Спросить
Войти

Отечественный и зарубежный опыт создания и развития информационно-консультационных служб

Автор: указан в статье

Экономика. Информационное поле

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОКОНСУЛЬТАЦИОННЫХ

СЛУЖБ

А.Н. СЁМИН,

доктор экономических наук, профессор, Уральская ГСХА

Ю.А. ШАНЬГИНА,

аспирант Уральского государственного экономического университета

В рыночной экономике независимые, самостоятельные производители товаров и услуг, а также все те, кто обеспечивает непрерывность цикла «наука - техника - производство - сбыт - потребление» не смогут успешно действовать на рынке, не имея информации.

В развитых странах значительная часть информационной деятельности в течение последних двух десятилетий вовлечена в рыночные отношения и выступает в качестве одного из важнейших элементов рыночной инфраструктуры по обслуживанию, реализации и развитию рыночных отношений, а также как самостоятельный специализированный сектор рынка, на котором предлагаются особые продукты и услуги.

Информация является одним из важнейших средств достижения целей любого вида деятельности, именно поэтому в настоящее время информация занимает главное место во всех областях жизни. Предприятию нужна информация о других производителях, о возможных потребителях, о поставщиках сырья, о ценах, о положении на товарных рынках и рынках капитала, об общей экономической и политической конъюнктуре не только в собственной стране, но и во всем мире, о долгосрочных тенденциях развития экономики, перспективах развития науки и техники и возможных результатах и т.п.

Информационные услуги представляют собой предоставление экономической, технической, социальной, юридической и прочей информации.

Система информационной поддержки дает предприятию возможность изучать конъюнктуру рынка, овладевать его законами и находить на рынке свое место. Это обеспечивает экономическое и социальное благополучие.

Экономическая информация снижает неопределенность в ходе принятия управленческих решений и дает возможность предотвратить или уменьшить убытки и потери.

Информационно-консультационное обеспечение имеет очень важное значение в развитии агропромышленного производства. Именно оно служит основным каналом распространения и доведения знаний непосредственно до сельхозтоваропроизводителей.

Цель и методика исследований

По мере развития рыночных отношений у работников агропромышленного комплекса возникает потребность в получении новой информации, в том числе об инновационных разработках и передовом производНа протяжении двух последних десятилетий сфера услуг является одним из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. Поэтому эта тема приобретает сегодня особую актуальность.

ственном опыте, эффективное использование которых позволяет перевести производство на более высокий организационный и технологический уровень. Однако сельхозтоваропроизводители сталкиваются с проблемой поиска, отбора и практического использования действительно необходимой им информации. Зарубежный и отечественный опыт показывает, что информационноконсультационная служба (ИКС) является решением этой проблемы.

Информационно-консультационное обеспечение должно служить в качестве инструмента реформирования АПК. Несмотря на экономические трудности в отрасли информационно-консультационные службы уже в первый период своего становления оказали серьезное влияние на ускорение научно-практического прогресса вАПК.

В настоящее время идет процесс накопления российского опыта организации и работы информационно-консультационных служб. Современная информационно-консультационная служба должна обязательно включать в себя научную, информационную, образовательную и инновационную функции. Основная цель ИКС - повышать уровень знаний сельских товаропроизводителей, информировать их по различным проблемам АПК, достижениям науки и передового опыта практики, развивать их аналитическое мышление для принятия оптимальных решений по успешному развитию производства, переработки и сбыту продукции.

Проблема организации консультирования в России не нова. Всемирно известный голландский ученый А. W. Уап Den Ban в своем докладе об опыте России отметил, что еще в 1765 г. в России было организовано первое сельскохозяйственное общество, положившее “основание первому особому институту агрономов для подачи советов в разных губерниях”[1].

В России ИКС стали создавать в начале прошлого столетия. Основоположником такой службы был А. В. Чаянов, который в своей книге «Основные идеи и методы работ Общественной агрономии» подробно рассмотрел роль такой службы. В период административного управления в нашей стране подобная служба называлась службой «Пропаганды и внедрения науки и передового опыта» и носила плановый характер.

А.В. Чаянов определил, что “никакой системе, никакому общественному разуму, хотя бы и располагающему всей мощью государственной организации, не под силу с бульшим успехом провести организационную реформу сельского хозяйства. Следует использовать интерес частных товаропроизводителей, народнохозяйственные силы. Общественная агрономия (консультирование) должны сыграть в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей роль фермента, возбуждающего и направляющего их работу”[6].

К сожалению, в нашей стране развитие этого направления работ было прервано на многие годы.

Возрождение современной отечественной информационно-консультационной службы относится к началу 90-х годов XX века. Министерство сельского хозяйства и продовольствия России приступило к формированию общегосударственной системы информационно-консультационной службы в 1993 году.

Экономика. Информационное поле

Через год было уже создано 22 региональных центра, в 1997г. их функционировало 26, а в 1998 г. - 33. В настоящее время ИКС зарегистрированы в 65 регионах Российской Федерации. Большинство ИКС создано в структуре или при органах управления АПК. Одновременно развивались службы, организованные как самостоятельные юридические лица в форме государственных (унитарных) предприятий, а также при институтах повышения квалификации, в вузах и колледжах.

Экономический спад в АПК, реструктуризация хозяйства, недостаточное бюджетное финансирование, отсутствие необходимой правовой законодательной базы и общегосударственной координации обусловили создание различных типов информационно-консультационных служб.

Создание ИКС в структуре органов управления АПК или при них имеет ряд преимуществ — наличие кадрового состава с большим опытом организационной работы в сельском хозяйстве, глубокие знания проблем отрасли, непосредственное участие в их решении совместно с другими службами, возможности для более оперативного решения управленческих и финансовых вопросов службы. Однако специалисты, имеющие опыт управленческой деятельности, вряд ли перейдут на консультационную деятельность. Наиболее вероятен приток кадров специалистов из науки или из числа специа-листов-практиков.

Вторыми по численности являются ИКС, функционирующие в системе дополнительного профессионального образования, — повышения квалификации и переподготовки специалистов и руководящих работников сельского хозяйства. Такие ИКС также имеют очевидные преимущества для распространения инноваций и реализации общеобразовательных программ. Сложившийся профессорско-преподавательский состав, имеющий опыт работы непосредственно с руководителями и специалистами хозяйств, а также с фермерами, относительно неплохая материально-техническая база и телекоммуникационные средства позволяют на высоком уровне организовывать семинары, конференции, выставки.

Информационно-консультационные службы высших и средних специальных учебных заведений относительно перспективны в вопросах распространения знаний. Они располагают профессиональными кадрами практически по всем отраслям АПК, учебными хозяйствами для организации демонстрационных полей и соответствующей материально-технической базой. Большое значение в подготовке современных специалистов имеет также вовлечение студентов в практику консультационной деятельности.

Информационно-консультационными службами иного типа являются региональные ИКС, действующие в качестве самостоятельных юридических лиц, в форме государственных унитарных предприятий или учреждений, а также некоммерческих организаций, в том числе фондов.

Однако, востребованность информационно-консультационной службы не зависит от ее организационно-правовой формы. Основными пользователями консультационных услугявляются: крупные хозяйства(56%),

крестьянские (фермерские) хозяйства (18%), личные (подсобные) хозяйства и садоводы-огородники (14%), представители органов управления (8%).

Определенную роль в становлении региональных ИКС сыграли проекты, реализованные при поддержке международных организаций и фондов, оказывающих техническое содействие России. В частности, такие проекты были выполнены в Астраханской, Волгоградской, Калининградской, Ленинградской, Нижегородской, Рязанской, Смоленской, Тюменской, Ярославской и других областях.

Наиболее ценным и перспективным для России является опыт организации консультационных служб в аграрном секторе США.

Служба внедрения в США имеет трехступенчатую структуру, она объединяет Министерство сельского хозяйства, 74 государственных университета и3150 служб округа. ИКС США имеют опыт деятельности в условиях характерных, для деятельности информационных служб в России. Подавляющее большинство американских фермеров (95%) не имеет прямого доступа к результатам научных исследований, передача технологии затруднена необходимостью адаптировать ее к местным условиям.

Основным источником финансирования служб внедрения в США является государственный бюджет. Большая часть работы консалтинговых служб по доведению новых технологий и техники осуществляется на уровне штатов, при этом ведущая роль принадлежит высшим и средним сельскохозяйственным учебным заведениям и относящимся к ним сельскохозяйственным опытным станциям (всего в стране 56 опытных станций).

Стратегия деятельности ИКС в Нидерландах на разных уровнях строится в соответствии с целями и задачами сельскохозяйственной политики правительства. Основной принцип службы - “учить фермера помогать самому себе”. Поэтому советники службы в своей деятельности не ограничиваются распространением знаний и дачей рекомендаций. Они помогают фермерам принимать решения, влияющие на увеличение уровня их доходов, оказывают помощь, разъясняя социальную политику правительства.

Важным инструментом в повышении эффективности консультативного обслуживания в Нидерландах стала ежегодная разработка программ внедрения научно -технических достижений на основе анализа проблем сельского хозяйства в регионах, установления приоритетов, методов и сроков выполнения работ.

ИКС Великобритании сочетает государственную и частную службу. Государственная служба сельскохозяйственных консультаций и научных исследовании объединяет Британский институт консультантов по сельскоЭкономика. Информационное поле

мухозяйству, Королевский институт привилегированных экспертов и университеты. Основные функции ИКС -информирование сельскохозяйственных производителей о политике правительства в области сельского хозяйства, разъяснение и контроль за исполнением новых правил, а также консультирование сельскохозяйственных производителей. Частную консультационную службу составляют многообразные консультационные формы: от крупных многофункциональных до мелких узкоспециализированных. Среди крупных выделяется Ассоциация независимых консультантов по полеводству. В связи с сокращением объемов финансирования в государственной службе постепенно переходят на платное консультационное обслуживание на контрактной основе. Консультанты частных фирм работают с мелкими землевладельцами, которые больше всего нуждаются в информации и знаниях.

ИКС Дании состоит из двух уровней общенационального и местного. Общенациональный уровень представлен Консультационным центром сельского хозяйства, который самостоятельно проводит опыты и научные исследования, сообщает местным центрам о новых научных разработках. Местный уровень - это сеть из 95 фермерских центров, работающих с фермерами. Управление ИКС осуществляется ассоциациями фермеров. Законодательство определяет роль консультационных служб и обеспечивает осуществление ее деятельности.

Во многих странах службы сельскохозяйственного консультирования, как правило, создавались в период продовольственных и финансовых кризисов, когда нация не могла обеспечить свои потребности в продовольствии (Ирландия), аграрный сектор переживал структурную перестройку (Нидерланды, Дания) и государство не оказывало поддержку неэффективному сельскохозяйственному производству (США, Канада, Великобритания), то есть в период сознательных экономических перемен.

В настоящее время ведущими мировыми аграрными экспортерами являются страны, где государство уделяло внимание развитию эффективно действующих информационно-консультационных служб (США, Нидерланды, Великобритания, Канада, Австралия и др.).

Выводы и рекомендации

Обобщая основные направления деятельности ИКС в других странах можно отметить, что цель информационно-консультационных служб состоит в интеллектуальном (образовательном) развитии товаропроизводителя. Это связано с тем, что лучше специалистов ИКС никто не знает, какие знания, умения и навыки необходимы предпринимателю для эффективного ведения его хозяйства. Представляя, каким уровнем знаний обладает тот или иной товаропроизводитель, сотрудник ИКС может наиболее правильно подобрать способы его обучения.

Литература

1. АШ.Уап Вап.Формы и методы работы информационно-консультационной службы в России (Материалы конференции по ИКС, апрель, 1998, Москва).
2. Козлов В.В. Создание и организация деятельности региональной информационно-консультационной службы АПК (на примере Нижегородской области). - М.: ФГНУ “Росинформагротех”, 2000
3. Концепция развития информационно-консультационной службы АПК России на период до 2010 года. М., 2003.
4. Михайленко И.М. Информационно-консультационное обслуживание АПК: Практикум по организации и управлению. - М.: ФГНУ “Росинформагротех”, 2000.
5. Рунов Б.А. Информационно-консультационная служба в АПК (тезисы лекций). М., 1999.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты