A.A. БЕЛЯЕВА
- объем выпускаемых продуктов по видам на каждом предприятии определяется балансом материальных потоков:
Xjnkt = X Х1пИ & ^ jinkt&
- суммарный объем перерабатываемых и выпускаемых видов продуктов по каждому предприятию не может превышать производственных мощностей:
X Х1пИ & К - Агпк &
- дефицит денежных средств нарастающим итогом по предприятиям по каждому году не может превышать заданного лимита:
XX Нм - ^ (к = 1,2,..., К; t = 1,2,..., Т).
Здесь Хш — объем продукта /-го вида, поступающего на переработку на п-е предприятие по к-му варианту развития в год t; Б/пИ — верхний предел поставки сырья /-го вида на п-е предприятие со стороны по к-му варианту в год t; Х-1пИ — объем продукта у&-го вида, выпускаемого на п-м предприятии по к-му варианту развития в год t; dj/nkt — выход продукта у&-го вида из продукта /-го вида на п-м предприятии по к-му варианту развития в год t; Y¡r — целочисленные переменные, принимающие значения 0 или 1: если Y¡r = 1, то ¡-й продукт входит в г-ю группу, в противном случае — нет; Агк — производственная мощность п-го предприятия по переработке г-й группы продуктов по к-му варианту развития в год t; Нк — налоговые платежи в государственный бюджет п-го предприятия по к-му варианту развития в год t; Lt — заданный лимит собственных и заемных средств горнопромышленного комплекса в год t.
Для горнодобывающих предприятий вводится также ограничение по запасам медной руды, когда суммарный объем добытой руды каждого вида не может превышать извлекаемых запасов.
Предложенный в статье подход к определению экономической эффективности функционирования предприятий по добыче и переработке сырья позволяет не только выбрать эффективный вариант развития и размещения производств, их реконструкции, но и оценить экономический эффект от применения прогрессивных форм территориальной организации промышленного производства Монголии. На основе такого подхода рассматриваются вопросы оптимизации развития собственно промышленного комплекса и выбора вариантов стратегии поведения на рынке меди и формирования конкурентоспособной политики.
УДК 338.46 A.A. БЕЛЯЕВА
ББК 65.206 аспирант Байкальского государственного университета
экономики и права, г. Иркутск e-mail: ultima777@mail.ru
РЫНОК РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ РОССИИ: ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Дается анализ современного состояния российского рынка развлекательных услуг. Раскрывается сущность рынка развлекательных услуг, характеризуются спрос и предложение на данном рынке, описывается его экономическая и социальная роль в жизни общества. Рассматриваются основные тенденции развития данного рынка.
В современном мире развлекательные услуги становятся все более востребованными. Несмотря на то что они не относятся к услугам первой необходимости, спрос на развлечения интенсивно растет, и это благоприятно отражается на развитии рынка развлекательных услуг.
Наиболее существенным фактором динамичного развития рынка развлекательных услуг является увеличение доли свободного
времени в структуре общего бюджета времени индивида. Анализ трудов Г. Асселя, Г. Армстронга, Д. Джоббера, Р. Рассела, К. Кларка, А. Фишера, а также отечественных специалистов Т.В. Абанкиной, Г.А. Ава-несовой, Н. Емельяновой, В.П. Леоновой, А.В. Манохиной и др. подтверждает положение о том, что в начале XX в. в индустриально развитых странах произошел рост удельного веса свободного времени в общем бюджете времени трудящегося населения за счет сокращения периода занятости, расходуемого на трудовую деятельность, так как в индустриальном производстве рабочий день стал нормироваться и у работника появилось фиксированное свободное время в конце дня, недели, ему стал предоставляться ежегодный отпуск. Тенденции роста количества свободного времени и изменения структуры досуга прослеживаются по настоящее время.
Следует отметить, что в России также увеличивается количество свободного времени трудящихся и изменяется структура времяпрепровождения. Согласно данным социологических исследований, проводимых на базе Института комплексных социальных исследований Российской академии наук (ИКСИ РАН), за период с 2001 по 2003 г. в структуре досуга всех социальных слоев населения страны произошли изменения в пользу увеличения доли социально активного времяпрепровождения: для средних слоев она увеличилась на 6,5%, для слоев выше средних — на 11,7%, для слоев ниже средних — на 3,2% (табл.)1. Такая тенденция положительно сказывается на развитии рынка развлекательных услуг в России, поскольку удовлетворение потребности в активном проведении досуга возможно благодаря существованию и значительному расширению предложения на данном рынке.
Заметим также, что развлечения востребованы всегда, в любую эпоху, так
как потребность в отдыхе и релаксации обусловлена физиологическими и психологическими особенностями человеческого организма. Исследования этой потребности нашли отражение в работах Ж. Дюмазедье, А. Бергера, М.А. Смита, К.А. Стехинкса, P.A. Стеббинса, Дж. Фридмана, А.Ф. Воловик, М.К. Горшкова, В.Е. Новаторова, К. Разголова, Н.Е. Тихоновой и др. Изучение работ указанных авторов позволило также сформулировать положение о том, что по мере развития общества изменению подвергаются как количество свободного времени, так и способы организации и содержание досуга.
В настоящее время реализация развлекательных услуг происходит в условиях рынка. Рынок развлекательных услуг представляет собой совокупность социально-экономических, правовых и организационных отношений между потребителями и производителями развлекательных услуг в процессе их купли-продажи. Рынок развлекательных услуг функционирует по всем правилам и законам, присущим рыночному механизму. Наиболее существенными и важными характеристиками данного рынка, как и любого другого, являются спрос и предложение, которые позволяют осуществлять связь между продавцом и потребителем развлекательных услуг. Спрос на такие услуги зависит от ряда факторов, наиболее значимыми из которых можно считать количество свободного времени, платежеспособность населения, сезонную составляющую, потребительские предпочтения и др. На формирование предложения развлекательных услуг оказывают влияние такие факторы, как уровень издержек производства развлекательных услуг, интенсивность развития технологий, используемых для оказания развлекательных услуг, количество субъектов на данном рынке, сезонная составляющая и т.д.
Структура досуга социальных слоев российского общества, %*
Тип досуга Слои выше средних Средние слои Слои ниже средних
Социально активный 52,4 64,1 11,7 34,7 41,2 6,5 18,8 22,0 3,2
Развивающий 38,6 28,9 -9,7 50,8 47,2 -3,6 61,0 59,3 -1,7
Простой 9,0 7,0 -2,0 14,5 11,6 -2,9 20,2 18,7 -1,5
* Составлена на основе данных социологических исследований ИКСИ РАН «Новая Россия: 10 лет реформ глазами россиян» (2001 г.) и «Богатые и бедные в современной России» (2003 г.).
А.А. БЕЛЯЕВА
Рынок развлекательных услуг играет важную роль в экономической и социальной сферах, так как он влияет на структуру общественного производства (для функционирования развлекательных учреждений необходимы соответствующее оборудование, научно-технические разработки и т.д.); благотворно воздействует на занятость населения через создание рабочих мест; способствует экономическому развитию страны (региона) посредством привлечения иностранных потребителей развлекательных услуг и предотвращает утечку отечественного капитала за рубеж, предоставляя местному населению конкурентоспособные развлечения; формирует модель поведения человека, отвечающую соответствующему этапу развития общества; способствует оздоровлению населения и профилактике ряда заболеваний через предоставление спортивно-развлекательных услуг и т.д.
Таким образом, значимость рынка развлекательных услуг для общества заключается в том, что он способствует интеграции множества аспектов социальной жизни человека и вследствие этого играет важную роль в процессе формирования у него представления о полноте своего существования в окружающем мире; создает возможность для удовлетворения культурно-досуговых и духовных потребностей людей, а также оказывает рекреационное, воспитательное, оздоровительное и развивающее воздействие на развитие общества; содействует формированию досуговых предпочтений доминирующей части населения страны; благотворно влияет на развитие туризма путем привлечения туристских потоков в страну (регион).
Следует отметить, что в России степень теоретической разработки проблем формирования и развития рынка развлекательных услуг значительно отстает от требований практики. В настоящее время российский рынок развлекательных услуг находится в стадии становления и развивается хаотично, преимущественно ориентируясь на зарубежный опыт функционирования структур, имеющих отношение к регулированию или непосредственному предоставлению такого рода услуг. В связи с возрастающим воздействием российского рынка развлекательных услуг на различные аспекты социально-экономической жизни общества требуется решение ряда конкретных задач, среди которых можно выделить следующие: раскрытие сущности функций развлекательных услуг, определение основных тенденций развития рынка развлечений, выявление и оценка ресурсов предоставления развлекательных услуг, определение факторов, оказывающих влияние на развитие рассматриваемого рынка, и т.д.
Специалисты аналитической компании «PricewaterhouseCoopers» считают, что российский рынок развлекательных услуг обладает большим потенциалом для развития. Согласно их оценке, объем российского рынка развлечений в 2007 г. составил 21,1 млрд дол. США, а темп развития его установился на уровне 5,79%, что выше показателей развития аналогичных рынков в европейских странах2. Например, среднегодовой прирост объема услуг киноиндустрии увеличился за 2006 г. на 12,50%3; объем услуг семейных развлекательных комплексов ежегодно возрастает на 15-20%4. По прогнозам специалистов указанной компании, к 2011 г. совокупный доход российского рынка развлекательных услуг составит 34,5 млрд дол. США5.
В настоящее время основные тенденции развития российского рынка развлекательных услуг заключаются в следующем:
- происходит интеграция развлечений, т.е. создаются универсальные развлекательные центры с многофункциональной ориентацией;
- расширяется ассортимент развлечений, что является результатом принятия мер по ликвидации эффекта унификации рекреационного состояния потребителей развлекательных услуг;
- в развитых странах отмечается повышение культуры развлечений; в странах, где рынок развлекательных услуг находится в стадии становления, наоборот, имеет место тенденция их дегуманизации;
- существует неопределенность в вопросах лицензирования и сертификации развлекательных услуг, а также в вопросах законодательного регулирования деятельности развлекательных учреждений;
- прослеживается тенденция интеграции национальных рынков развлекательных услуг в глобальную систему организации досуга.
Сформированная в процессе исследования рынка развлекательных услуг теоретическая база и полученные практические результаты могут послужить основой для решения широкого круга вопросов, касающихся развития рынка развлекательных услуг на региональном и общероссийском уровнях, и вопросов управления различными структурами, регулирующими предоставление развлекательных услуг или непосредственно предоставляющими такие услуги.
Примечания