Спросить
Войти

ЦЕЛЕВАЯ ДИАГНОСТИКА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Автор: Радченко В. В.

<<шушетим~^©и©мак>>#щ4)),2©2© / PSYCHOLOGICAL sciences

УДК 65.012.4

Радченко В. В.

магистр 2 года обучения направления «Финансовый менеджмент» Санкт-Петербургского государственного экономического университета

DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11832 ЦЕЛЕВАЯ ДИАГНОСТИКА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОРГАНИЗАЦИИ

Radchenko V. V.

Master 2years of study in the direction of "FinancialManagement" St. Petersburg State University of Economics

TARGET DIAGNOSTICS OF THE FINANCIAL AND ECONOMIC ACTIVITY OF THE

ORGANIZATION

Аннотация.

Организации представляют собой сложный организм, в котором уживаются стимулы и ограничения, интересы личности и групп. В условиях затянувшейся экономической трансформации и международной конкуренции для основных субъектов народного хозяйства - организаций необходимы новые аналитические подходы финансово-экономической диагностики. Цель данной статьи рассмотреть инструментарий финансово-экономической диагностики через призму теории заинтересованных сторон.

Abstract.

Organizations are a complex organism in which incentives and limitations, interests of individuals and groups coexist. In the context of protracted economic transformation and international competition, organizations need new analytical approaches to financial and economic diagnostics. The purpose of this article is to consider the tools offinancial and economic diagnostics through the prism of stakeholder theory.

Организация — это система, пребывающая в состоянии непрерывного совершенствования своей деятельности, однако, прежде чем перейти к серьезным изменениям в своей деятельности, требуется пройти не менее основательную диагностику. Диагностика организации как финансово-экономической системы — это особая функция и специфическая стадия идентификации финансово-экономического состояния организации и управления ей с целью оздоровления и повышения эффективности деятельности.

Конечной целью финансово-экономической диагностики будет принятие решения для повышения эффективности деятельности организации на основе системного изучения всех видов деятельности и анализа их результатов. Учитывая междисци-плинарность диагностики, для достижения цели следует использовать достижения смежных наук. Например, теория заинтересованных сторон предлагает рассматривать организацию как совокупность групп индивидов, из которых она состоит и с которыми постоянно взаимодействует.

Автором теории заинтересованных сторон является Э. Фримен, который в своей работе «Стратегический менеджмент: концепция заинтересованных сторон» дает широкое определение понятию «заинтересованная сторона» или «стейкхолдер -любая группа или индивид, которые могут повлиять или на которые влияет достижение стратегических целей организации»[3].

Заинтересованные стороны любой организации вступают в отношения между собой исключительно с целью ресурсного обмена, где ресурсами является всё, что имеет хоть какую-либо цен-ность[2]. Однако, каждая из заинтересованных сторон имеет некоторый набор интересов, переходящий в стратегическую цель её деятельности. На основании этой цели возможно построение дальнейшего алгоритма действий диагностики.

Первоначально, заинтересованной стороной в создании и развитии организации является владелец собственности (рис.1), то есть тот обладает, пользуется и распоряжается имуществом. Основная цель собственника - создать и развить собственную компанию, вовремя выводить деньги из бизнеса, чтобы реализовать личную финансовую стратегию.

PSYCHOLOGICAL SCIENCES / <<Ш1Ш(ШШМ~^©и®Ма1>#Щ64)),2©2©

Создание Бизнес-план, SMARTорганизации метод

Ресурсный анализ, Силы конкуренции Портера, SWOT, PEST

Рисунок 1 - Инструментарий целевой диагностики внутреннего стейкхолдера

Ещё в моменте до начала работы со своим бизнесом, владелец взаимодействует с государством (рис. 2), а именно с налоговым органом - регистрация открытия и дальнейший контроль. Позже идет взаимодействие с Федеральной службой по труду и занятости на нормы трудового права; с МЧС на предмет пожарной безопасности и гражданской обороны; арбитражным судом и судами общей

юрисдикции - разрешение споров при осуществлении деятельности; Федеральной антимонопольной службы - реализация антимонопольного законодательства и контроль за рекламой; Правительство субъекта РФ - проведение тендеров, конкурсов, торгов. Однако, государство как таковое заинтересовано в организации исключительно с целью упрочения авторитета и устойчивом развитии территории и человека.

Рисунок 2 - Инструментарий целевой диагностики внешнего стейкхолдера

В определенный период времени население становится заинтересованной стороной в деятельности организации и становится или её клиентом, или персоналом. Клиент имеет только одну цель быть довольным заключенной сделкой на покупку товара или услуги, то есть иметь позитивный опыт работы с компанией (рис.3).

Рисунок 3 - Инструментарий целевой диагностики стейкхолдера

Когда владелец организации по различным причинам не в состоянии сам управлять и распоряжаться ресурсами организации, наиболее опытный коллега становится управляющим ресурсами организации или менеджером (рис.4). Такие функции собственника как планирование, организация, мотивация и контроль становятся основными задачами менеджера. Однако, помимо основной цели менеджера из проблемы «принципал-агент» в виде собственного обогащения, менеджер заинтересован в стабильной работе компании, которая приносит ему доход.

<<ШУШетиМ~^©и©Мак>>#Щ64)),2©2© / PSYCHOLOGICAL SCIENCES

Рисунок 4 - Инструментарий целевой диагностики внутреннего стейкхолдера

Партнеры, в числе которых поставщики и распространители продукции, также в определенный период времени становятся заинтересованными в организации деятельности и подписывают соответствующие договоры-соглашения о предмете и порядке взаимодействия сторон, то есть основной целью партнера относительно организации становится построение долгосрочных взаимовыгодных отношений (рис.5).

Рисунок 5 - Инструментарий целевой диагностики внешнего стейкхолдера

Конкуренты в данной системе взглядов могут иметь положительный посыл, то есть вести честную конкуренцию с целью эффективного развития отрасли, совместного использования научных и

технологических разработок, и могут быть заинтересованы в противоположном посыле, не взаимодействовать, а захватывать целевой рынок, минимизируя или исключая возможность работы другого участника рыночных отношений (рис. 6).

Конкурент

Эффективное развитие отрасли

Бенчмаркинг, Матрица

Мак-Кинси

Оптимальное удовлетворение потребностей рынка

Матрица БКГ, экономико-математические методы

Рисунок 6 - Инструментарий целевой диагностики внешнего стейкхолдера

В процессе работы организации могут быть периоды, когда не хватает собственных денежных средств для достижения поставленных краткосрочных или долгосрочных целей, тогда организация обращается в кредитную организацию. Согласно закону «О банках и банковской деятельности», кредитная организация - это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании лицензии осуществляет банковские операции[1]. Следовательно, кредитная организация имеет свой интерес лишь в получении максимума дохода на вложенные средства (рис.7).

PSYCHOLOGICAL SCIENCES / <<Ш1Ш(ШШМ~^©и®Ма1>#Щ4)),2©2©

Кредитор

Получение максимума дохода на вложенные средства

Коэффициентный анализ, Оценка рисков

Рисунок 7 - Инструментарий целевой диагностики внешнего стейкхолдера

Данные взаимоотношения стейкхолдеров можно изображать разными методами: как Роули в сетевой модели[5], или как Митчелл в модели идентификации значимости стейкхолдеров[4]. Однако,

для общего понимания нахождения участника рыночных отношений в системе взаимодействия с организацией достаточно теории Фримана, где есть некоторая субординация организации по отношению к внутреннему и внешнему окружению (рис.8).

Собственник/ акционеры

Внутреннее окружение Персонал

Менеджер

Государство

Конкурент

Партнер

Кредитор

Клиент

Рисунок 8 - Холархия заинтересованных сторон организации

Согласно результатам проведенного исследования, представленного в рисунках 1-7, можно составить некоторый список методов диагностики финансово-хозяйственной деятельности организации на основании целей заинтересованных сторон. Следует уточнить некоторые характеристики:

- цели собственника и менеджера совпадают, когда собственник и менеджер одно лицо ввиду малых размеров организации, и могут различаться при увеличении размеров организации и появлении взаимоотношений на уровне «принципал-агент», однако, такая цель как развитие бизнеса будет одна на любом уровне организации как у собственника, так и у менеджера;

- ввиду некоторых повторений целей и соответственно методов целевой диагностики, автором решено не дублировать информацию, а закрепить цели за одной из заинтересованных сторон;

- автором описаны лишь некоторые «классические» цели заинтересованных сторон, на практике целей может быть больше, а описанные цели включать подцели, например, развитие бизнеса собственник может видеть через заключения сделок с иностранным контрагентом и выходом на зарубежный рынок, что потребует как минимум маркетинговых инструментов изучения нового рынка.

Одним из важных направлений приложения теории заинтересованных сторон является управление процессами и результатами, возникающими относительно ресурсных отношений организации с её заинтересованными сторонами. Диагностика определяет и изучает признаки недостатков в управлении финансово-экономической деятельностью с целью прогнозирования как положительных, так и отрицательных последствий, а также разработки методов и средств выявления нарушений и воздействия на них.

Список литературы

1. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 27.12.2019) "О банках и банковской деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2020)
2. Щербаченко П. С. Управление взаимодействием со стейкхолдерами в российских компаниях // Вестник ГУУ. 2018. №5. С. 155—161.
3. Freeman R. E. Strategic management: A Stakeholder Approach. Pitman, Boston 1984
4. Mitchell R. K. Agle B. R. Wood D. J. Toward a Theory of Stakeholder Identification and Salience: Defining the Principle of Who and What Really Counts // Academy of Management Review, 1977, Vol. 22, N.4, p. 853-886.
5. Rowley T. J. Moving beyond Dyadic Ties: a Network Theory of Stakeholder Influences // Academy of Management Review, 1997, Vol.22 N4, p.887-910
целевая диагностика инструментарий диагностики стейкхолдер цели заинтере-сованных сторон теория заинтересованных сторон target diagnostics diagnostic tools stakeholder stakeholder goals stakeholder theory.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты