3. Мобильные ресурсосберегающие, экологически щадящие
транспортно-обрабатывающие лесопромышленные системы: управление режимами и параметрами в координатах пространства-времени в условиях природно-производственной стохастической неопределенности: отчет о НИР (промежуточ.) / М.А. Тетерина, С.Б. Якимович, В.Н. Пуртов, Ю.О. Алексеев; МарГТУ: Йошкар-Ола. 2011. 61 с. Гос. контракт
№16.540.11.0225.
УДК 51-7: 630*3
М.А. Тетерина (M.A. Teterina) УГЛТУ, Екатеринбург (USFEU, Ekaterinburg)
ВЫДЕЛЕНИЕ И ОЦЕНКА ЗНАЧИМОСТИ И ХАРАКТЕРА ЭФФЕКТОВ СИНХРОНИЗАЦИИ МАШИН В СИСТЕМЕ «ХАРВЕСТЕР - ФОРВАРДЕР»
ПРИ РАБОТЕ ТРАДИЦИОННЫМ СПОСОБОМ
(SEPARATION AND SIGNIFICANCE AND CHARACTER ESTIMATION OF THE EFFECTS OF MACHINES SYNCHRONIZATION IN «HARVESTER - FORWARDER» SYSTEM IN THE HARVESTING OF THE TRADITIONAL WAY)
Статистически значимые эффекты синхронизации машин в лесозаготовительной системе «харвестер - форвардер» - линейные эффекты расстояния транспортировки и рейсовой нагрузки форвардера и квадратичный эффект расстояния транспортировки.
The statistic significant effects of machines synchronization in «harvester -forwarder» forest harvesting system are linear effects of transporting distance and scheduled forwarder charge and quadratic effect of transporting distance.
С целью выделения и оценки значимости и характера эффектов синхронизации транспортных и обрабатывающих машин в лесозаготовительной системе «харвестер - форвардер» в июле 2011 г. проведены экспериментальные исследования [1, 2]. Анализ
экспериментальных данных, полученных при заготовке сортиментов традиционным способом [3], выполнен на модели второго порядка, которая основана на оценке главных эффектов и эффектов взаимодействия. Адекватность выбранной модели установлена с помощью дисперсионного анализа (таблица) [4]. Результаты дисперсионного анализа оценивались по чистой ошибке. Результаты дисперсионного анализа видно, что статистически значимые эффекты (уровень p<0,05) - линейные эффекты расстояния транспортировки L, м, рейсовой нагрузки форвардера Q, шт., и квадратичный эффект расстояния транспортировки. На основе анализа получено уравнение регрессии:
Р = 0,43 - 3,82-10 3^ +1,33-10 3Q2 +1,03-10 3L 7 2 6 С1)
-4,55 -10-7L -1,75 -10-6QL Характер зависимости отклика от факторов проиллюстрирован графиком поверхности отклика (рис. 1). Для более детального изучения значений отклика представлен контурный график (рис.2).
Таблица 1
Результаты дисперсионного анализа данных эксперимента по синхронизации машин в системе «харвестер - форвардер»
Эффекты факторов Сумма квадратов отклонений Число степеней свободы Средние квадраты отклонений Критерий Фишера F Уровень значимости а
Линейный эффект расстояния 1^) 0,019772 1 0,019772 4393,87 0,009603
Квадратичный эффект расстояния ^) 0,000316 1 0,000316 70,19 0,075627
Линейный эффект рейсовой нагрузки 1«) 0,078418 1 0,078418 17426,24 0,004822
Квадратичный эффект рейсовой нагрузки q(Q) 0,001512 1 0,001512 336,04 0,034694
Эффект взаимодействия расстояния и рейсовой нагрузки 1(ъ)ад 0,000306 1 0,000306 68,06 0,076795
Потеря согласия 0,000096 3 0,000032 7,12 0,267240
Чистая ошибка 0,000005 1 0,000005
Сумма квадратов отклонений 0,101562 9
Рис. 1. График поверхности отклика эксперимента по синхронизации машин в системе «харвестер - форвардер»
<Э, Ш1.
Рис. 2. Контурный график поверхности отклика эксперимента по синхронизации машин в системе «харвестер - форвардер»
Библиографический список