Спросить
Войти
Категория: Право

Понятие и характеристика основных источников международного права

Автор: Лих Александр Сергеевич

третейского разбирательства ошибочны. Ведь именно выполнение функций содействия дает возможность опереться на властные полномочия государственного суда и лишь повышает доверие к третейским судам и способствует более эффективному их функционированию.

Список литературы

1. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ // СЗ РФ, 2002. № 30. Ст. 3012.
2. Гражданский процессуальный кодекс РФ 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // СЗ РФ, 2002. № 46. Ст. 4532.
3. Колесникова Е.А. Институт содействия третейским судам: новая проблема или решение // Отечественная юриспруденция, 2017. № 5 (19). С. 75-78.
4. Савина О.А. Институт третейского разбирательства как инструмент защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав: история становления и правовая природа // Современное право, 2015. № 9. С. 118-122.
5. Севастьянов Г.В. Правовая природа третейского разбирательства и компетенция третейского суда в сфере недвижимости: Дисс. ... канд. юр. наук. Москва, 2013. 240 с.
6. Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в РФ» // СЗ РФ, 2016. № 1 (часть 1). Ст. 2.
7. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в РФ» // СЗ РФ, 2002. № 30. Ст. 3019.

ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Лих А.С.

Лих Александр Сергеевич - студент, кафедра теории и истории государства и права, административного права, Томский государственный университет, г. Томск

Аннотация: в статье автор проводит анализ понятия «источник права» и его специфики применительно к международно-правовой сфере. Также дается краткая характеристика основных международно-правовых источников, актуальных в современный период.

В теории права понятие «источник права» рассматривается с двух позиций - как сила, создающая право (воля государства), а также как внешняя форма выражения правовых норм [1, с. 245].

При этом внутреннее правовое регулирование всегда характеризуется неравенством субъектов, одним из которых выступает государство -суверен, устанавливающий и закрепляющий общеобязательные правила поведения, соблюдение которых обеспечивается наличием специального аппарата принуждения. На международно-правовом уровне источники, закрепляющие нормы и принципы, обретают совсем иную форму, так как субъектами международных отношений являются формально равные и независимые государства и международные организации. Отношений власти и подчинения как таковых тут нет, и при выработке обязательных правил поведения куда большую роль играют взаимные интересы субъектов. Наиболее распространенные формы источников международного права - международные договоры и соглашения, а также международно-правовой обычай. Механизмы обеспечения исполнения

28

указанных норм тоже носят иной характер: как правило, они осуществляются путем воздействия на круг социальных, политических и, в особенности, экономических интересов потенциального или действительного нарушителя.

Если внутри каждого государства существует четкая и однозначная иерархия правовых источников, то на международно-правовом уровне нельзя говорить об однозначном приоритете той или иной формы. Все они существуют в органическом единстве и носят взаимообусловленный характер. Поэтому говорить об основных или ведущих источниках в широком смысле не совсем верно - все они являются таковыми.

В данной работе хотелось бы дать краткую характеристику основным источникам международного права, имеющим наибольшую актуальность в свете последних мировых событий и все более частого нарушения международно-правовых норм.

Начать следует с учредительного документа ведущего международного объединения - Организации Объединенных Наций, а именно с ее Устава. Исходя из содержания его преамбулы, ООН ставит перед собой широчайший круг целей: недопущение войн и конфликтов, соблюдение прав и свобод человека, создание условий для равного и полноценного развития всех и каждого, независимо от пола, расы, национальности, содействие социальному прогрессу, создание правового поля, в котором будут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права. Если обязательства Членов Организации по Уставу окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо другому международному соглашению, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу [2]. Таким образом, можно говорить о приоритете положений Устава над иными обязательствами государств-членов ООН.

Следует обратить внимание, что членами Организации на настоящий момент являются все (за исключением Ватикана) международно признанные страны. В связи с этим можно сделать вывод, что де юре для современных международных отношений Устав ООН является базисным документом, и любой внешнеполитический курс обязан строиться с учетом его императивных положений. Фактически, к сожалению, данное правило соблюдается далеко не всегда.

Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 года конкретизирует положения Устава, подробно раскрывая содержание семи принципов международного права в целях их точного и правильного толкования субъектами международных отношений.

Манильская декларация о мирном разрешении международных споров, принятая резолюцией Генассамблеи ООН 15 ноября 1982 года, не закрепляя обязанностей, призывает государства к использованию всех возможных дипломатических средств, в том числе при участии ООН, не допуская вооруженных столкновений, ставящих под угрозу жизнь людей, международную безопасность и стабильность [3]. Переговоры должны стать основным способом разрешения всех противоречий, поощряется заключение соглашений и двусторонних договоров между государствами, обращение к помощи Генассамблеи, Совбеза и Международного Суда.

Венская конвенция о дипломатических сношениях, принятая в 1961 году, закрепляет ряд общеобязательных для ратифицировавших ее государств правил, регулирующих деятельность в сфере дипломатических отношений.

Данный многосторонний договор имеет своим назначением придание организованного порядка дипломатических отношений, укрепление дружественных и мирных связей между государствами, создание гарантий беспрепятственной и безопасной деятельности дипломатических агентов, чья служба традиционно является крайне ответственной и весьма опасной.

Роль указанного международного акта очевидна. По сути, на основе его норм и принципов построена вся международная дипломатическая сеть, вся внешнеполитическая деятельность государств и их представителей, все двусторонние отношения, сотрудничество во всех сферах, включая политику, туризм, здравоохранение. На ее основе многие страны приняли свои внутренние акты, регулирующие порядок и особенности государственной службы в дипломатических органах (в их числе и Россия).

Примыкает к вышеуказанной и Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года. Консульская деятельность направлена на оказание помощи, в том числе юридической, для физических и юридических лиц представляемого государства в государстве пребывания, содействие торгово-экономическому, научно-культурному и иному сотрудничеству, выполнению нотариальных и иных юридически значимых действий, таких, как выдача паспортов, и другие.

При этом следует помнить, что выделение конкретных источников международного права не является умалением значения и важности всех других договоров, конвенций, соглашений и пактов. Принятие или заключение каждого из них носило объективно обоснованный характер, преследовало важные цели, значимые для всего мирового сообщества.

Список литературы

1. Алексеев С.С. Теория государства и права : учебник для вузов / С.С. Алексеев [и др.]. 3-е изд. М. : НОРМА, 2005. 496 с.
2. Устав Организации Объединенных Наций. [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций: официальный сайт. Электрон. дан. М., 2019. Режим доступа: http://www.un.org/ru/charter-united-nations/index.html/ (дата обращения: 24.07.2019).
3. Манильская декларация о мирном разрешении международных споров. [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций: официальный сайт. Электрон. дан. М., 2019. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/manila_declaration.shtml/ (дата обращения: 25.07.2019).
ИСТОЧНИК ПРАВА МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ООН КОНВЕНЦИЯ УСТАВ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты