Спросить
Войти

Регулирование современной экономики с помощью инновационных мер

Автор: указан в статье

Экономика. Инновации

РЕГУЛИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ С ПОМОЩЬЮ ИННОВАЦИОННЫХ МЕР

М.В. ТРОНИНА (фото), ассистент,

П.В. ЧЕРДАНЦЕВ,

аспирант, Пермская ГСХА им. Д.Н.Прянишникова

В последнее время на первое место выходят инновационные структурные образования, работающие преимущественно на коммерческой основе и представляющие собой формы объединения научных предприятий для решения сложных проблем выживания и развития в рыночных условиях.

Регулирование современной экономики осуществляется с помощью системы типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Наиболее яркие изменения в современной экономике отразились прежде всего на инновационной деятельности. Инновации, выступающие как связующее звено между различными отраслями народного хозяйства, не остались вне государственного регулирования. Современный механизм регулирования экономической деятельности инновационных процессов можно представить как интегрированную систему форм, методов, средств, с помощью которых осуществляется воздействие государства на объекты инноваций.

Цель и методика исследований

Основная проблема формирования инновационного механизма, адекватного мировым требованиям, заключается в создании финансово-экономического комплекса условий, способствующего возрождению и стимулированию инновационной активности в рыночной среде.

Важнейший аспект данной проблемы

- региональная составляющая инновационного механизма. Именно на уровне регионов способны появляться достаточно действенные и гибкие институциональные формы поддержки инновационной активности, основанной на принципах рыночных отношений [3].

Каждый регион имеет свою специфическую, воспроизводственную, отраслевую и технологическую структуру, свою систему приоритетов и должен рассчитывать на собственные силы и ресурсы при реализации этой стратегии. Однако в условиях переходной экономики таких сил и ресурсов, как правило, немного или нет вообще , поэтому необходимы федеральные инновационные программы, направленные на оказание первоначальной помощи в технологическом преобразовании регионов, на развитие инновационной инфраструктуры, подготовку кадров и т.д.

Методические и практические разработки показывают, что предпринимательство, особенно средний и малый бизнес, должны стать основным проводником в жизнь устойчивого социально-экономического развития в регионах страны, так как именно в них сосредоточены ее главные потенциальные деловые ресурсы.

Поэтому с одной стороны, местным и федеральным органам государственной власти следует улучшить условия бизнес-процессов в регионах, а также полнее использовать возможности коммерческих структур в преодолении негативных экономических явлений. С другой стороны, самим бизнесменам, предпринимательским объединениям, бизнес-союзам необходимо принять действенное участие в создании условий для выживания общества и развития экономики страны. При этом нужно исходить из проверенных мировым опытом принципов успешного влияния государства на позитивные структурные экономические преобразования, ради которых, собственно, и проводятся реформы [2].

В инновационном процессе в АПК участвуют производители научно-технической продукции, интегрированные научновнедренческие формирования и потребители научно-технической продукции (рисунок 1).

В условиях развития рыночных отношений возникают новые организационные структуры в виде сочетания научно-производственных систем с малыми агропредприятиями, ассоциациями, акционерными обществами в форме малых предприятий на правах ассоциации или акционерного общества и др.

В последнее время на первое место выходят инновационные структурные образования, работающие преимущественно на коммерческой основе и представляющие собой формы объединения научных предприятий для решения сложных проблем выживания и развития в рыночных условиях с учетом роли предпринимательского фактора в науке. Такими формированиями являются: научные союзы и фонды, в том числе инвестиционные ассоциации и консорциумы; технологические парки (научные, инновационные, экологические, технологические деревни и бизнес парки); инкубаторы, объединяющие «новорожденные» научные, инженерные и экономические коллективы творческих молодых специалистов в инновационных центрах инкубатора. В крупных регионах наука и прогрессивные технологии, технопарки, инкубаторы инноваций, государственные научные центры, различные акционерные общества, объединения, научные предприятия и центры, университеты и вузы объединяются в региональные научно-производственные комплексы - технополисы (агропоселения).

Необходимо отметить, что существует ряд определений сущности технопар-ковых структур, однако имеются расхожие мнения ученых и практиков в самой терминологии. В развитых странах реализуются различные концепции создания технопарков, объединяющих в себе широкий спектр различных объектов. Отличия в определениях связаны с особенностями научно-технической политики страны, региона, выбранной специализации (технология, изделия, услуги), вида предпринимательской деятельности и т.д. Вместе с тем общим для всех концепций технопарков является то, что их сердцевиной считается инкубатор

(инновационный, технологический, биз-несный), выполняющий ключевую роль в проведении политики стимулирования процесса учредительства и всесторонней поддержки развития новых фирм.

Инкубатор представляет собой наиболее эффективную форму организационной поддержки малых агропредприятий на начальной стадии их развития. Базовой концепцией, положенной в основу определений инкубатора является создание инструментария для реализации предпринимательства [3].

В основе «инкубаторного» подхода лежат цели и задачи формирования определенной позитивной предпринимательской среды и оказание конкретной поддержки для нарождающихся бизнес-единиц в какой-либо отрасли хозяйствования. Такой подход, несомненно, заслуживает саRecently on the first place there are the innovative structural formations working mainly on a commercial basis and representing the forms of association of the scientific enterprises for the decision of challenges of a survival and development in market conditions

Экономика. Инновации

Рис. 1 Субъекты инновационной деятельности в АПК

мого пристального внимания, так как при интенсивном и разностороннем его использовании он позволяет сконцентрировать и существенно улучшить экономический климат в отдельных отраслях, регионах, районах, городах и т.д., исходя из комплексных стратегических целей развития производства.

Теоретически такой подход может быть определен как «инкубаторный менеджмент». Для упрощения понимания его сущности можно воспользоваться образным сравнением с известными биологическими инкубаторными производственными структурами, где, исходя из определенных целей, на основе объединения необходимых материальных, финансовых, управленческих и других ресурсов формируется требуемая жизнеобеспечивающая производственная среда.

Однако каких-либо готовых типовых моделей для наращивания институционального потенциала в регионах в настоящий момент пока нет. При чисто государственном руководстве все как правило упирается в недостаточность требуемых финансовых и материальных ресурсов, а также в невозможность правильно определять и корректировать предпринимательские приоритеты. Это приводит к постоянному «латанию дыр» в реализуемых программах, упирается в неэффективный менеджмент; слабо ориентированный на конечный результат; в правовую незащищенность проводимых организационных мероприятий; в информационную закрытость деятельности коммерческих структур.

Для этого в Пермском регионе при поддержке местных органов власти должны быть сформированы конкретные производственные бизнес-инкубаторы, которые будут в состоянии построить региональную цепочку предпринимательства.

В этой связи ближайшими задачами должны стать:

- создание в регионе системы биз-нес-инкубационных центров для малого и среднего бизнеса;

- сокращение численности и упорядочение деятельности всех проверяющих и контролирующих органов;

- разъяснение субъектам малого и среднего бизнеса их ответственности за результаты региональной хозяйственной деятельности;

- введение системы упрощенной регистрации предприятий малого и среднего бизнеса;

- разработка и реализация программы подготовки и переподготовки кадров, совершенствование информационной поддержки малого и среднего бизнеса.

В качестве примера создания регионального бизнес-инкубатора рассмотрим хозяйственные возможности в Пермском крае.

Существующие перспективы развития экономики края потенциально имеют возможности широкомасштабного сотрудничества с российскими и зарубежными партнерами в приоритетных областях деятельности, в том числе в АПК:

сельском хозяйстве, переработке сельскохозяйственного сырья и производстве сельхозтехники и оборудования [2].

Проведение структурных преобразований в сельском хозяйстве региона базируется на проектном подходе и сочетает в себе реализацию комплекса вопросов от разработки программных материалов развития Пермского края до их реализации, включая вопросы корпоративного управления бизнес-процесами. При этом необходимо учитывать эффективность программы развития края не только с точки зрения прибыльности и повышения конкурентоспособности производств и выпускаемой агропродукции, но и мультипликативного эффекта производственно-технологических совокупностей.

Оценка экономической ситуации в Пермском крае показывает, что понятие мультипликативного эффекта в хозяйственном комплексе региона можно рассматривать не только и не столько в качестве инновационно-инвестиционной реакции, но и прежде всего в качестве процесса внедрения более развитых технологических совокупностей во взаимосвязанные или сопряженные технологические цепочки и подтягивания их до уровня эффективного функционирования. Иными словами, на уровне края возможно получить мультипликативный эффект технологического развития.

Примером создания бизнес-инкубатора может служить формирование в Пермском крае однопрофильного производственного комплекса, состоящего из группы агропредприятий. Наиболее показательным может быть бизнес-инкубатор, обеспечивающий развитие производства меда, закупки деятельности, переработки (фасовки) и реализации расфасованного продукта.

Значительная часть данного вида продукции завозится в Пермский край с использованием межрегиональных связей. В то же время в регионе имеется достаточный потенциал для развития названных видов производств. Однако изолированное создание данных формирований, как показывает экономический анализ, приводит к значительному удорожанию стоимости проекта за счет большой величины организационных и сопутствующих затрат.

Таким образом наиболее рациональным путем в развитии данного бизнеса в Пермском крае может стать комплексный подход, ориентированный на объединение усилий по производству и реализации меда и продукции пчеловодства в единой структуре бизнес-инкубатора. В общем виде организационная структура такого производственного бизнес-инкубатора приведена на рис 2.

Ключевыми элементами организационной структуры являются: организационно-координационный центр, который осуществляет общее руководство созданием соответствующих производств, выбор инновационных преобразований, аккумулирование необходимых финансовых ресурсов, привлечение дополнительных инвестиций в развитие, осуществление взаимодействия на региональном и межрегиональном уровнях с государственными и негосударственными деловыми структурами.

В отличие от чисто корпорационного объединения данная форма сотрудничества предприятий не требует их юридического слияния, а в отличие от консорци-умного соглашения - она все же подразумевает наличие единого бизнес-центра по управлению всей деятельностью.

Таким образом система государственного регулирования предпринимательства нуждается в совершенствовании с учетом сложившейся социальноэкономической ситуации в различных

Экономика. Инновации

регионах страны и необходимости равноправного вхождения России в мирохозяйственные связи на качественно новом жизненном уровне. Разработка такого механизма должна обеспечить нахождение оптимального сочетания «либеральных» и протекционистских методов индикативного регулирования со стороны государства, которые в целом сегодня определяются стратегическими целями, обозначенными в «Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу».

Литература

1. Аминов М.С., Батдалов М.М., Гамидов Г.С. и др. Региональные проблемы развития инновационной деятельности // Инновации. - 2001. - №1-2. - С.55-58.
2. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала: В 2-х томах. - М., МНИИПУ, 2003.
3. Гохберг Д., Кузнецова И. Инновационные процессы: тенденции и проблемы // Экономист. - 2002. - №2. - С. 50-59.

Корпоративный совет управления в рамках бизнес -инку батора

Организацио нно -координационный инвестиционный фонд

й Й I

Производственные бизнес-единицы (центры прибыли, центры затрат

«точки роста»)

Рис. 2 Организационная структура бизнес-инкубаторов по производству, фасовке и реализации меда в Пермском крае

ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЗЕРНОВОГО ПОДКОМПЛЕКСА ПРИ ВСТУПЛЕНИИ В ВТО

Н.Ф. РУБАЕВ,

кандидат экономических наук, доцент, Уральская ГСХА

В статье обсуждается состояние зернового подкомплекса Челябинской области. Рассмотрены возможности повышения его конкурентоспособности при вступлении России в ВТО

Сегодня самой актуальной является проблема ВТО и как отечественным товаропроизводителям обеспечить конкурентоспособность АПК России и зернового подкомплекса. Поддержание конкурентоспособности зернового подкомплекса остается одним из сложных и проблематичных вопросов при вступлении России в ВТО. В ходе исследования мы установили, что ключевые разногласия между Россией и США в этом вопросе лежат в сфере АПК. Зерновой подкомплекс - это не что иное, как возобновляемые ресурсы которые со слов нашего Президента, «мы намерены рационально расходовать на защиту интересов России от недобросовестной конкуренции».

Вместе с тем очевидно, что вступление России в ВТО само по себе вряд ли приведет к быстрому росту отечественного экспорта зерна или даже к его заметному увеличению. Вот основные причины:

- ВТО стимулирует, в основном, торговлю готовыми изделиями и наукоемкой продукцией (наш же экспорт - сырье

и топливо - и так допускаются на внешние рынки почти без ограничений);

- структура российского экспорта крайне инерционна и не может быть быстро переориентирована в сторону перерабатывающих отраслей;

- по мере преодоления кризиса развивается растущий спрос на отечественное зерно и другие виды продукции предъявляет внутренний рынок; уже привели к ряду ограничений на экспорт;

- Россия уже сейчас имеет доступ к основному объему тарифных льгот, зафиксированных ВТО через свои двусторонние торговые соглашения со странами - членами этой организации.

По-иному прогнозируется перспектива импорта зерна и услуг. Их расширенный доступ на отечественный рынок способен существенно обострить конкуренцию по многим позициям, к чему российская экономика пока не готова. В большей степени это относится к агропромышленной продукции, секторам страхования, финансовых услуг и розничной торговли, мелкому и среднему

бизнесу и т.д.

По данным Торгово-промышленной палаты РФ, о своей готовности к работе по нормам и правилам ВТО заявляют ныне лишь 10% российских предприятий.

При этом складывается впечатление, что ведущие страны ВТО заинтересованы в присоединении России к данной организации, поскольку это облегчит доступ их предприятиям на российский рынок и позволит добиться от России принятия максимальных обязательств по открытию своего рынка и возможно более полному устранению дискриминации действующих на нем иностранных компаний

Требования, предъявляемые к России, сводятся в основном к снижению или полной отмене пошлин на ряд товаров; к допуску иностранных компаний на рынок услуг и к конкурсам на проведение государственных закупок; отказу государства от финансовой поддержки экIn clause the condition of a grain subcomplex of the Chelyabinsk area is discussed. Opportunities of increase of its competitiveness are considered at the introduction of Russia into WTO

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты