Спросить
Войти

КЛАССИФИКАЦИЯ БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ

Автор: Платонова Ю. Ю.

Платонова Ю.Ю.

канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры экономического анализа, статистики и финансов, экономический факультет, Кубанский государственный университет

Бабенко Г.В.

магистрант кафедры экономического анализа, статистики и финансов, экономический факультет, Кубанский государственный университет DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11829 КЛАССИФИКАЦИЯ БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ

Platonova Yu.Yu.

Cand. econ. Sciences, Associate Professor, Associate Professor, Department of Economic Analysis, Statistics and Finance, Faculty of Economics,

Kuban State University Babenko G. V.

Master student of the Department of Economic Analysis, Statistics and Finance, Faculty of Economics, Kuban State University

CLASSIFICATION OF BANK PRODUCTS AND SERVICES

Аннотация

В статье рассматриваются актуальность вопросов, в современной экономике важную роль в жизни банков играют новые банковские продукты и услуги. Любые новшества в банковской системе выделят кредитную организацию на рынке услуг, и привлекут больше клиентов, что может коренным образом изменить отношение к данному банку и его рентабельности. В результате в статье предлагается дополненная авторами Параллельная классификация банковских продуктов и услуг.

Annotation

The article discusses the relevance of issues; in the modern economy, an important role in the life of banks is played by new banking products and services. Any innovations in the banking system will single out a credit institution in the services market and attract more customers, which can fundamentally change the attitude to this bank and its profitability. As a result, the article proposes the Parallel Classification of Banking Products and Services, supplemented by the authors.

Раскрывая понятие банковских продуктов и услуг, необходимо затронуть главную составляющую их сущности через анализ классификации и структурирования. Это поможет нам поддержанию необходимой эффективности и обеспечению банковского обслуживания клиента. Оптимальное распределение финансовых ресурсов банков и удовлетворение основных потребностей клиентов зависит от точного, обоснованного подхода описания и четкой структуризации классификации банковских продуктов и услуг.

До сих пор нет единого мнения в системе понимания предмета банковской деятельности. Банковской деятельностью могут выступать понятия о банковской сделке, банковских операциях, банковских продуктов и услуг. Понятия банковский продукт тесно связан с понятием банковские услуги и банковские операции, но следует понимать, в чем различие данных определение, так как это является принципиальным условием структуризации классификаций этих понятий [7].

В данный момент существует большое разнообразие подходов к определению имеющегося понятия. Например, В.А. Перехожев выделил четыре

основные группы подходов к определению предмета деятельности банк [8]:

- лингвистический;

- денежный;

- правовой;

- клиентский.

К денежному подходу склоняются Н.В. Кутузова, Н.И. Быкова, Е.Г. Новоселова и др. Свой авторский вклад в дополнение к денежному подходу привносят множество сторонников этого подхода, ключевым значением которой является высказывание Ю.В. Головина о том, что деньги - это всеобщий эквивалент, особый товар, который имеет стоимость всех товаров и услуг [1]. Исходя из этого банки будут выступать в роли финансовых посредников, аккумулируя и перераспределяя временно свободные денежные ресурсы общества, осуществляющие деятельность по производству и реализации специфического финансового продукта, имеющего стоимостную (денежную) природу. В данном случае продуктами банковского предприятия являются платёжные и финансовые инструменты, а также услуги преимущественно в денежной форме. А данный продукт является «товаром особого рода

в виде денег, платежных средств» [2], различного рода услуг, денежных средств с целью продажи или передачи банками на определенный срок, также их электронную форму, «конкретный банковский документ (или свидетельство), который для обслуживания клиентов использует банк. Например, вексель, чек, долговая ценная бумага, сертификат и т.д.» [7].

Основным примером банковского продукта выступают две концепции. В первой концепции понимания предмета деятельности банка характеризуется двумя понятиями - банковская услуга и банковская операция. И основным элементом данной концепции является то, что в понятие банковской услуги входит понятие о банковской операции, а «банковский продукт» отсутствует. Вторая же концепция сопоставляет понятия «банковский продукт» и «банковская услуга». О данной концепции пишет доктор экономических наук Э.А. Уткин и выдвигает следующее определение: «банковский продукт (услуга) - различные действия на рынке финансов, денежные операции, осуществляемые коммерческими банками за определенную плату по поручению и в интересах своих клиентов, а также постановка цели по совершенствованию и повышению эффективности банковского предпринимательства (например, совершенствование организационной структуры») [5]. В свою очередь В.Д. Маркова раскрывает понятие о банковском продукте как «совокупность услуг банка по активным и пассивным операциям» [6]. Однако С.А. Гурьянов полагает следующее «услуга банка - это продукт, удовлетворяющий потребности услуг клиентов» [10], а О.Х. Гагиева рассматривает банковскую услугу как разнообразные банковские операции относительно обслуживания клиента [3] и т.д. Представители данной концепции отталкиваются от теории банковского маркетинга, т.е. они разъясняют понятия банковского дела не учитывая специфику банка. В следствии чего возникает неоднозначность в разделении понятий о «банковском продукте, «услуге», «сделки», «операции». С точки зрения права, определенная категория сделок основывается на особом правовом режиме, то есть на основание лицензии банка на совершение данной операции, в которых заинтересовано общество. Банковские операции должны иметь публичность интересов в сфере банковской деятельности и только в этом случае они будут иметь право на существование. Правовой подход основывается на положении, который указан в законодательстве, исследований юристов. Также А.Е. Шерстобитов разделяет данную точку зрения, что с правовой стороны категории «банковские операции» будет иметь право на существование только в том случае, если будут учтены публичные интересы в сфере банковской деятельности [8]. Говоря иначе, по сравнению с понятием «гражданской-правовой сделкой» в контексте гражданского права не имеет особо выделяющихся схожих черт с понятием «банковские операции». Основополагающим понятием в «клиентском» подходе, а также основным критерием для их определения является клиент. По мнению Ю.И. Коробова объектом

сделки, а именно купли-продажи на банковском рынке является услуги, которые предоставляет банк, проще говоря, банковские услуги. Услуги, которые предоставляет банк, есть ни что иное как отношение производителя (банка) и потребителя (клиента), а отношения внутри банка - операции. Результатом совершения операций, осуществляемых банком, являются услуги.

Масленченков Ю.С. понимает «банковскую услугу» как [6]:

- результат работы, выполненной сотрудниками банка, который в процессе их трудовой и производительной деятельности позволяет удовлетворять потребности клиентов;

- как результат взаимодействия и обслуживания клиентов (выполнения банковских операций).

В литературе отсутствует понятие о «банковском товаре» и получается, что на практике не используется, однако банки по факту производят и продают их в товарном виде. Понятие о банковском продукте мы можем встречать в экономической литературе, там утверждают, что - это конкретный документ или свидетельство определенного банка, который производится банком для обслуживания клиента и проведения банковских операций. Данными документами могут выступать вексель, чек, любой сертификат (инвестиционный, депозитный, сберегательный пластиковая карточка) и т.п. Отличительной чертой банковской услуги является не конкретный документ или сертификат, а банковская операция по обслуживанию клиента. Но банковский продукт и услугу по факту сложно вычленить, поскольку большинство банковских операций (услуг) заканчиваются конкретным документом. Идентичность банковского продукта и банковской услуги в том, что они способны удовлетворять потребности клиента и повлечь за собой получение прибыли. Например, открытие банковского счета - это продукт, а обслуживание по счету - услуга. Однако в большинстве случаев банковский продукт носит первичный характер, банковская услуга - вторичный. Также можно выделить, что банковские услуги имеют следующие отличительные черты. Во-первых, они, как и другие услуги, в основном носят теоретический характер, не имеют прочной материальной базы: абстрактные банковские услуги основываются на определенном характере в области договорных отношений. Во-вторых, предоставление банковских услуг связано с использованием денег в разных видах и качествах: купля-продажа большинства банковских услуг характерна определенными временными рамками [3].

Концептуальные различия в экономической сущности понятий «банковский продукт» и «банковская услуга» дает Тарасова Т.Ю. В своей работе классифицировали банковский продукт и услугу. Банковский продукт - это конкретный банковский документ (свидетельство), который производится банком для обслуживания клиента и проведения операции. Банковская услуга - это банковская операция по обслуживанию клиента [10].

В теоретических работах и в практической банковской деятельности эти понятия используются некорректно применительно к истории товарно-денежных отношений. Так, достаточно часто встречается отождествление понятий «банковский продукт» и «банковская услуга». Ориентация на концепцию совершенствования продуктов ведет к сосредоточению основных услуг банка на постоянном улучшении качества своих услуг [4].

Следовательно, мы можем составить следующее определение о банковском продукте (услуге) -это различные действия банка на рынке финансов по производству товара, то есть конкретного документа (свидетельства), который способствует проведению денежно-кредитной операции за определенную плату, устанавливаемая за счет конкретного спроса и предложения на денежные средства, а также улучшение и повышения работоспособности, и прибыльности банковского предпринимательства.

Мы можем согласиться со определениями ряда авторов, по мнению которых можно сказать, что «на сегодняшний день отсутствует определенное толкование термина «услуга», и существует насколько причин данному мнению. Наиболее важной причиной является то, что действия, которые можно назвать услугами, многочисленны и разнообразны, так же, как и объекты, на которые направлены эти действия. Понятие «услуга», по нашему мнению, следует рассматривать с одной стороны -как деятельность, с другой стороны - как результат деятельности с целью удовлетворения потребностей клиента. Также «услуга» - это нематериальные активы, определяемые несохраняемостью, неосязаемостью, неотделимостью от источника, неопределенностью качества, эстетичностью, ценностью, социальной адресностью, информативностью» [3].

Определённым сходством банковской услуги и продукта будет является то, что их сущность связана с получение прибыли, как со стороны банка, так и со стороны клиента. Можем наблюдать, что вклады - банковский продукт, обслуживание

Классификация

вклада (ежемесячное начисление процентов, пополнение, частичное снятие средств и т.д.) - банковская услуга, и все это в совокупности - банковская операция «по привлечению денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок)». Данные операции служат как способ удовлетворения потребности клиента и получению им дохода. Еще одним примером является - «открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц» согласно федеральному закону «О банках и банковской деятельности» - операция, а также сам банковский счёт - продукт, а обслуживание по счёту (счёта) - услуга, однако и продукт, и услуга предполагают получение дохода имеющих комиссионную основу, выдаваемых непосредственно самим банком. При этом, банковская услуга - это операции по обслуживания клиентов, т.е. выполнение банковских операций, а результат услуги - банковский продукт [2]. Следовательно, банк выполняет операции, осуществляет услуги и продаёт продукт. Клиент заказывает операции, потребляет услуги, покупает продукт.

Если рассматривать современные источники, то категория «банковские услуги» определяется экспертами с большим разбросом характеристик и параметров и их разграничения настолько различны, что возникает нужда в классификации этих услуг. Данная классификация может быть разработана как на основе специфики, присущей только банковским услугам, так и на основе свойств, характерных для всего класса услуг [9].

В ходе исследования нами было выявлено, что банковские продукты вычисляются по формуле [7]: БП= БУ+БО (1)

БП - банковский продукт;

БУ - банковская услуга;

БО - банковская операция.

В том, что основным критерием классификации услуг является цель финансово-хозяйственной деятельности организации, дает основание исследователям предлагать следующий вариант классификации (таблица 1).

Таблица 1

Критерий Описание услуги Вид банковской услуги

ведение текущей деятельности банка Предполагаемый вид - оказание услуг по кредитованию кассовое обслуживание, инкассация, пластиковые карты, денежные переводы, так же в иностранной валюте

инвестиционная деятельность банка Предполагает получение клиентом инвестиционных услуг инвестиционное кредитование, синдицированные кредиты, лизинг, факторинг, и др.

дополнительный доход Получение клиентом дополнительного дохода от размещения временно свободных денежных средств в депозитах, депозитных сертификатах, процентных векселях, от начисленных процентов на остатки по счетам брокерские операции (купля-продажа акций, облигаций)

Существует еще более развернутая классификация. Она распределяет банковские услуги на специфические и неспецифические. К специфичным

можно отнести традиционные операции, то есть кредитные, депозитные, расчетные и кассовые операции, а к неспецифичным - нетрадиционные операции: поручительства, гарантии, посреднические и доверительные операции.

Некоторые авторы предлагают группировать банковские продукты и услуги следующим образом (рисунок 1).

Стратегические (позволяют клиенту банка разработать и достичь существенных стратегических преобразований в характере, направлениях и масштабах деятельности, либо,

образе жизни);

Текущие (позволяют клиенту банка оптимальным образом добиться целей, поставленных в годовом плане);

Оперативные (позволяют клиенту банка подготовиться и быстро решить незапланированные проблемы);

Специальные (позволяют клиенту получить профессиональную помощь в непредвиденных кризисных

ситуациях)

Рисунок 1. Банковские услуги и продукты

Наиболее важным является разделение банковских услуг на материальные и чистые услуги.

Специфика деятельности кредитной организации, главным образом, связана с материальными услугами. Чистые услуги, в отличие от материальных, не связаны напрямую с движением денег, но требуют определенных затрат.

К материальным услугам банка он относит кредитование, проведение безналичных расчетов, прием вкладов. Чистые услуги состоят из ведения реестра акционеров клиентов банка, предоставление индивидуальных сейфовых ячеек и пр. [7].

Существует классификация, учитывающая характер потребностей клиента, удовлетворяемых услугой и выделяются критерии, представленные на рисунке 2.

<и К И

Направление банка с целью достижение клиентской удовлетворенност

и, благодаря предоставлению им следующих услуг

прямых услуг (представлены инвестиционными, платежными коммерческими видами услуг коммерческого

банка);

услуг, которые снижают затраты или дают дополнительную прибыль при использовании прямых услуг (например,

овернайт).

косвенных услуг (помогают получить клиенту прямые услуги наиболее удобным и рациональным способом, при этом дополнительный доход клиент не получает);

Поуровневое распределение коммерческим банком своей клиентской базы по группам клиентов

Рисунок 2. Классификация банковских продуктов и услуг

В современной банковской литературе широко представлена дифференциация банковских продуктов и услуг по направлениям банковской деятельности (критерий целевой функции) (рисунок 3,4).

Рисунок 3. Банковские продукты и услуги (критерий целевой функции)

Рисунок 4. Банковские продукты и услуги с точки зрения маркетинга В литературе обоснована классификация продуктов и услуг по критерию «актуальность» (рисунок 5).

<<ШУШетиМ~^©и©Мак>>#Щ64)),2©2© / PSYCHOLOGICAL sciences

Рисунок 5. Классификация продуктов и услуг по критерию «актуальность»

Они разделяются при этом на удовлетворяющие экономические запросы клиентов потребности в получении дохода, прибыли, экономии затрат, времени и др.), психологические запросы (в безопасности, удобстве, уверенности, надежности, индивидуальном подходе) и социальные (в получении дополнительного престижа, общественном признании и пр.) [6].

Параллельная классификация банковских

Анализ известных схем классификации банковских услуг и продуктов выявляет как параллельные моменты, так и расхождения. Это позволяет дать не различные, а совмещаемые подходы к их классификации, как сказано выше, банковская услуга и банковский продукт отражают различные уровни функционирования банка (таблица 2)

Таблица 2

Критерии классификации Группы классификации Критерии классификации Группы классификации

Специфичность 1 Классические 2 Инновационные Степень новизны 1 Традиционные; 2 Обновленные; 3 Инновационные.

Категория клиента 1 Индивидуальные; 2 Корпоративные. Клиентская ориентация 1 Корпоративные; 2 Розничные.

Регулярность оказания услуги 1 Регулярные; 2 Разовые. Массовость 1 Массовые; 2 Единичные.

Значимость для клиента 1 Стратегические; 2 Текущие; 3 Оперативные; 4 Специальные. Целевая функция 1 Депозитные; 2 Кредитные; 3 Ивестиционные; 4 Расчетно-кассовые и т.п.

Источник финансирования 1 Финансируемые из депозитных ресурсов банка; 2 Финансируемые из кредитных ресурсов банка; 3 Финансируемые клиентами банка. Уровень спроса 1 С растущим спросом; 2 С ограниченным спросом; 3 Без спроса.

Необходимость финансирования 1 Требующие финансирования; 2 Не требующие финансирования. Доля рынка 1 Высокая; 2 Средняя; 3 Низкая.

Необходимость оплаты 1 Платные; 2 Бесплатные. Возможность се-кьюритизации 1 Стандартизированные; 2 Нестандартизирован-ные.

Формирование и размещение ресурсов банка 1 Активные операции; 2 Пассивные операции. Финансовая ориентация 1 Онкольные 2 Среднесрочные 3 Долгосрочные 4 Краткосрочные

Хотелось бы выделить тот факт, что большин- клиента основным партнером, то есть дать возмож-ство банков стремятся к тому, чтобы они стали для ность воспользоваться всем спектром услуг одного

банка - стать «финансовым супермаркетом». Для

этого банку необходимо применить индивидуальный подход к каждому клиенту, а не только сосредоточиться на управление рисками.

Как видно из данной классификации спектр предоставляемых банками услуг и продуктов достаточно широк, что дает возможность минимизировать различные банковские риски и повышать конкурентоспособность банка.

Литература

1 Ашли Демиргюч-Кунт Финансовые услуги для всех // Стратегии и проблемы расширения доступа / Демиргюч-Кунт Ашли, Бек Торстен, Хоно-ван Патрик. - Электрон. текстовые данные. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 308 с.
2 Бычкова И.И., Семенюта О.Г. Технологические инновации в продаже банковских продуктов // Современные технологии управления. 2016. № 3 (63). - С. 55-62.
3 Гагиева О. Х. Организация и управление маркетинговой деятельностью коммерческого банка: автореф. на стиск. уч. степени канд. экон. наук: 08.00.10/ Гагиева Ольга Хасанбекова. - Владикавказ, 2005. - 21 с.
3 Золотковский Ю.С. Банковский маркетинг [Электронный ресурс]: учебное пособие / Ю.С. Зо-лотковский. - Электрон. текстовые данные. -Минск: Республиканский институт профессионального образования (РИПО), 2015. - 236 с.
4 Кутузова Н.В. К вопросу о понятиях «банковский продукт», «банковская услуга», «банковская операция» // В сборнике: Современные проблемы развития предприятий, отраслей, комплексов, территорий сборник научных трудов: в 2 книгах. под

редакцией: М. М. Третьякова, М. В. Ивашкина, А. Н. Короля. 2016. С. 91-93.

5 Кушу С.О. Банковский менеджмент и маркетинг // Учебное пособие для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» / С.О. Кушу. - Электрон. текстовые данные. - Краснодар, Саратов: Южный институт менеджмента, Ай Пи Эр Медиа, 2017. - 72 с.
9 Масленченков Ю.С. Технология и организация работы банка: теория и практика. - М. : Дека, 1998. - С. 100-146.
6 Новоселова Е.Г. Деньги, кредит, банки [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е.Г. Новоселова, Е.Н. Соболева. - Электрон. текстовые данные. - Томск: Томский политехнический университет, 2016. - 79 с.
7 Планирование и продажи банковских и страховых продуктов // Учебное пособие / Л.М. Сады-кова [и др.]. - Электрон. текстовые данные. - Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2015. - 310 с.
8 Силантьева Л.А. Формирование ценовых стратегий кредитных организаций по банковским продуктам и услугам в зависимости от метода ценообразования / Л.А. Силантьева, Я.А. Клаас // Экономика и предпринимательство. 2017. № 6 (83). С. 1151-1156.
10 Флигинских, Т.Н. Факторы, определяющие развитие инноваций в виде новых банковских продуктов / Т.Ю. Тарасова, Т.Н. Флигинских // Креативная экономика. - 2016. № 10 (10). - С. 11571168.
банковские услуги банковские продукты банковский товар финансовая ориента-ция. banking services banking products banking goods financial orientation.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты