Спросить
Войти

АНАЛИЗ ПЕРЕЖИВАНИЙ КАК СВОЙСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В СТАТЬЯХ И.П. ЧЕТВЕРИКОВА

Автор: Сизинцев Павел Васильевич

т V V V

Анализ переживании как свойства человеческой личности в статьях И.П. Четверикова

Сизинцев Павел Васильевич,

аспирант, Московская Духовная Академия, sizinpash@yandex.ru.

Статья посвящена философскому осмыслению натуралистической теории любви между людьми, возникшей в начале ХХ века на основе идей естествознания и отрицания при этом психологических атрибутов личности которые включают в себя переживания и восприятия, изучая телесные реакции и отторгая душевные чувствования. Автор в обзоре трудов профессора КДА И.П. Четверикова показывает, что имеет место осознание трагедии одинокого человека. Он обращает внимание на роль художественного творчества в развитии личности человека. Оригинальность исследования имеет максимальную степень, так как подробных аналитических исследований теологического и философского наследия И.П. Четверикова в мировой и российской научной среде до настоящего времени практически не проводилось.

Первое условие для духовной любви, ее начало - утверждает И.П. Четвериков, - нужно прежде всего, преодолеть свою индивидуальную замкнутость, раскрыть свою душу, разбив замыкающие ее грани. [Четвериков, 1949, 1, 11]. Это совет образного, нежели философского или психологического порядка. Представляется, что имеется в виду широкая открытость в общении человека, высокий уровень его доверия к окружающим, искреннее желание узнать другого человека, личную заинтересованность в нем. Но где же здесь любовь? Что требуется для ее возникновения, когда любящие души входят одна в другую? [Четвериков, 1949, 1, 10]. Раскрытость или открытость - действительно основополагающая личностная черта любого человека. Современная теология личности считает, что эта личная черта Абсолюта унаследована человеком от Творца и имеет интенциональный характер - Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3., 20.). Понятием интенциональности обозначается предметная направленность сознания. Через интенциональность сознание изначально открыто вещам, это первичная открытость трансцендентального сознания предмету. Сознание как таковое есть сознание в той мере, в какой оно интен-ционально. Интенциональность представляет собой трансценденцию, выход сознания за свои пределы, за рамки имманентной данности.

К наглядным явлениям Четвериков относил ощущения и представления. При этом он тесно связывает психические процессы и жизнь личности, генетическую психологию и ее биологическую основу, рассматривает эволюцию понятия души и психологию творческой личности [Четвериков, Программа.., 1913, 54]. Ощущения и представления суть переживания индивидуального сознания, противопоставляемые в качестве объекта, однако ощущения есть первичные, личные переживания предметов, а представления - вторично воспроизведенные образы [Извлечения.., 1910, 9, 337] их в символьной форме в сознании.

Следующий этап любви - преодоление своей самости, своей автономии, за которую так крепко держится греховный человек, смирение и преодоление своей гордости - основной черты греховной души [Четвериков, 1949, 1, 11]. Очевидно, что под «самостью» в данном контексте Четвериков понимает не просто осознание человеком своего «Я» и объективной отделенности его от

0
01

внешнего мира. Он связывает самость с гордостью, самолюбием, личной автономией. Здесь надо иметь в виду, что, будучи глубоким знатоком древнегреческой философии и греческого языка, Четвериков, вероятно, понимал под автономией то, что понимали и древние греки - самозаконие (дословный перевод греческого слова «автономия»). А именно тот феномен человеческого поведения, при котором человек ставит себя, свои желания, свои пороки центром жизни, который в современной традиции именуется себялюбием, эго-центричностью, эгоизмом.

Важно заметить, что в современной философии «автономия» есть принцип самостоятельности бытия, направляемого по Канту собственным разумом и совестью. Ведь именно сам наш разум познает себя через высший и безусловный практический закон и [познает] существо, которое сознает этот закон (нашу собственную личность) как принадлежащее к чистому умопостигаемому миру [Кант, 2008, 212]. Это также и способность личности как морального субъекта к самоопределению на основе собственного законодательства. То есть, слово имеет совершенно иной смысл, нежели в трактовке рассматриваемой статьи. Естественно, при эгоистическом понимании «самости» ее преодоление требует от человека борьбы с эгоистическими наклонностями в отношении себя, и смирения в отношении любимого человека. Отсюда третья задача любви в понимании Четверикова - терпеливое, снисходя любовью перенесение препятствий для единения двух любящих сердец. Источник препятствий кроется в трудности отказаться от своей самости, как себялюбия. Но жертвы на этом пути не в том, что любящий отказывается от своей мысли и воли и смиренно подчиняется мысли и воле другого. Требуется лишь отказаться от абсолютности своих точек зрения и искать высшую точку, которая в своей полноте объединяла бы их. [Четвериков, 1949, 1, 11]. Он пишет о высшей форме любви, для достижения которой любому человеку требуется духовный подъем. Это означает, что любовь это сила не только объединяющая, она поднимает любящих людей на новый духовный уровень. Любовь снимает с восприятий их ограниченность внешнею поверхностью и углубляет, давая возможность видеть «нетленную красоту» Духа в любимом человеке. При достижении уровня духовной близости человек узнает себя в «Ты» любимого им, поднимает «сокровенное» в свою сознательную жизнь и тем самым поднимает на новую высоту свое эмпирическое в повседневном опыте данное «Я» [Четвериков, 1949, 1, 11]. Проводится мысль о том, что в человеческой личности наличествуют два вида личностного «Я». Первое «Я» - изначальное, любящее другого «Ты». Второе «Я» - эмпирическое, которое растет, поднимаясь к Богу под влиянием изначального «Я». Но и любящее «Я» растет, стремится подняться до «Ты», происходит взаимный обмен «красотой» друг в друге, любящие все теснее срастаются друг с другом.

Под красотой понималось название Абсолюта в русле христианской традиции, а применительно к человеку - чувство прекрасного. Таким образом, возвышаясь душой в любви, люди приближаются и друг к другу и к высшему божеству. Это внутреннее единение в любви имеет место и требует усилий и жертв, - прежде всего отказа от самости. Отсюда очевидно, что высшей формой человеческой любви для И.П. Четверикова была любовь, которая существует в духовном пространстве православия, где жизнь должна состоять в непрерывном устремлении ко Христу и все большем единении с остальными через деятельную любовь и непрерывную помощь [Четвериков, 1949, 1, 11].

Симптоматично, что на фоне этой духовной любви натуралистическая теория любви, отрицающая познание человеком чужой души и сводящая все к примитивной физиологии вызвала в людях массовое уныние. Ибо если между человеческими «Я» лежит непроходимая пропасть, если проникновение в человеческую душу есть только иллюзия и невозможно настоящее знание о душе, а только иллюзия знания, то и представление о человеческой любви как о выражении души познать человеку не дано. Момент единения в акте любви натуралистическая психология также не могла объяснить должным образом и должна была признать иллюзорным [Четвериков, 1916, 53]. Это и неудивительно, ибо оценивать уникальность душевной жизни по визуальным или телесным признакам непродуктивно. Хотя роль тела в личностном бытии человека нельзя и недооценивать. Существует ряд переживаний, т.е. элементов личности в понимании И.П. Четверикова, обусловленных связью человека с физическим миром. При этом состояние тела, как и мир его окружающий вызывают переживания в сознании человека. Их совокупность образует физическую личность человека. Он считал, что некоторых допустимо отнести к такому типу людей, которые живут в неразрывной связи с природой. Физическая личность их представляет собой семя, носимое ветром, при этом процессы мира тут же отражаются на личности этих людей [Четвериков, 1997, 335].

Вольно или невольно, но Четвериков называет здесь личностью то, что в психологии его времени именовалось термином «характер», допуская смешение понятий. Физические переживания природы, свидетельствуют именно об индивидуальном сочетании устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный способ поведения в определенных жизненных обстоятельствах. Это тип характера, а не личности. Поэтому, анализ показывает терминологическое смешение смыслов понятий «личность» и «характер» в текстах лекций по психологии у И.П. Четверикова. Возможно виной этому термин, на котором основан его концепт личности - совокупность переживаний. Ибо переживания могут включать в себя и эмоции, и характер и даже темперамент, в то же время, влияя и на способности человека и даже отражая волю человека, управляя ей. Это некое синтезированное понятие, применение которого повлекло у Четверикова терминологическую эклектичность в определении личности. Единство и монолитность любой человеческой личности связывает все вышерассмотренные ее элементы в единое действо в реальной жизни человека. Далее, рассуждая в русле своей типологии личностей, И.П. Четвериков обращает внимание на влияние на человека людей, с которыми неизбежно связан он в этой жизни. Отношение человека к человеку и жизнь его в социальной среде вызывают ряд психических переживаний - желаний, стремлений. Он утверждает, что эти переживания в совокупности образуют социальную личность человека, которая также распадается на несколько личностей: классовую, сословную. Пример, им приводимый, проявляет, что он имел в виду: Судья... может говорить преступнику: как человек я вас прощаю, но как судья я вас осуждаю. Здесь ярко выражено столкновение двух личностей [Четвериков, 1997, 336].

Социальную личность человека Четвериков ставит в зависимость от его сословного состояния (сословная личность) или от достигнутого им социального статуса (классовая личность). Под классом понимается не термин «класс» в марксистском смысле, а социальный ранг, принадлежность к профессиональной корпорации (преподавателей, судей, военных, медиков). Существование судов чести как отдельных организаций формирует понятие классовая этика, честь, и это свидетельствует об особой социальной личности [Четвериков, 1997, 336] у тех людей, которые состоят в этих организациях. Очевидно, что переживания, которые человек испытывает в силу своей профессии или сословного происхождения интерпретируются Четвериковым как наличие у человека социальной личности.

При этом нет сомнения в том, что рождение в сословной среде сообщает человеку особые переживания. Работа крестьянина, офицера, преподавателя каждая несет для человека абсолютно разноплановый спектр отношений. Но это лишь эмпирическая оболочка, которая влияет на духовные и личностные черты человека. Эти опытные переживания вырабатывают у человека стандартные навыки общения и профессиональные привычки, некий набор психологически важных для его профессии качеств, нужных судье или крестьянину. Но эти переживания по сути дела только накладываются на душевную структуру и личностную основу человека, являясь вторичным, сопутствующим фактором развития его личности и природы. Безусловно, сама профессия как таковая, ее правила поведения, требуемая этика отношений внутри профессионального сообщества накладывают свою печать на поведенческие функции человека и в определённой степени корректируют его нравственные ценности. Переживания палача или профессионального диверсанта явно отличны от переживаний библиотекаря или дворника по поводу своей работы. Но наличие этического кодекса чести у профессии, не является основанием для именования профессиональных переживаний

личностью. При этом несомненно, что характер и темперамент, эмоции и способности человека, обуславливающие его переживания, играют важную роль при исполнении им профессиональных обязанностей. Одни люди, в силу своих личностных и природных особенностей предрасположены к одним видам работ, иные - к другим. Связь между душевными чертами и талантами человека и его социальными обязанностями по работе или среде общения однозначно присутствует. Но личность это не только эмпирическое влияние сословной среды или знание кодекса судейской чести. И.П. Четвериков опять допускает смешение психологических и социальных категорий переживаний, как допускал смешение психологических и телесно-физических переживаний, относя и собирая все в понятие «личность».

Также, человек живет и в культурной среде для того, чтобы творить культуру. Неоднократно он переживает различные эмоции в процессе творчества и эта совокупность переживаний, обусловленная жизнью в культурной среде, образует культурную или «духовную» (Джеймс) личность человека [Четвериков, 1997, 336]. Русский мыслитель апеллирует к концепции психологии религиозных переживаний Джеймса. Поэтому для необходимо остановиться на личности этого американского философа и психолога, одного из основателей и ведущего представителя прагматизма и функционализма. Он рассматривал сознание как индивидуальный поток внутреннего мышления [Джеймс, 1913, 110] в котором никогда не появляются дважды одни и те же ощущения или мысли. Необходимость «сознания» вызвана потребностью объяснить факт, что вещи не только существуют, но еще фиксируются и познаются [Джеймс, 1913, 105]. Одной из важных характеристик сознания Джеймс считал его избирательность. С точки зрения Джеймса, сознание является функцией, которая, как и другие биологические функции, развивалась потому, что была полезна человеку. Но сознание отражает не только внутри - душевные переживания человека. Ибо психология восприятия представляет собою борьбу над разрешением парадокса, по которому то, что кажется единой реальностью, в действительности занимает два места: одно — во внешнем пространстве, а другое — в уме человека [Джеймс, 1913, 108]. Исходя из прагматического характера сознания, У. Джеймс отводил важную роль инстинктам и эмоциям, а также индивидуальным физиологическим особенностям человека. Он обнаружил, что не так важно, что содержится в сознании. гораздо важнее, что сознание делает, ибо функция гораздо важнее, чем содержание. Основная функция человеческого сознания — выбор. Сознание определяет цели человека и служит им, и главная цель — выживание посредством активного приспособления к окружающей среде. От среды, переживаний в ней и волевых актов отталкивался в своих умозаключениях и И.П. Четвериков, утверждающий, что существуют личности:

1. Физическая,
0
01
2. Социальная,
3. Духовная [Четвериков, 1997, 336].

Последний тип личности активно проявляется

именно в православной религии. Церковь означает целостное единство верующих в понятии той целостности, которая характеризует личность как единство множественности переживаний человека. По Четверикову личность человека является самой маленькой ячейкой общества, и она сама по себе соборна. Он выводил соборность из семейных отношений - ребенок в акте любви впитывает в себя душу и лицо матери, отца, всех членов семьи. Муж и жена вводят в себя душу один другого и в этом смысле живут уже не изолированно, а общей жизнью [Четвериков, 1949, 2, 8].

Любовь в этой общей жизни есть некое «впитывание души» другого человека, введение души одного в душу другого, что подразумевает максимальную общность людей, жизнь общей жизнью. Человек становится сопричастен глубинным душевным качествам другого человека и переживает все сообща. Таким образом, Четвериков приписывает личности даже черту соборности, как способности понимания другого, вхождения во внутренний мир другого через душевный контакт общения и слияния с душой другого. В церкви, человек изменяется и поэтому, слившись душой с внутренне переродившимся человеком люди также внутренне перерождаются, хотя бы на небольшое мгновение. Тут, по мнению Четверикова, слияние душой означает, единодушие или единомыслие, как в семье. Он применяет аналогию, сравнивая жизнь в семье с церковной жизнью, а духовную близость людей с действием на человека божественной благодати. При этом он представляет некую идеальную семейную любовь в полном единодушии. Именно такая любовь переходит в любовь к Абсолюту через включение семьи в духовную жизнь. Единство душ есть высшая степень любви друг к другу. где эта любовь сливается к любовью к Богу, в нас живущему [Четвериков, 1949, 2, 9].

Литература

Извлечения из журналов Совета КДА за 1909 -1910 гг. // Труды Киевской Духовной Академии. 1910. № 9. - С. 329-345.

Четвериков И.П., Программа лекций по психологии. // Отчет об общеобразовательно-педагогических курсах Херсонского губернского земства, организованных в Херсоне в 1913 г. -Херсон: Херсонская Губернская Земская Управа, 1913. - С. 54-56.

Четвериков И.П., Церковь. // Вестник (Орган РСХД в Германии). Мюнхен., 1949. № 1. - С. 5-15.

Четвериков И.П., Церковь (окончание). // Вестник (Орган РСХД в Германии). Мюнхен., 1949. № 2. - С. 8-17.

Четвериков Иван., Из лекций по общей психологии. — Гаврюшин Н.К., (ред.) // Русская религиозная антропология: в 2 Т. // Т. 2.- М.: Московский духовный фонд, МДА, 1997. - С. 335-343.

Джеймс У., Существует ли сознание? // Новые идеи в философии. 1913. № 4. - 102-127.

Кант И., Критика практического разума. -. СПб.: Наука, 2008. - 530 с.

Сизинцев П.В. Свойства Абсолютной Личности и человека в статье И.П. Четверикова. // Инновации и инвестиции. 2017. №6. с. 170

Сизинцев П.В. Анализ типов Абсолютной личности в статье И.П. Четверикова. // Инновации и инвестиции. 2016. №7. с. 148-151

Сизинцев П.В. Религиозно-философский обзор очерка И.П. Четверикова «Критический индивидуализм в русской философии». // Инновации и инвестиции. 2016. №8. с. 192-195

Title of the article: Analysis of the emotions as properties of

the human person in articles I. P. Chetverikov Sizintsev P.V.

Moscow Spiritual Academy

The article is devoted to the philosophical interpretation of the naturalistic theory of love between people, emerged in the early twentieth century based on the ideas of natural science and denial as psychological personality attributes which include the experiences and perceptions of studying bodily reactions and rejecting the spiritual feeling. The author in the review of the works of Professor KDA I. P. Chetverikov shows that there is awareness of the tragedy of a lonely man. He drew attention to the role of artistic creativity in the development of the human personality.

The originality of the research has the maximum degree, as detailed analytical studies of theological and philosophical heritage of I. P. Chetverikova in Russian and world scientific community to date is scarce. Keywords: Matter, consciousness, perception, the loss of a person, changes the physical reality, the loneliness, the Church, the sacraments, the illusory nature of knowledge, artistic creativity, love. References

Extraction from magazines of Council of KDA for 1909 -1910//Works of the Kiev Spiritual Academy. 1910. No. 9. - Page 329-345.

Chetverikov I. P., Program of lectures on psychology.//The report on the general education and pedagogical courses of the Kherson provincial zemstvo organized in Kherson in 1913 - Kherson: Kherson Provincial Territorial Justice, 1913. - Page 54-56. Chetverikov I. P., Church.//The messenger (Body of RSHD in Germany). Munich., 1949. No. 1. - Page 5-15. Chetverikov I. P., Church (termination).//The messenger (Body of

RSHD in Germany). Munich., 1949. No. 2. - Page 8-17. Chetverikov Ivan., From lectures on the general psychology. — Gavryushin N.K., (edition)//Russian religious anthropology: in 2 T.//T. 2.-M.: Moscow spiritual fund, WELL, 1997. - Page 335343.

James U., whether there Is a consciousness?//The new ideas in

philosophy. 1913. No. 4. - 102-127. Kant I., Criticism of practical mind. -. SPb.: Science, 2008. - 530 pages.

Sizintsev P.V. The properties of the Absolute Person and man in the article by I.P. Chetverikova. // Innovation and investment. 2017. No.6. from. 170 Sizintsev P.V. The analysis of types of the Absolute personality in the article by I.P. Chetverikova. // Innovation and investment. 2016. No7. from. 148-151 Sizintsev P.V. Religious and philosophical review of the essay I.P. Chetverikova "Critical individualism in Russian philosophy." // Innovation and investment. 2016. No8. from. 192-195

МАТЕРИЯ СОЗНАНИЕ ВОСПРИЯТИЕ ПОТЕРЯ ЧЕЛОВЕКА ИЗМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ ОДИНОЧЕСТВО ЦЕРКОВЬ ТАИНСТВА ИЛЛЮЗОРНОСТЬ ЗНАНИЯ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты