Спросить
Войти

Формирование коммуникативных умений у студентов колледжа

Автор: Дёмина Елена Анатольевна

КОМПЕТЕНЦИИ И КВАЛИФИКАЦИИ

Формирование коммуникативных умений у студентов колледжа

ДЁМИНА

Елена Анатольевна,

преподаватель Сыктывкарского колледжа сервиса и связи, Сыктывкар

Аннотация

В статье обосновывается применение технологии Storytelling для формирования коммуникативных навыков у студентов системы среднего профессионального образования. Представлены результаты апробации технологии в группе будущих специалистов почтовой связи. Приведен перечень общих компетенций ФГОС СПО, формируемых за счет применения технологии Storytelling

компетентностный подход, коммуникативные навыки, технология Storytelling, профессиональные компетенции

В современных образовательных условиях профессиональная подготовка специалистов среднего звена осуществляется с учетом требований ФГОС СПО по направлению профессиональной подготовки. В структуру ФГОС СПО входят общие и профессиональные компетенции, представленные в виде требований к образовательным результатам. Таким образом, осуществляется реализация компетентност-ного подхода, являющегося основополагающим в современных образовательных условиях.

Главная идея компетентностного подхода — ориентация на результаты, значимые за пределами системы образования. Сравнительный анализ научных работ отечественных ученых позволяет определить понятие «профессиональная компетентность» как интегральную характеристику личности, включающую знания, умения и личный опыт, достаточный для осуществления профессиональной деятельности [1; 2; 5]. Компетентностный подход может быть рассмотрен в двух направлениях:

- профессиональные компетенции;

- личностные качества выпускника (в том числе владение коммуникативными навыками).

К коммуникативным навыкам студентов предъявляются достаточно высокие требования, поскольку они являются показателем конкурентоспособности и профессионализма. В процессе обучения формирование коммуникативных навыков у студентов осуществляется различными способами. Так, преподаватели применяют технологии обучения студентов в сотрудничестве, практикуют проведение семинаров, конференций, дебатов и других видов деятельности, способствующих достижению образовательных результатов. Также отметим, что в настоящее время особую популярность получают современные образовательные технологии: участие в профессиональных форумах и конференциях, обучение «на рабочем месте» с использованием интерактивных технологий, имитационные технологии и реконструкция «рабочего места», ко-учинг, наставничество, консалтинг, сторителлинг, стретчинг, коллективное решение практических задач (краудсорсинг, ви-ки-проекты) и пр. [6].

Дёмина Е. А. Формирование коммуникативных умений у студентов колледжа // Профессиональное образование и рынок труда. — 2018. — № 1. — С. 50-53.

В данной статье рассмотрен способ формирования коммуникативных умений в процессе профессиональной подготовки студентов среднего звена с помощью технологии передачи корпоративных знаний Storytelling (от англ. storytelling — «рассказывание историй»).

Storytelling, неформальный метод обучения персонала, был изобретен и апробирован Дэвидом Армстронгом, главой международной компании Armstrong International. При разработке метода Дэвид Армстронг учел известный психологический фактор: истории более выразительны, увлекательны, интересны и легче ассоциируются с личным опытом, чем правила или директивы. Они лучше запоминаются, им придают больше значения, и их влияние на поведение людей оказывается сильнее [7].

В настоящее время данный метод передачи корпоративных знаний набирает популярность. На предприятиях устраиваются встречи сотрудников для передачи личного опыта, способов решения насущных проблем. В образовательной практике сторителлинг применяется на уроках иностранного языка, что способствует более эффективному овладению иностранной речью.

В работе Л. А. Елисеевой сторителлинг представлен как важный механизм передачи неявных аспектов профессиональных навыков. Трансляция неявных знаний заключается в наставничестве, корпоративной культуре, создании и поддержке неявных рутин [3].

Ж. Е. Ермолаева отмечает возможность использования сторителлин-га как педагогической техники, построенной на использовании историй с определенной структурой и героем, направленной на решение педагогических задач обучения, наставничества, развития и мотивацию [4].

Таким образом, отметим, что для формирования компетентного специалиста в системе среднего профессионального образования сто-рителлинг не менее значим.

В 2017/2018 учебном году в Сыктывкарском колледже сервиса и связи в выпускной группе студентов по специальности 11.02.12 «Почтовая связь» состоялся тренинг «Storytelling как средство передачи корпоративных знаний». Мероприятие проводилось в два этапа: первый — ознакомление с технологией сторителлинг, его видами и структурой; второй — открытая защита отчетов по практике в виде докладов с применением данной технологи. Нужно отметить, что учебная и производственная практика студентов проходила в рамках освоения ПМ.02 «Техническая эксплуатация средств почтовой связи». Этот период был интересен тем, что в это время все объекты почтовой связи переходили на новое программное обеспечение ЕАС ОПС (единая автоматизированная система объектов почтовой связи).

На открытую защиту отчетов по практике были приглашены представители Управления федеральной почтовой связи Республики Коми — филиала «Почты России». Студенты не просто докладывали о том, какие виды деятельности осваивали на практике, но и рассказывали поучительные истории, которые происходили с ними. Так, из 20 представленных докладов о прохождении практики на предприятиях почтовой связи и приобретенных навыках в работе со средствами меПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

52 | 1 /2018

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

КОМПЕТЕНЦИИ И КВАЛИФИКАЦИИ

ханизации и автоматизации 12 историй были связаны с выполнением внутрипроизводственных работ с новым программным обеспечением, четыре доклада представляли собой истории о работе с клиентами. По результатам тренинга была отмечена достаточно высокая эффективность технологии сторителлинг.

При подведении итогов совместно со студентами, преподавателями и представителями предприятия был проведен анализ качеств будущего специалиста почтовой связи — как профессиональных, так и личностных. Студентами было отмечено, что их будущая работа интересная, требующая внимательности и терпения.

В целом, можно сделать вывод, что работа по формированию коммуникативных умений у студентов в большей мере способствует формированию навыков общения с коллегами, руководством, а также осознанию значимости своей будущей профессиональной деятельности. Таким образом, проведение конференции с применением технологии сторителлинг позволило реализовать ФГОС СПО за счет формирования следующих общих компетенций [8]:

- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

- ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Сегодня педагогический сторителлинг может применяться при активном использовании мультимедийных технологий, а значит, может использоваться преподавателем как в очном, так и дистанционном формате обучения [4].

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что сторителлинг как простой и доступный метод формирования коммуникативных навыков обладает достаточно высоким потенциалом, его применение способствует эффективному формированию профессиональной компетентности у студентов системы среднего профессионального образования.

Литература

1. Загвязинский В. И. О компетентностном подходе и его роли в совершенствовании высшего образования: доклад на Ученом совете Тюменского государственного университета 18 января 2010 г. [Электронный ресурс] // Тюменский государственный университет. Официальный сайт. URL: http:// www.utmn.ru/showdoc/2241.
2. Зеер Э. Ф., Мухлынина О. В. Компетентностный подход в реализации профессионального развития личности специалиста: Сб. статей по мат-лам Всероссийской науч.-практ. конф. 5 мая 2011 г. — Екатеринбург — Березовский: Филиал Российского государственного профессионально-педагогического университета в г. Березовском, 2011. — С.101-106.
3. Елисеева Л. А. Наставничество и сторителлинг как эффективные способы трансляции неявного знания // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Сер. Гуманитарные и социальные науки. — 2011. — № 1. — С. 46-49.
4. Ермолаева Ж. Е., Лапухова О. В. Сторителлинг как педагогическая техника конструирования учебных задач в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — № 6. [Электронный ресурс] // URL: http://e-kon-cept.ru/2016/16132.htm.
5. Иванов В. Г. Формирование профессиональной компетентности // Наука и образование в XXI веке: Сб. науч. тр. по мат-лам Междунар. на-уч.-практ. конф. 31 октября 2014 г. — Ч. 12. — Тамбов, 2014. — С. 69-70.
6. Резникова Р. А., Резников К. С. Использование информационно-коммуникационных технологий в формировании профессиональных компетенций будущего специалиста // Вестник Московского государственного университета печати. — 2015. — № 1. — С. 105-109.
7. Сторителлинг // Словарь терминов Trainings.ru [Электронный ресурс] // URL: http://www.trainings.ru/library/dictionary/storytelling/.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ ТЕХНОЛОГИЯ storytelling ПРО-ФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты