.ч. требованиями заказчика к качеству работ при размещении заказов на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства для государственных, муниципальных нужд.

Интересно, что запрет на осуществление госзакупок ламп накаливания опережает аналогичные запреты в отношении иного введения в экономический оборот ламп накаливания, что еще раз подчеркивает роль государства как лица, способного формиро-о вать спрос как на передовые, так и на устаревшие товары.

0 Для сравнения, в странах Евросоюза лампы накаливания одновременно изымаются из оборота как при государственных закупках, так и при ином введении в экономический

С? оборот: с 01.09.2009 г. — 100-ваттные, с 01.09.2010 г. — 75-ваттные, с 01.01.2011 г. —

60-ваттные, с 01.01.2012 г. — 40- и 25-ваттные. ^ Тем самым осуществляется повышение конкурентоспособности национально^ го хозяйства, в т.ч. за счет уменьшения энергопотребления на каждую конкретную

единицу произведенной продукции.

Расчеты экспертов стран Евросоюза показали, что замена ламп накаливания на ^ энергосберегающие лампы даст экономию на потреблении электричества в масштабах

ЕС 5-10 млрд. евро в год, что в пересчете на 1 семью составит до 166 евро в год18. ° С учетом того, что население стран ЕС составляет 492,8 млн человек19 Российской

§ Федерации — 141,9 млн человек20, запрет на приобретение ламп накаливания для го^ сударственных, муниципальных нужд в России может дать экономию на энергопотре1 блении десятков миллиардов рублей.

2 Действующие правила государственных закупок относят выбор состава и объ-^ ема закупаемых товаров (работ, услуг) к полномочиям каждого конкретного государственного, муниципального заказчика. Представляется, что данное положение

^ должно быть изменено путем:

3 — введения запретов, аналогичных запрету на госзакупки ламп накаливания, на ^ госзакупки иных устаревших, неэффективных товаров, работ и услуг, выполняемых (оказываемых) устаревшими, неэффективными методами;

— нормативного установления — в дополнение к требованиям к энергоэффективности — требований к характеристикам, свойствам, показателям товаров, результатам работ, оказания услуг (но не необходимости применения конкретных технологий), закупаемых для государственных, муниципальных нужд.

I—I !<

15 Правила установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных и муниципальных нужд. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 г. № 1221. (www.consultant.ru).
16 Перечень товаров, в отношении которых устанавливаются требования энергетической эффективности. Утвержден Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 г. № 1221. (www.consultant.ru).
17 Требования энергетической эффективности в отношении товаров, используемых для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений. Утверждены Приказом

С Министерства экономического развития РФ от 04.06.2010 г. № 229. (www.consultant.ru).

18 См.: В Евросоюзе больше не продают 75-ваттные лампочки // Город N. 2010. № 24. С.2.
19 См.: http://www.sammit2010.info/russia-eu/121.php.
20 См.: www.prime-tass.ru.

Следовательно, целесообразно установление технологических коридоров, определяемых как «перечень обязательных требований и ограничений, предъявляемых к техническим параметрам применяемых технологий, потребительской продукции и услуг, устанавливаемый государством, с разбивкой по годам и нарастанием их жесткости со временем» (Медовников, Розмирович и Оганесян 2010, 36).

Введение этих мер в сфере госзакупок резко повысит степень удовлетворения государственных, муниципальных нужд (за счет большей эффективности, качества и продолжительности срока полезного использования товаров, результатов работ, услуг), т.е. эффективность собственно госзакупок, а кроме того, будет иметь своим результатом значительный импульс к формированию спроса на такие передовые, инновационные товары (работы, услуги) в рамках всей экономики России, а следовательно, и к укреплению рыночных позиций хозяйствующих субъектов, предлагающих такие товары, работы, услуги потребителям. В конечном счете это будет способствовать росту конкурентоспособности национальной экономики России.

Отдельно следует сказать и о том, что необходим запрет на государственные закупки потребительских товаров самого высокого качества для нужд самих органов власти и о местного управления. Примеры такого рода закупок, в т.ч. в период экономического кри- cd зиса, можно перечислять долго — вот лишь некоторые из них:

— Администрацией г. Волжский Волгоградской области в рамках целевой про- С? граммы обновления пассажирского транспорта в 2009 г. приобретен автобус

класса «люкс» с конференц-залом, кухней, баром, душем и спальными места- ^

ми. Цена такого автобуса — от 18 млн рублей (Кузнецов 2009, 7);

— Администрацией г. Волхов Ленинградской области в 2010 г. были объявлены торги на поставку автомобиля «Вольво» стоимостью 1,5 млн рублей для мэра города (годовой бюджет города — 270 млн рублей). Лот снят с торгов после вмешательства прокуратуры Ленинградской области; ц

— Администрацией Чернянского района Белгородской области в 2010 г. при- ° обретен для своих нужд автомобиль Toyota Land Cruiser 100 за 1,5 млн ру- § блей (Колесниченко, Кодзасова, Хитров, Черных, Кобец, Мамакова и Лоб-зина 2010, 9);

ального сегмента»21 пока не привело к законодательному введению такого запрета.

3. Проведение военной политики и обеспечение безопасности государства, в т.ч. обновление военных технологий и вооружений.

В работах Д.В. Гордиенко содержатся выводы о том, что:

— инновационный тип развития экономики России предусматривает активизацию исследований и разработок (и прикладных, и фундаментальных). Внутренние затраты на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИ-ОКР) должны достигать 3,5-4% ВВП;

— стоимость культурно-массовых мероприятий (2009 г.), посвященных 82-й го- m

довщине Ленинградской области — 31,5 млн рублей (Белуза 2009); а

— Федеральной службой исполнения наказаний в 2010 г. объявлены торги на Е^

приобретение «пятисотого «Мерседеса» в комплектации «Люкс» (отделка са- оЗ

лона кожей и ореховым деревом) за 7 млн рублей и шести «BMW» еще за 11,4 млн рублей» (Рытов 2010, 5). Очевидно, что настолько высокие требования заказчиков и цены указанных автотранспортных средств не имеют связи с эффективностью исполнения перечисленны- т ми в примерах заказчиками своих функций.

Вместе с тем мнение руководителя Федеральной антимонопольной службы Артемьева И.Ю. о необходимости запрета на «госзакупки потребительских товаров премией ^

и о а а о

21 См.: www.arbitr.ru.

dl ZD О

— опережающие темпы роста затрат на НИОКР в Китае и Индии приведут к 2020 г. к превращению их в одних из лидеров научно-технического развития в мире (Гордиенко 2009, 215);

Приоритетом военной политики является не экономическая выгода, а необходимость обеспечения суверенитета, территориальной целостности страны и безопасности граждан. С экономической точки зрения и применительно к государственным закупкам военной продукции (товаров, работ, услуг, в т.ч. НИОКР) это означает, что:

— госзакупки фактически являются единственной легальной формой оборота военной продукции, поскольку последняя почти на 100% запрещена, а в остальной части — ограничена в гражданском обороте;

— НИОКР, производство и оборот военной продукции осуществляются в условиях весьма жестких требований к сохранению государственной тайны и уголовной ответственности за ее разглашение;

— экспорт и импорт военной продукции (в т.ч. результатов НИОКР) возможны лишь в рамках военно-технического сотрудничества только с некоторыми

^ странами, и даже в этих рамках — ограниченно и при постоянном риске прекращения сотрудничества по политическим причинам. ^ В то же время новая «Государственная программа вооружений до 2020 года» пред^ усматривает доведение доли современных образцов вооружения и военной техники в

^ войсках к 2015 г. до 30% (Владыкин 2010). Следовательно, сейчас эта доля ниже.

ж При этом автор разделяет мнение о том, что:

— Россия обладает слишком большой и богатой территорией, чтобы удержать ее Ф без современных технологий, обеспечивающих обороноспособность и безо-^ пасность (Медовников, Розмирович и Оганесян 2010, 39);

— областями, значительно стимулирующими технологическое развитие страны и ж. дающими «инновационный выход», являются медицина и вооружения (Иван-| тер 2010, 36).

^ Известно также, что в последние годы тепловизоры (позволяющие войскам дей^ ствовать ночью) закупались для нужд российской армии у поставщика из Франции22,

го беспилотные летательные аппараты — у израильской компании Israel Aerospace23.

о Приведенные факты и соображения дают основания для вывода, необходимости

большей концентрации госзакупок военной продукции прежде всего на закупках НИ-ОКР и самых современных образцов военной техники, в т.ч. в силу невозможности (как правило) их закупки за рубежом, а следовательно, о необходимости производства и и выполнения НИОКР отечественными предприятиями и организациями.

с^ Из изложенного в статье в целом, по мнению автора, справедлив вывод о том, что

j® государственные закупки представляют собой важный, но пока не используемый в

полной мере инструмент проведения экономической, научно-технической, технологической, конкурентной, военной политики Российской Федерации.

<v ср

Литература

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ. (www.consultant.ru).

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (www.consultant.ru).

Перечень товаров, в отношении которых устанавливаются требования энергетической эффективности. Утвержден Постановлением Правительства РФ от 31.12. 2009 г. № 1221. (www.consultant.ru).

22 См.: «... опять воюем на глазок?» // Аргументы и факты. 2008. № 34. С. 2.
23 См.: Импортзамещение докатилось до Минобороны // Эксперт. 2009. № 17. С. 8.

Положение о комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России, утверждено Указом Президента РФ от 20.05.2009 г. № 579. (www.consultant.ru).

Постановление Правительства РФ «Об установлении начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства и внесении изменений в перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства» от 17.03.2009 г. № 237. (www. consultant.ru).

Постановление Правительства РФ «О перечне товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства» от 04.11.2006 г. № 642. (www.consultant.ru).

Постановление Правительства РФ «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» от 22.07.2008 г. № 556. (www.consultant.ru).

Правила установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных и муниципальных нужд». Утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 г. № 1221. (www.consultant.ru).

Требования энергетической эффективности в отношении товаров, используемых для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений». Утверждены Приказом Министерства экономического развития РФ от 04.06.2010 г. № 229. (www.consultant.ru).

Федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». (www.consultant.ru).

Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Феде- ^

рации» от 17.07.2009 г. № 160-ФЗ. (www.consultant.ru). ^

Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ. (www.consultant.ru).

Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 г. № S 94-ФЗ. (www.consultant.ru). ^

Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2006 год» от 26.12.2005 г. № 189-ФЗ. (www.consultant.ru). ^

Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2007 год» от 19.12.2006 г. № 238-ФЗ. (www.consultant.ru).

Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период

о о т

2009 и 2010 годов» от 24.07.2007 г. № 198-ФЗ. (www.consultant.ru). ЕЕ

Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период

2010 и 2011 годов». (www.consultant.ru). о Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период о
2011 и 2012 годов». (www.consultant.ru). ш

Абакумова М. (2010). Трещина в фундаменте // Форбс. № 9. о

Андреев Н. (2010). Электронные аукционы как новый формат госзакупок. (www. <

gzt.ru/topnews/economics/conference/elektronnye_aukciony_kak_noviy_format_goszak- ^

upok). о

0

I—I !< _I

01 О

Белуза А. (2009). Казнотраты. Чиновники даже в кризис ведут себя как крезы. (http://webcache.googleusercontent.comsearch?q=cache:O40pOFtWoh IJ:www.finiz.ru).

Бубнов А.Ф. (2010). О ходе реализации Межгосударственной программы создания сети информационно-маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг на национальные рынки государств-участников. (www.rcc.org.ru).

Васильева Ю. и Смольякова Т. (2009). Закупка под контролем // Российская газета. № 5027 (203).

В Евросоюзе больше не продают 75-ваттные лампочки // Город N. 2010. № 24.

Владимирова Е. (2009). Торги по списку // Российская Бизнес-газета. № 733(49).

Владыкин О. (2010). Деньги оборонке не помогут. (www.nvo.ng.ru/realty/2010-06-11/1_money.html).

Глухов В. (2008). Заказ на оборону // Российская газета — Экономика. № 4703.

Гордиенко Д. В. (2009). Основы экономической безопасности государства: Курс лекций. М.: Финансы и статистика.

Госзаказ 2010: экспозиция. (www.izvestia.ru).

Гурова Т. (2010). Нация-предприниматель. (http://www.expert.ru/ printissues/ expert/2010/36/naciya_predprinimatel/).

Демин А.А. и Демина Н.К. (2008). Институциональные преобразования системы размещения государственного заказа в России // Академическое приложение к журналу «Госзаказ». № 1.

Жигулев И. (2010). Четыре плана Швецова // Форбс. № 9.

Зегонов О. (2009). Оборонный заказ на 2010 год превышает 1 трлн рублей. (www. ifox.ru/authority/defence/2009/08/20/oboronniy_zakaz_na_.phtml).

Ивантер В. (2010). Мы равны самим себе // Эксперт. № 29.

Импортзамещение докатилось до Минобороны // Эксперт. 2009. № 17.

Интернет-портал Правительства РФ. (http://government.ru/docs/7416).

Колесниченко А., Кодзасова И., Хитров В., Черных Т., Кобец Д., Мамакова П. и

m Лобзина О. (2010). На себя, любимых... местная власть тратит миллионы! И не стесняется // Аргументы и факты. № 26.

го Кузнецов Г. (2009). Что общего у ЮФУ и Абрамовича? // Город N. № 19.

Малый бизнес — не музыкальная школа. Интервью с Субботиным П.Т. // Личный эксперт. 2002. № 11. ф МедведевД.А. (2009). Россия, вперед! (www.kremlin.ru/news/5413).

^ Медовников Д., Розмирович С. и Оганесян Т. (2010). Рождение национальной ино новационной системы // Эксперт. № 36.

^ «...опять воюем на глазок?» // Аргументы и факты. 2008. № 34.

Официальный сайт Агентства экономических новостей «Прайм-Тасс». (http://prime-tass.ru/news/articles/-201/%7B41D111F3-38A3-4023-B5BC-7984A29DBFB7%7D.uif).

Официальный сайт Высшего Арбитражного Суда РФ. (http://www.arbitr.ru/press-centr/smi/28714.html).

Официальный сайт Информационного агентства «Российские финансовые коммуникации». (http://rosfincom.ru/news.44905.html).

Официальный сайт журнала «Эксперт». (http://expert.ru/printissues/expert/2008/05/ news_news_week).

Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы. (http://www.fas.gov. ru/fas-in-press/fas-in-press_15296.html).

Розанова Н.М. (2008). Экономическая политика России и конкуренция: есть ли точки соприкосновения? // Terra economicus (Пространство экономики): сборник статей российских и зарубежных экономистов начала XXI века. М.: Наука-Спектр. Рытов Н. (2010). Миражи за решеткой // Газета Дона. № 13.

Семенова Е. (2009). Малый бизнес в ожидании большого закона о микрокредитовании. (www.pravo.ru/review/view/12038).

Система госзакупок: на пути к новому качеству. Доклад Государственного университета — Высшей школы экономики. М.: Государственный университет — Высшая школа экономики, 2010.

Смотрицкая И.И. (2009). Трансформация системы государственных закупок в российской экономике: Автореф. дисс. ... д-ра экон. наук. М.: Институт экономики РАН.

Современный экономический словарь / Под общей ред. Б.А. Райзберга. М.: Инфра-М, 2008.

Фролов А. Государственный оборонный заказ в 2000-2007 гг. (www.dfnc.ru/an-ons-7).

http http http http http http

//bfm.ru/news/200912/30/putin-vvp-rossii-v-2010godu-vyrastet-na-3.html.

//cnews.ru/reviews/freegov2007/articles/market.shtml.

//erus.ru/public.cms/?eid=4681681.

//gazeta.ru/news/business/2010/02/01/n_1451488.shtml. о

//rosinvest.com/news/262816. °

://www.sammit2010.info/russia-eu/121.php. http://vpk.name/news38593_zasedanie_voennopromishlennoi_komissii_pri_pravitel-stve_rossiiskoi_federacii_15aprelya_2010_goda.html.

0
1

i ro m о ex

CP d о со

ZD i-D ш dl О

Z dl ZD О

государственные закупки экономическая политика конкурентоспособность бюджетные средства поддержка малого предпринимательства public procurement economic policy competitiveness budget means small business support
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты