Спросить
Войти

СВЕТОВОЙ ДИЗАЙН В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ НА ПРИМЕРЕ ФАСАДОВ ACTIVE LEARNING LABRATORY

Автор: Галчинова Т.А.

УДК 72.01

Галчинова Т.А.

Студент группы 4-ГДА-4 СПбГУПТД

г. Санкт-Петербург, РФ, E-mail: TomaGal@ya.ru

СВЕТОВОЙ ДИЗАЙН В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ НА ПРИМЕРЕ ФАСАДОВ ACTIVE LEARNING LABRATORY

Аннотация

Приведены исследования световой архитектуры, как нового явления в электрическом освещении, которое создается комплексным действием всех современных элементов освещения. Здесь подразумевается не только создание комфортных условий для жизни населения в городе, но и создание специфического архитектурного образа, пространственных картин и эффектов, которые могут быть созданы только искусственным светом в его современных формах.

В настоящее время сложилось понимание искусственного освещения как самостоятельного элемента или раздела архитектуры, а света - как архитектурного материала и средства художественной выразительности. Термин «Lichtarchitectur» подразумевает специфический, отличный от дневного, зрительный образ архитектурного произведения, он возникает при сознательно организованном искусственном освещении и исчезает при его выключении. Световой дизайн базируется на трёх основных аспектах освещения:

Эстетическое восприятие - важное значение при проектировании и реализации освещения мест с длительным пребыванием людей: зон отдыха, парков, скверов, магазинов, общественных зон и архитектурных форм.

Эргономический аспект - функциональность освещения, способность света влиять на работоспособность, комфорт и зрительное восприятие.

Энергоэффективность - необходимо понимать, нет ли переосвещенных поверхностей, без весомой на то причины; нет ли освещения пустых мест, без определенной смысловой нагрузки.

Основные компоненты формирования искусственной среды города:

- архитектурно-градостроительный;

- функциональный;

- светотехнический;

- зрительный.

Два первых -представляют константную основу среды, два других -являются изменяющимися факторами, которые вносят специфику, отличающую искусственную световую среду от дневной - это системы искусственного освещения, которые модифицируются во времени гораздо быстрей, чем объемно-пространственная структура среды и протекающие в ней функциональные процессы.

Архитектурно-градостроительный компонент является материально-пространственной первоосновой любой свето-цветокомпозиционной системы, сохраняющейся и в ночных условиях.

Его специфика обусловлена:

- в каждом городе эта первооснова имеет свои особенности - структурнопланировочные, историко-культурные, архитектурно-стилевые, ландшафтноклиматические;

- в темное время суток освещаются не все территории, пространства и объекты города, как днем, а лишь функционально используемые или композиционно необходимые их фрагменты.

Искусственное освещение, осуществленное с учетом ассоциаций с естественным, может отличать северные города от южных - контрасты, цветность и кинетика дневного света. Колорит пейзажа и архитектуры в этих регионах различны.

Функциональный компонент отражает константное отражение среды.

Светотехнический компонент - по сравнению с константной урбанистической первоосновой более мобилен, изменяем во времени.

Основными элементами освещения современного города являются:

- освещение проезжей части улиц и площадей;

- световые указатели и световая сигнализация для городского транспорта и пешеходов;

- освещение архитектурных сооружений (здания и малые формы архитектуры);

- освещение монументов и фонтанов;

- освещение наружных витрин магазинов;

- рекламное, агитационное и информационное освещение;

- освещение парков, бульваров и других мест городского отдыха.

Преимущества светодизайна определяются его неограниченными возможностями композиционно-образного воздействия на коммуникативную среду:

- динамизация рекламного поля;

- повышение информативности визуальных коммуникаций;

- светопространственные преобразования;

- использование мультимедиа и голограмм в городском интерьере;

- применение мембран-оболочек и аппликативных фасадов.

Светодизайн - как главное средство организации общественных коммуникаций и городской «сценографии».

Средствами организации «сценария» выступают:

- свет - связующая коммуникация взаимопроникающих пространств, формирующая их новую архитектонику;

- превращение фасада в информационный фильтр коммуникативного пространства, раскрывающий особенности его внутреннего функционирования;

- стекло - как средство расслоения зрительных барьеров и образов.

Сценарно-тематический подход в моделировании архитектурной среды позволяет рассматривать ряд концепций формирования светодизайна коммуникативных пространств:

- концепция «театрализации» и «виртуализации» городского пространства, как способ повышения его информативности;

- концепция «подвижной среды» на основе интерактивного управления образносмысловыми нагрузками и семантикой фасадного фронта;

- концепция «осмысленной светодинамики» - как способ свето-динамического преобразования геопластики городского ландшафта в зонах пешеходной активности.

Концепция формирования искусственной световой среды города - это теоретическая и методологическая основа современного, целостного и эффективного решения функционально-художественного освещения как раздела комплексного благоустройства городских территорий и ансамблей любого назначения и масштаба. Суть её заключается в принципиально новом отношении к вечерней среде и архитектуре города. Согласно концепции, искусственная световая среда - это второе образное состояние архитектуры, сопоставимое по значимости и альтернативное по впечатлению дневной.

Медиафасады представляют собой обширный экран, состоящий из большого количества цветных светодиодных элементов, которые интегрируются в фасад здания. Подобный светодиодный медиаэкран (медиафасад) способен транслировать видеоизображение или создавать динамические световые эффекты. По сути, медиафасад является светодиодным экраном, который покрывает фасад здания и может занимать всю его площадь.

Сферы применения медиафасадов:

- архитектурный дизайн;

- реклама;

- трансляция видео;

- видеосопровождение различных масштабных акций.

Медиафасады состоят из элементов:

- светодиодный кластер;

- светодиодная линейка;

- светодиодный мини-кластер;

- светодиодная завеса.

Светодиодный кластер обеспечивает полные видеовозможности для широкого круга архитектурных приложений: светодиодные вывески и буквы, видеографика на фасадах зданий.

Главной отличительной особенностью светодиодных линеек является область применения:

- их можно объединить в аналог светодиодного экрана для отображения визуальных эффектов и динамического изображения;

- они используются для светового оформления зданий, развлекательных комплексов и сооружений.

Управление системой светодиодных линеек может происходить в режиме реального времени с

компьютера либо по заданной программе с контроллера.

Управление происходит по многоканальному протоколу, что позволяет управлять каждой линейкой независимо от других.

Все компоненты светодиодной системы соединяются между собой стандартными разъемами, поэтому сборка-разборка проходит быстро и удобно. Светодиодная линейка изготовлена из материалов, которые обеспечивают водонепроницаемость и сохранность электроники.

Светодиодный мини кластер, несмотря на миниатюрные размеры, имеет широчайшую область применения:

- медиафасады с высоким разрешением;

- простейший элемент для рекламных вывесок любых конфигураций;

- световое оформление здания.

Компактные размеры и минимальный вес позволяют монтировать систему на любые поверхности без предварительного усиления конструкции.

Светодиодная завеса идеально подходит для сверхбольших медиафасадов.

Главной особенностью является система крепления с помощью стального троса, который соединяет между собой светодиодные линейки - это позволит быстро собрать систему и регулировать расстояние между линейками.

Модульная система позволяет управлять каждой светодиодной линейкой независимо от других.

Конструкции присвоен класс защиты 1Р65, что позволяет использовать данную завесу при любых погодных условиях.

Интерактивный пол - это напольная проекция, которая мгновенно реагирует на движение. Это изображения похожие на «динамический ковер». Попадая в зону интерактивной проекции, человек своими движениями оживляет изображение.

За счет возможности применения трехмерной компьютерной графики можно создавать разнообразные интерактивные эффекты высокого разрешения. Это могут быть разнообразные поля -футбольные, где можно поиграть с мячом, цветочные поля - с цветочным шлейфом и т. д.

Изображение воды с эффектом расходящихся кругов под ногами или звездного шлейфа, который будет тянуться за вами во время ходьбы. Интерактивная проекционная система - интерактивный пол -это система, предназначенная для создания необычных и эффектных презентаций. Объект, который находится в зоне интерактивной проекционной системы - интерактивный пол, попадая в зону интерактивного пола, начинает индивидуально влиять на систему, открывая закрытые ранее области или

перемещая объекты изображения.

Пол создан так, чтобы взаимодействовать с конкретным рисунком подошвы. Другими словами, он может распознавать пользователей. Поверхность предоставляет ряд различных возможностей: например, при помощи специального программного обеспечения можно рисовать ногами на полу, прыжком в сторону можно включить виртуальную клавиатуру, достаточно чувствительную для распознавания. Интерфейс позволяет игнорировать неактивных пользователей. По такому полу можно ходить, не задействовав каких-либо функций.

Кроме этого, довольно перспективным является возможность взаимодействия с частью подошвы, что позволяет расширить набор команд.

Интерактивная стена. Система «интерактивная стена» может преобразовать любую обыкновенную стену или экран в полностью интерактивную диалоговую поверхность (интерактивный монитор), изображение может быть спроецировано как на фронтальную поверхность стены или экрана, так и с тыльной стороны экрана.

Система «интерактивная стена» позволяет превратить стены в диалоговый экран, например с функциями «меню» музыкальных произведений, телеканалов, слайд-шоу и т. д.

Принцип действия данной системы очень прост - изображение проецируется на специальный экран с тремя инфракрасными датчиками и инфракрасной же камерой в нижней кромке, информация с датчиков и камеры поступает в анализирующий блок устройства, а он изменяет картинку, в соответствии с нажатиями на экран или жестами на нем же.

Освещение фасадов Active Learning Laboratory было разработано светодизайнерами компании Arup Lighting Марком Левисом (Mark Lewis) и Джоном Вейтом (John Waite), при поддержке архитектора Ричарда Морриса (Richard Morris) из Sheppard Robson Architects.

Рисунок 1 - Освещение фасадов Active Learning Laboratory

Остекление фасада здания общей площадью 1500 квадратных метров вынесено на 1 м. и состоит из 1400 мм узорчатых и 800 мм прозрачных стеклянных панелей на каждом из 7 уровней. В общей сложности, 413 панелей обладают высокой отражающей способностью и для их подсветки используются RGB светодиодные линейные светильники Siteco с 19212 одноваттными светодиодами. Одним из сложных моментов при разработке проекта и монтаже осветительной установки был упор на то, что светильники, питающие и управляющие кабели не должны быть видны днем. Это было достигнуто благодаря установке кабельных каналов в узкой магистральной системе, расположенной за стеклянным фасадом. Магистральная система не вводится в здание со стороны фасадов, а уходит на крышу, где собирается в центральном распределительном щите системы. Система может быть запрограммирована для отображения простых чисел, букв и геометрических фигур, а также для всевозможных световых эффектов, происходящих во времени и пространстве фасада здания. Успех проекта связан не только с качественным проектированием, но и с макетными испытаниями различных компоновочных решений и светильников. В результате была выработана наиболее оптимальная схема освещения и выбрано оборудование Siteco.

Таким образом, световая архитектура - это новое явление в электрическом освещении, которое создается комплексным действием всех современных элементов освещения. Здесь подразумевается не

только выявление электрическим светом художественных качеств архитектуры и создание комфортных условий для жизни города, но и создание специфического архитектурного образа, пространственных картин и эффектов, которые могут быть созданы только искусственным светом в его современных формах. Список использованной литературы:

1. Кошкин Д.Ф. Принципы колористической организации объектов дизайна архитектурной среды. Дисс. канд. архитектуры. [Электронный ресурс]. Казань, 2000. Режим доступа: http://tekhnosfera.com/printsipy-koloristicheskoy-orgaшzatsii- obektov-dizayna-arhitekturnoy-sredy#ixzz4zvsbFcXU/ (дата обращения: 20.05.2020).
2. Кравченко И.А. Язык цвета в пространстве // Вестник ОГУ. [Электронный ресурс], 2001. № 1. Режим доступа: http://vestnik.osu.ru/2001_1/23.pdf/ (дата обращения: 20.05.2020).
3. Цвет в архитектурном проектировании. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.architect4u.ru/articles/article03.html/ (дата обращения: 20.05.2020).
4. Иттен И. Искусство цвета. М.: Дмитрий Аронов, 2013. 3 с.
5. Базыма Б.А. Цвет и психика. М.: Речь, 2007.

© Галчинова Т.А., 2020

СВЕТОВАЯ АРХИТЕКТУРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ОСВЕЩЕНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ЭФФЕКТЫ КОМФОРТНЫЕ УСЛОВИЯ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты