Спросить
Войти

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКА

Автор: А.А. Темербекова

2. Balashov A.I., Rogova E.M., Tkachenko E.A. Innovacionnaya aktivnost& rossijskih predpriyatij: problemy izmereniya i usloviya rosta. Sankt-Peterburg: Izdatel&stvo Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politehnicheskogo universiteta, 2010.

3. Konoplyanskij D.A. Mehanizmy realizacii pedagogicheskoj strategii formirovaniya konkurentosposobnosti vypusknika vuza v usloviyah reformirovaniya vysshej shkoly. Izvestiya VGPU. 2015; № 8 (103). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-realizatsii-pedagogicheskoy-strategii-formirovaniya-konkurentosposobnostivypusknika-vuza-v-usloviyah-reformirovaniya
4. Tarlavskij V.I. Pedagogicheskie tehnologii professional&noj orientacii: teoretiko-metodologicheskij aspekt (rezul&taty issledovaniya). Universitetskij kompleks kakregional&nyj centr obrazovaniya, nauki i kul&tury: materialy Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj konferencii. Orenburg: OGU, 2020: 4365 - 4372.
5. Kupreev D.A. Formirovanie organizacionno-&ekonomicheskogo mehanizma vnedreniya innovacij v raspredelennoj &energetike. Dissertaciya ... kandidata &ekonomicheskih nauk. Moskva, 2016.
6. Grebenyuk O.S. Obschaya pedagogika: kurs lekcij. Kaliningrad, 1996.

Статья поступила в редакцию 08.07.20

УДК 373

Temerbekova АЛ., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Mathematics, Physics and Computer Science,

Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: tealbina@yandex.ru

Baykunakova G.V., postgraduate, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia), E-mail: gulfi.79@mail.ru

MODELING THE PROCESS OF FORMING THE GRAPHIC CULTURE IN A STUDENT. The article considers the process of formation and development of graphic culture of schoolchildren, approaches and principles, diagnostics and criteria based on the analysis of research by domestic scientists on the definition of the concept of "graphic culture", "graphic literacy", "graphic activity", "graphic competence". The goal is to identify scientifically-based approaches to the development of graphic culture of schoolchildren, to present the criteria and diagnostic apparatus and to model the process of formation and development of graphic culture of primary school students. This study is based on the methodology - questionnaire "Questionnaire for determining the level of graphic culture", and is based on a questionnaire survey of 180 students in grades 7-8. The study showed at the initial stage a fairly low level of formation of the graphic culture of students in grades 7-8, which implies the organization of specially prepared events and modeling of the process of developing the graphic culture of schoolchildren. The results can be used to organize project activities for modeling the development of graphic culture of schoolchildren in various educational institutions and educational systems and complexes.

А.А. Темербекова, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет», г. Горно-Алтайск, E-mail: tealbina@yandex.ru

Г.В. Байкунакова, аспирант, ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет», г. Горно-Алтайск, E-mail: gulfi.79@mail.ru

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКА

В статье рассматривается процесс формирования и развития графической культуры школьников, подходы и принципы, диагностики и критерии на основе анализа исследований отечественных ученых по определению понятия «графическая культура», «графическая грамотность», «графическая деятельность», «графическая компетентность». Поставлена цель: выявление научно обоснованных подходов к развитию графической культуры школьников, представление критериально-диагностического аппарата и моделирование процесса формирования и развития графической культуры школьников основной школы. Данное исследование опирается на методике анкетирования - «Анкета определения уровня графической культуры», выполнено на материале анкетного опроса 180 обучающихся 7 - 8 классов. Исследование показало на начальном этапе достаточно низкий уровень сформированности графической культуры школьников 7 - 8 классов, что предполагает организацию специально подготовленных мероприятий и моделирование процесса развития графической культуры школьников. Полученные результаты могут быть использованы для организации проектной деятельности по моделированию процесса развития графической культуры школьников в различных образовательных учреждениях и образовательных систем и комплексов.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Республики Алтай в рамках научного проекта № 20-413-040003 р_а .

В современном мире формирование графической культуры является необходимым элементом информационной культуры обучающихся. В условиях школьного обучения этот процесс напрямую зависит от корректности проведения диагностических процедур и корректирующих мероприятий. Актуализация современного образования связана с необходимостью оперирования большими объемами информации, своевременного усвоения этой информации, а также практического использования ее в будущем. Естественно, что в современных условиях требуется безукоризненное понимание всеми обучающимися графических моделей, графических объектов и изображений. Значит, человек должен обладать высокой степенью графической подготовленности и графической компетентности.

Сегодняшние требования к школьникам, как отмечает С.В. Аранова, включают в первую очередь «умения успешно работать с крупными массивами информации с привлечением различных типов символики, терминологии и языков» [1, с. 9]. В этой связи автор выделяет в качестве главного атрибута в образовательном процессе не только восприятие и усвоение учебной информации обучающимися, но и формирование умения применять полученную информацию в различных ситуациях самостоятельно. Учеными выделен контингент обучающихся, у которых выявлены наибольшие возможности в процессе формирования и развития графической культуры. Выявлено, что эти обучающиеся, а именно обучающиеся основной школы, более продуктивно поддаются формированию этого качества. Связано это с тем, что у школьников этого возраста, у подростков присутствует комплексное осмысливание и понимание художественной ценности и творческого процесса. Следовательно, графика или любая другая информация графического характера выступают в качестве доступного и наиболее эффектного в образовательном процессе вида изображения [2].

В аспекте проблематики исследования обозначенного феномена привлекают внимание работы В.Ф. Шаталова, П.М. Эрдниева, В.Э. Штейнберга и др., в которых подчеркивается, что применению графических действий (выполнение опорных конспектов, создание структурно-логических схем и др.) предшествует успешность обучения школьников, что существенно влияет на эффективность обучения.

Рассматривая исследуемый феномен как совокупность достижений, в данном случае обучаемого, в области графических способов отображения информации разного уровня, в определении графической культуры согласимся с позицией А.А. Ляминой [3]. Здесь мы будем иметь в виду и различные действия с этой информацией, такие как хранение, передача, применение, использование в профессиональной деятельности.

В век цифровых технологий, активно используемых сегодня, век информации и коммуникации, в учебных заведениях происходит модернизация учебного процесса, вместе с тем наряду с традиционными аудиторными формами работы мы наблюдаем использование методик, включающих не только сам процесс, но и содержание образования. В этой связи учебное время, которое было оптимизировано и значительно сокращено, было переориентировано. В результате использования информационных технологий в учебном процессе оно было переведено в другой формат и «отдано личному общению педагогов и обучаемых, крайне необходимому для их профессиональной подготовки» [4, с. 389].

Основные понятия графической культуры [5] показывают достаточно широкий спектр разных подходов. В этих условиях актуальной и требующей дополнительного анализа становится необходимость анализа самой сущности, а также составляющих компонентов и механизмов формирования графической культуры.

Большая роль в развитии графической культуры обучающихся принадлежит педагогическим технологиям. В массе педагогических технологий мы выделяем технологии, которые предполагают умение конструирования вербального и невербального учебного процесса [6]. Основой использования таких технологий является диалогическая педагогика сотрудничества. При их использовании мерой гармонизирующего взаимодействия между всеми компонентами учебного процесса (педагогом, студентом, носителями графической информации) выступает графическая культура всех участников учебного процесса.

Структура графических умений, по утверждению Н.В. Мишиной [7], состоит из компонентов (графические знания; графические навыки; интеллектуальные умения; моторные движения). Содержательная часть графических умений включает группы: группу исполнительских графических умений, группу инструментальных графических умений, группу художественно-выразительных графических умений, которые мы будем использовать при арт-проектировании как средство формирования графической культуры обучающихся.

На основании системного и деятельностного подходов определены этапы развития графической культуры обучающегося. Они динамично развиваются и последовательно реализуются от элементарной графической подготовки до более полного овладения и творческого осмысления способов реализации в учебной деятельности [8].

Опираясь на исследования отечественных ученых, определим наиболее важными такие структурные компоненты графической культуры, как графическая деятельность, элементарная графическая грамотность, графическая образованность, графическая компетентность.

С целью актуализации обозначенной проблемы нами было проведено анкетирование, в котором принимали участие обучающиеся 7 - 8 классов МБОУ «СОШ № 8 г Горно-Алтайска», МКОУ «Жана-Аульская СОШ», МБОУ «Лицей № 6 им. И.З. Шуклина г Горно-Алтайска» - всего 180 обучающихся. Анкета содержала 10 вопросов, восемь из которых диагностируют знания об использовании графической культуры в учебной деятельности школьника, а два вопроса дают представление о формулировке определения понятий «графика», «графическая культура» и об умении использования графической культуры в образовательном процессе. Каждый из вопросов анкеты имел вес в 3 балла, следовательно, максимум, который мог получить школьник, - 30 баллов. В соответствии с этим нами определены три уровня сформированности графической культуры обучающихся: высокий - от 21 до 30 баллов; средний - от 11 до 20 баллов; низкий - от 0 до 10 баллов.

С целью стандартизации первичных результатов диагностического анкетирования нами использовался процентиль. Опираясь на исследования Л.А. Аль-ковой [9], составим таблицу стандартизации. Соответствие первичных баллов определения графической культуры по уровням их сформированности представлено в табл. 1, согласно которой:

- А - низкий уровень (низкие первичные показатели, Р0 - Р26);

- Б - средний уровень (ниже среднего значения, Р26 - Р50);

- В - высокий уровень (высокие первичные показатели Р51 - Р75).

Таблица 1

Анализ данных среди обучающихся 7 - 8-х классов показал, что наблюдается низкий уровень графической культуры - 131 респондент (72,7%), средний - 49 респондентов (27,3%), высокий - 0 (0%), что говорит о необходимости организации специальной работы по формированию графической культуры школьников через создание и реализацию специальной модели, ключевым элементом которой является проектная составляющая, а именно - модели формирования и развития графической культуры школьников.

Предлагаемая модель графической культуры школьников посредством арт-проектирования состоит из трех блоков: мотивационно-проектирующего; содержательно-технологического; результативно-рефлексивного. Опишем теоретически каждый из блоков, определив тем самым планируемые в последующем исследовательские мероприятия и обозначив основные принципы деятельности и критерии диагностических процедур.

Мотивационно-проектирующий блок определяет цель, под которой понимается формирование графической культуры школьников посредством арт-проектирования. В нашем исследовании модель формирования графической культуры школьников посредством арт-проектирования выстраивалась на основе системно-деятельностного, инфографического [10] и этнокультурного подходов. В соответствии с выбранными подходами были выделены несколько принципов. Принцип деятельности - передача графических знаний учителем не в готовом виде, а проектирование самими обучающимися в процессе их познавательной деятельности с графическими объектами; принцип непрерывности, предполагающий преемственную связь между всеми этапами обучения при использовании графических технологий с учетом возрастных особенностей развития детей; принцип целостности - формирование обучающимися обобщенного системного представления о графической деятельности, графических объектах и образах; принцип творчества - формирование максимальной ориентации на творческое начало графической деятельности обучающихся; принцип психологической комфортности, способствующий снятию стрессообразующих факторов, появляющихся в учебном процессе, а также создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на сотрудничество и развитие диалоговых форм общения, этнокультуры в графической деятельности.

Мотивационно-проектировочный блок определяет содержание структурных компонентов графической культуры: графическая деятельность, элементарная графическая грамотность, графическая образованность, графическая компетентность. Данный компонент включает мотивы, побуждения к графической культуре школьников, эмоциональное отношение, желание заниматься и добиваться успешных результатов сознательно и целенаправленно. Применяются методики изучения мотивации учения и эмоционального отношения к учению (Ч.Д. Спилберга - А.Д. Андреевой); поисковой активности (М.И. Лисиной).

Содержательно-технологический блок раскрывает технологию формирования графической культуры школьника посредством арт-проектирования: этапы формирования графической культуры школьника, содержание программ элективных курсов, групповые и индивидуальные формы обучения, методы и средства, необходимые для формирования графической культуры обучающихся основной школы. По показателю содержательно-технологический компонент отображает графические умения и мыслительные операции, проявляющиеся в самостоятельной творческой деятельности. Используются методики изучения самостоятельности (З.А. Васильевой), определения уровня культуры проектно-ис-следовательской деятельности.

Результативно-рефлексивный блок объединяет критерии, показатели и уровни формирования графической культуры обучающихся, методы, формы и средства контроля и всей контрольно-оценочной деятельности. Показателем эффективности выступает творческое применение графической культуры, включающее умение проводить самоконтроль, удовлетворенность графической деятельностью, рефлексию результатов процесса работы с графическими образами, коррекцию, осознание и критический анализ графических навыков, создание творческих проектов. Методики изучения определения творческих способностей (Г Дэвиса), креативности (адаптация Е.Е. Туник).

Обозначим уровни сформированности графической культуры школьника посредством арт-проектирования, которые показаны в табл. 2.

Таким образом, предложенная модель формирования и развития графической культуры школьников, включающая методологические подходы и принципы, методики, критерии и диагностики исследуемого феномена, может способствовать положительной динамике в развитии графической культуры школьников в современной школе.

Таблица 2

Структурные компоненты

Графическая деятельность

Элементарная графическая грамотность

Графическая образованность

Графическая компетентность

Низкий Слабое владение

теоретическими и практическими знаниями о графической деятельности

Слабое владение графическими и проектными средствами Неумение работать с различными графическими программами или графическими пакетами

Выполнение продукта деятельности с помощью учителя, время не контролируется

Уровни Средний Частичное владение теоретическими и практическими знаниями о графической деятельности

Частичное владение графическими и проектными средствами Частичное умение работать с различными графическими программами или графическими пакетами, недостаточно эффективно Частичное выполнение продукта деятельности с незначительными замечаниями,

время соблюдается, ответы с помощью учителя

Высокий

Владение теоретическими и практическими знаниями о графической деятельности, умение применять графические знания на практике Владение графическими и проектными средствами

Умение эффективно работать с различными графическими программами или графическими пакетами

Выполнение продукта деятельности самостоятельно, без замечаний, в заданное время

А Б В

Низкий уровень (0 - 10) Средний уровень (11 - 20) Высокий уровень (21 - 30)

72,7% 27,3% 0%

Уровни сформированности графической культуры школьников посредством арт-проектирования

Библиографический список

1. Аранова С.В. Интеллектуально-графическая культура визуализации учебной информации в контексте модернизации общего образования. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017; № 5: 9 - 16.
2. Аранова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. Санкт-Петербург: КАРО, 2004.
3. Лямина А.А. Графический язык - международный язык общения. Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону: материалы XI Региональной научно-технической конференции. Ставрополь: СевКавГТУ 2007; Т. 2: 168.
4. Клочкова Г.М. Графическая составляющая в подготовке будущего бакалавра технологического образования. Вектор науки ТГУ. 2011; № 2 (16): 388 - 391.
5. Темербекова А.А., Байкунакова ГВ. Формирование графической культуры школьников: творчество - арт-проектирование. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018; Выпуск 5 (194): 189 - 193.
6. Кострюков А.В. Геометро-графический язык как основа организации учебного процесса при формировании графической культуры студента вуза. Концепт. Научно-методический электронный журнал. Педагогические науки. Available at: http://e-koncept.ru/2018/181027.htm
7. Мишина Н.В. Методы развития графических умений подростков в процессе художественно-проектной деятельности. Современные проблемы науки и образования. Пенза: Издательский дом «Академия естествознания», 2014; № 4: 113.
8. Чугунова И.В., Темербекова А.А., Байгонакова ГА. Формирования графической культуры обучающихся методом интерактивного диалога: монография. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2012.
9. Алькова Л.А. Статистический анализ результатов экспериментальной работы по формированию самообразовательной компетентности студентов вуза. Информация и образование: границы коммуникаций: сборник научных трудов. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2014; № 6 (14): 390 - 394.
10. Байкунакова Г.В. Инфографические основы арт-проектирования. Дистанционные образовательные технологии: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), посвящается 75-летию ГПА, 2019: 10 - 12.

References

1. Aranova S.V. Intellektual&no-graficheskaya kul&tura vizualizacii uchebnoj informacii v kontekste modernizacii obschego obrazovaniya. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2017; № 5: 9 - 16.
2. Aranova S.V. Obuchenie izobrazitel&nomu iskusstvu. Integraciya hudozhestvennogo i logicheskogo. Sankt-Peterburg: KARO, 2004.
3. Lyamina A.A. Graficheskij yazyk - mezhdunarodnyj yazyk obscheniya. Vuzovskaya nauka - Severo-Kavkazskomu regionu: materialy XI Regional&noj nauchno-tehnicheskoj konferencii. Stavropol&: SevKavGTU, 2007; T. 2: 168.
4. Klochkova G.M. Graficheskaya sostavlyayuschaya v podgotovke buduschego bakalavra tehnologicheskogo obrazovaniya. Vektor nauki TGU. 2011; № 2 (16): 388 - 391.
5. Temerbekova A.A., Bajkunakova G.V. Formirovanie graficheskoj kul&tury shkol&nikov: tvorchestvo - art-proektirovanie. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2018; Vypusk 5 (194): 189 - 193.
6. Kostryukov A.V. Geometro-graficheskij yazyk kak osnova organizacii uchebnogo processa pri formirovanii graficheskoj kul&tury studenta vuza. Koncept. Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal. Pedagogicheskie nauki. Available at: http://e-koncept.ru/2018/181027.htm
7. Mishina N.V. Metody razvitiya graficheskih umenij podrostkov v processe hudozhestvenno-proektnoj deyatel&nosti. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. Penza: Izdatel&skij dom «Akademiya estestvoznaniya», 2014; № 4: 113.
8. Chugunova I.V., Temerbekova A.A., Bajgonakova G.A. Formirovaniya graficheskoj kul&tury obuchayuschihsya metodom interaktivnogo dialoga: monografiya. Gorno-Altajsk: RIO GAGU, 2012.
9. Al&kova L.A. Statisticheskij analiz rezul&tatov &eksperimental&noj raboty po formirovaniyu samoobrazovatel&noj kompetentnosti studentov vuza. Informaciya i obrazovanie: granicy kommunikacij: sbornik nauchnyh trudov. Gorno-Altajsk: RIO GAGU, 2014; № 6 (14): 390 - 394.
10. Bajkunakova G.V. Infograficheskie osnovy art-proektirovaniya. Distancionnye obrazovatel&nye tehnologii: materialy IV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (s mezhdunarodnym uchastiem), posvyaschaetsya 75-letiyu GPA, 2019: 10 - 12.

Статья поступила в редакцию 20.06.20

УДК 373.2:504-053.4

Fyodorova T.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, State Pacific National University (Abakan, Russia), E-mail: fedorova_fta@mail.ru

ON THE PROBLEM OF FORMING SOCIO-ECOLOGICAL COMPETENCE IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE. The article considers the issue of formation of socio-ecological competence of the younger generation, which is of key importance in the process of establishing environmental education for sustainable development. The analysis of the concept of "socio-environmental competence" as a personality phenomenon in the research of scientists is given. Attention is focused on the special role of the preschool level of education, laying the foundations of the socio-ecological development of the individual. It is shown how the elements of social ecology can be included in the process of environmental education of children. In understanding the essence of the socio-ecological competence of a person, the author brings an ecological and economic component, justifying it with the possibility of introducing children to affordable resource-saving activities. Some of the most important pedagogical conditions, as well as ways of forming the socio-ecological competence of preschoolers, are clarified from the standpoint of the ecological and economic approach.

Т.А. Федорова, канд. пед. наук, доц., Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: fedorova_fta@mail.ru

К РАЗРАБОТКЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассматривается вопрос о формировании социально-экологической компетентности подрастающего поколения, имеющей ключевое значение в процессе становления экологического образования для устойчивого развития. Дается анализ понятия «социально-экологическая компетентность» как личностного феномена в исследованиях ученых. Акцентируется внимание на особой роли дошкольной ступени образования, закладывающей основы социально-экологического развития личности. Показано, как элементы социальной экологии могут быть включены в процесс экологического образования детей. В понимание сущности социально-экологической компетентности личности автор привносит эколого-экономическую составляющую, обосновывая ее возможностью приобщения детей к доступным ресурсосберегающим видам деятельности. Уточнены с позиций эколого-экономического подхода некоторые важнейшие педагогические условия, а также способы формирования социально-экологической компетентности дошкольников.

В настоящее время компетентностный подход определяет теоретико-методологическую основу модернизации экологического образования для устойчивого развития. Однако проблема формирования экологической компетентности в общем экологическом образовании изучена и разработана недостаточно.

Прежде всего, исследования касаются сферы профессионального образования (Ф.С. Гайнуллова, С.Н. Глазачев, В.А. Даниленкова, А.А. Деркач, Л.В. Панфилова, ГА. Папуткова, О.Е. Перфилова, И.В. Петрухина, JI.E. Пистунова). Эти работы раскрывают особенности формирования экологической компетентности как составляющей профессионализма будущих педагогов, инженеров, дизайнеров, медиков, строителей, курсантов авиационного училища и т.д.

Одним из первых разработчиков концепции формирования экологической компетентности учащихся является Д.С. Ермаков. Экологическая компетент-

графическая культура арт-проектирование моделирование графический язык графические умения graphic culture art design modeling graphic language graphic skills
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты