Спросить
Войти

Оценивание общих компетенций обучающихся профессиональной образовательной организации на учебных занятиях

Автор: Бурцева Л.П.

УДК 377.1

ОЦЕНИВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ

В статье рассматривается необходимость оценивания общих компетенций обучающихся профессиональных образовательных организаций, выявленная на основе анализа нормативных документов и современных публикаций, а также по результатам проведенного в рамках обучающих семинаров исследования. Предлагаются конкретные механизмы оценивания общих компетенций в рамках учебных занятий.

Л. П. Бурцева L. P. Burtseva

EVALUATION OF GENERAL COMPETENCES

OF STUDENTS OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS DURING TRAINING SESSIONS

The article discusses the need to evaluate the general competencies of students of professional educational organizations, based on the analysis of normative documents and modern publications, as well as on the results of the study conducted within the framework of training seminars; it is proposed the specific mechanisms for general competencies& evaluation during the training sessions.

Реализация в профессиональных образовательных организациях Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) предполагает построение образовательного процесса на основе компетентнос-тного подхода, акцентирующего внимание на результате, в качестве которого рассматриваются, помимо профессиональных, также общие компетенции, понимаемые многими исследователями как «универсальные способы деятельности, направленные на решение профессионально-трудовых задач и являющиеся условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда» [1]. В ходе реализации ФГОС среднего профессионального образования (далее - СПО) стало понятно, что результаты в формате общих и профессиональных компетенций останутся декларацией до тех пор, пока не будут определены конкретные механизмы измерения уровня их сформированности.

Необходимо отметить, что оценивание уровня сформированности профессиональных компетенций, совокупность которых в конкретном виде профессиональной деятельности рассматривается как интегральный показатель качества его освоения и в то же время является основой определения содержания профессионального модуля, выстроено в большинстве профессиональных образовательных организаций с учетом рекомендаций работодателей и осуществляется при их участии с использованием компетент-ностно-ориентированных технологий и средств оценивания. Акцент на оценивании общих компетенций в данной статье делается потому, что они в процессе оценивания профессиональных компетенций практически не учитываются (или учитываются формально, в обобщенном виде), хотя в соответствии с нормативными документами требуется их объективная оценка и фиксация полученных результатов по каждому обучающемуся [2].

В ходе организации на базе регионального научно-образовательного центра «Интеграция» (Омский государственный педагогический университет) семинаров по теме «Оценивание общих компетенций обучающихся в аудиторной и внеаудиторной деятельности» (январь - декабрь 2016 г.) был проведен анализ способов оценивания общих компетенций обучающихся по разным образовательным программам СПО (в исследовании приняли участие 84 слушателя из 13 профессиональных образовательных организаций Омска и Омской области - преподаватели общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин, профессиональных модулей и мастера производственного обучения), давший следующие результаты:

- 38 % респондентов не оценивают общие компетенции обучающихся вообще, так как считают, что это не входит в их должностные обязанности и предполагают, что оценивание общих компетенций производит куратор группы или руководитель воспитательного отдела;

- 31 % респондентов оценивают общие компетенции в формате «освоена/не освоена» по результатам прохождения практики или промежуточной аттестации по профессиональному модулю и фиксируют оценку либо в специальном журнале (большая часть преподавателей), либо в протоколах, где также фиксируется оценка сформированности профессиональных компетенций;

- 21 % респондентов специально разрабатывают задания для оценивания общих компетенций в рамках профессионального модуля и фиксирует полученные результаты в аналитической справке на каждого обучающегося (без развернутого анализа полученных результатов и отслеживания динамики);

- 10 % респондентов оценивают общие компетенции обучающихся как в аудиторной, так и во внеаудиторной деятельности, используя преимущественно наблюдение за поведением студентов, а результаты («сформирована/не сформирована») фиксируют в общем журнале в специально отведенном для этого разделе.

Проведенное исследование еще раз подтвердило необходимость детального рассмотрения вопроса оценивания

общих компетенций обучающихся профессиональных образовательных организаций, выявления наиболее эффективных механизмов для этого, а также определения способов фиксирования полученных результатов.

Анализ научных работ и результатов проведенного исследования позволил сделать вывод, что для объективной и комплексной оценки общих компетенций в процессе обучения необходимо осуществить их декомпозицию в соответствии со структурой, включающей три компонента: когнитивный (знать), операциональный (уметь) и технологический (иметь практический опыт) - и промежуточные уровни освоения: пороговый -минимальный, необходимый для каждого обучающегося, продвинутый - с высоким уровнем самостоятельности выполнения предполагаемых в рамках компетенции операций, высокий -демонстрирующий ответственное отношение к выполняемым операциям, выбор из множества действий оптимального и наиболее продуктивного. В этом случае выделение компонентного состава каждой общей компетенции облегчает процесс оценивания уровня ее сформированности, так как позволяет рассмотреть ее через эти дескрипторы во всех дисциплинах и профессиональных модулях (через каждую тему, раздел, учебное занятие, через учебную и производственную практику), а также в ходе итоговой аттестации (при необходимости).

Анализ последних нормативных документов позволяет выделить девять встречающихся в большинстве ФГОС СПО общих компетенций, связанных с профессиональным самоопределением обучающихся, развитием их информационных, коммуникативных и регулятивных способностей, самостоятельности и ответственности. В соответствии с этим декомпозиция общих компетенций должна носить обобщенный характер, приемлемый для применения на разных направлениях подготовки, поэтому сегодня практически в каждом колледже есть творческая группа, занимающаяся проектированием паспортов или карт компетенций, однако окончательно проблема оценивания общих компетенций и фиксирования полученных результатов их оценки, как видно из проведенного исследования, до сих пор не решена.

В связи с тем что в соответствии с требованиями образовательного стандарта оценка результатов освоения вида профессиональной деятельности носит комплексный, интег-ративный характер, целесообразно опереться на принципы интегративно-развивающего подхода [3], предполагающие получение объективного результата оценивания общих компетенций обучающихся в процессе обучения:

- особенностью компетенций в целом и общих в частности является то, что этот результат образования формируется и проявляется (т. е. может быть оценен) только в процессе деятельности, поэтому оценивание общих компетенций предполагает интеграцию учебной и профессиональной деятельности на каждом учебном занятии;

- поскольку общие компетенции представляют собой обобщенные способы деятельности, овладение ими является долговременным процессом и обеспечивается в той или иной мере всеми элементами программы подготовки специалистов среднего звена и программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) [2], т. е. в рамках любого профессионального модуля или учебной дисциплины (и общеобразовательной, и общепрофессиональной), а также в рамках практик - это указывает на необходимость

проектирования интегрированных контрольно-оценочных средств, которые позволят оценить уровень сформированности общих компетенций одновременно с профессиональными и при этом по максимуму обеспечить и учесть межпредметные связи.

Как показывает практика и анализ реальной ситуации в профессиональных образовательных организациях, для определения уровня сформированности общих компетенций обучающихся наиболее эффективны компетентност-но-ориентированные задания, проектная работа обучающихся на занятии, деловая игра (или ее элементы), анализ конкретных производственных ситуаций (когда необходимо выбрать определенную стратегию и тактику действий), эвристические задания. Именно данные оценочные средства носят, во-первых, деятельностный характер, во-вторых, задействуют при оценивании практически все выделенные в компетенции дескрипторы (и когнитивный, и операциональный, и технологический) [4], в-третьих, позволяют осуществлять интегративное оценивание одновременно и общих, и профессиональных компетенций, так как наиболее полно воспроизводят контекст будущей профессиональной деятельности в процессе обучения, в-четвертых, интегрируются друг с другом в рамках одного учебного занятия.

В ходе упомянутых ранее обучающих семинаров было также проведено исследование наиболее часто используемых технологий для оценивания общих компетенций обучающихся профессиональных образовательных организаций (педагоги, не оценивающие общие компетенции, указывали технологии, используемые в образовательной организации по их месту работы другими преподавателями или кураторами), анализ результатов которого показал, что:

- 56 % респондентов используют для оценивания общих компетенций портфолио: обучающиеся собирают награды за участие в разного рода мероприятиях (чаще всего связанных с их будущей профессиональной деятельностью или связанных с обобщенным видом деятельности, заложенным в содержании самой компетенции), свои проектные работы (подтверждающие владение необходимым видом профессиональной деятельности) и т. п.;

- 31 % респондентов оценивают общие компетенции обучающихся в ходе решения ими производственных ситуаций (преимущественно в рамках междисциплинарных курсов и профессиональных модулей) одновременно с оцениванием уровня развития профессиональных компетенций;

- 13 % респондентов указали, что используют для оценивания общих компетенций игровые технологии (организа-ционно-деятельностные и ролевые игры - в конце изучения объемной темы, связанной с другими дисциплинами или модулями, в ходе рубежного контроля).

При этом респонденты отметили, что используемые механизмы оценивания сформированности общих компетенций не всегда позволяют получить объективную информацию.

В ходе семинаров с целью определения оптимального для оценивания общих компетенций средства было предложено компетентностно-ориентированное задание, разработанное для обучающихся по программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих) 1-го курса, направление 190631.01 «Автомеханик», учебная дисциплина «История»:

стимул: Великая Отечественная война (1941-1945 гг.) потребовала героических усилий народов Советского Союза для разгрома вероломно напавшей фашистской Германии. Большой вклад в дело борьбы с врагом внесли автотранспортники. В трудных условиях военного времени авторемонтные заводы, автомобильные хозяйства, шиномонтажные предприятия, заводы гаражного оборудования Наркомата автотранспорта делали все, чтобы оказать наибольшую помощь фронту, содействовали укреплению боеспособности Красной армии.

Задачная формулировка:

1. Прочитайте текст. Выделите главную информацию о развитии транспортной отрасли в годы Великой Отечественной войны (см. информационный блок). Заполните бланк 1.
2. Составьте презентацию (5-7 слайдов) о достижениях в транспортной отрасли в годы Великой Отечественной войны (можно использовать фотографии из папки «Материалы»).
3. Представьте результаты проделанной работы в группе (выступление 3 минуты), презентация транслируется на экран. Обоснуйте, почему эта информация важна и в XXI в. Впишите обоснование в бланк 2.

информационный блок (из интернет-источников):

«Исход битвы с фашизмом в немалой степени зависел от тружеников тыла, в частности, авторемонтников, которые не только возвращали на фронтовые дороги искалеченные в боях автомашины, танки, самоходные орудия, но и изготавливали боевую технику. В полевых условиях ремонтники всех звеньев реставрировали старые и изготавливали новые детали для машин, а также изыскивали их в районах боевых действий.

В начале войны более десятка заводов автомобильной промышленности в очень короткие сроки были перебазированы на восток нашей страны. Эвакуация ЗИСа из Москвы началась во второй половине октября 1941 г., а в конце того же года перебазированные на Волгу и Урал цеха начали работу. В Миассе на автомоторном заводе (ныне УралАЗ) в апреле 1942 г. началось производство двигателей и коробок передач ЗИС-5.

инструмент оценивания:

В июле стал давать кованые и штампованные детали и заготовки Челябинский завод кузнечно-прессового оборудования. В первом полугодии 1942 г. Шадринский автоагрегатный завод развернул производство карбюраторов, радиаторов и других узлов питания, охлаждения и смазки. Сборку грузовиков из эвакуированного вместе с оборудованием задела деталей в мае 1942 г. освоил ульяновский филиал ЗИСа (Уль-ЗИС, впоследствии УАЗ). В дальнейшем часть оборудования из Ульяновска и других городов эвакуировали в Москву, где ЗИС с июня 1942 года возобновил выпуск грузовиков. Позже оставшаяся часть оборудования из Ульяновска поступила в Миасс, где на базе авторемонтного завода был образован уральский филиал ЗИСа - УрасЗИС. Он с июля 1944 г. стал, как и московский ЗИС, выпускать грузовики ЗИС-5В. Таким образом, в 1942 и 1943 гг. эти машины сходили с конвейеров ЗИСа и УльЗИСа, а с 1944 г. их изготовляли ЗИС и УралЗИС.

Значительный выход из строя автотехники в ходе боев, а также вследствие эксплуатации ее в тяжелых дорожных условиях и на большие расстояния потребовали организации ремонта транспортных средств во фронтовых условиях. Были организованы подвижные авторемонтные базы, сформированы отдельные ремонтно-восстановительные батальоны» [5].

«В ходе Великой Отечественной войны была создана система подготовки кадров автомобильной службы, которая была способна решать поставленные перед ней задачи в условиях боевой деятельности войск. Было подготовлено 1676 специалистов-ремонтников» [6, с. 20-21]. Бланки выполнения заданий: № 1:

Дата Событие/достижение (конкретный результат) Значение для победы в ВОВ

Обоснование:

№ п/п Параметры оценивания Баллы

1 Общая компетенция 4: осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Выделена главная информация о развитии транспортной отрасли в годы Великой Отечественной войны:

- определены даты, события, значение достижений отрасли для победы в ВОВ; 7

- определены даты и события, но не указано их значение; 4

- определены только дата/событие 2

2 Общая компетенция 2: организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. Общая компетенция 5: Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Составлена презентация о достижениях в транспортной отрасли в годы Великой Отечественной войны: - презентация информативна (содержит необходимые сведения о развитии отрасли в период ВОВ), правильно и эстетично оформлена (шрифт, цвет, отсутствие анимации и т. п.); - презентация малоинформативна (содержит общие сведения о ВОВ), оформлена с небольшими нарушениями (шрифт, цвет, анимация и т. п.); - в содержании и оформлении презентации наблюдаются серьезные нарушения 5 3 1

№ п/п Параметры оценивания Баллы

3 Общая компетенция 3: анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. Общая компетенция 6: Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. Представлены результаты проделанной работы, обосновано, почему эта информация важна в XXI в.: - выступление соответствует требованиям и презентации, роли в команде распределены (каждый выполняет свою функцию), обоснование привязано к отрасли и профессии; - выступление соответствует основным требованиям, мало связано с презентацией, роли в команде распределены (но кто-то остался без функции), обоснование краткое, не привязано к отрасли и профессии; - выступление не соответствует требованиям (речь невнятна, сбивчива) и презентации, роли в команде не распределены (возникла заминка в момент представления результатов), обоснование не привязано ни к отрасли, ни к профессии 7 4-3 1

Максимально возможное количество баллов 19

Предложенное задание было апробировано с участием слушателей в одном из колледжей города Омска: обучающиеся по направлению «Автомеханик» решали задание, слушатели оценивали результаты, используя представленный в задании инструмент. В итоге большая часть респондентов (73 %) отметили эффективность данного контрольно-оценочного средства, указав, что оно, кроме того, содержит в себе элементы проектной деятельности и производственных ситуаций, что еще раз подтверждает необходимость его использования как на учебных занятиях, так и в ходе контрольно-оценочной деятельности при оценивании компетенций.

В качестве способов оформления результатов оценивания сформированности общих компетенций обучающихся профессиональных образовательных организаций можно предложить следующие:

- портфолио с основными продуктами деятельности вместе с протоколами диагностического собеседования с обучающимися по вопросам освоения необходимых для осуществления продуктивной учебно-профессиональной деятельности операций, выделенных из компонентов (дескрипторов) общих компетенций;

- аналитические справки по результатам анализа деятельности обучающихся и их самоанализа;

- журнал оценивания общих компетенций в рамках учебных дисциплин и в деятельности куратора.

Все эти способы, несомненно, имеют достоинства, хотя и предполагают определенные трудности при использовании, поэтому универсального варианта на данный момент нет - выбор за профессиональной образовательной организацией.

Таким образом, необходимость оценивания общих компетенций обучающихся очевидна. Инструменты для этого апробированы и реализуются в образовательном процессе, эффективность многих из них доказана в разного рода исследованиях.

1. Клименко А. В., Несмелова М. Л., Пономарев М. В. Инновационное проектирование оценочных средств в системе контроля качества обучения в вузе : учеб. пособие. М. : Моск. пед. гос. ун-т, 2014. 124 c. URL: http://www. iprbookshop.ru/31756 (дата обращения: 23.02.2018).
2. Общие компетенции как объект планирования и оценивания: методические рекомендации для учреждений НПО и СПО. URL: http://ru.znatock.com/docs/index-63098.html (дата обращения: 23.02.2018).
3. Шипилина Л. А. Интегративно-развивающий подход как методологическая основа управления качеством современного профессионального образования // Современные подходы к повышению качества образования : межвуз. сб. науч. и науч.-метод. ст. Ишим : Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2011. С. 63-69.
4. Компетентностно-ориентированные задания. Конструирование и применение в учебном процессе : учеб.-метод. пособие / под. ред. Н. Ф. Ефремовой. М. : Национал. образование, 2013. 208 с.
5. Автомобильный транспорт в годы Великой Отечественной войны // Ветеранские организации Министерства транспорта Российской Федерации. URL: http://pobeda. mintrans.ru/history/25016/ (дата обращения: 23.02.2018).
6. Горовой В. Г. Особенности подготовки офицерского состава автомобильной службы в годы Великой Отечественной войны // Мир образования - образование в мире. М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ун-та, 2017. № 1 (65). С. 18-21.

© Бурцева Л. П., 2018

ОЦЕНИВАНИЕ ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ИНТЕГРАТИВНО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПОДХОД ДЕКОМПОЗИЦИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЕСКРИПТОРЫ МЕХАНИЗМЫ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНТ-НОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ЗАДАНИЕ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты