Спросить
Войти

2020.03.002. ГРЮНХУТ З. РЕФЛЕКСИВНАЯ ЕВРОПА И ЭПОХА ПОЗДНЕЙ СОВРЕМЕННОСТИ. GRÜNHUT Z. REFLEXIVE EUROPE AND THE ERA OF LATE MODERNITY // ACTA BALTICA HISTORIAE ET PHILOSOPHIAE SCIENTIARUM. - TALLINN, 2019. - VOL. 7, N 3. - P. 42-57

Автор: Гранин Р.С.

тенденции в постмодернистской культуре обнажают ограниченность консервативного традиционализма. Роджер Скратон осуждает появление Трампа и трампизма как симптом упадка культуры, но никогда не подвергает сомнению капиталистические ценности, которые помогли вызвать этот упадок.

Однако конец традиционалистского консерватизма не означает конца реакционных идеологий. Трамп и трампизм воплощают то, что я называю «постмодернистским консерватизмом», - форму политики идентичности, которая возникает как реакция на постмодернистскую культуру, оставаясь в значительной степени ее продуктом. Эта политика мобилизует тревогу, порождаемую экономическими и технологическими преобразованиями, часто используя средства массовой информации, а также Интернет и гиперпартийные информационные агентства, чтобы привлечь внимание и разжечь негодование, а затем направить эту энергию против предполагаемых врагов, которые якобы ответственны за эти нежелательные преобразования, против иностранцев и их союзников в полностью модернистских литературных и академических кругах, а также в традиционных печатных СМИ. Постмодернистский консерватизм использует теорию о наличии этих врагов, для того чтобы оправдать захват государственной власти и избежать перемен. Однако предлагаемые решения и тактика, применяемая постмодернистским консерватизмом, характерны для постмодернистской культуры. И они могут только усугубить первоначальные тревоги, что приведет к порочному кругу «все возрастающей партийности» и реакционной паранойи.

Неясно, станет ли постмодернистский консерватизм консерватизмом XXI в. или же появятся новые варианты. Но по мере того как социальные силы, лежащие в основе постмодернистской культуры, возрастают и крепнут, традиционалистский консерватизм, оплакиваемый Скрутоном, Денином и другими, вероятно, встретил свой конец. Однако непонятно, хорошо ли это вообще.

© Пущаев Ю.В., 2020

2020.03.002. ГРЮНХУТ З. РЕФЛЕКСИВНАЯ ЕВРОПА И ЭПОХА ПОЗДНЕЙ СОВРЕМЕННОСТИ.

GRÜNHUT Z. Reflexive Europe and the Era of Late Modernity // Acta Baltica Historiae et Philosophiae Scientiarum. - Tallinn, 2019. - Vol. 7, N 3. - P. 42-57.

Автор статьи - Золтан Грюнхут, доктор философии (PhD), научный сотрудник Центра экономических и региональных исследований (Будапешт, Венгрия). Грюнхут имеет опыт работы в политологии; постдокторантуру он проходил в Израильском институте демократии (Иерусалим) и в Ближневосточном техническом университете (Анкара). Его исследования сосредоточены на культурных сходствах и различиях, социальном доверии, индивидуальной эмансипации и институциональной рефлексивности, европейской интеграции (с. 57).

В своей статье Грюнхут изучает концепт «Европа» как сложившуюся в поздней современности предпосылку для грандиозной социальной теории. Она строится в первую очередь на тезисе Гидденса1 о модернизации, в то время как статья также апеллирует к интенциональности для лучшего описания взаимосвязи между индивидуальной эмансипацией и институциональной рефлексивностью. «Европа» как некая сущность нормативно формулируется в этой перспективе, и рассматривается, каким образом она может способствовать самоосвобождению субъекта. С особым внимани1 Энтони Гидденс (англ. Anthony Giddens, Baron Giddens; род. 1938) - английский социолог, считается одним из наиболее значительных современных социологов, автор 34 книг, изданных на 29 языках. В 2007 г. Гидденс занял пятое место в списке самых цитируемых ученых в гуманитарных науках. Известен своей теорией структурации и целостной оригинальной концепцией современных обществ. Научную деятельность Гидденса разделяют на три периода. Первый характеризуется созданием нового видения социологии, в основном в области теории и методологии, основанного на критическом осмыслении классики («Капитализм и современная социальная теория» (1971); «Новые правила социологического метода» (1976)). На втором он разработал теорию структурации, принесшую ему международную научную известность, синтезировав структурный функционализм и микросоциологию («Центральные проблемы социальной теории» (1979); «Устроение общества» (1984, рус. 2003)). Третий период включает в себя интерес Гидденса к проблемам модернити, глобализации и политики, прежде всего влияния модернити на социальную и политическую повседневность. Он критикует постмодернизм и анализирует возможность «третьего пути» в политике («Последствия модернити» (1990); «Модернити и самоидентичность» (1991); «Вне левых и правых» (1994); «Третий путь: обновление социал-демократии» (1998)).

ем автор фокусируется на институциональных сдвигах в четырех секторах: образовании, работе, науке и искусстве (с. 42).

Грюнхут отмечает, что появляется все больше литературы о различных концептах «Европа», которые отражают разные глобальные нарративы (метасценарии). Но ученые, предложившие значительные теоретические новинки в этой области, не принадлежат к кругу европейских исследователей. Поэтому чаще встречаются попытки переосмыслить общие социальные теории в рамках так называемого «европейского проекта», чем встраивание определенных концепций европейских исследований в абстрактные глобальные нарративы. Несомненно, отмечает автор, оба варианта важны для лучшего понимания социально-политических и социально-культурных процессов внутри и за пределами Европы; однако ученые, занимающиеся европейскими исследованиями, похоже, не хотят связывать свои конкретные объяснения с всеобъемлющими социальными теориями. Цель своей статьи автор как раз видит в том, чтобы внести вклад в концептуализацию понятия «Европа» через абстрактную теорию. Он принимает теорему Энтони Гидденса о модернизации как глобальном нарративе и пытается понять эволюцию институциональных сдвигов через этот теоретический фокус. В данном подходе он различает три уровня интенциональности социальной структуры. Два из них принадлежат к микро- (индивидуальному) уровню1: предварительная ин-тенциональность связана с рутинизированными идеями и практи1 Главной проблемой микросоциологии считается следующий вопрос: если каждый индивидуален, то как возможны общие значения, на основании которых существует взаимосвязь между индивидами? Теории разрабатывали: Макс Вебер (понимающая социология), Д. Хоманс, П. Блау (теория социального обмена), Д.Г. Мид (интеракционизм), А. Шюц (социальная феноменология), Г. Гар-финкель (этнометодология). Подход базируется на идеях М. Вебера. Социальную реальность следует интерпретировать, постигая внутренний смысл человеческих поступков. Концепции личности в микросоциологии ищут ответ на вопрос о том, какова структура личности, то есть устойчивая система качеств, позволяющая демонстрировать устойчивое поведение. Основные концепции: диспозиционная структура личности (Уильям Томас, Флориан Знанецкий); Я-концепция, Зеркальное «Я» (Чарльз Кули, Эрик Эрикссон); ролевая концепция, теория ролей (Джордж Герберт Мид, Чарльз Кули). В рамках микросоциологии рассматриваются также социализация, социальное действие, социальное взаимодействие, изучаются малые группы.

кой построения основ своей идентичности субъектом. В то время как интенциональность приобретается рефлексивным критическим актором, который должен исправить / обновить отдельные процедуры, если они не дают успешного результата при интерсубъективном (социальном) и субъективном (объектном или природном) взаимодействии. Постинтенциональность же развивается на макро- (коллективном) уровне, поскольку речь идет об институциональных сдвигах (рефлексивности), которые происходят благодаря взаимодействию субъектов. То есть агенты и структуры формируют и изменяют друг друга; если формирующие агенты рефлексивны, то структуры развиваются таким же образом, однако если люди некритически придерживаются институционализированных эталонов для стабилизации своей повседневности, их структуры взаимодействия будут дискредитированы. С этой точки зрения концепт «Европа» может быть переосмыслен как всеобъемлющий глобальный нарратив поздней современности. Это теоретическое усилие помогает понять, каким образом европейское образование, представленное в качестве рефлексивного и институционального, может способствовать самоосвобождению отдельных субъектов. Четыре сектора - образование, труд, наука и искусство - помогают пролить свет на рефлексивные и критически инициированные институциональные размышления о Европе, заключает автор (с. 43).

Гранин Р. С.

2020.03.003. КЛИМЕНКО Р. ИСКУССТВЕННАЯ ЭВОЛЮЦИЯ В ТРАНСГУМАНИЗМЕ.

KLYMENKO R. Artificial Evolution in Transhumanism // Acta Baltica Historiae et Philosophiae Scientiarum. - Tallinn, 2019. - Vol. 7, N 3. -P. 139-146.

В своей статье Руслан Клименко из Харьковского национального университета имени В.Н. Карамзина показывает, что с современной технологической точки зрения в недалеком будущем люди смогут выбирать свой собственный путь развития, модерни-

ЕВРОПА ПОЗДНЯЯ СОВРЕМЕННОСТЬ САМООСВОБОЖДЕНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИВНОСТЬ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты