Спросить
Войти

Проблемы фальсификации и контрафакции товаров на российском рынке

Автор: указан в статье

ПРОБЛЕМЫ ФАЛЬСИФИКАЦИИ И КОНТРАФАКЦИИ ТОВАРОВ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ

М.А.НИКОЛАЕВА

Предотвращение фальсификации и контрафакции - одна из наиболее актуальных проблем современности, которая волнует правительства разных стран, производителей, продавцов, общественные организации и, конечно, потребителей. Приобретение многих товаров сопряжено для потребителей с определенным риском для их жизни, здоровья, имущества. СМИ пестрят сообщениями об этом.

Так, в ноябре 2007 года исследовательская компания ВигеБеагсИ (США) опубликовала результаты опроса, согласно которым 58% американских родителей отказываются покупать игрушки для своих детей, произведенные в Китае. Аналогичные исследования, проведенные в России, дали близкий результат: 60% респондентов уверены, что китайские игрушки произведены из вредных для здоровья материалов.

Опасения родителей находят реальное подтверждение. Роспотребнадзором проведено 185 тысяч исследований детских товаров по всей стране. Выявлено, что почти 50% проверенных товаров не соответствовало требованиям качества и безопасности, установленными в российских нормативных документах. Были обнаружены контрафактные китайские товаров с повышенным содержанием вредных для здоровья фенолов и формальдегида, в детской зубной пасте обнаружено токсичное вещество -диэтиленгликоль.

Фальсифицированные, в том числе контрафактные и контрабандные, товары поступают в Россию не только из Китая, но и других азиатских стран (Вьетнама, Гонконга, Индии и др.). На их долю приходится до 80% фальсифицированных импортных товаров. Из Европейских стран много фальсифицированной и контрафактной продукции поступает из Польши (мясо, парфюмерия и косметика), Украины (мясные продукты, сыры) и Молдовы (вина).

Не отстают от зарубежных фальсификаторов и отечественные производители. Проверка Ростехрегулирования на российских предприятиях-производителях выявила, что около 70% их товаров не соответствует требованиям национальных стандартов России. Роспотребнадзор установил, что до 40% реализуемых в стране товаров относятся к фальсифицированным, в том числе и контрафактным.

Представители Общенациональной ассоциации генетической безопасности (ОАГБ) закупили в московских магазинах сосиски и сардельки, выпущенные разными мясокомбинатами. Образцы были исследованы в лабораториях Центра биологической безопасности при РУДН и ВНИИ мясной промышленности им. Горбатова.

В результате проведенных испытаний было установлено, что из 10 образцов - 7 оказались потенциально опасными для детей. В них были обнаружены каррагинан (Е-407), запрещенный для детского питания и добавляемый для лучшего связывания воды, улучшения консистенции и увеличения массы изделий; а также растительные белки (соевый изолят), генетически модифицированную сою (1 образец), причем на этикетке информация об этом отсутствовала.

Проводимые разными контрольными органами и общественными организациями проверки выявляют всё новые нарушения обязательных требований: безопасности и достоверности информации, в том числе и ухудшение качества товаров вследствие несоответствия установленных требований нормативных документов, указанных на маркировке.

За 1 полугодие 2007 года на фармацевтическом рынке России зафиксировано 48 наименований 107 серий фальсифицированных препаратов. 90% подделок приходится на долю импортных товаров, 10% - на отечественные. Примерно 25% подделок - лекарства, снимающие боль, спазмы; 16% - препараты, улучшающие деятельность головного мозга, 10% - препараты для печени, 8% - сердечно-сосудистые лекарства и 6% - антибиотики.

«Паленые» бензин и водка, фальсифицированные и контрафактные лекарства, алкогольные напитки, молочные и мясные продукты, шоколад, аудио- и видеопродукция, одежда, обувь, парфюмернокосметические изделия - это неполный перечень фальсифицированных продовольственны, непродовольственных, фармацевтических и энергетических товаров, которые поступают на российский потребительский рынок.

Анализ многочисленных случаев фальсификации товаров позволил выявить следующие её виды:

- ассортиментную;

- квалиметрическую;

- количественную;

- стоимостную;

- информационную.

Ассортиментная фальсификация товаров - подделка товаров путем изменения их групповой и/или видовой и/или марочной принадлежности; а также страны происхождения.

Наиболее часто групповая ассортиментная фальсификация (на уровне группы однородных товаров) встречается для продуктов животного происхождения. В этом случае ценное молочное, мясное или рыбное сырье заменяется растительным: молочный жир - растительным маслом (молочно-растительные или растительные сливки, сметана, творог, мороженое, сливочное масло); мясные и рыбные полноценные белки (колбасы вареные, паштеты - соевый белок, белки пшеничной муки или манной крупы, мясные и рыбные консервы - соевый гидролизат и/или жиры животные). При этом, в каких соотношениях ценные компоненты сырья заменяются на малоценные производители не указывают.

Видовая фальсификация осуществляется путем подмены дорогого вида товара на более дешевый вид -заменитель. Достигается этот за счет частичной или полной замены ценного сырья на менее ценный в пищевом отношении заменитель, при этом оба вида относятся к одной группе или подгруппе однородных товаров.

Наиболее распространенными примерами видовой фальсификации служат подмена шоколада кондитерскими или сахарными плитками, в которых отсутствуют ценные какао продукты: какао-масло и какао-тертое, а взамен их добавляется гидрожир и какао-порошок. К видовой фальсификации относится также частичная замена в кофе молотом натурального сырья кофейных зерен на измельченные зернопродукты, цикорий или желуди.

Марочная фальсификация достигается за счет изменения наименования торговой марки и достаточно часто сопровождается ухудшением рецептуры и квалиметрической фальсификацией. Чаще всего происходит замена бренда - хорошо известной, престижной товарной марки, на продукцию малоизвестного производителя, иногда не имеющего своей товарной марки.

Если бренд зарегистрирован в Роспатенте в виде товарного знака, то выпускаемый с несанкционированным владельцем использованием знака товар относится к контрафактному.

Таким образом, контрафактные товары являются марочной разновидностью ассортиментной фальсификации.

Фальсификация страны происхождения осуществляется путем неверного указания на маркировке и в документах страны, в которой произведена эта продукция. Такая фальсификация достигается за счет реэкспорта товаров (например, польские поставщики мяса реэкспортом поставляли в Россию под видом польской говядины буйволятину из Бразилии, а также мясо из стран, из которых был запрещен ввоз мяса в Россию).

Кроме того, фальсификация страны происхождения проводится путем производства готовой продукции (обуви, одежды, бытовой техники и т.п.) из комплектующих изделий, изготовленных известными производителями. Так, большая часть «европейской» обуви в низко- и среднеценовом сегменте изготовлена в Китае, куда перевели свое производство многие всемирноизвестные европейские обувные компании (Адидас, Рикер и др.). К сожалению, качество китайской обуви и одежды ниже за счет использования невысокого качества вспомогательных материалов (клея, ниток и т.п.).

Квалиметрическая фальсификация - подделка товара повышенного качества менее качественным товаром.

Одним из проявлений этого вида фальсификации является пересортица товаров, когда товар низшей градации качества (сорта, класса качества или сложности, марки и т.п.) выдается за товар более высокой градации качества. Например, частичная или полная замена кофе сорта Арабика на кофе сорта Робуста, чая высшего сорта на чай первого, второго или даже третьего сорта, замена в водке этилового спирта сорта Люкс на спирт высшего или первого сорта, а иногда даже и технический спирт.

Квалиметрическая фальсификация осуществляется также путем подмешивания в стандартный товар нестандартной продукции или даже отхода. Такой способ фальсификации чаще всего встречается при реализации свежих плодов и овощей на рынках или в магазинах эконом-класса при торговле фасованной продукцией.

Количественная фальсификация - обман покупателей с помощью обмеров, обвесов и обсчетов.

Для этого применяются фальсифицированные средства измерения (весы, гири, метры, мерные стаканы и т.п.), а также неверные способы измерения (например, отмеривание тканей не на горизонтальной поверхности, а на весу в растяжку, нарушение правил установки весов и т.п.). Кроме того, применяются вспомогательные средства обмана (подкладывание дополнительных грузов, магнитов и т.п.).

Стоимостная фальсификация товаров - обман приобретателей товаров путем установления необоснованно высоких цен на фальсифицированные товары.

Такой вид фальсификации наряду с информационной фальсификацией обязательно сопровождает все ранее указанные виды. Это объясняется тем, что конечной целью любой фальсификации является получение дополнительной незаконной прибыли. Примером стоимостной фальсификации может служить, например, продажа под видом сливочного масла спреда с названием «легкое масло», хотя и по меньшей цене, чем сливочное масло, но большей, чем цена спреда. Французские вина IV класса качества, завезенные в Россию по реэкспорту из Франции в США, а затем в Польшу и нашу страну и продаваемые по цене 5 дол. за бутылку, в российских винных магазинах продаются по цене 15 дол., хотя качество их при длительных перевозках не улучшалось, а ухудшалось.

Стоимостная фальсификация товаров является одной из причин постоянного роста цен на них, так как многие розничные торговые предприятия в погоне за сверхвысокими прибылями необоснованно завышают цены. Торговые наценки составляют 100-300%. Так, мужской костюм, отпускаемый Московской швейной фабрикой по цене 1500 руб. стоит в магазине 4500 руб., то есть в 3 раза выше.

Учитывая, что для большинства потребителей высокие цены служат определенным критерием улучшенного качества, необоснованно высокие цены, включающие маркетинговые затраты поставщика и продавца, а также их высокую прибыль, вводит потребителей в заблуждение относительно истинного уровня качества.

Информационная фальсификация товаров обусловлена недостоверной и/или информацией о них. Основными средствами доведения такой информации в большинстве случаев служат маркировка и товаросопроводительные, в том числе эксплуатационные документы.

Недостоверную информацию может предоставлять также реклама, пропаганда, консультации продавцов или персонала производителей и другие методы маркетинговых коммуникаций. Однако, это можно идентифицировать как недобросовестную рекламу или недостоверные действия продавца. Если на

маркировке отсутствует недостоверная информация, то такой рекламируемый товар нельзя идентифицировать как фальсифицированный.

Это объясняется тем, что маркировка, особенно потребительская, является важнейшей характеристикой всех основополагающих характеристик товара, а также средством их идентификации.

В то же время, информационная фальсификация может существовать и как самостоятельный вид. Например, указание на маркировке информационных знаков, не подтвержденных соответствующими испытаниями и/или техническими документами. К числу наиболее распространенных способов информационной фальсификации относится неверное указание состава пищевых продуктов (массовой доли сахаров, белков, жиров, спирта и других веществ, а также энергетической ценности) или недостаточные сведения о компонентах сырья (о наличии консервантов, других пищевых добавок, генетически модифицированных источников сырья) или преувеличенная информация о несвойственных потребительских достоинствах (достаточно часто этим грешат БАДы, некоторые экзотические продукты типа красного пальмового масла, лечебная косметика и др.).

Представленный обзор ситуации с фальсификацией, в том числе, и контрафакцией товаров свидетельствует о широком распространении этого негативного явления, с которым сталкивается большинство потребителей. Как показали наши исследования, более 70% опрошенных потребителей товаров в той или иной степени сталкивались с обманом производителей или продавцов в виде приобретения фальсифицированных товаров. Остальные 30%, вероятно, просто не замечали обмана, так как именно они никогда не обращали внимания на маркировку при покупке товаров.

Следует отметить, что за последние годы интенсивный рост объемов фальсифицированной продукции прекратился, хотя и не снизился, несмотря на принимаемые органами государственного контроля меры. К их числу относится: привлечение к административной и уголовной ответственности в соответствующих Кодексах, а также в ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», конфискация фальсифицированной и контрафактной продукции, а также уничтожение опасной продукции за счет её владельцев, введение «горячих» линий, по телефонам которых потребители могут сообщить о фактах реализации фальсифицированных товаров. Например, с помощью такой «горячей» линии по вопросам реализации некачественного бензина только в Москве было выявлено около 40 автозаправок, торгующих «паленым» топливом.

Почему же, несмотря на принимаемые меры, объемы контрафактной и других видов фальсифицированной продукции не уменьшаются?

По нашему мнению, причинами распространения фальсификации и контрафакции являются:

1. Высокая прибыльность и рентабельность реализации фальсифицированной, в том числе, и контрафактной продукции. При этом прибыль бывает в сотни или тысячи раз больше, чем вероятностные штрафы. Например, штраф за реализацию некачественного бензина.
2. Безнаказанность фальсификаторов, что обусловлено существенным ослаблением органов государственного контроля, происшедшем в результате их реформирования в 2004 году, когда фактически были ликвидированы Госторгинспекция, хлебная и алкогольная инспекции по контролю качества пищевых продуктов и других товаров.
3. Недостаточность нормативно-правовой базы и государственного регулирования в области предотвращения фальсификации и контрафакции продукции, и заведомо неверная, в свою пользу, трактовка определенных норм действующих законов. Так, разделение в ФЗ «О техническом регулировании» требований на «обязательные» и «на добровольной основе» породило у определенной части предпринимателей уверенность в том, что они могут не соблюдать требования национальных стандартов.
4. Стремление организаций торговли закупать товары только с учетом критериев низких цен, а для скоропортящихся пищевых продуктов еще и удлиненных сроков годности (например, вареные колбасы сегодня выпускают со сроком годности 20-25 дней вместо 3-х суток, йогурты - 30 дней и т.д.), при этом умалчивается достоверная информация фактической потребительской ценности и о противопоказаниях таких товаров.
5. Отсутствие или недостаточность в торговых организациях товароведов-специалистов по качеству,

замена их менеджерами, приемщиками, торговыми представителями, часто не имеющих

профессионального образования.

6. Невысокий уровень потребительской культуры, проявляющийся в незнании и неумении получать необходимую информацию о товарах перед принятием решения об их покупке. Подтверждением этого служат результаты проведенного нами опроса, согласно которому менее 50% потребителей обращают внимание на маркировку перед покупкой товара или при его потреблении. Но даже, если потребители обращают внимание на маркировку, они не всегда могут её объективно оценить.
7. Недостаточность информации для потребителей и торговых организаций в действующих нормативных документах, позволяющих правильно идентифицировать товар и вовремя обнаружить его фальсификацию.
8. Ослабление внимания к качеству и ассортиментным характеристикам товара как важнейшим показателям конкурентоспособности как самих товаров, так и организаций-производителей и/или торговли, выпускающих или реализующих эти товары. Происходит переориентация с потребительской ценности товара на маркетинговые средства и методы его продвижения в ущерб первых, что противоречит интересам потребителей.
9. Наличие на потребительском рынке России значительного сегмента потребителей, которые в силу своего материального положения отдают предпочтение товарам по низким ценам, заранее зная или предполагая их невысокое качество, а иногда и контрафакцию.
10. Широкое распространение фальсифицированных, в том числе и контрафактных, товаров, приобретшее характер массового распространения, вследствие чего у потребителя, даже обеспеченного, остается немного возможностей для приобретения высококачественных, нефальсифицированных товаров.
11. Коррупция в органах государственного управления и контроля, а также судебных органов, вследствие чего обнаруженные факты фальсификации и контрафакции замалчиваются или не доводятся до суда, или виновные не привлекаются к ответственности.

Широкая распространенность рассматриваемых фактов фальсификации и контрафакции товаров заставляет задать вопрос: «Что делать?» Для ответа не этот вопрос необходимо наметить перспективные направления предупреждения и выявления фальсифицированных товаров для предотвращения их выпуска и реализацию потребителям:

1. Активизировать работу по определению наиболее объективных и достоверных показателей идентификации товаров однородных групп, позволяющих подтвердить их тождественность или несоответствие установленных нормативными документами и/или описаниями требований. Включить эти показатели в национальные стандарты на продукцию однородных групп.
2. Продолжить работу по созданию, утверждению и применению стандартов на методы обнаружения фальсификации продовольственных и непродовольственных товаров.
3. Создать Центры идентификации товаров для проведения идентификационных экспертиз по заказу организаций торговли и общественного питания. Это позволит выявлять фальсифицированные и контрафактные товары на стадии заключения договоров, а при периодическом обследовании уже поступающих товаров расторгать заключенные договора из-за нарушений их выполнения, если в договорах поставки будут включены соответствующие условия о недопустимости разных видов фальсификации.
4. Вернуть в торговые организации товароведов, как специалистов по идентификации и оценке качества товаров. Осуществлять их силами приемку товаров по качеству в соответствии с действующими нормативными документами.
5. Разработать проект Федерального закона «О фальсификации и контрафакции потребительских товаров» и передать его на рассмотрение в Госдуму. Предусмотреть более строгие меры ответственности за выпуск и реализацию фальсифицированных товаров.
6. Организовать с помощью средств массовой информации, путем издания соответствующей учебной и научно-популярной литературы ликвидацию потребительской неграмотности по вопросам обнаружения фальсификации и контрафакции продукции.
7. Провести в РГТЭУ научные исследования по вопросам идентификации и обнаружения фальсификации непродовольственных и продовольственных товаров, для чего должна быть создана соответствующая лабораторная база для проведения испытаний.
8. Активизировать выступления ученых РГТЭУ: товароведов, маркетологов, юристов в СМИ с целью проведения разъяснительной работы среди населения и работников торговли.
9. Организовать краткосрочные семинары и курсы повышения квалификации для преподавателей образовательных учреждений и руководителей, специалистов торговли.
10. Внести в ФЗ «О техническом регулировании» дополнения о включении в число обязательных требований показателя функционального назначения, его соответствия заявленной ассортиментной принадлежности.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты