Спросить
Войти

Рынок развлекательных услуг России: основные характеристики и тенденции развития

Автор: указан в статье

A.A. БЕЛЯЕВА

- объем выпускаемых продуктов по видам на каждом предприятии определяется балансом материальных потоков:

Xjnkt = X Х1пИ & ^ jinkt&

- суммарный объем перерабатываемых и выпускаемых видов продуктов по каждому предприятию не может превышать производственных мощностей:

X Х1пИ & К - Агпк &

- дефицит денежных средств нарастающим итогом по предприятиям по каждому году не может превышать заданного лимита:

XX Нм - ^ (к = 1,2,..., К; t = 1,2,..., Т).

Здесь Хш — объем продукта /-го вида, поступающего на переработку на п-е предприятие по к-му варианту развития в год t; Б/пИ — верхний предел поставки сырья /-го вида на п-е предприятие со стороны по к-му варианту в год t; Х-1пИ — объем продукта у&-го вида, выпускаемого на п-м предприятии по к-му варианту развития в год t; dj/nkt — выход продукта у&-го вида из продукта /-го вида на п-м предприятии по к-му варианту развития в год t; Y¡r — целочисленные переменные, принимающие значения 0 или 1: если Y¡r = 1, то ¡-й продукт входит в г-ю группу, в противном случае — нет; Агк — производственная мощность п-го предприятия по переработке г-й группы продуктов по к-му варианту развития в год t; Нк — налоговые платежи в государственный бюджет п-го предприятия по к-му варианту развития в год t; Lt — заданный лимит собственных и заемных средств горнопромышленного комплекса в год t.

Для горнодобывающих предприятий вводится также ограничение по запасам медной руды, когда суммарный объем добытой руды каждого вида не может превышать извлекаемых запасов.

Предложенный в статье подход к определению экономической эффективности функционирования предприятий по добыче и переработке сырья позволяет не только выбрать эффективный вариант развития и размещения производств, их реконструкции, но и оценить экономический эффект от применения прогрессивных форм территориальной организации промышленного производства Монголии. На основе такого подхода рассматриваются вопросы оптимизации развития собственно промышленного комплекса и выбора вариантов стратегии поведения на рынке меди и формирования конкурентоспособной политики.

УДК 338.46 A.A. БЕЛЯЕВА

ББК 65.206 аспирант Байкальского государственного университета

экономики и права, г. Иркутск e-mail: ultima777@mail.ru

РЫНОК РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ РОССИИ: ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Дается анализ современного состояния российского рынка развлекательных услуг. Раскрывается сущность рынка развлекательных услуг, характеризуются спрос и предложение на данном рынке, описывается его экономическая и социальная роль в жизни общества. Рассматриваются основные тенденции развития данного рынка.

В современном мире развлекательные услуги становятся все более востребованными. Несмотря на то что они не относятся к услугам первой необходимости, спрос на развлечения интенсивно растет, и это благоприятно отражается на развитии рынка развлекательных услуг.

Наиболее существенным фактором динамичного развития рынка развлекательных услуг является увеличение доли свободного

времени в структуре общего бюджета времени индивида. Анализ трудов Г. Асселя, Г. Армстронга, Д. Джоббера, Р. Рассела, К. Кларка, А. Фишера, а также отечественных специалистов Т.В. Абанкиной, Г.А. Ава-несовой, Н. Емельяновой, В.П. Леоновой, А.В. Манохиной и др. подтверждает положение о том, что в начале XX в. в индустриально развитых странах произошел рост удельного веса свободного времени в общем бюджете времени трудящегося населения за счет сокращения периода занятости, расходуемого на трудовую деятельность, так как в индустриальном производстве рабочий день стал нормироваться и у работника появилось фиксированное свободное время в конце дня, недели, ему стал предоставляться ежегодный отпуск. Тенденции роста количества свободного времени и изменения структуры досуга прослеживаются по настоящее время.

Следует отметить, что в России также увеличивается количество свободного времени трудящихся и изменяется структура времяпрепровождения. Согласно данным социологических исследований, проводимых на базе Института комплексных социальных исследований Российской академии наук (ИКСИ РАН), за период с 2001 по 2003 г. в структуре досуга всех социальных слоев населения страны произошли изменения в пользу увеличения доли социально активного времяпрепровождения: для средних слоев она увеличилась на 6,5%, для слоев выше средних — на 11,7%, для слоев ниже средних — на 3,2% (табл.)1. Такая тенденция положительно сказывается на развитии рынка развлекательных услуг в России, поскольку удовлетворение потребности в активном проведении досуга возможно благодаря существованию и значительному расширению предложения на данном рынке.

Заметим также, что развлечения востребованы всегда, в любую эпоху, так

как потребность в отдыхе и релаксации обусловлена физиологическими и психологическими особенностями человеческого организма. Исследования этой потребности нашли отражение в работах Ж. Дюмазедье, А. Бергера, М.А. Смита, К.А. Стехинкса, P.A. Стеббинса, Дж. Фридмана, А.Ф. Воловик, М.К. Горшкова, В.Е. Новаторова, К. Разголова, Н.Е. Тихоновой и др. Изучение работ указанных авторов позволило также сформулировать положение о том, что по мере развития общества изменению подвергаются как количество свободного времени, так и способы организации и содержание досуга.

В настоящее время реализация развлекательных услуг происходит в условиях рынка. Рынок развлекательных услуг представляет собой совокупность социально-экономических, правовых и организационных отношений между потребителями и производителями развлекательных услуг в процессе их купли-продажи. Рынок развлекательных услуг функционирует по всем правилам и законам, присущим рыночному механизму. Наиболее существенными и важными характеристиками данного рынка, как и любого другого, являются спрос и предложение, которые позволяют осуществлять связь между продавцом и потребителем развлекательных услуг. Спрос на такие услуги зависит от ряда факторов, наиболее значимыми из которых можно считать количество свободного времени, платежеспособность населения, сезонную составляющую, потребительские предпочтения и др. На формирование предложения развлекательных услуг оказывают влияние такие факторы, как уровень издержек производства развлекательных услуг, интенсивность развития технологий, используемых для оказания развлекательных услуг, количество субъектов на данном рынке, сезонная составляющая и т.д.

Структура досуга социальных слоев российского общества, %*

Тип досуга Слои выше средних Средние слои Слои ниже средних

2001 г. 2003 г. Изменение показателя 2001 г. 2003 г. Изменение показателя 2001 г. 2003 г. Изменение показателя

Социально активный 52,4 64,1 11,7 34,7 41,2 6,5 18,8 22,0 3,2

Развивающий 38,6 28,9 -9,7 50,8 47,2 -3,6 61,0 59,3 -1,7

Простой 9,0 7,0 -2,0 14,5 11,6 -2,9 20,2 18,7 -1,5

* Составлена на основе данных социологических исследований ИКСИ РАН «Новая Россия: 10 лет реформ глазами россиян» (2001 г.) и «Богатые и бедные в современной России» (2003 г.).

А.А. БЕЛЯЕВА

Рынок развлекательных услуг играет важную роль в экономической и социальной сферах, так как он влияет на структуру общественного производства (для функционирования развлекательных учреждений необходимы соответствующее оборудование, научно-технические разработки и т.д.); благотворно воздействует на занятость населения через создание рабочих мест; способствует экономическому развитию страны (региона) посредством привлечения иностранных потребителей развлекательных услуг и предотвращает утечку отечественного капитала за рубеж, предоставляя местному населению конкурентоспособные развлечения; формирует модель поведения человека, отвечающую соответствующему этапу развития общества; способствует оздоровлению населения и профилактике ряда заболеваний через предоставление спортивно-развлекательных услуг и т.д.

Таким образом, значимость рынка развлекательных услуг для общества заключается в том, что он способствует интеграции множества аспектов социальной жизни человека и вследствие этого играет важную роль в процессе формирования у него представления о полноте своего существования в окружающем мире; создает возможность для удовлетворения культурно-досуговых и духовных потребностей людей, а также оказывает рекреационное, воспитательное, оздоровительное и развивающее воздействие на развитие общества; содействует формированию досуговых предпочтений доминирующей части населения страны; благотворно влияет на развитие туризма путем привлечения туристских потоков в страну (регион).

Следует отметить, что в России степень теоретической разработки проблем формирования и развития рынка развлекательных услуг значительно отстает от требований практики. В настоящее время российский рынок развлекательных услуг находится в стадии становления и развивается хаотично, преимущественно ориентируясь на зарубежный опыт функционирования структур, имеющих отношение к регулированию или непосредственному предоставлению такого рода услуг. В связи с возрастающим воздействием российского рынка развлекательных услуг на различные аспекты социально-экономической жизни общества требуется решение ряда конкретных задач, среди которых можно выделить следующие: раскрытие сущности функций развлекательных услуг, определение основных тенденций развития рынка развлечений, выявление и оценка ресурсов предоставления развлекательных услуг, определение факторов, оказывающих влияние на развитие рассматриваемого рынка, и т.д.

Специалисты аналитической компании «PricewaterhouseCoopers» считают, что российский рынок развлекательных услуг обладает большим потенциалом для развития. Согласно их оценке, объем российского рынка развлечений в 2007 г. составил 21,1 млрд дол. США, а темп развития его установился на уровне 5,79%, что выше показателей развития аналогичных рынков в европейских странах2. Например, среднегодовой прирост объема услуг киноиндустрии увеличился за 2006 г. на 12,50%3; объем услуг семейных развлекательных комплексов ежегодно возрастает на 15-20%4. По прогнозам специалистов указанной компании, к 2011 г. совокупный доход российского рынка развлекательных услуг составит 34,5 млрд дол. США5.

В настоящее время основные тенденции развития российского рынка развлекательных услуг заключаются в следующем:

- происходит интеграция развлечений, т.е. создаются универсальные развлекательные центры с многофункциональной ориентацией;

- расширяется ассортимент развлечений, что является результатом принятия мер по ликвидации эффекта унификации рекреационного состояния потребителей развлекательных услуг;

- в развитых странах отмечается повышение культуры развлечений; в странах, где рынок развлекательных услуг находится в стадии становления, наоборот, имеет место тенденция их дегуманизации;

- существует неопределенность в вопросах лицензирования и сертификации развлекательных услуг, а также в вопросах законодательного регулирования деятельности развлекательных учреждений;

- прослеживается тенденция интеграции национальных рынков развлекательных услуг в глобальную систему организации досуга.

Сформированная в процессе исследования рынка развлекательных услуг теоретическая база и полученные практические результаты могут послужить основой для решения широкого круга вопросов, касающихся развития рынка развлекательных услуг на региональном и общероссийском уровнях, и вопросов управления различными структурами, регулирующими предоставление развлекательных услуг или непосредственно предоставляющими такие услуги.

Примечания

1 Горшков М.К., Тихонова Н.Е. Изменяющаяся Россия в зеркале социологии. М., 2004. С. 125.
2 Всемирный обзор индустрии развлечений и СМИ: прогноз на 2007—2011 гг. Российский рынок: материалы аналит. исслед. / PricewaterhouseCoopers, Wilkofsky Gruen Associates. N. Y., 2007. С. 12.
3 Там же. С. 17.
4 Шулакова О. С бластером по магазинам // Эксперт. 2006. № 36. С. 44.
5 Повестка дня. 34,5 млрд долларов // Там же. № 35. С. 8.
РЫНОК РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ДОСУГ РАЗВЛЕЧЕНИЯ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ entertainment services market leisure entertainment the tendencies of development
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты