Спросить
Войти
Категория: Литература

ОБЪЁМ И СТРУКТУРА ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ "МУЗЫКА" В СОДЕРЖАНИИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ (ПО ДАННЫМ ИДЕОГРАФИЧЕСКИХ СЛОВАРЕЙ)

Автор: Васильева Галина Михайловна

очередь на обеспечение жизненно важных потребностей ребенка и защиту его базовых прав - права на жизнь и необходимый для полноценного развития уровень жизни.

Задача социального педагога - социальная защита детей, создание ощущения безопасности в семье. Для этого специалист должен быть твердо убежден в правильности своих действий, быть способен четко изложить свои цели подопечным, с которыми собирается работать. Для понимания всех происходящих в семье процессов социальный педагог должен уметь оценивать негативное влияние разного рода факторов.

Содержание работы социального педагога с семьей всегда обусловлено имеющимися у нее проблемами и в каждом отдельном случае определяется индивидуальными особенностями данной семейной ситуации.

Разнообразие предлагаемых методов, методик, средств и приемов, изложенных различными авторами, дает широкие возможности их выбора в зависимости от конкретной социально-педагогической проблемы семьи, а также от возможностей специалиста (его опыта работы, квалификации).

Специфика работы социального педагога в Комплексном центре социального обслуживания населения с семьями «группы риска» заключается в выявлении и постановке данной семьи на профилактический учёт, разработке индивидуального плана реабилитации семьи по выходу ее из кризисной ситуации. Одной из основных проблем семей «группы риска» является отсутствие у членов семьи навыков конструктивного детско-родительского взаимодействия. В решении данных проблем семьи эффективным является «метод Семейного Совета».

Литература:

1. Алмазов, Б.Н. Психологические основы педагогической реабилитации / Б.Н. Алмазов. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 285 с.
2. Беличева, С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска: межведомственный подход / С.А. Беличева. - М.: Издательский центр «Социальное здоровье России», 2006. - 110 с.
3. Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога / Р. В. Овчарова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 480 с.
4. Фоменюк, И.Н. Особенности работы с кризисной семьей / И.Н. Фоменюк // Социальная работа. -2003. - №3. - С. 90-91.
5. Шульга, Т.И. Работа с неблагополучной семьёй: Учебное пособие / Т.И. Шульга. - М.: Дрофа, 2005. - 254 с.

Педагогика

УДК 371

доктор филологических наук, профессор Васильева Галина Михайловна

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург); аспирант кафедры межкультурной коммуникации Коннова Анастасия Львовна

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург)

ОБЪЁМ И СТРУКТУРА ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ «МУЗЫКА» В СОДЕРЖАНИИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ (ПО ДАННЫМ ИДЕОГРАФИЧЕСКИХ

СЛОВАРЕЙ)

Аннотация. В статье анализируется содержание учебного лексико-семантического поля «музыка» на основе данных идеографических словарей. По данным идеографических словарей определяется тематическая структура, выделяются основные лексико-семантические группы, составляющие его содержание. Определяется семантический объем ядерных лексем поля, устанавливаются синонимические отношения в составе учебного лексико-семантического поля. Поскольку лексико-семантическое поле «музыка» выступает в качестве предмета обучения иностранных студентов, производится необходимая коррекция объёма, исключающая специальную, устаревшую, стилистически-сниженную лексику на основе методических и лингвистических критериев.

Annotation. The article analyses the contents of academic lexical-semantic field "music", which acts as a subject of teaching foreign students. The volume of the field is corrected in terms of methodological and linguistic criteria and excludes industry-specific, obsolete and stylistically substandard terminology. The structure of the field, as well as the main lexical-semantic groups, which compile the contents of the field, are distinguished according to conceptual dictionaries. The author determines the volume of the field&s central lexical items and the synonymic relations within the academic lexical-semantic field.

Введение. Как известно, лексика является важнейшим компонентом любого варианта практического курса «Русский язык как иностранный». Общепризнанно, что из всех основных аспектов иностранного языка, которые должны практически усваиваться учащимися, с психологической точки зрения наиболее важным и существенным следует считать именно лексику, так как без определенного запаса слов владеть языком невозможно. Знание лексики в большой степени определяет освоение языка как средства общения, накопления информации, сведений о культуре народа - носителя данного языка. В рамках лингвокультурологического подхода к обучению русскому языку как иностранному, общепринятым является утверждение о том, что именно лексико-семантический уровень языка обладает наивысшей культурной информативностью [1: 88]. Именно лексико-семантический уровень языка, выступающий не только в роли бесстрастного «отражателя» реальных сущностей (конкретная лексика), в роли экспликатора специфики абстрагирующей деятельности человеческого мышления, но и в роли транслятора национальных ценностей

культуры в языковые сущности (например, экспрессивно-оценочная лексика), формирует основу содержания обучения в рамках лингвокультурологического подхода.

Методика обучения РКИ опирается на тот фактор, что лексика - это система многомерных связей между словами, следовательно, лексика имеет системный характер. Лексика русского языка, как и любого другого, представляет собой не простое множество слов, а систему взаимосвязанных и взаимообусловленных единиц одного уровня. Ни одно слово в языке не существует изолированно от общей номинативной системы. Слова объединяются в типы на основании тех или иных признаков. По общему мнению методистов, изучение лексики с опорой на формирование различных связей слов повышает осознанность и уменьшает механистичность в усвоении лексических единиц.

В настоящее время общепризнанным положением является то, что наиболее продуктивным способом описания и презентации лексики в теории и практике обучения РКИ является ее группировка в лексико-семантические группы и лексико-семантические поля. При этом главные усилия методистов должны быть направлены на описание слов и выявление их системных отношений. Специфика обучения лексике как управляемого процесса должна отвечать конкретному характеру взаимозависимостей между лексическими единицами в словаре, то есть отражать систему, объективно образуемую этими единицами [2: 4].

Изложение основного материала статьи. Особую роль в создании языковой картины мира играет номинативный аспект лексики, ее непосредственная обращенность к экстралингвистической реальности. Ввиду этого актуальность использования идеографических словарей в методических целях обусловлена тем, что в основе их построения лежит логическая классификация всего понятийного содержания лексики. Смысловое содержание слова раскрывается через включение его в классы понятий разного уровня обобщения. Именно эти особенности идеографических словарей позволяют методистам сформировать содержание обучения лексике. В данной работе мы опирались на идеографические словари для определения объема и структуры учебного лексико-семантического поля «музыка». С этой целью были использованы данные «Большого толкового словаря русских существительных» и «Толкового словаря русских глаголов» под редакцией Л.Г. Бабенко, а также «Русского семантического словаря» под редакцией Н.Ю. Шведовой. В этих словарях лексика группируется на понятийной основе, отображающей ее идеографическую организацию, включающую семантические классы, которые представлены «в дифференцированном виде в составе различных идеографических групп с учетом их семантических функций в формировании типовой ситуации, отображающей определенный фрагмент мира» [1: 17].

В «Русском семантическом словаре» под редакцией Н.Ю. Шведовой (построенном по принципу систематизации лексики по классам слов и значений на основе выделения лексико-семантических множеств, подмножеств и рядов, которые в совокупности образуют лексические классы и их условные объединения) понятие «музыка» объединено в один раздел с «хореографией». В этом разделе словаря понятия делятся на четыре основных группы: виды музыкального и хореографического искусства, музыкальные стили и направления, музыкальная форма (основные единицы и понятия: звучание, сочинение, переложение, исполнение музыкальных произведений, певческие голоса и вокальные партии) и музыкальные и хореографические произведения. Последняя из выделенных групп в свою очередь делится на две подгруппы: наименования вокально-инструментальных и танцевальных произведений, которые, в свою очередь, также подлежат дальнейшей дифференциации.

В «Словаре русских существительных» под редакцией Л.Г. Бабенко представлена довольно широкая денотативная сфера - «Искусство». Именно в данную сферу включены существительные, связанные с представлениями о музыке. Л.Г. Бабенко разделяет сферу «Искусство» на следующие идеографические группы: вид искусства, направление в искусстве, жанры и произведения, части произведения, музыкальные инструменты, представление и его части, танцы, движения в танце, человек (род деятельности, автор, исполнитель). Что касается идеографических групп «Музыкальные инструменты», то он полностью относится к рассматриваемому в данной работе полю «Музыка». При анализе других групп необходим тщательный отбор лексики, так как в них включена и театральная, художественная и другие сферы.

Особого внимания заслуживают те понятия, которые встречаются в разных сферах искусства и являются универсальными. Например, такие понятия как концовка, отрывок, фрагмент могут обозначать как часть музыкального произведения, так и часть любого художественного произведения. Понятие исполнитель может относиться как к вокальному или инструментальному произведению, так и декламации стихов; солист, это лишь тот человек, который выступает сольно, а выступать он может как с вокальным или инструментальным произведением, так и с театральной постановкой или цирковым представлением; части музыкального произведения: концовка, отрывок, финал, фрагмент, которые используются и для обозначения частей произведения искусства другого рода (театрального, танцевального, циркового); номер - часть представления (концерта), обладающая самостоятельностью, обычно выступление одного артиста или коллектива, при этом, номер может быть цирковой, музыкальный, танцевальный или театральный. Здесь важно обратить внимание на многозначность лексики. Например, при формировании содержания обучения необходимо учитывать другие значения слова номер: порядковое число, помещение в гостинице.

В «Словаре русских глаголов» под редакцией Л.Г. Бабенко выделено три основных лексико-семантических поля: «Действие и деятельность», «Бытие, состояние, качество» и «Отношение». Внутри каждого из них выделяются подполя. В поле «Действие и деятельность» выделено подполе «Глаголы физического воздействия на объект», где, в свою очередь, есть раздел «Глаголы воспроизведения». В данном разделе представлены глаголы исполнения художественных произведений, которые также можно отнести к полю «Музыка» [1: 14].

Таким образом, согласно данным различных идеографических словарей, семантика музыки включена в разные семантические классы в зависимости от того, какой принцип классификации был избран авторами конкретного словаря. Наиболее общие идеографические классы (или сферы), к которым относится лексика, транслирующая семантику музыки, связаны с понятием искусства. В данных словарях понятие музыки семантически связывается с широким набором лексем, обозначающих музыкальные инструменты, названия музыкальных произведений, исполнителей, жанров и т.д. Из этого следует сделать вывод о многокомпонентности и сложности данного поля, что обусловливает актуальность поиска путей его уточнения и сегментирования в методических целях.

Таким образом, в названных выше словарях поле «музыка» представлено очень широко, в них зафиксировано около 500 понятий. В связи с этим целесообразно произвести отбор актуальной лексики. При

отборе необходимой лексики для обучения РКИ необходимо обращать внимание на следующие группы лексики. Во-первых, как уже упоминалось выше, необходимо обратить внимание на универсальные понятия, которые могут встречаться во всех сферах искусства. Важно учитывать, что существуют синонимические отношения как внутри поля (исполнитель), так и вне поля (пьеса). Во-вторых, особую сложность представляет безэквивалентная лексика (лакуны), к которой можно отнести русские наименования народных музыкальных инструментов, которые встречаются исключительно на территории нашей страны и не распространены за рубежом (балалайка, гусли и др.). В-третьих, тщательного отбора требует специальная лексика, которая связана с узкими профессиональными сферами (кантор, литаврист, дека и др.), в-четвёртых, нецелесообразно использовать устаревшую лексику и малоупотребительные слова (тапёр, шансоньетка, фисгармония, челеста и др.).

Принимая во внимание перечисленные условия, для обучения РКИ были отобраны следующие тематические группы:

1. Наименования музыкальных инструментов. В данную тематическую группу будут входить:

а). наименования русских народных музыкальных инструментов (балалайка, гусли и др.). Как правило, такие слова являются лакунами и требуют особого внимания при обучении;

б). наименования наиболее распространённых в мире музыкальных инструментов (гитара, фортепиано, барабан и др.). Большая часть слов из последней подгруппы является интернациональной, что упрощает процесс запоминания (гитара - guitar, фортепиано (пианино) - piano, саксофон - saxophone и др.).

2. Наименования музыкальных жанров и направлений. Данная группа также насыщена интернациональными словами (джаз -jazz, соул - soul, рок - rock и др.).
3. Названия произведений искусства или их частей (припев, куплет, песня и др.).
4. Обозначения человека, исполняющего инструментальное или вокальное произведение и написавшего его (вокалист, аккомпаниатор, дирижёр и др.). Сюда же логично отнести существительные, обозначающие группы людей, исполняющих музыкальные произведения (оркестр, квартет, ансамбль и др.).
5. Глаголы, обозначающие процесс игры на музыкальном инструменте и исполнение инструментального или вокального произведения (петь, играть, аккомпанировать и др.).

Выводы. В соответствии с задачами обучения иностранных студентов по данным идеографических словарей было отобрано около 100 единиц, формирующих лексико-семантическое поле «Музыка». Этот объем лексики должен корректироваться преподавателем исходя из особенностей конкретной аудитории (уровень владения языком, сфера профессиональных интересов, возраст учащихся).

Таким образом, при отборе актуальной лексики по теме «Музыка» для обучения РКИ необходимо учитывать тематическую структуру соответствующего лексико-семантического поля и акцентировать внимание на следующих типах лексических единиц: универсальных понятиях, которые используются в разных сферах искусства (произведение, играть, исполнитель, отрывок, номер и др.), безэквивалентную лексику (балалайка, гусли и др.), многозначные слова (пьеса, гармония и др.). Целесообразно исключить из содержания обучения РКИ узкопрофессиональную лексику (кантор, литаврист, дека и др.), а также устаревшие и малоупотребительные слова (тапёр, шансоньетка, фисгармония, челеста и др.).

Литература:

1. Васильева Г.М., Ротмистрова О.В. Культурно-географический образ России в лингвокультурологическом аспекте. Монография. Санкт-Петербург: Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Санкт-Петербургский гос. ун-т водных коммуникаций», 2011. - 198 с.
2. Слесарева И.П. Проблемы описания и преподавания русской лексики. - М.: Русский язык, 1990. - 176 с.
3. Большой толковый словарь русских глаголов: Идеографическое описание. Синонимы. Антонимы. Английские эквиваленты; под редакцией Л. Г. Бабенко. М: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2007.
4. Большой толковый словарь русских существительных; под редакцией Л. Г. Бабенко, М.: АСТ-ПРЕСС, 2005.
5. Большой толковый словарь русского языка; под редакцией С. А. Кузнецова, СПб.: Норинт, 1998.
6. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: современное написание. В 4-х т. М.: Астрель, 2006.
7. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Рус.яз., 2000.
8. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: 70000 слов; под редакцией Н. Ю. Шведовой. 23-е изд., испр. М.: Рус. яз.,1991.
9. Словарь сочетаемости слов русского языка: Ок. 2500 словарных статей / Под ред. П.Н. Денисова, В.В. Морковкина. М.: Рус.яз.,1983.

Педагогика

УДК: 37.013.83

аспирант Верстукова Елена Николаевна

Петербургская академия постдипломного педагогического образования (г. Санкт-Петербург)

АНАЛИЗ ИСТОКОВ КОНЦЕПЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ВЗГЛЯДАХ ФИЛОСОФОВ И ПЕДАГОГОВ НА РУБЕЖЕ XIX - ХХ ВВ.

Аннотация. Непрерывное образование названо одним из ведущих направлений развития образования в мире. Данная концепция имеет свою предысторию, находящую воплощение в идеях и взглядах философов и педагогов на рубеже XIX - XX вв. В данной статье предлагается рассмотрение и анализ некоторых значимых, на наш взгляд, истоках непрерывного образования, дающих ключ к пониманию непрерывного образования как важной составляющей жизни взрослого человека и концепции, имеющей в своей основе личностно-ориентированную направленность.

ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ ИДЕОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ ОТБОР ЛЕКСИКИ В УЧЕБНЫХ ЦЕЛЯХ ИДЕОГРАФИЧЕСКИЕ СЛОВАРИ СТРУКТУРА ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ КАК ИНОСТРАННОМУ lexical-semantic field thesaurus linguoculturology
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты