Спросить
Войти

Реализация художественно-образовательного проекта «Искусство и культура в школе» в современной Франции

Автор: Максименко О.А.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА

О. А. Максименко

аспирант кафедры музыкознания и инструментального исполнительства, Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко, г. Луганск E-mail: olga_211@mail.ru Olga A. Maksimenko Graduate student of the Department of Musicology and Instrumental Performance, Luhansk National University named after Taras Shevchenko, Luhansk

РЕАЛИЗАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА В ШКОЛЕ» В СОВРЕМЕННОЙ ФРАНЦИИ

В статье охарактеризовано содержание художественно-образовательного проекта

«Искусство и культура в школе», рассмотрены особенности его реализации в образовательной системе современной Франции на примере различных форм сотрудничества в области искусства и создания классов с художественно-культурным проектом.

Введение. На пересечении столетий многие европейские страны пытаются реформировать существующие образовательные системы, объединяя в процессе создания школы нового тысячелетия усилия государственных органов и педагогов. Франция, образовательная система которой считается одной из старейших и лучших в Европе, не является исключением в этом процессе. Развитая система художественного образования молодежи, сложившаяся во Франции в начале ХХ1 столетия в результате кардинальных реформ, внедрение инноваций в процесс художественного обучения

Как цитировать статью: Максименко О. А. Реализация художественно-образовательного проекта «Искусство и культура в школе» в современной франции // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1, № 1 (46). С. 72-80.

и воспитания, а также опыт всестороннего использования национального культурного наследия с целью художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения заслуживают внимания современной педагогической науки.

Цель статьи — проанализировать содержание и особенности реализации художественно-образовательного проекта «Искусство и культура в школе» в образовательной системе современной Франции.

Методология и методы исследования. На сегодняшний день существует ряд исследований, посвященных анализу зарубежных образовательных систем в ракурсе обобщения прогрессивного педагогического опыта и изучения возможностей его внедрения в отечественную образовательную систему. Среди наиболее известных популяризаторов идей французской системы образования и воспитания молодежи можно назвать таких ученых, как Л. Боярская, Л. Волынец, Б. Вульфсон, О. Джуринский, Л. Зязюн, О. Лысова, Л. Можаева, В. Полтавец, Т. Швец, В. Хаперский и др. Отдельные аспекты обучения и воспитания учащихся французских школ отражены в диссертационных работах О. Романенко, О. Ореховой, О. Ришар, Т. Харченко, Л. Кандалинцевой, О. Алексеевой и др. Однако анализ проведенных исследований позволяет утверждать, что ученые касаются лишь отдельных аспектов общего образования и воспитания школьников во Франции, при этом проблема художественного образования и эстетического воспитания учащихся практически не рассматривается.

Результаты исследования. Просветительские учреждения Франции, которые имеют богатую историю и давние традиции, в течение длительного времени не испытывали значительных изменений. Но со второй половины ХХ века французским правительством было начато коренное реформирование системы школьного образования, которое коснулось его управления и структуры, различных областей, в том числе художественной, взаимоотношений между школой и общественностью, содержания и методов образовательного процесса, организации школьной воспитательной работы.

Прогрессивные изменения, направленные на улучшение системы художественного образования молодежи во Франции, произошли после подписания в 1983 году первой правительственной договоренности о сотрудничестве между Министерством культуры и Министерством образования. Благодаря этому соглашению в школу впервые пришли

представители творческих профессий, которые стали партнерами педагогов, а в лицеях были введены художественные дисциплины по выбору. Что касается общеобразовательной школы, то в начале 1990-х годов во Франции область школьного художественного образования охватывает широкий диапазон дисциплин: кроме музыки и пластических искусств ученикам предоставляется возможность изучать искусство кино, фотографии, дизайна, моды, цирка, информативных искусств [4, с. 20].

Начало наступившего тысячелетия в образовательной системе Франции отмечено новыми тенденциями в развитии художественного образования, которым охвачена ученическая молодежь от «материнской» школы до высших учреждений образования. В частности, пятилетний план «Искусство и культура в школе», который был принят в 2000 году французскими министрами образования (Жак Лан) и культуры (Катрин Таска), представляет собой первый художественно-образовательный проект такого типа во Франции [11, с. 10]. Оба французских министерства сформулировали задачу сотрудничества заведений культуры и образования (от школы до университетов) с целью расширения художественной и культурной практической деятельности учащихся в разных отраслях художественного образования и эстетического воспитания: музыкальной, изобразительной, литературной, культурно-краеведческой работы.

Основными задачами проекта «Искусство и культура в школе» являлось изучение художественных дисциплин, обеспечение всем детям одинакового доступа к культурному наследию человечества, создание посредством организации творческой деятельности условий для раскрытия способностей школьников, осознания ими своей уникальности. При этом овладение дисциплинами художественно-эстетического цикла должно быть не случайным, а осуществляться в соответствии с учебными программами на всех уровнях — от начальной школы до университета [11, с. 21]. Таким образом, художественно-образовательный проект предусматривал углубление и расширение содержания предметов художественного цикла, поддержку существующих факультативных культурно-художественных программ, дальнейшее развитие хорового пения, обязательное сотрудничество с учреждениями культуры.

Следует отметить, что важная роль в инновационном проекте «Искусство и культура в школе» отводилась форме сотрудничества, предполагающей привлечение к учебному процессу профессиональных творцов: художников, музыкантов, актеров, поэтов и др. Например,

начиная с сентября 2001 года в каждой школе проводилась работа, направленная на обеспечение полноценного и систематического общения с профессионалами в области искусства каждого ученика начальных классов [8, с. 11]. Такое партнерство способствовало художественному проявлению и самореализации учеников, созданию ими собственных художественных произведений.

Такому направлению сотрудничества в области искусства, как координация работы школы и музея, отводилось особое место во французском проекте «Искусство и культура в школе». Музейные экспозиционные залы рассматривались как «потенциальное учебное пространство, где ученикам и учителям предлагаются чрезвычайно богатые материалы и образовательные возможности» [2, с. 62]. Около 400 музеев Франции из 3900 имеют образовательное значение. При этом, кроме таких популярных национальных музеев, как Лувр и Орсе, также используется потенциал музеев, которые находятся в подчинении региональных государственных структур, и многочисленных частных коллекций [6 с. 14].

В связи с большим количеством музеев, созданных во Франции, возникает ряд проблем, связанных с получением информации о них, о составе их коллекций, видах просветительской деятельности. Поэтому в некоторых учебных округах, например в Руане, национальная служба образования целенаправленно информирует педагогические коллективы учебных заведений о музеях региона и их сотрудниках, которые отвечают за образовательный сектор. Кроме того, сотрудники музея могут самостоятельно рассылать информацию о своей деятельности непосредственно в учебные заведения.

Для получения учителями художественных дисциплин начальной информации о видах деятельности музеев региона и возможных формах сотрудничества с ними созданы ресурсные центры региональных управлений культурной деятельностью (БИЛС), при которых также находятся педагогические консультанты. Начиная с 2001 года при Министерстве культуры и коммуникации создается банк данных, который касается организационно-методического обеспечения художественного образования в школе [13].

Таким образом, новый художественно-образовательный проект предусматривает использование экспозиций художественных музеев как учебно-воспитательных учреждений для учащихся всех возрастных категорий — от дошкольников до выпускной школы. Причем использование художественного потенциала музейных залов касается не только решения задач художественного образования, но и изучения других дисциплин на основе межпредметных связей, интеграции художественных знаний, что способствует целостному восприятию мира школьниками.

Заслуживает внимания такая форма приобщения подрастающего поколения французов к культурной сокровищнице человечества, как экспонирование передвижной фотовыставки, целью которой является знакомство учеников с 200 шедеврами мирового культурного наследия (проводится с 2001-2002 учебного года) [3, с. 62].

Рассмотрим особенности реализации художественно-образовательного проекта «Искусство и культура в школе» непосредственно в учебно-воспитательном процессе. Первым его направлением стало внедрение «классов с художественно-культурным проектом» — РАС (projet artistique et culturel), то есть классов с расширенным, углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. В этой связи в учебных планах дополнительно отводится двенадцать часов в год для ознакомления учащихся со значительными художественными и культурными явлениями. Классы РАС становятся обязательными для всех учеников, а занятия входят в расписание основной нагрузки, которая отводится на изучение художественных дисциплин (от 8 до 15 часов на протяжении всего учебного года), что отвечает академическим и школьным планам. Внедрение в школьную практику таких классов стало основной инновацией рассматриваемого проекта [15, с. 56-57].

Вторым направлением проекта «Искусство и культура в школе» является реализация в учебной практике педагогики проекта, основателем которого еще в начале ХХ ст. стал американский философ и педагог Дж. Дьюи, утверждавший, что путем «„обучения через делание"... можно создать ребенку условия для самовыражения в разнообразных художественных формах» [5, с. 88-96]. Основная идея этой педагогической концепции заключается в создании комплекса педагогических условий, при которых в процессе овладения учебным предметом, выполнения воспитательного задания ученик становится активным соавтором (вместе с учителем) создания проекта, предусматривающего прогнозирование определенной цели и задач, составление плана по решению задания, практическое творческое выполнение проекта. Отметим, что выполняемые проекты могут быть индивидуальными и коллективными, но чаще они представляют собой коллективную работу, которая дает возможность ученикам работать над решением общего задания, привлекает к работе в единой команде ради поставленной цели. Именно такой вид художественно-практической деятельности рекомендуется в работе с учениками классов с художественно-культурными проектами.

Работая над художественным проектом, ученики ведут дневник, в который вносят наблюдения, касающиеся выполнения задания, рассуждения и мысли о художественной ценности произведения [4]. Такая работа позволяет ученику критически анализировать свои возможности, развивать художественный вкус, формировать личностную систему ценностей.

Художественным проектом руководит преподаватель учебного заведения вместе со специалистом в области культуры и искусства, которого приглашают в учебное заведение для работы с детьми, что позволяет повышать школьный уровень художественного образования. Кроме того, при составлении творческого проекта учитываются возможности местных культурных заведений (театров, музеев, центров искусств, архитектурных достопримечательностей и др.).

Темы, которые выбирают руководители художественных проектов, разнообразны: это может быть создание хора, изучение художественного течения в искусстве (импрессионизм, реализм), театральной пьесы, биографии артиста, деятеля культуры, а также тематика, касающаяся программных дисциплин (визуальные искусства, музыка, театр, литература и поэзия и др.). Так, например, в начальной школе были созданы классы для выполнения таких проектов, как:

- проект «пластические искусства», предусматривающий ознакомление с творческой работой деятелей культуры и создание собственных художественных произведений (рисунки, художественная лепка, инсталляции и др.);

- проект «музыка», направленный на обучение вокальному исполнению, хоровому исполнению, знакомство с миром музыки (классической и современной);

- проект «театр», который предусматривает встречи с артистами, режиссерами, драматургами, знакомство с историей театра и актерским мастерством; использование полученных знаний в школьных театральных представлениях;

- проект «танец», который направлен на знакомство с языком хореографии, пластикой танца, приобретением знаний и навыков по восприятию классического и современного танца;

- проект «литература», предусматривающий ознакомление с процессом написания литературного произведения, стихов, театральных пьес, написания собственных произведений;

- проект «историко-культурное наследие», целью которого является воспитание уважения учащихся к наследию своего села, города, региона, участие в деятельности по сохранению культурно-исторических достопримечательностей родного края;

- проект «архитектура», который позволяет ознакомить учащихся с историей архитектуры города, местности, где учатся школьники, демонстрирует взаимосвязь архитектуры с другими видами искусства;

- проект «кино и фотография», который направлен на осознание школьниками кинематографического языка (монтаж, план), освоение умения пользоваться современными средствами для фото-, кино- и видеосъемки (цифровая фото- и видеоаппаратура), формирование навыка элементарной цифровой обработки отснятых материалов на компьютере;

- проект «цирк», предусматривающий знакомство с искусством цирка, цирковыми профессиями (акробат, дрессировщик, клоун);

- проект «искусство приготовления еды», который позволяет привлекать школьников к процессу создания различных блюд с учетом особенностей национальной, местной кухни, обучать особенностям сочетания пищевых продуктов, навыкам украшения блюд и сервировки стола [9; 11; 15].

Финансирование выбранного проекта осуществляется государством (Министерством образования и Министерством культуры), а также дополнительно за счет местных бюджетов, в соответствии с программами развития художественного и культурного воспитания в регионах, коммунах, городах, в тесной взаимосвязи с местными культурными учреждениями и региональной дирекцией по культурным связям.

Заключение. Таким образом, анализ состояния образовательной системы современной Франции позволяет сделать вывод о том, что конструктивное сотрудничество двух министерств (Министерства культуры и Министерства образования) позволило реформировать и поднять на качественно новый уровень систему художественного образования молодежи. Созданный в результате реформирования план «Искусство

и культура в школе» представляет собой художественно-образовательный проект, направленный на расширение возможностей художественного образования и эстетического воспитания детей и молодежи на различных образовательных уровнях — от дошкольников до студентов университета.

В процессе реализации художественно-образовательного проекта «Искусство и культура в школе» были созданы условия для сотрудничества учебных и культурных заведений в области искусства (привлечение к учебному процессу профессиональных творцов и использование «потенциального учебного пространства» музеев), а также усовершенствованы формы художественной деятельности учащихся и расширены возможности их использования в процессе учебной и внеучебной деятельности (классы РАС (projet artistique et culturel) с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, подготовка художественно-культурных проектов).

Очевидно, что позитивные результаты реализации анализируемого художественно-образовательного проекта заслуживают дальнейшего всестороннего изучения и анализа, в частности возможностей использования образовательного пространства музеев, а также формы художественно-культурного проекта в отечественной педагогической практике.

Литература

1. Арутюнова Ж. М., Борисенко М. К. Современные тенденции развития системы образования во Франции // Иностранный язык в школе. 2004. № 3. С. 104-108.
2. Волинець Л. Мистецька осв^а у школi Францп // Мистецтво та осв^а. 2003. № 1. С. 61-63.
3. Волинець Л. Мистецька складова осв™ в лщеях Францп // Мистецтво та осв^а. 2006. № 1. С. 20-25.
4. Полтавець В. Л. 1нновацшш проекти мистецько-культурних програм у школах Францп // Мистецтво та осв^а. 2005. № 1. С. 20-22.
5. Рогачева Е. Ю. Педагогика Дж. Дьюи в контексте разных культур // Педагопка. 2003. № 8.

С. 88-96.

6. Alain K., Samia L. (2015), Cet art qui éduque. Une initiative de la Fédération Wallonie-Bruxelles de Belgique, 59.
7. Altet M. (1994) La formation professionelle des enseinement. Paris, PUF. 264 p.
8. Ardouin I. (1997). Léducation artistique à l&école, ESF Editeur, Paris. 128 p.
9. Artistic and Cultural Education in France. The Policy of the Ministry of National Education. (April 2010), 1-4 [Электронный ресурс]. ГКДЖ www.diplomatie.gouv.fr (дата обращения: 14.02.2018).
10. Histoire et caracteristiques de la musique au lycée, en France: entre académisme et socioconstruc-tivisme. L&éducation musicale, (2014), 30 [Электронный ресурс]. URL: https://hal-univ-tlse2.archives-ouvertes.fr/hal-01116763 (дата обращения: 04.02.2018).
11. Le plan pour les arts et la culture à l&École. (2001). Centre national de documentation pédagogique. Imprimé sur les presses de l&Imprimerie nationale, 3e trimestre, 64.
12. Lestage A. (2001). Plaidoyer pour des Apprentissages charges de culture. Le Monde de l&education, 7, 1-9.
13. Ministère de l&éducation nationale, de l&enseignement supérieur et de la recherche. (novembre
2015) Bulletin officiel spécial. 384.
14. Préambule du programme éducation musicale pour le cycle 4. (novembre 2015) Bulletin officiel spécial. 11. 2-11. Retrieved from http://www.eduscol.education.fr/
15. Seri M. (2001). Culture à l&ecole: l&art sans la maniere. Le Monde de l&education, 9, 56-57.

ARTISTIC AND EDUCATIONAL PROJECT "ART AND CULTURE IN SCHOOL"

IN MODERN FRANCE

The author of the article gives a description of the content of the artistic and educational project "Art and Culture in School," and also examines the specifics of the implementation of this project in the educational system of modern France, using various forms of cooperation in the field of art and creating classes with an artistic and cultural project.

References

• Alain, K., Samia L. (2015 Juin), Cet art qui éduque.— Une initiative de la Fédération Wallonie-Bruxelles de Belgique, 59.

• Altet, M. (1994) La formation professionelle des enseinement. Paris, PUF. 264 p.

• Ardouin, I. (1997). L&éducation artistique à l&école, ESF Editeur, Paris. 128 p.

• Artistic and Cultural Education in France. The Policy of the Ministry of National Education. (April 2010), 1-4. Retrieved from www.diplomatie.gouv.fr

• Histoire et caracteristiques de la musique au lycée, en France: entre académisme et socioconstruc-tivisme. L&éducation musicale, (2014), 30. Retrieved from https://hal-univ-tlse2.archives-ouvertes.fr/ hal-01116763

• Le plan pour les arts et la culture à l&École. (2001). Centre national de documentation pédagogique. Imprimé sur les presses de l&Imprimerie nationale, 3e trimestre, 64.

• Lestage A. (2001). Plaidoyer pour des Apprentissages charges de culture. Le Monde de l&education, 7, 1-9.

• Ministère de l&éducation nationale, de l&enseignement supérieur et de la recherche. (novembre 2015) Bulletin officiel spécial. 384.

• Préambule du programme éducation musicale pour le cycle 4. (novembre 2015) Bulletin officiel spécial. 11. 2-11. Retrieved from http://www.eduscol.education.fr/ (data obrashcheniya: 14.02.2018)

• Rogacheva E. Iu. Pedagohyka Dzh. Diuy v kontekste raznykh kultur // Pedagogika. 2003. № 8. S.88-96 [In Rus].

• Seri, M. (2001). Culture à l&ecole: l&art sans la maniere. Le Monde de l&education, 9, 56-57.

• Volynets L. Mystetska osvita u shkoli Frantsii // Mystetstvo ta osvita. 2003. № 1. S.61-63 [In Rus].

• Volynets L. Mystetska skladova osvity v litseiakh Frantsii // Mystetstvo ta osvita. 2006. № 1. S.20-25 [In Rus].

ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА В ШКОЛЕ" ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ СОТРУДНИЧЕСТВО ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЕКТ art and educational project "art and culture in school" art disciplines cooperation art project
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты