УПРАЖНЯЙТЕСЬ В ДИСТАНТЕ: ПЕРВЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРВЫЕ
ОШИБКИ
М.В. Полякова, канд. пед. наук, доцент
Российский государственный профессионально-педагогический университет (Россия, г. Екатеринбург)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10930
Аннотация. Целью организованного исследования стал поиск ошибок и способов их устранения в методических условиях дистанционного варианта образования в вузе. В исследовании в апреле 2020 г. приняли участие 14 магистрантов РГППУ второго года заочного обучения на материале темы: «Как написать научную статью по теме моей диссертации». Методической основой освоения ими материала были выбраны принцип при-родосообразности Я.А. Коменского, приемы структурирования учебного времени в стиле DALTON-PLANХелен Паркхерст, педагогические технологии Б. Блума, система 100%-го усвоения Кхан-академии (Khan Academy) и метод/техника реформатора методов преподавания физики в вузе - Ричарда Фейнмана. Прямыми итогами осуществленных этапов эксперимента стали, во-первых, 12 с успехом принятых к публикации научными журналами магистерских статей. Во-вторых, обнаруженные с помощью магистрантов методические ошибки в учебных заданиях и их коррекция online. Можно обоснованно утверждать, что дистанционный формат обучения в вузе позволяет привлекать разнообразные формы и техники обучения, иногда недоступные в условиях организации учебного процесса offline. Условием успеха последних является активная обратная связь, обеспечивающая поиск и устранение возникающих методических ошибок. Все это вместе обеспечивает накопление личного опыта продуктивного управления дистанционным вариантом учебного процесса в вузе каждым его участником.
«Черезучение счастливы будут», - вот основа педагогики Ломоносова.
Соловейчик С. Л. [6, с. 26] «Сложные явления - простые правила» Ричард Фейнман [9, с. 276]
Второй семестр 2019-2020 учебного года. В марте - неделя карантина по причине пандемии COVID-19. Потом для вузов -только дистанционный/удаленный процесс обучения (дистант). Это - новый для всех участников опыт. Учебные планы, программы, фонды оценочных средств и прочая необходимая документация (в которую обычно не смотрят студенты) выложена на сайте университета. Работает приложение MIRAPOLIS для проведения лекций. Для практик и семинаров - система TAIME-LANE обеспечивает учебный процесс online. Студентам доступен весь предоставляемый преподавателями и фондами университета контент: планы и разработки
семинарских и практических занятий, литература основная и дополнительная, материалы лекций, их записи, их же электронные презентации, видеоматериалы. Общение студент - преподаватель доступно в чатах. Приложение ZOOM бесплатно дополняет общение on-line для собственно занятий и консультаций. Иными словами, условия для учебного процесса в синхронном и асинхронном вариантах обеспечены.
В течение семестра и по его окончании стало ясно, что классические методические подходы, прежде считавшиеся единственно возможными в высшей школе, значительно изменились. В частности, преподаватели задались вопросом: «Не
осуществилась ли наша мечта? Впервые в условиях отечественной организации учебного процесса в высшей школе его время возможно переструктурировать и «отпустить» для обучающихся и обучающих?» И уже можно перечислить некоторые новации дистанта:
(Helen Parkhurst) сто лет тому назад по этому же поводу заметила: «Измените условия, и вы измените давление. Измените давление, и изменится самый продукт» [4, с. 49].
Будем считать второй семестр 20192020 учебного года своего рода бета-тестированием (beta testing) методических условий удаленного образования. Цель -найти ошибки (Red Flags - красные флажки) и их устранить.
Уже сейчас можно уверенно констатировать появление некоторых противоречий:
I. Между выработанной годами учебы привычкой студентов к преподавательскому контролю, давлению, угрозам карательных санкций off-line.
II. Между необходимостью студентам самостоятельно структурировать учебное время и практически полным отсутствием опыта таких действий.
Сведем проблему исследования к вопросу: «Возможно ли использовать возникающие противоречия между привычными формами академического учебного процесса и относительно свободой дистанта в качестве ресурсов его продуктивности?»
Цель исследования: 1) организовать активные поиски ошибок Red Flags (красных флажков) в методических условиях удаленного образования; 2) найти способы их устранения.
Гипотеза: 1-й вариант: Понимание того, каким образом можно влиять на продуктивность дистанционного обучения, значительно повысит шансы на его успех. 2-й вариант: «... тот, кто создаст ученикам легкость учения и разовьет охоту к нему» [7, с. 107].
Для проверки гипотезы было проведено исследование, материалы и методы которого представлены ниже.
В исследовании приняли участие магистранты 2 года заочного обучения: 14 человек (13 женщин, 1 мужчина), возраста от 26 до 41 года, специальности педагогические технологии. Исследование проводилось в апреле 2020 г. на основе изучения предмета: «Педагогические коммуникации в образовательной деятельности». Для материала исследования привлечена только одна, актуальнейшая для магистрантов, тема: «Как написать научную статью по теме моего исследования».
Методической основой исследования были выбраны принцип природосообраз-ности Я.А. Коменского, структуризация учебного времени в стиле Dalton-plan Хелен Паркхерст, педагогические технологии Б. Блума, система 100%-го усвоения Кхан-академии (Khan Academy) и метод/техника Ричарда Фейнмана (Файнмана). Richard Phillips Feynman - американский учёный в области теоретической физики, лауреат Нобелевской премии по физике (1965 г.), реформатор методов преподавания физики в вузе. В основе техники Фейнмана лежат следующие методы и приемы:
Цель и результат таких простых дидактических приемов - некая виртуальная точка, с которой начинается собственно обучение/учение. Создать такую точку помогает знание о пределах своего знания, выстраивающееся за счет того, что обучающийся обнаруживает и осознает различия между «знанием чего-то и знанием названия чего-то» [2].
Цель и результат магистрантов - участников исследования - предельно конкретна. Им надо грамотно написать синопсис научной статьи о теме своего исследования простым, понятным (им самим и всем вокруг), лаконичным языком.
Для достижения цели работа магистрантов была структурирована в 6 этапов -заданий (согласно технике Фейнмана). Одно задание - один файл. Методические условия выполнения заданий учитывают принцип природосообразности образования, а также один из принципов андраго-гики: работать, опираясь на уже имеющиеся знания. К ним же отнесены такие приемы педагогических технологий Б. Блума как «цикл полного усвоения» и «таксономия педагогических целей» (когнитивных операций) [8] и метод Кхан-академии (Khan Academy) - 100% усвоение изучаемого.
или условным обозначением. Каждое «белые пятно» -- это именно то место, где начинается и происходит реальное обучение.
Для того, чтобы создать варианты текста синопсиса надо ответить на вопросы:
- Что это (предмет исследования)?
- Почему (проблема, противоречие) Вы это изучали/изучили?
- Зачем (цель, функция, результат)?
- Как вы это делали (методы)?
- Для чего (что от этого изменится)?
- Что нового Вы обнаружили?
А) Расскажите ее вслух самому себе. Если вы «спотыкаетесь» где-то и на чем-то, вы обнаружили «пробел».
Б) Вернитесь к исходному материалу и изучите его заново, до тех пока вы не сможете объяснить его в простых терминах.
В) После этого еще раз упростите и сократите текст. Пусть останется только лид (lied - первый абзац статьи, содержащий завязку повествования) максимально простой и информационно емкий.
Как, например, знаменитый тезис Фейнман о том, что такое физика атомов: «Все вещи сделаны из атомов - маленьких частиц, которые бесконечно движутся, притягиваясь, когда находятся рядом, но отталкиваясь, когда подходят слишком близко друг к другу и сжимаются» [9, с. 445].
Тема изучалась удаленно. Общение преподаватель - магистрант шло на платформе TIME-LINE в чатах. Задания имели разные dedline: от 4-6-8 часов до 3-х дней. Каждое задание магистрант выполнял самостоятельно. Результат - отправлялся преподавателю. По его выполнении он получал следующее задание. 5-е занятие было организовано на платформе ZOOM в виде видеоконференции. Результаты последнего задания магистранты не посылали на проверку преподавателю. Условие было такое: они сами разворачивают свой синопсис в текст статьи и сами же отправляют получившееся в редакцию любого научного журнала, зарегистрированного на платформе РИНЦ. Работа считалась законченной, когда редакция журнала присылала автору свое согласие на публикацию. Скриншот (screenshot - снимок экрана) этого письма отправлялся преподавателю, он - равен зачету.
Результаты. Первый и непосредственный результат - из 14 магистрантов 12 «.без единой педагогической судороги» [10, с. 177] справились с заданием. Написано 12 текстов, признанных различными научными издательствами, имеющими регистрацию в РИНЦ, достойными публикации. Таким образом, метод Фейнмана в условиях дистанционного формата учебного процесса в высшей школе достаточно продуктивен. Он позволяют магистрантам приобрести и накопить личный опыт управления собственным исследованием.
Второй дополнительный результат заключался в аудите файлов с заданиями, проведенном в соответствие с пожеланиями, рекомендациями и отзывами магистрантов. Итог выглядит следующим образом:
Дискуссия - обсуждение результатов исследования
Возврат к практике «отпущенного времени» Паркхерст, таксономии педагогических целей и когнитивных операций Блу-ма, а также техника/метод Фейнмана изменили порядок изучения материала, способы получения и обработки информации. Оказалось, что эти изменения активизируют работу мозга обучающихся, оптимизируя учебный процесс.
Устойчивая прямая и обратная связь преподаватель - магистрант позволяет обнаруживать ошибки и исправлять их online, реагируя на каждый запрос. Академические свободы позволяют преподавателю варьировать классические методики и/или предлагать свои.
Эмпирически доказано, что:
просы и обсуждая свои «непонятности» tet-a-tet. Итогом такого общения часто становится фраза: «Теперь мне понятно или понятнее».
Работа над продуктивностью учебного процесса в его дистанционном варианте online offline процесс бесконечный и непредсказуемый. Здесь будет уместна самая цитируемая метафора профессора Фейн-мана: «Постарайтесь не спрашивать себя «Как такое возможно?», потому что с этим вопросом все ваши труды пойдут прахом. Ведь никто не знает до сих пор, как такое возможно» [9, с. 24].
Исследование будет продолжено в новом учебном году.
Заключение. Дистанционный формат позволяет привлекать разнообразные формы и техники обучения. Условием последних является активная обратная связь, обеспечивающая поиск и устранение возникающих ошибок. Все это вместе обеспечивает накопление личного опыта продуктивного управления учебным процессом каждым его участником.
EXERCISE IN THE DISTANCE: FIRST ACHIEVEMENTS AND FIRST MISTAKES
М.V. Polyakova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Russian State Vocational and Educational University (Russia, Yekaterinburg)
Abstract. The aim of the study was to find errors and ways to eliminate them in the methodological conditions of the distance education option at a university. The study involved 2-year part-time undergraduates in April 2020 on the topic: "How to write a scientific article on the topic of my research". The methodological basis of the study was the principle of conformity to nature by J.A Komensky, methods of structuring study time in the DALTON-PLAN style of Helen Parkhurst, pedagogical technologies of B Bloom, the system of 100% assimilation of the Khan Academy and the method / technique of Richard Feynman of the reformer of the methods of teaching physics at the university. Conclusion. The distance format makes it possible to involve a variety of forms and teaching techniques. The condition of the latter is active feedback, which ensures the search and elimination of emerging errors. All this together ensures the accumulation ofpersonal experience of productive management of the educational process of each of its participants.