Спросить
Войти

К ВОПРОСУ О ПЕРЕХОДЕ НА ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Автор: Кондратов Д.В.

Электронный научный журнал "Математическое моделирование, компьютерный и натурный эксперимент в естественных науках" http://mathmod.esrae.ru/ URL статьи: mathmod.esrae.ru/16-57 Ссылка для цитирования этой статьи:

Кондратов Д.В., Кондратова Ю.Н., Можейко С.Б. К вопросу о переходе на отечественное программное обеспечение // Математическое моделирование, компьютерный и натурный эксперимент в естественных науках. 2017. №4_

УДК 004.9

К ВОПРОСУ О ПЕРЕХОДЕ НА ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ПРОГРАММНОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1 ? Кондратов Д.В. , Кондратова Ю.Н. , Можейко С.Б.

поволжский институт управления имени П.А. Столыпина - филиал

Российской академии народного хозяйства и государственной службы при

Президенте Российской Федерации, Саратов, Россия, kondratovdv@yandex.ru

2Саратовский национальный исследовательский государственный университет

имени Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия, kondratovaun@mail. ru

Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина - филиал

Российской академии народного хозяйства и государственной службы при

Президенте Российской Федерации, Саратов, Россия, mosb@bk.ru

BY THE ISSUE OF TRANSITION TO DOMESTIC SOFTWARE

Kondratov D.V.1, Kondratova Yu.N.2, Mozheiko S.B.3 Volga Management Institute named after P.A. Stolypin - a branch of Federal State-Funded Educational Institution of Higher Education Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Saratov,

kondratovdv@yandex.ru

National Research Saratov State University, Russia, Saratov, kondratovaun@mail .ru

Volga Management Institute named after P.A. Stolypin - a branch of Federal State-Funded Educational Institution of Higher Education Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Saratov, mosb@bk.ru

Аннотация. В настоящее время актуальным является вопрос о переходе органов власти, промышленности и бизнеса на отечественное программное обеспечение. Рассматриваются законодательные предпосылки импортозамещения программного обеспечения, определившие направления развития. Также рассмотрена практика перехода на отечественное и свободное программное обеспечение.

Abstract. Currently, the issue of the transition of government, industry and business to domestic software is topical. Legislative preconditions for import substitution of software, which determined the directions of development, are considered. Also, the practice of switching to

domestic and free software is considered.

В настоящее время остро стоит вопрос об использовании отечественного программного обеспечения как в государственном, так и в частном секторе. Общая тенденция на импортозамещение программного обеспечения была понятна еще в 2015 году. Эта тенденция была закреплена Федеральном законе от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" [1] с изменениями внесенными Федеральным законом от 29.06.2015 N 188-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статью 14 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" [2], так в Постановлении Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" [3]. Так указанные законы привели с созданию Единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Данный реестр был в целях расширения использования российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, подтверждения их происхождения из Российской Федерации, а также в целях оказания правообладателям программ для электронных вычислительных машин или баз данных мер государственной поддержки создан в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [1].

Появление Единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных определило появление ограничений на использования зарубежного, особенно проприетарного, программного обеспечения при наличии соответствующего отечественного аналога. Данные ограничения привели к определенному стимулирования российского рынка информационных технологий, породив тенденцию созданию отечественных аналогов. Указанная тенденция импортозамещения ярко выражена в государственном секторе и, особенно, в государственном управлении, которая интегрировалась с другой тенденцией - снижение затрат на программное обеспечение [4].

Вторым серьезным толчком к активному импортозамещению стало появление новой Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная указом Президента Российской Федерации 5 декабря 2016 года N 646 (далее- Доктрина) [5, 6].

Так раздел II. Национальные интересы в информационной сфере Доктрины декларирует:

«б) обеспечение устойчивого и бесперебойного функционирования информационной инфраструктуры, в первую очередь критической

информационной инфраструктуры Российской Федерации (далее - критическая информационная инфраструктура) и единой сети электросвязи Российской Федерации, в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время;

в) развитие в Российской Федерации отрасли информационных технологий и электронной промышленности, а также совершенствование деятельности производственных, научных и научно-технических организаций по разработке, производству и эксплуатации средств обеспечения информационной безопасности, оказанию услуг в области обеспечения информационной безопасности;» [5].

Данные формулировки достаточно ясно указывают на направление использования отечественного программного обеспечения для органов власти различных уровней и других государственных учреждений.

Состояние информационной безопасности в экономической сфере Доктрина определяется: «... недостаточным уровнем развития конкурентоспособных информационных технологий и их использования для производства продукции и оказания услуг. Остается высоким уровень зависимости отечественной промышленности от зарубежных информационных технологий в части, касающейся электронной компонентной базы, программного обеспечения, вычислительной техники и средств связи, что обусловливает зависимость социально-экономического развития Российской Федерации от геополитических интересов зарубежных стран.» [5].

А раздел IV. Стратегические цели и основные направления обеспечения информационной безопасности Доктрины гласит: «24. Стратегическими целями обеспечения информационной безопасности в экономической сфере являются сведение к минимально возможному уровню влияния негативных факторов, обусловленных недостаточным уровнем развития отечественной отрасли информационных технологий и электронной промышленности, разработка и производство конкурентоспособных средств обеспечения информационной безопасности, а также повышение объемов и качества оказания услуг в области обеспечения информационной безопасности.

25. Основными направлениями обеспечения информационной безопасности в экономической сфере являются:

а) инновационное развитие отрасли информационных технологий и электронной промышленности, увеличение доли продукции этой отрасли в валовом внутреннем продукте, в структуре экспорта страны;

б) ликвидация зависимости отечественной промышленности от зарубежных информационных технологий и средств обеспечения информационной безопасности за счет создания, развития и широкого внедрения отечественных разработок, а также производства продукции и оказания услуг на их основе;

в) повышение конкурентоспособности российских компаний, осуществляющих деятельность в отрасли информационных технологий и

электронной промышленности, разработку, производство и эксплуатацию средств обеспечения информационной безопасности, оказывающих услуги в области обеспечения информационной безопасности, в том числе за счет создания благоприятных условий для осуществления деятельности на территории Российской Федерации;

г) развитие отечественной конкурентоспособной электронной компонентной базы и технологий производства электронных компонентов, обеспечение потребности внутреннего рынка в такой продукции и выхода этой продукции на мировой рынок.» [5].

Так п. 25 б) достаточно четко определят направление использования именно отечественного программного обеспечения в промышленности.

Следует заметить, что отказ от иностранного программного обеспечения -это не совсем новая тенденция. Ранее государство рассматривало возможность перехода на свободное программное обеспечение [7, 8]. Так существовали два одноименных проекта «Национальная программная платформа», которые оказали не эффективными [4, 8]. Причем, переход на свободное программное обеспечение являлось мировым трендом. Так с 2004 г. по 2014 г. муниципалитет Мюнхена осуществлял миграцию на свободное программное обеспечение в рамках проекта LiMux [9]. Несмотря на достаточно серьезное сокращение расходов на программное обеспечение муниципалитет Мюнхена заявила о обратной миграции к продуктам Microsoft c GNU/Linux [9].

В настоящее время общепринятым стандартом офисного программного обеспечения в РФ является пакет Microsoft Office. Но в ближайшее время данный обще принятый стандарт может измениться. Так предполагается полный переход сначала региональных властей и органов местного самоуправления на российское офисное программное ПО уже 2020 году.

Следует заметить, что одним из первых удачных опытов замены продуктов компании Microsoft показала Федеральная служба судебных приставов, создали и установили в ее подразделениях в 70 субъектах РФ операционную систему GosLinux [10]. Но многие другие федеральные службы так и не перешли на российское программное обеспечение. Случаи использования отечественных программ единичны, со ссылкой на данные исследования пишет «Коммерсантъ» [11]. Участники рынка ссылаются на отсутствие успешного публичного опыта такой замены и несовершенство в работе реестра отечественного софта. [11]

В настоящий момент в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных присутствует програмный продукт «МойОфис» компания «Новые облачные технологии», который является некоторым аналогом пакета Microsoft Office. Однако, ряд специалистов считают, что массовое распространение данный программный продукт получить достаточно не скоро. Кроме того, как показал и мировой опыт перехода на свободное программное обеспечение, и отмечают ряд специалистов, что препятствие перехода зачастую заключаются не в деньгах, а

им является нежелание отказываться от привычного программного обеспечения и оборудования. Конечно, такой переход будет связан с некоторыми затратами на обучение сотрудников.

Таким образом, можно определить, что органы власти и государственные учреждения и организации в ближайшее время будут пытаться осуществить переход на отечественное программное обеспечение, а возможно и на отечественную компьютерную технику. Для удачного перехода, прежде всего, необходима определенная политическая воля руководителей организаций и учреждений. Лишь при удачном переходе органов власти на отечественное программное обеспечение, можно осуществлять такой переход в «критических» отраслях промышленности. А в последствии и обычные пользователи на домашних компьютерах перейдут отечественное программное обеспечение. Тогда произойдет выполнения положений Доктрины информационной безопасности Российской Федерации

Литература

1. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 25.11.2017) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // "Собрание законодательства РФ", 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3448
2. Федеральный закон от 29.06.2015 N 188-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статью 14 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" // "Собрание законодательства РФ", 06.07.2015, N 27, ст. 3979
3. Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" // "Собрание законодательства РФ", 23.11.2015, N 47, ст. 6600
4. Кондратов Д.В., Плаксина И.В. Переход на свободное программное обеспечение как вариант развития информатизации регионов// В сборнике: Управление стратегическим развитием территорий. Сборник научных трудов. О.Н. Фомин (отв. редактор). 2016. С. 136-138.
5. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации утвержденная указом Президента Российской Федерации 5 декабря 2016 года N 646// https://rg.ru/2016/12/06/doktrina-infobezobasnost-site-dok.html
6. Кондратов Д.В. Новая доктрина информационной безопасности российской федерации: информационно-технологический аспект // В сборнике: Региональная власть, местное самоуправление и гражданское общество: механизмы взаимодействия Сборник научных трудов. 2017. С. 85-86
7. Кондратов Д.В., Кондратова Ю.Н. Развитие свободного программного обеспечения в Российской Федерации // В сборнике: Система подготовки

управленческих кадров Российской Федерации в условиях модернизации (к 20-летию Президентской академии). Саратов, 2012. С. 163-164

8. Кондратов Д.В. Анализ разработки национальной программной платформы// В сборнике: Система подготовки управленческих кадров Российской Федерации в условиях модернизации (к 20-летию Президентской академии). Саратов, 2012. С. 157-158
9. Кондратов Д.В. Внедрение свободного программного обеспечения: опыт России и Германии// В сборнике: Россия - Германия: уроки войны и мира: К 100-летию начала Первой мировой войны. Сборник научных статей. 2014. С. 46-51
10. Соловьева О. Российский софт не удовлетворил чиновников // Независимая газета от 22.02.2017
11. Жукова К. Госорганы отторгают российское Федеральные 1Т-системы продолжают работать на зарубежном софте // Газета "Коммерсантъ" №162 от 04.09.2017, стр. 1
ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ domestic software ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ import substitution ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ information security СВОБОДНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ free software
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты