РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ В ЗОДЧЕСТВЕ ЮЖНОГО УРАЛА
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 07-04-85406 а/У
Новые экономические условия и эстетические идеи в конце XIX — начале XX вв. привели к значительным изменениям типологии и стилистики архитектуры Южного Урала. Развитие русской художественной культуры в 30—50-х гг. XIX в. сопровождалось обостренным вниманием к проблеме национальной самобытности, повышенным интересом к историческому прошлому России, стремлением понять особенности ее древней архитектуры. Это определило расцвет ретроспективных направлений в архитектуре, прежде всего русско-византийского и неорусского стилей. Одной из причин переоценки классицизма явился свойственный XIX в. «дух практицизма», выразившийся применительно к архитектуре в целом комплексе новых функциональных задач, поставленных перед ней в результате социального и культурного развития общества. Эти новые задачи стали вступать в конфликт с той системой архитектурно-художественных приемов, которая была выработана классицизмом.
Законодательство того времени открывало большую свободу для формирования новых стилевых решений сооружений. Как отмечает Е.И. Кириченко, «обязательность строительства по образцовым проектам была отменена и больше не возобновлялась, как не возобновлялось и проектирование образцовых фасадов. Постановлением 1858 года закончилась целая эпоха в истории Российского государства. Особняки и многоквартирные жилые дома в городах отныне и до революции могли сооружаться по индивидуальным проектам, точнее по проектам, выбор которых зависел всецело от вкусов и желаний домовладельца»1. Согласно Уставу 1900 г. утверждение планов и фасадов зданий принадлежало городским управам, причем они имели право рассматривать их только с технической стороны.
Южноуральская архитектура в конце XIX — начале XX вв. проходила все те же этапы развития, что и зодчество России в целом. Русско-ви-зантийский стиль наиболее ярко проявился в строительстве культовых зданий, которые продолжали играть значительную роль в застройке городов. На Южном Урале особенно много строилось единоверческих церквей (умеренное крыло старообрядчества) так как многие уральские заводчики были старообрядцами. Скиты и поселения раскольников встречались в регионе с начала русской колонизации. Скрывались раскольники и на заводах2.
На Южном Урале к концу XIX — началу XX вв. располагалась сеть монастырей и скитов, православных и раскольничьих. Официальный справочник «Православные русские обители» на территории современной Челябинской области отмечает следующие православные монастыри: Одигитриевский Богородицкий женский монастырь в Челябинске, основан в 1854 г., имел два храма; Казанский женский монастырь в Троицке, основан в 1851 г., имел три храма (Казанской Божьей матери, Преображения Господня и в честь Живоносного Источника); Покровский женский монастырь около Верхнеуральска, основан в 1897 г.3. Справочник М.В. Посохина отмечает еще один — Златоустовский Воскресенский мужской монастырь, расположенный в 58 верстах от Златоуста при реке Устрюм (основан в 1849 г. около Кусинского завода). В географических описаниях встречаются упоминания о раскольничьих скитах и монастырях. Например, в Юрюзани из 10 тысяч жителей добрую половину составляли раскольники. Значительное их число проживало в скитах, главным пристанищем которых служила гора Зигальга около Юрюзани4 . Около Каслинского завода на берегу озера Сангул находился мужской раскольничий монастырь, а на озере Анбаш — женский с 4 скитами5 . Окружающие Саткинский завод горы тоже служили убежищем для раскольничьих скитов и молелен, так же, как леса около Нязепетровска.
Наиболее яркими примерами русско-византийского стиля на Южном Урале стали не сохранившиеся до наших дней памятники: Кафедральный собор в Оренбурге, церкви Одигитриевско-го монастыря в Челябинске, Александра Невского в Миассе, а также целый ряд сохранившихся храмов, выполненных по переработанным чертежам из типовых альбомов.
Кафедральный собор в честь Казанской (Та-бынской) иконы Богоматери в Оренбурге был построен в 1895 г. В настоящее время здание не сохранилось, т.к. было разрушено в 1932 г. Воплощенный вариант в русско-византийском стиле принадлежал архитектору A.A. Ященко. Предварительно на проект этого собора был объявлен конкурс при Императорской Академии художеств. В конкурсе победили два проекта — архитектора Шретера и художника Леонова, но из-за финансовых трудностей они не были воплощены в жизнь6.
Образцом композиции в варианте А.А. Ященко являлся собор Александра Невского в Софии.
Ярко выраженный пирамидальный ступенчатый объем имел три яруса (включая мощный барабан с куполом). В основе плана лежал тетраконх, в котором западная апсида была заменена порталом. На нем находилась колокольня. Части тетраконха в первом ярусе были фланкированы небольшими апсидами, перекрытыми маленькими конхами. Центральная апсида со всех четырех сторон поднималась выше, составляя второй ярус. Между апсидами основного тетраконха в углах находились сужающиеся кверху башни (вероятно лестничные), перекрытые полусферическими куполочками на световых барабанах. Большой полусферический купол на высоком световом барабане был с трех сторон окружен крупными полукуполами тетраконха. В целом здание имело гармоничные пропорции и ярко выраженную ступенчатую композицию.
Другой характерный тип (пятиглавого храма) этого стиля иллюстрирует Александро-Невская церковь в Миассе. В настоящее время она разрушена, но сохранились архивные фотографии, по которым можно восстановить ее облик. Это был пятиглавый храм с выступающим входным приделом. Основной четверик был увенчан шатрами с маленькими луковичными главками. Угловые шатры являлись одновременно колокольнями. Центральный шатер был значительно крупнее, имел многогранную форму и цилиндрический световой барабан. Окна барабана с профилированными архивольтами, которые имели килевидное завершение. Г лавка, венчающая шатер, находилась на высоком граненом барабане, основание которого было декорировано кокошниками. Угловые шатры-колокольни имели четырехгранную форму с люкарнами. Основание шатров квадратное в плане, оно было прорезано широкими проемами звона с полуциркульным завершением. Проемы фланкированы пилястрами, на которые опирались профилированные архивольты с килевидными завершениями. Фасады основного четверика церкви имели широкие центральные ризалиты, которые оформлены высокой накладной перспективной аркой с килевидным завершением. Арка опиралась на пилястры, декорированные нишами. Внутри арки располагалось высокое окно с полуциркульным завершением. Под этими окнами находились боковые входы, оформленные кокошником с килевидным завершением. Боковые простенки фасадов были декорированы пилястрами по углам и кокошниками с килевидным завершением. Под кокошниками проходил карниз и лента накладного орнамента из арок. В простенках находились небольшие окна с полуциркульным завершением. Аналогично был оформлен входной придел с западным входом.
Судя по анализу архивных источников, рус-ско-византийский стиль был характерен для южноуральских часовен. Сохранилась архивная фотография Миасской часовни, построенной в
Проникновение русско-византийского стиля в небольшие города и сельские поселения региона осуществлялось с типовыми проектами церквей, которые позволили значительно расширить их строительство. Как отмечает Е.И. Кириченко «Сибирь и Западные губернии, хотя и по разным причинам, превратились в XIX — начале XX века в место особенно интенсивного строительства православных храмов»7.
На Южном Урале нет примеров строительства культовых сооружений из типовых альбомов Тона 1824 и 1838 гг. В большинстве случаев использовались более поздние альбомы, в которых ставилась задача разработки образцовых проектов дешевых зданий церквей, а также мечетей, костелов, кирх. Образцовые проекты определенным образом перерабатывались при строительстве, в результате чего появились интересные варианты храмов.
Характерным примером таких храмов является построенная в 1875 г. на деньги купца
Н.И. Рытова в Верхнеуральске церковь в честь Николая Чудотворца8. Здание состоит из последовательно расположенных колокольни, трапезной, четверика и алтаря с тремя апсидами. Четверик завершен пятиглавием. Главы крупные луковичной формы на высоких цилиндрических барабанах. Фасады четверика членятся тосканскими пилястрами на высоких пьедесталах. Каждый простенок заканчивается треугольным фронтоном с профилированным карнизом и лентой орнамента. Во фронтоны вписана круглая филенИскусствоведение
ка. В центральных простенках северного и южного фасадов расположены входы (в первом ярусе) и сдвоенные высокие окна с полуциркульным завершением (во втором ярусе). Они обведены серией филенок с полуциркульным завершением. Апсиды алтаря трехгранные, перекрыты кон-хами. Центральная глава больше остальных, в ее барабане расположены высокие окна с полуциркульным завершением. Они имеют профилированные архивольты и фланкированы полуколон-ками, на которые опирается треугольный накладной кокошник. Малые барабаны тоже декорированы полуколонками, на которые опираются полуциркульные накладные пояски. Образовавшиеся ниши чередуются с проемами. Карнизы всех барабанов украшены кронштейнами. Фасады апсид увенчаны профилированным карнизом с сухариками и вторым небольшим профилированным карнизом. В гранях расположены окна и ложные окна, фланкированные пилястрами с треугольными фронтонами. Трапезная шире основного четверика и входного придела колокольни. Ее фасады представляют собой трехчастную композицию, центральный ризалит которой имеет треугольный фронтон. Все углы декорированы пилястрами. В ризалите расположено два высоких окна с полуциркульным завершением в перспективных наличниках. Окна обведены двумя филенками с полуциркульным завершением. Еще одна филенка круглой формы находится между окнами. Весь объем трапезной имеет профилированный карниз, который в боковых простенках дополнен лентой орнамента из арочек. В простенках находятся маленькие окна и пилястры. Колокольня находится на невысоком входном приделе, фасады которого акцентированы в центре треугольными фронтонами. Фасады этого придела членятся пилястрами. В центре фасадов расположен вход или окна, которые обведены филенками и имеют карниз аналогичные четверику. Колокольня трехъярусная, завершена куполом. Ярусы представляют собой в плане квадраты со скошенными углами. Ярусы разделены карнизами, углы декорированы пилястрами. Узкие грани первых двух ярусов глухие, а в широких гранях находятся проемы с полуциркульным завершением. Проемы имеют архивольты и импосты. Верхний ярус невысокий, имеет окна круглой формы в широких гранях. Его карниз разбит фронтончиком в уровне окна.
В сельских церквях зачастую использовался один и тот же понравившийся проект. Например, церкви в селе Кирды и Святой Троицы в селе Ларино Челябинской области.
Церковь в селе Кирды представляется более интересной интерпретацией проекта. Здание расположено на площади в центре села. Оно главенствует над застройкой и хорошо читается еще с
подъездов к селу. Обычная для северо-востока Южного Урала планировочная схема: колокольня, трапезная, церковь — здесь несколько усложнена. Церковь имеет в плане форму архиепископского креста за счет дополнительного выступающего на север и юг придела, расположенного между колокольней и трапезной, а также из-за расширения средокрестья с севера и юга. Эти боковые приделы пространства средокрестья вместе с алтарной апсидой образуют своеобразный триконх, увенчанный мощным восьмериком с куполом (ныне утраченным). Такое необычное для региона объемное решение эффектно дополняется четырехъярусной пристроенной колокольней, также завершенной куполом. Выразительность композиции триконха подчеркивается соответствием интерьера с выявленным в нем перекрытием внешнему облику здания. Классический полусферический купол, венчавший восьмерик, имел небольшой фонарик с куполочком. Купол был снесен ураганом в начале 1990-х гг. В интерьере средокрестья сохранился изящный классический карниз с сухариками, отделяющий центральный восьмерик от подкупольного квадрата и парусов. Снаружи восьмерик (барабан) декорирован парными окнами в четырех гранях, расположенных по сторонам света. Окна объединены в мотив итальянского окна с полуколонками накладными арочками и круглой нишей. Венчающий восьмерик карниз имеет в створе с окнами изгиб вокруг полуциркульного фронтона. Окна в нижней части опираются на декоративный горизонтальный пояс. Аналогичный мотив итальянского окна располагается в двух боковых апсидах триконха над дверью, находящейся в центральной грани. Эти мотивы также имеют полуциркульные фронтончики и изгиб карниза, завершающего стену. Карниз лучше сохранился на восьмерике, где читается профилировка и декоративный орнаментальный поясок внизу. Южная и северная стены трапезной имеют по два окна с архивольтами уже описанной формы. Здание кирпичное на каменном фундаменте. Оно было оштукатурено внутри и снаружи. Наружная штукатурка имитировала рустованную стену. Цоколь стены по всему периметру церкви выявлен горизонтальным поясом, напоминающими пьедестал полного ордера. На этот пьедестал опираются окна во всех частях здания. Окна прямоугольные, удлиненные, с полуциркульным завершением, имеют классические профилированные архивольты. В каждой из апсид триконха имеется по двери, окну и одной нише, имитирующей окно. Все три апсиды одинаковой формы в плане — пятигранные. Боковые приделы перед трапезной, образующие малые ветви архиепископского креста, также имеют пятигранную форму в плане. Они имеют по
одному окну и по одной нише, имитирующей окно.
Колокольня была завершена полусферическим куполом с фонарем. В настоящее время сохранился только остов купола. Колокольня состоит из трех четвериков и восьмерика со звоном. Нижний четверик — высокий — во всю высоту трапезной. По углам он декорирован рустованными широкими лопатками, которые опираются на общий цоколь и завершаются общим карнизом. Этот четверик имеет в боковых стенах два ложных окна и вход с запада. Дверной проем прямоугольный с полуциркульным завершением и профилированным классическим архивольтом. Второй четверик — невысокий, меньшей площади, завершен небольшим карнизом. Каждая его грань декорирована небольшим полукруглым окошком. Третий четверик — глухой с небольшим карнизом, имеет еще меньшую высоту. Верхний восьмерик прорезан в четырех гранях проемами прямоугольной формы с полуциркульным завершением с простыми наличниками. Восьмерик завершается профилированным карнизом с декоративным орнаментальным пояском под ним.
В целом, эта церковь может считаться одним из самых интересных сельских храмов на Южном Урале. Это впечатление определяется необычной объемно-пространственной композицией здания и его крупным масштабом. Однако плохая сохранность памятника значительно портит впечатление и вызывает большие опасения за его дальнейшую судьбу.
Подобную же планировку имеет церковь Святой Троицы в селе Ларино Каслинского района, расположенная на площади в центре села. Эта церковь находится в запущенном состоянии, в ней размещен склад. Тем не менее, с точки зрения общей объемной композиции и пропорционального строя это очень интересная сельская каменная церковь. К сожалению, утрачены завершение колокольни и центральной части. Церковь кирпичная, была оштукатурена. Она построена в конце XIX в. В плане здание представляет собой архиепископский крест, составленный прямоугольными выступами, фланкирующими колокольню и триконхом в восточной части. Три-конх завершен распластанным восьмериком с плоским куполом. Восьмерик имеет неравные грани. Большие грани прорезаны каждая тремя окнами, а малые грани имеют по одному ложному окну. Все окна имеют профилированные архивольты. Мощные карнизы сверху и снизу выделяют на барабане полосу окон. В цокольном ярусе барабана проходит полоса орнамента, состоящего из квадратов. Апсиды триконха имеют пятигранную форму. В уровне центральной грани конхи украшены полукруглым перспективным фронтончиком. В боковых апсидах под фронтончиком расположены входы. Соседние грани апсид прорезаны окнами с плоскими наличниками. В алтарной апсиде вход заменен ложным окном. Окна, как и во всем здании, опираются на горизонтальный пояс, отделенный профилированным карнизом. В верхней части фасада по периметру также проходит профилированная тяга. Все окна в здании аналогичны друг другу, вытянутые с полуциркульным завершением и мелкой квадратной расстекловкой. Трапезная у церкви небольшая на два окна с обычной для таких случаев двускатной кровлей. Колокольня окружена тремя невысокими приделами, расположенными крестообразно. Западный придел более крупный, имеет вход, фланкированный двумя небольшими квадратными нишами. Колокольня высокая и стройная состоит из трех ярусов. Венчающий купол почти не сохранился. Ярусы восьмигранные в плане. Нижние два имеют небольшую высоту, а верхний (звон) по высоте превышает два предыдущих вместе взятые. Ярусы разделены карнизами. Нижний имеет одно маленькое окошко, ныне заложенное. Второй ярус глухой. Ярус звона имеет высокие и широкие проемы с полуциркульным завершением. Эти проемы декорированы так же, как и окна, но с более мощным архивольтом.
Со временем русско-византийские схемы обретают эклектичность облика. Например, церковь Рождества Христова, построенная в Кыштыме в
Искусствоведение
отделенном карнизом. Углы нижнего и второго ярусов колокольни декорированы полуколонка-ми. В гранях восьмериков расположены попеременно высокие проемы с полуциркульным завершением и ниши. В первом ярусе проемы и ниши имеют архивольты, а во втором — на колонки опирается антаблемент с орнаментом. Третий ярус колокольни представляет собой восьмигранный барабан в окружении кокошников. Барабан завершен куполом в форме луковки.
Таким образом, на Южном Урале черты историзма появились позже, чем в центральной России, где русско-византийский стиль распространился в 1830—1850-е гг. В регионе русско-ви-зантийский стиль появился в конце 1850 — начале 1860-х гг. первоначально в культовой архитектуре (церкви Одигитриевского монастыря в Челябинске, собор в Оренбурге и др.). Полномасштабное появление этого стиля наблюдалось после строительства Самаро-Златоустовской железной дороги, т. е. в последние десятилетия XIX в. В целом для регионального варианта рус-ско-византийской стилистики характерна эклектичность, стремление перерабатывать типовые варианты в сторону упрощения.
Примечания